Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Осенкова Д.И. 1 Коновалов И.Е. 1 Мугалимова Н.Н. 1 Коломыцева О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академии физической культуры, спорта и туризма»
Актуальность исследования заключается в изучении основных рисков, которые могут возникать у будущих студентов с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования и непосредственно оказывают влияние на формирование у них готовности к продолжению обучения. Представлен критический анализ нормативно-правовой документации, контролирующей и регламентирующей права и возможности людей с ограниченными возможностями здоровья обучаться в высшем учебном заведении, например таких документов как Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенции о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и др. В статье представлены компоненты системы довузовской подготовки: осуществление индивидуального подхода к инвалидам учетывая их нозологии; учебный материал должен быть доступным и наглядным; взаимодействие с инвалидами должно осуществляться в интерактивной форме; постоянное сохранение обратной связи; обязательное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; вариативное применение on-line и off-line технологий; формирование и коррекция индивидуальной образовательной траектории, что представляет практическую ценность для формирования готовности абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении.
довузовская подготовка
абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья
готовность к обучению в высшем учебном заведении
1. Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии. – Париж, 1960.
2. Конвенция о правах инвалидов. Резолюция 61/106 Генеральной ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 г. – Нью-Йорк, 2006.
3. Конституция Российской Федерации. Статья 43. Официальное издание. – М.: ГУ изд-во «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2009. – С.17.
4. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
5. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ратификации Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования» от 2 июля 1962 г. – М.: Ведомости Верховного Совета СССР. – 1962. – № 27. – ст.291.
6. Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
7. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».
Актуальность исследования. В настоящее время одной из важнейших задач государства, как социального, является расширение возможностей для полной самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что тесно связано с проблемой их адаптации и совершенствования системы образования индивидов. Актуальность изучения данного вопроса объясняется также тем, что профессиональное образование людей с ОВЗ относится к категории сложнейших вопросов  в социальной работе. Большое значение  имеет создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция людей с ОВЗ в общество, через их адаптацию в социуме и мотивацию к продолжению образования.

В последние годы получение высшего образования становится для людей с особенностями развития ведущей целью в их жизни. С этим они связывают достижение наиболее важных жизненных позиций, возможностью самореализовать себя в будущем профессиональной деятельности.

Таким образом, учитывая все изложенное выше, целью нашего исследования является выявление основных проблем, влияющих на формирование готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении.

Задачи исследования:

1. Выявить основные факторы, влияющие на формирование готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в высшем учебном заведении.

2. Разработать рекомендации для формирования готовности людей с ограниченными возможностями здоровья к получению высшего образованию.

Базой проведения исследования является ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». В исследовании принимали участие люди с ограниченными возможностями здоровья, имеющие различные нозологии. Количество участников исследования 75 человек в возрасте от 18 до 35 лет, жители различных регионов РФ и муниципальных районов РТ.

Результаты исследования. Право на образование - одно из основных прав человека - закреплено на международном уровне и в Конституциях стран.

Международное звучание этот вопрос получил после Второй мировой войны в основополагающих документах Организации Объединенных Наций, в первую очередь во Всеобщей декларации прав человека. Изначально это была констатация необходимости равных возможностей в отношении образования.

14 декабря 1960 года ООН приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, в которой обра­зование уже связывается с его доступностью [1].

Через два года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года данная Конвенция была ра­тифицирована в СССР, это первый правовой документ о доступности высшего образования [5].

Право на образование является одним из основных прав человека, однако, его реализация для различных социально уязвимых категорий людей затруднена.  Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В Конвенции о правах инвалидов и принятой резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Россией в 2012 г., образованию посвящена отдельная статья № 24, где указано, что: «Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества». Там же указано, что «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества» [2, 6].

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751) в своих стратегических це­лях утверждает реальное равенство прав граждан и возможность каждому по­вышать образовательный уровень в течение всей жизни; гармонизацию нацио­нальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку через систему образования этнической самобытности народов России, гуманистических тра­диций их культур; качественное образование в сельской школе, реализацию ус­ловий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами. Высшие учебные заведе­ния утверждаются как центры образования, культуры, науки и новых техноло­гий. Российская система образования интегрируется в мировую образователь­ную систему с учетом отечественного опыта и традиций [4].

