Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Егорова Г.И. 1 Сязи Н.М. 2
1 Филиал «Тобольский индустриальный институт» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
2 Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Раскрыты особенности полиэтнической культуры как основы социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС. Раскрыты структурные компоненты полиэтнической культуры. Показаны особенности процесса формирования полиэтнической культуры в изменяющемся социокультурном пространстве. Доказано, что полиэтническая культура способствует личностному и социальному успеху по таким критериям, как толерантность, межкультурная коммуникация, полиэтнический интерес, мобильность. Сделан акцент на функциональной значимости полиэтнической культуры как основы жизненного, профессионального, личностного успеха будущего бакалавра, который будет работать, жить в условиях межкультурного взаимодействия. Раскрыта система факторов, определяющих возможность процесса формирования полиэтнической культуры, объединенных в следующие группы: социаль¬ные, педагогические, научно-теоретические, субъектно-личностные. Определены критерии оценки результативности сформированности полиэтнической культуры школьников, методика формирования и диагностический материал. Выявлена положительная динамика критериев оценки сформированности полиэтнической культуры.
социализация учащихся
полиэтнические ценности
умения
полиэтнические знания
полиэтническая культура
1. Егорова Г.И. Сязи Н.М. Сущностные основы полиэтнической культуры современной образовательной системы // Известия высших учебных заведений Социология. Экономика. Политика. — Тюмень: ТюмГНГУ. – 2013. — № 2.(37) – С. 92–94.
2. Егорова Г.И. Формирование научно-технического кругозора будущего специалиста. Монография. (Гриф УМО Академии профессионального образования) —Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2013. — 226 с.
3. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: Монография / Под ред. С.В. Кривых.– СПб.: Экспресс, 2013.–200 с.
4. Поштарева Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Монография. — Ставрополь: Литера, 2006. — 300 с.
5. Сязи Н.М. Полиэтническая культура современной образовательной системы // Социально-экономическое, социально-политическое и социокультурное развитие регионов. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. — С. 143–147.

Глобализация современного мира и трансформация российского общества ориентируют на процессы гуманизации и демократизации в межкультурном пространстве, что сопровождается обеспечением цивилизованного сосуществования полиэтнического взаимодействия. На данном этапе развития российской государственности особую актуальность приобретает идея сохранения многообразия культур, разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования [3].

Очевидно то, что российская школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие конфликты и проблемы, но она может внести существенный вклад в формирование полиэтнической культуры, толерантности, полиэтнического интереса. Школа может помочь учащимся понять, осознать, оценить их собственную культуру, культуру одноклассников, родителей. При этом дети приобретут навыки адекватной оценки как отдельных людей, так и социальных групп.

Полиэтническая культура школьников - это интегральное качество личности, включающее наличие полиэтнических знаний, представлений и ценностей поликультурных традиций, проявление позитивного отношения к поликультурным различиям этнических общностей, потребности в субъект-субъектном взаимодействии многонациональной школы. Уровень развития всех значимых компонентов полиэтнической культуры обеспечивает эффективные условия социализации личности школьника в поликультурном пространстве образовательного учреждения. С позиции психолого-педагогических закономерностей полиэтническая культура является личностным интегральным показателем. Отсутствие или низкий уровень развития одного ее компонента могут в той или иной мере компенсироваться сильным проявлением другого [2]. Учитывая авторские позиции, выделим компоненты интеллектуальной культуры, каждый из которых выражается определенной системой качеств, функционального значения (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты полиэтнической культуры и их функциональное значение

Компоненты

качества

функции

Полиэтнические знания

Высокий уровень владения, понимания теоретически обобщенного общественно-исторического опыта других культур, результат овладения обучающимися полиэтнической действительностью, ее познания

Гносеологическая

аксиологическая

Полиэтнические умения

Высокий уровень развития способов, методов познания других национальностей, готовность к межкультурному взаимодействию

