Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Белова Е.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье успешно обоснованы возможности социализации студента высшего учебного заведения в условиях дистанционного обучения, являющиеся необходимыми для профессионального становления личности студента. Проанализирована значимость введения элементов дистанционного обучения в практику образовательной организации высшего образования, что позволило усилить связь процесса профессиональной подготовки обучающегося с социализацией. Определен контекст обновления основных целей и задач, содержания, форм образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих и дистанционно ориентированных методов, информационных технологий социализации в вузе. Раскрыт педагогический аспект внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс вуза; определены направления влияния всех составляющих образовательного процесса высшего учебного заведения непосредственно на социализацию студента, его деятельность, возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира и построения траектории жизни с учетом развития субъектной активности; определена специфика взаимодействия между педагогом и студентом в контексте организации сотрудничества.
социализация
дистанционного обучение
студент
внедрение инноваций
образовательный процесс вуза
содержание деятельности студента вуза
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 2000. – 350 с.
2. Бакалов В.П. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление / В.П. Бакалов, Б.И. Крук, О.Б. Журавлева. – М.: Горячая Линия – Телеком, 2008. – 108 с.
3. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.М. Ибрагимов. — М.: Академия, 2007. – 336 с.
4. Могилев А.В. Концепции развития сферы дистанционного обучения в региональном вузе / А.В. Могилев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 32 с.
5. Пак Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: дисс. … докт. пед. наук / Л.Г. Пак. — Оренбург, 2011. — 426 с.
6. Полат Е.С Определение эффективности дистанционной формы обучения // Качество дистанционного образования. Концепции. Проблемы. Решения: Материалы международной практической конференции / Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 412 с.
7. Романов А.Н. Технология дистанционного обучения / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 306 с.
8. Трайнев В.А., В.Ф. Гуркин Дистанционное обучение и его развитие / О.В. Трайнев, В.Ф. Гуркин, В.А. Трайнев. — М.: Дашков и Ко, 2008. – 296 с.
9. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения / Н.М. Шахмаев. — М.: Знание, — 2000. – 276 с.
Постоянные изменения в современном мире диктуют все новые и новые правила жизни человека в обществе. Инновации давно и прочно вошли в  профессиональную деятельность человека, а также в образование, в воспитание и социализацию личности. Основные изменения происходят в контексте модернизации российского общества. И в данных условиях изучение проблем социализации имеет архиважное значение. Педагогический состав образовательных учреждений постоянно находится в поиске научно обоснованных путей и способов решения данного вопроса, поскольку меняется и социальный заказ для образования. В настоящее время происходит противостояние образовательных учреждений и средств массовой информации, при этом последние меняют социализацию личности студента в сторону далеких от России ценностей. В данном случае роль педагогического состава в  высших учебных заведениях существенно возрастает [2].

Педагог становится консультантом-новатором, советчиком-новатором, носителем инноваций в технологиях социализации и может не только оказать помощь при адаптации студента в стенах учебного заведения, но и сформировать социально мобильную личность, способную жить в современном социуме.  Студент становится субъектом образовательного процесса. Особую значимость в этой связи приобретает дистанционное обучение, выступающее в роли инновационной составляющей в формировании социализации личности обучающегося как субъекта образовательной и социальной практики. Само понятие «инновация»  характеризуется как процесс внедрения изменений, новизны. Если соотносить данное понятие с дистанционным обучением, то в этом случае происходит введение целого ряда новшеств в содержание, методы и формы образовательного процесса [3]. Это же касается взаимной деятельности педагогов и обучающихся. Рассматривая дистанционное обучение, мы говорим о разновидности обучения на расстоянии, когда образовательный процесс происходит в интернет-среде, в соответствии с этим изменяется содержание процесса социализации обучающегося. Проблемой для многих вузов является то, что студенты хотят или вынуждены начать работать как можно раньше.  А дистанционное образование дает обучающимся  возможность получить доступ к нестандартным источникам информации, предлагает возможности для творчества, а также обретения определенных социальных знаний, умений и закрепления различных профессиональных навыков, т.е. предполагает успешную социализацию студента в постиндустриальном социуме [1].  Именно поэтому очень важно уделить внимание процессу социализации студента в условиях дистанционного обучения.

Рассматривая работы  научных деятелей: А.А. Андреева,  Ю.П. Господарика, А.В. Могилева,   Е.С. Полат, А.Е. Петрова и многих других авторов, можно констатировать, что  они анализируют  представления о социализации личности и об особенностях учебного процесса  при дистанционном образовании [6].

Е.С. Полат, А.Е. Петров рассматривают дистанционное обучение как  новую  инновационную форму обучения,  при этом предполагают использование совершенно иных  подходов, методов, средств обучения, а также социального взаимодействия учителя (педагога)  и обучающегося между собой. А.В. Могилев дистанционное обучение рассматривает как способы связывания между собой трех составляющих учебного процесса: педагога, обучаемого и источников, расположенных в разных географических точках, посредством особых технологий [4].