В Конституции Российской Федерации, в статье 43 в первом пункте, отмечено, что «Каждый имеет право на образование», а в пункте три «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» [3].

Согласно ст.19 Федерального закона N 185-ФЗ от 02.07.2013г.«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения» [8].

Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена на: осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами бесплатного высшего образования.

В настоящее время получение высшего образования инвалидами регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.[7].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Для них должно быть организована инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Данная категория лиц должна обучаться по адаптированным образовательным программам. Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Таким образом, в РФ принята и действует нормативно-правовая база, контролирующая и регламентирующая права и возможности людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе получения высшего образования. Однако несмотря на это, данный вопрос по- прежнему остается актуальным. Это связано прежде всего с проблемами, которые могут возникнуть у людей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в высшем учебном заведении. Для выявления таких проблем нами проведено анкетирование людей с ограниченными возможностями здоровья. В анкетном опросе приняли участие 75 респондентов, в возрасте от 18 до 35 лет, жителей различных регионов РФ и муниципальных районов РТ.

На основании проведенного анкетного опроса (в самом общем виде) были выявлены следующие 4 основные группы проблем, которые беспокоят людей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в вузе:

1. Физическое состояние - имеющиеся отклонения в состоянии здоровья - 30 %.

2. Информационная культура - особенности восприятия информационного потока и управление им - 5 %.

3. Психологические особенности - степень развития коммуникативных навыков и адаптационных способностей - 25 %.

4. Уровень обученности - недостаточная степень овладения знаниями, полученными в школе - 40 %.

Таким образом, на основании полученных данных наибольшей проблемой для людей с ограниченными возможностями здоровья является слабая подготовка в школе, т.е. респонденты отмечают недостаточный собственный уровень знаний, полученный в школе.

Решению этой проблемы может служить система довузовской подготовки, основной целью которой является ликвидация разрыва в уровне знаний и способностей  людей с ограниченными возможностями здоровья при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.

Учитывая потребность в такой подготовке, нами были разработаны методические рекомендации по организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья.

Система довузовской подготовки на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и создания условий для психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний и способностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

В свою очередь специфика современной системы довузовской подготовки заключается в её способности не только вооружать людей с ограниченными возможностями здоровья первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность понимания будущей профессии; готовить к выбору направления дальнейшей траектории образования, будущей профессиональной деятельности с учетом ее специфики и особенностей.

Для эффективной организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие основные компоненты: осуществление индивидуального подхода к инвалидам учитывая их нозологии; учебный материал должен быть доступным и наглядным; взаимодействие с инвалидами должно осуществляться в интерактивной форме; постоянное сохранение обратной связи; обязательное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; вариативное применение on-line и off-line технологий; формирование и коррекция индивидуальной образовательной траектории.

Необходимым условием достижения наибольшего эффекта системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья является комплексное использование специальных информационных и дистанционных образовательных технологий, которые являются технологической основой информационно-образовательной среды.

В системе довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать образовательные специальные адаптированные программы, которые реализуются на базе вуза. В образовательные специальные адаптированные программы рекомендуется включить дисциплины трех групп:

1. Общеобразовательные дисциплины, основные предметы из школьной программы.

2. Специальные дисциплины, предметы, необходимые непосредственно для сдачи вступительных испытаний.

3. Адаптированные дисциплины, предметы, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение в вузе.

При необходимости проведение довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья возможно на базе специальных общеобразовательных организаций, а также с активным использованием дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, учитывая все изложенное выше, можно сделать выводы:

1. На основании анкетного опроса нами выявлены 4 основные группы проблем, которые беспокоят людей с ограниченными возможностями здоровья: 1. Физическое состояние. 2. Информационная культура. 3. Психологические особенности. 4. Уровень обученности.

2. Для эффективной организации системы довузовской подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие основные компоненты: 1. Организационный компонент. 2. Дидактический компонент. 3. Содержательный компонент. 4. Информационно-технологический компонент.

Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., доцент, декан факультета «Спорт» ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,  г. Казань;

Латыпов И.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Теория и методика циклических видов спорта» ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,  г. Казань.


Библиографическая ссылка

Осенкова Д.И., Коновалов И.Е., Мугалимова Н.Н., Коломыцева О.В. ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22256 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674