Коммуникативная

Полиэтнические качества

Толерантность

Межэтнический интерес

Мобильность

Межкультурная коммуникация

Информационная

познавательная

коммуникативная

Рефлексия

Осмысление собственных действий в плане формирования полиэтнической культуры, межличностного общения, коммуникаций

Коммуникативная

защитная

нормативная

Выделенные компоненты полиэтнической культуры способствуют формированию высокого уровня межнационального взаимодействия с его важнейшими компонентами: нравственными, эстетическими, философскими знаниями, чувствами, убеждениями. Доказательный тезис значимости полиэтнической культуры как основы социализации личности обучающегося следующий: полиэтническая культура - условие свободного полиэтнического взаимодействия, она формируется как в рамках внутренней культуры этноса, так и в рамках между различными межкультурными коммуникациями. Слабое место здесь, по выражению И.С. Ладенко, - низкий базовый полиэтнический фундамент; неразвитость полиэтнической самостоятельности.

Безусловно, анализ научной литературы показывает, что процесс формирования полиэтнической культуры социально и исторически обусловлен. Мы считаем, что результатом процесса формирования полиэтнической культуры является высокий уровень сформированности полиэтнических знаний, умений, ценностных убеждений как особых категорий полиэтнической универсальности, с которой человек воздействует на окружающее пространство.

Полиэтническая культура как многомерное, целостное явление рассматривается нами как трехмерное пространство, ориентированное по трем взаимосвязанным направлениям процесса формирования: культурологическому, деятельностному, ценностному. С учетом этих трех сторон школьники ориентированы и на полиэтническое воспитание [1].

Полиэтническую культуру можно отнести к элитарной культуре - понятию, сопоставимому с культурой массовой. Смыслом элитарной культуры традиционно является поиск правды и красоты, забота о духовном возвышении человека, преодолении его невежества, воспитании лучших нравственных качеств личности. Полиэтническая культура как составная часть общей культуры способствует преодолению неаутентичных, иллюзорных этнических качеств своей культуры, собственного внутреннего мира в разного рода ситуациях, способствует гармонизации личности в условиях межкультурной коммуникации, повышению степени аутентичности, согласованности со своей сущностью.

Что можно считать показателем полиэтнической культуры? На наш взгляд, это уровень развития полиэтнической компетенции, основные показатели которой характеризуют готовность к жизнедеятельности личности в условиях полиэтнического пространства. Система полиэтнических умений задает широту полиэтнического взаимодействия. Система полиэтнически значимых качеств обеспечивает адаптацию личности в полиэтническом пространстве, формирует готовность оценивать социокультурные явления, собственные этнические ресурсы, осуществлять рефлексию. Благодаря рефлексии личность школьника становится во внешнюю позицию по отношению к своим компонентам полиэтнической культуры, поэтому происходят оценка, анализ, сравнение, возможное наращивание уровня полиэтнической культуры.

Таким образом, в плане некоторой внутренней структуры выстраивается диалектическая зависимость компонентов полиэтнической культуры (рис. 1).

Рис. 1. Диалектическое отражение внутренней структуры полиэтнической культуры

Формирование полиэтнической культуры - это, конечно, не самоцель. Очевидно, что в изменяющемся социокультурном пространстве только полиэтническая культура может способствовать личностному и социальному успеху по таким критериям, как толерантность, межкультурная коммуникация, мобильность. Полиэтническая культура - это и основа жизненного, профессионального, личностного успеха будущего бакалавра, который будет работать, жить в условиях межкультурного взаимодействия [4].

Можно выделить систему факторов, определяющих возможность процесса формирования полиэтнической культуры, объединенных в следующие группы: социаль­ные, педагогические, научно-теоретические, субъектно-личностные.

