Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Шайдуллина Р.М. 1 Бахтигареева Л.Т. 2 Степанова Р.Р. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Октябрьском
2 Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в г. Стерлитамаке
В статье актуализируются проблемы повышения эффективности процесса экономической социализации студенческой молодежи. Утверждается, что экономическое образование и экономическое воспитание являются важнейшими условиями подготовки выпускника вуза к экономической деятельности в современных условиях. Даны научные интерпретации понятий «экономическая социализация студентов технического вуза», «экономическая подготовка современного инженера». К результатам экономической социализации студентов относятся: экономическая грамотность, сформированность экономических качеств личности, экономическая компетентность. Проведен анализ сущности, структуры, функций экономической подготовки будущих специалистов технического профиля. Определено, что целью экономической подготовки современных инженеров является формирование экономических компетенций, под которыми понимается системное проявление экономических знаний, умений, личностных качеств, позволяющих эффективно решать частные и общественные экономические проблемы. Выделены проблемы преподавания экономических дисциплин в технических вузах. Представлен опыт по совершенствованию экономической подготовки студентов технического вуза.
экономическая подготовка
экономическая социализация
экономическое образование
экономическое воспитание
1. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. – Т. 1. – С. 412–444.
2. Журавлёв А.Л., Дробышева Т.В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 59–81.
3. Землянская Е.Н. Экономическая подготовка как средство социализации младших школьников: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2003. – 406 с.
4. Шайдуллина Р.М. Реализация кейс-технологий на основе принципа двуплановости в процессе экономической социализации будущих инженеров // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. — № 6(49). – С. 44–54.
5. Шайдуллина Р.М., Амиров А.Ф. Модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров на этапе вузовского обучения // Сибирский педагогический журнал. – 2014. — № 4. – С. 91–96.

Современный этап развития общества характеризуется изменением требований к подготовке студентов высших учебных заведений, поскольку это связано как с реформированием высшего профессионального образования в России, так и с изменением целей и содержания практически всех видов профессиональной деятельности, в том числе и в области инженерного дела. Значение экономической подготовки в процессе становления современного инженера заставляет педагогов и практиков все чаще обращаться к поиску оптимальных путей повышения эффективности процесса экономической социализации студенческой молодежи. Современное общество и производство нуждаются в специалистах, способных к системному действию в экономических ситуациях, к анализу и проектированию своей экономической деятельности, умеющих быть самостоятельными в условиях неопределенности. Низкий уровень экономической компетентности инженерных работников приводит к снижению способностей менеджмента и технических кадров к обеспечению конкурентоспособности предприятий.

Современное инженерное образование неразрывно связано с экономическим образованием, направленным на качественно новый уровень экономической подготовки будущих специалистов инженерного профиля. В то же время экономическое образование и экономическое воспитание являются важнейшими составляющими целенаправленного процесса экономической социализации студентов, который осуществляется в стенах высшего учебного заведения. Именно в вузе происходит социальное созревание и взросление молодого человека, что в дальнейшем будет способствовать его адаптации и самореализации в рыночной системе хозяйствования. Изменение ключевых требований к экономической подготовке специалистов технического профиля позволяет рассматривать экономическую социализацию студентов как процесс усвоения молодыми людьми социально-экономического опыта (знаний, умений, ценностей); формирование компетентной личности, способной не только к эффективной деятельности по специальности, конкурентоспособной на рынке труда, но и обладающей экономически значимыми качествами, мобильностью, с целью оптимального включения после окончания вуза в систему социально-экономических отношений, их успешной адаптации к изменяющимся в результате научно-технического прогресса производственно-экономическим условиям и интеграции в динамичную рыночную среду [5]. К результатам экономической социализации студентов технического вуза мы относим экономическую грамотность, сформированность экономических качеств личности, экономическую компетентность, обеспечивающие успешность экономической деятельности в условиях рыночной экономики.

Можно утверждать, что единство экономического образования и экономического воспитания есть суть экономической подготовки. Согласно функциям образовательной системы основными функциями экономической подготовки являются: 1) развивающая (подготовка к экономической деятельности с определенным уровнем знаний и умений), 2) социальная (экономическая социализация выпускников вуза, включение в экономические отношения через экономическую деятельность), 3) воспитательная (формирование экономического мышления и востребованных рынком деловых качеств экономически воспитанной личности).