Дистанционное обучение предусматривает взаимодействие между педагогом и другими студентами, сотрудничество посредством разного рода и вида деятельности [9]. Анализ научных источников, собственный опыт работы в вузе позволяют выделить общие тенденции, определяющие специфику социализации студента вуза в условиях дистанционного образования: во-первых, постановка в центр образовательного процесса студента с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, поиск, переосмысление, обновление основных целей и задач, содержания, форм образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих и дистанционно ориентированных методов, информационных технологий социализации в вузе, определяющих уровень качества развития личности как субъекта образовательного процесса; в-третьих, установление новых субъект-субъектных дистанционных отношений между студентами и преподавателями посредством включения в процесс социализации гуманистически ориентированного, полисубъектного диалога, который стимулирует образовательную и творческую активность студентов, развивает их интеллектуальные способности, профессиональные навыки, умения, способствует развитию умений устанавливать позитивные отношения с социумом; в-четвертых, конструирование информационно содержательного наполнения деятельности студента, обеспечивающее возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира и построение траектории жизни обучающихся с учетом развития субъектной активности личности, максимального раскрытия внутреннего потенциала, осознанной рефлексии, самоорганизации и саморегуляции [5].

Нами было проведено  письменное анкетирование студентов-первокурсников и выпускников НОУ ВПО АГИ г. Оренбурга для определения роли дистанционного обучения в процессе социализации студентов. В опрашиваемую группу вошли 200 человек, из которых 58% составили первокурсники и 42% - выпускники. Студентам было предложено дать развернутые ответы. Им были предложены следующие вопросы: Как вы относитесь к дистанционному обучению? При дистанционном  обучении качество  образования выше стандартного? Как вы считаете, дистанционное образование более удобное: если да, то почему, если нет, то почему? Как вы считаете, объективно ли оценивается итоговая аттестация? Как вы считаете, при дистанционном образовании  достаточно ли  только теоритического материала для проведения практических занятий? Как вы считаете, все ли программы для выполнения онлайн-тестов достаточно удобны? Как вы считаете, важно ли социальное взаимодействие во время учебного процесса? После анализа полученных результатов сделали следующие выводы.

Основными проблемами внедрения и полноценного использования дистанционного обучения в контексте эффективной социализации обучающихся в российских вузах являются:

  1. недостаточно оснащенная методическая база (методические рекомендации для написания письменных работ, прохождения и оформления отчетов по практике, а также ссылки на довольно старую учебную литературу);
  2. возрастной состав преподавателей; многие преподаватели старшего поколения не способны быстро адаптироваться к меняющимся условиям обучения (к новым модернизированным методам работы со студентами) и сами нуждаются в обучении;
  3. необходимость вузов обучать персонал или вводить новую штатную единицу для ведения программного обеспечения дистанционного образования;
  4. недостаточная оснащенность компьютерами нового поколения и соответственно программами для проведения лекции, семинаров и онлайн-тестов;
  5. недостатки в разработках программах онлайн-тестирования, которые требуют использования определенных видов браузеров для вхождения в учебную дисциплину;
  6. невозможность четко организовать и контролировать учебный процесс;
  7. неподготовленность менталитета российского студента к самостоятельности в процессе обучения, а именно: неумение быстро находить нужную информацию в огромном списке учебной литературы; неумение анализировать и выделять главное в информационном источнике; проблема идентификации пользователя (итоговую аттестацию может пройти любой человек); отсутствие познавательной мотивации;
  8. недостаток практических знаний, невозможность полностью заменить живое социализирующее общение;
  9. недостаточность развития коммуникабельности [7].

Положительные аспекты внедрения дистанционного образования для оптимальной социализации обучающегося: возможность присутствовать на лекциях, не выходя из дома; возможность слушать лекции, сдавать экзамены в любое удобное время (построить свой собственный график обучения); возможность обучаться без отрыва от работы; возможность получения большого объема информации; возможность обучаться в своем темпе (всегда можно вернуться к видеолекции и просмотреть материал повторно, что улучшает качество воспринимаемого материала); удобство для преподавателя (возможность работать даже в декретном отпуске); удобно для желающих получать два образования одновременно; индивидуальный подход (возможность быстро получить ответы на возникающие вопросы); обучение в спокойной обстановке (исключена возможность получения субъективной оценки); удобно в материальном плане, данный вид образования дешевле; мобильность (консультации по электронной почте осуществляются быстрее, чем при назначении личной встречи); высокие результаты обучения (поскольку студент вынужден заниматься самостоятельно, автоматически тренируются его память и внимание,  а работа  сразу помогает применять знания  на практике) [8].

Таким образом, данный вопрос является актуальным, а  социализация студентов в условиях дистанционного образования требует дальнейшего изучения с целью найти более эффективные методы управления этим процессом, поскольку именно в процессе социализации личности студента посредством дистанционного обучения происходит формирование определенных инновационных качеств, необходимых для самореализации обучающегося в период модернизации и отвечающих потребностям российского общества в целом. 

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Белова Е.С. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22196 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674