Группа социальных факторов объединяет:

1) корен­ные преобразования в ведущих сферах жизни страны в связи с утверждением демократических норм, формированием правового государства, рыночной экономики, с переходом от индустриаль­ного общества к обществу постиндустриальному и информацион­ному (в котором процессы создания и распространения полиэтнического знания становятся ключевыми);

2) социальные требования к подготовке современного бакалавра, школьника;

3) стратегию модернизации российского об­разования.

Группа научно-теоретических факторов объединяет современ­ные достижения науки о полиэтнической культуре, достижения педагогической науки о построении образовательного процесса, направленного на формирование полиэтнической культуры; нормативные требования ФГОС нового поколения; результаты научных ис­следований по аспектам подготовки школьника, бакалавра к вопросам межкультурной коммуникации, интеграции, взаимодействия. Группа педагогических факторов представ­лена целями и за­дачами, содержанием и структурой; спецификой полиэтнической культуры. Психолого-педагогическими требованиями к формированию полиэтнической культуры обучающегося являются требо­вания к формам, методам, средствам формирования полиэтнической культуры и результатам процесса; критериально-индикаторные характеристики - оценки уровня сформированности полиэтнической культуры.

Группа субъектно-личностных факторов объединяет осознавае­мые личностью потребности в непрерывном совершенствовании компонентов полиэтнической культуры, саморазвитии полиэтнических качеств; высокую мотивацию к деятельности в полиэтническом пространстве; осознание обучающимися уровня сформированности полиэтнической культуры.

Нами разработан учебно-методический комплекс «Полиэтническая культура школьника», включающий (программу, дидактические материалы, в том числе краеведческого характера, развивающие интегрированные задания). Анализ контрольных работ проводился по авторской методике и методике В.П. Беспалько [5].

Составлялись опросные листы, предлагались варианты контрольных работ с включением заданий на выявление полиэтнических знаний, умений, качеств. Определялся коэффициент усвоения знаний (Куз) (табл. 2) и коэффициент полноты выполнения операций (КПО).

Таблица 2

Значения Куз на обучающем этапе педагогического эксперимента

№ контрольного среза

Куз

контроль

Куз

эксперимент

1

0, 46

0, 54

2

0, 44

0, 64

3

0, 54

0, 67

4

0, 44

0, 61

5

0, 48

0, 72

Среднее значение

0, 47

0. 64

Из приведенных данных видно, что значения Куз в экспериментальных группах (т.е. в тех, где обучение шло обучение с использованием учебно-методического комплекса) выше, чем в контрольных. Разработанный и апробированный учебно-методический комплекс «Полиэтническая культура школьника» обеспечил качественные результаты сформированности полиэтнической компетенции, что доказывает его эффективность. Для убеждения в достоверности полученных результатов нами был определен коэффициент эффективности (успешности) (методика А.В. Усовой).

О высоком уровне сформированности полиэтнических качеств (толерантности, межэтнического интереса, мобильности, межкультурной коммуникации) говорят результаты анкетирования, наблюдений при проведении межгрупповых дискуссий, выполнении межнациональных интегрированных проектов.

Высокие показатели полиэтнических знаний, умений были отмечены на втором и третьем этапе педагогического эксперимента.

Таблица 3

Уровни сформированности полиэтнической культуры

Уровень сформированности полиэтнической культуры

8-й класс

9-й класс

10-й класс

Репродуктивный

65%

35%

9%

Эвристический

27%

45%

34%

Творческий

8%

20%

57%

Результаты измерения полиэтнической культуры проведены на каждом из трех этапов педагогического эксперимента. Самые высокие показатели получены на творческом уровне. Проведенный нами эксперимент показал, что, чем выше уровень сформированности полиэтнических качеств, тем выше уровень сформированности полиэтнической культуры.

Рецензенты:

Кривых С.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;

Назарова С.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры образовательного менеджмента ДПО ИПК СПО, г. Санкт- Петербург.


Библиографическая ссылка

Егорова Г.И., Сязи Н.М. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22382 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674