Экономическую подготовку как средство экономической социализации рассматривают А.Л. Журавлёв, Т.В. Дробышева, Е.Н. Землянская и др. [1, 2, 3]. На наш взгляд, целью экономической подготовки специалистов технического профиля в условиях модернизации и глобализации становится не столько формирование вполне конкретных знаний, умений, навыков в области экономики, сколько подготовка специалистов, способных практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Именно поэтому повышается значимость, особенно в условиях проявления кризисных явлений в современной российской экономике, экономического воспитания. Экономическое воспитание технического специалиста есть организованный и целенаправленный процесс ценностного освоения экономических знаний и умений, обеспечивающих формирование не только экономических (трудолюбие, предприимчивость, расчетливость и др.), но и социально значимых качеств личности (самостоятельность, ответственность, нравственность, мобильность и др.), обеспечивающих продуктивность социальной и профессиональной деятельности будущего инженера.

Экономическое образование является одним из важнейших условий подготовки выпускника вуза к экономической деятельности в современных условиях. Экономическое образование как часть образования современного инженера мы рассматриваем как личностно ориентированный вид образовательной деятельности с целевой ориентацией на результаты экономической социализации: формирование экономически грамотного специалиста с развитым экономическим мышлением; становление личности с экономической направленностью и экономическим поведением с учетом социальных, морально-этических установок, выработанных обществом; формирование профессионально мобильного, конкурентоспособного, компетентного специалиста, адаптированного к экономической жизни общества. Следовательно, экономическая подготовка современного инженера будет также рассматриваться нами как приобретение студентами в процессе обучения таких новообразований, как экономические компетенции, под которыми мы понимаем системное проявление экономических знаний, умений, личностных качеств, позволяющее эффективно решать частные и общественные экономические проблемы. Наше представление содержательной части экономического образования в техническом вузе показано на рисунке 1. На рисунке использованы следующие сокращения: ОК – общекультурные компетенции; ПК – профессиональные компетенции (направления подготовки «Нефтегазовое дело», «Химическая технология»).

Рис. 1. Структура экономического образования в техническом вузе

Таким образом, задачей экономического образования, а, следовательно, и экономической подготовки специалистов в области нефтегазового дела является формирование таких экономических знаний и умений, которые позволят выпускнику не только определять пути экономии труда, рассчитывать производительность труда на своем рабочем месте, подсчитывать себестоимость продукции, но и обосновывать оптимальные варианты технологических решений с учетом общеэкономических закономерностей и использования новейших методов расчета экономической эффективности. Именно технологические службы, организующие процесс производства, являются основным определяющим звеном как в добыче, так и в переработке нефти и нефтепродуктов. Следовательно, наличие не только профессиональных, но и экономических компетенций является основополагающим требованием к современному инженеру.

Программа экономической подготовки бакалавров в области нефтегазового дела предусматривает изучение следующих экономических дисциплин. Базовой дисциплиной, изучаемой в вузе, является «Экономика», имеющая целью усвоение студентами знаний в области современной экономической науки. В вариативную часть образовательной программы включены следующие дисциплины: «Основы рыночной экономики», «Экономические основы производства», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга». Кроме того, для студентов предлагаются курсы по выбору: «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Основы деловой этики и корпоративной культуры» и др. Опыт экономической подготовки, осуществляемой через образовательный процесс в филиалах Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Октябрьском и в г. Стерлитамаке, показал те проблемы, которые имеют место в преподавании экономических дисциплин в технических вузах.

1. Значительное сокращение числа часов по ФГОС третьего поколения на изучение экономических дисциплин (почти в 2 раза) при одновременном сокращении числа часов на самостоятельную работу студентов.

2. Перенос центра внимания при обучении лишь на поиск правильных ответов, а не на развитие творческого потенциала студента. Зачастую изучение курса рассчитано на сдачу экзамена, прохождение Интернет-тестирования, что сказывается на приобретаемых выпускниками таких знаний и способностей, как системное видение экономики, самостоятельность оценок экономических проблем с учетом стоящих за ними властных интересов; выявление причинно-следственных связей в экономике и важнейших законов ее развития.

3. Отсутствие в образовательном процессе стратегии экономического воспитания, а именно — воспитания будущих инженеров как класса креативных людей, настроенных на поиск нового. Инновации в экономике невозможны без творчески мыслящих специалистов.

Проведенная нами экспериментальная работа в филиале УГНТУ в г. Октябрьском была направлена на повышение эффективности экономической подготовки будущих инженеров через активизацию социализирующего потенциала образовательной среды технического вуза. Использование практико-ориентирующего потенциала кейс-технологий при изучении экономической теории показало, что данная технология имеет значительные преимущества, поскольку дает возможность студентам самостоятельно анализировать процессы, происходящие в экономике. Она обеспечивает вовлечение студентов в коллективную работу при обсуждении ситуации, учет мнений и оценок других участников, что необходимо для преодоления узкотехнократического мышления специалистов технического профиля, привития навыков социального взаимодействия через дискуссии, т.е. формирования коммуникативных навыков, необходимых для эффективной экономической социализации. В ходе формирующего эксперимента нам удалось раскрыть новые аспекты кейс-технологий в контексте инновационной подготовки инженеров [4]. Новизна нашего подхода заключалась в том, что, основываясь на принципе двуплановости, мы изменили ролевые функции субъектов образовательного процесса. На семинарских занятиях по экономике обсуждались кейсы, разработанные не только преподавателем, но и авторские кейсы самих студентов. В ходе эксперимента были реализованы эффективные методы и формы экономического обучения, позволяющие развивать такие качества личности, как активность, креативность, готовность к изменениям, адаптивность, гибкая ориентированность в динамичных экономических условиях, а именно: семинары-дискуссии, мастер-классы, блиц-игры, тренинги, методы проектов и др. Соответствующие современным требованиям воспитательные технологии были направлены на развитие способностей студента самостоятельно справляться с актуальными проблемами жизнедеятельности: налоги, личный бюджет, ипотека, страхование, пенсионное обеспечение, сбережения, развитие собственных предпринимательских способностей и др. Изучение элективного курса «Основы рыночной экономики» было построено по принципу «приглашающего обучения». В ходе формирующего эксперимента нами были организованы занятия с участием структур, непосредственно работающих на финансовых рынках: инвестиционных компаний, продемонстрировавших на практике навыки работы на фондовой бирже; учреждений банковского сектора, ознакомивших студентов с принципами работы данной сферы экономики. Знакомство с основами организации предпринимательской деятельности студенты получили при встрече со специалистами Октябрьского бизнес-инкубатора, которые провели обучающий семинар на тему «Начинающий предприниматель». Студентам представили информацию о том, как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, встать на учет в налоговой инспекции и выбрать для себя выгодную систему налогообложения. Некоторые студенты проявили интерес к организации собственного бизнеса в глобальной компьютерной сети Интернет.

При изучении «Основ рыночной экономики» студентам предлагались такие темы для организации проектной деятельности, как решение проблем занятости в своем городе, создание собственного предприятия по программе «старт-ап» и др. Такая форма воспитательной работы среди студентов не только повысила уровень экономической и финансовой грамотности, но и научила ответственности за принимаемые решения, рациональному подходу к своим сбережениям, способствовала интересу к предпринимательскому делу. Это позитивно отразилось на процессе экономической социализации студенческой молодежи.

Система экономической подготовки бакалавров технического профиля включает и дисциплины отраслевой экономики. Так, в филиале УГНТУ в г. Стерлитамаке студентами направления подготовки «Химическая технология» изучается дисциплина «Основы экономики и управления производством», в рамках которой выполняется курсовая работа. Курсовые работы учитывают производственные особенности конкретного предприятия и носят интегрированный характер, поскольку являются логическим продолжением курсовых

проектов, разработанных по спецдисциплинам. Тематика курсовых работ увязывается с будущей профессиональной деятельностью студентов и, как правило, носит прикладной характер. Часть курсовых работ имеет научно-исследовательскую направленность. При написании курсовых работ используются фактические материалы предприятий нефтепереработки, нефтехимии и химии городов Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая. Деятельность по сбору исходной информации, а также выявление существующих проблем действующего производства, обсуждение их с руководителями практики на предприятиях позволяют углубить экономические знания, полученные студентами во время аудиторных занятий, самостоятельной и учебно-исследовательской работы. При выполнении курсовых работ студенты оценивают эффективность существующей системы управления производством, в том числе и методов осуществления технологического процесса, уровня организации труда; овладевают методикой расчета и анализа основных технико-экономических показателей проектируемого производства; рассчитывают показатели экономической эффективности инвестиций, связанных с реконструкцией действующего производства, с совершенствованием применяемой технологии изготовления или с созданием производства новой продукции; прогнозируют изменение показателей конкурентоспособности предприятия. Студенты УГНТУ — по отзывам руководителей практики от предприятий — отличаются деловитостью, трудолюбием, инициативностью и креативностью мышления, что свидетельствует о развитии экономических качеств личности у будущих инженеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что основополагающей задачей, решаемой высшей технической школой, является подготовка экономически социализированного специалиста, обладающего определенным уровнем экономической компетентности в избранном профессиональном поле деятельности, способного эффективно действовать в рыночной экономике, готового к преобразованию производства, к изменениям в социально-экономических условиях.

Рецензенты:

Игтисамова Г.Р., д.п.н., профессор кафедры информационных технологий, математики и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском, г. Октябрьский;

Классен Э.Г., д.фил.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском, г. Октябрьский.


Библиографическая ссылка

Шайдуллина Р.М., Бахтигареева Л.Т., Степанова Р.Р. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22325 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674