Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Варламова В.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Описанное в статье исследование посвящено структурно-содержательной модели формирования информационной компетентности будущих педагогов-бакалавров в укрупненной группе специальностей по направлению «Профессиональное обучение» с учетом языковой подготовленности в условиях двуязычия. Для создания полноценного процесса формирования информационной компетентности будущих педагогов-бакалавров профессионального обучения, необходимы подходы, которые учитывают особенности среды обитания, образа жизни, национальную культуру и т.д. Именно в целях этнопедагогизации учебного процесса в данной работе предпринята попытка формирования информационной компетентности будущих педагогов на основе принципа регионализации. В этой связи была разработана и представлена содержательная модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях двуязычия. Модель процесса формирования информационной компетентности будущих педагогов представляет следующие компоненты: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный. Определены критерии, которые оценивают уровни сформированности у будущих педагогов. В качестве основных критериев нами выбраны: осознанность выбора жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности в процессе формирования информационной компетентности, степень развитости самооценки. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Профессиональное обучение» выделен целый ряд компетенций, которые могут выступать как составляющие информационной компетентности.
модель
принцип регионализации
бакалавр-будущий педагог
профессиональное обучение
информационная компетентность
двуязычие
1. Адольф, В.А. Выявление уровня информационной компетентности выпускников общеобразовательных учреждений / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова, О. А. Гумеров // Информатика и образование. - 2007. - N 5. - С. 116-119.
2. Барахсанова, Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки бакалавров в условиях внедрения в образовательный процесс информационных технологий // Сборник научных трудов Sworld. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. Выпуск 2. Том 13. С. 65-67.
3. Гафурова, Н.В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде / Н.В. Гафурова, С.И. Осипова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №1. – С. 117-124.
4. Григорьева, А.А. Модернизация системы научно-исследовательской подготовки бакалавров в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом региональных особенностей Северо-Востока России: Монография / А.А. Григорьева, Е.А. Барахсанова, А.В. Мордовская. – Москва, Издательство МГОУ, 2011. - 121с.
5. Лабикова, М.Н. Реализация учителем толерантного поведения в воспитательно-образовательном процессе школы: автореф. … канд. пед.наук : 13.00.01 / Лабикова Марина Николаевна – Кемерово, 2011. – 24 c.
6. Мордовская, А.В. Педагогические аспекты совершенствования регионального образования: Монография / М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный ун-т им. М. К. Аммосова", Пед. ин-т. – Москва, Издательство МГОУ, 2010.
7. Осипова, С.И. Теоретическое обоснование построения и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Светлана Ивановна Осипова. – Красноярск, 2001. – 348 с.
8. Темербекова, А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2009. – 490 с.
Национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития будущих педагогов профессионального обучения и включает следующие цели: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей коренных народов Севера; создание условий, обеспечивающих самоидентификацию будущих педагогов.

В качестве одной из основных практических задач для достижения вышеуказанных целей выделяют повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения, в том числе и будущих информатиков, которые реализуют общеобразовательные программы с этническим (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (якутском) и на неродном (русском) языках. Этнические компоненты образовательных программ учитывают особенности языка, народного быта, этнопсихологии и национального менталитета, поскольку они образуют среду, в которой происходит формирование и развитие личности.

В связи с этим для создания полноценного формирования информационной компетентности [1] будущих педагогов по укрупненным группам специальностей по направлению «Профессиональное обучение», на наш взгляд,  необходимы такие подходы,  учитывающие особенности среды обитания, образа жизни, национальную культуру и т.д. Именно в целях этнопедагогизации учебного процесса в данной работе предпринята попытка формирования  информационной компетентности будущих педагогов на основе принципа регионализации с учетом перечисленных выше обстоятельств. 

Для решения рассматриваемой  проблемы нами поставлена следующая цель - теоретически обосновать и разработать структурно-содержательную модель формирования  информационной компетентности бакалавров  -  будущих педагогов профессионального обучения с учетом языковой подготовленности в условиях двуязычия.

Материал и методы исследования

На основе проведенной работы по реализации принципа регионализации с учетом языковой подготовленности будущих педагогов по укрупненным группам специальностей профессионального обучения (информатика и вычислительная техника, экономика управления и транспорт) проводились обработки и анализы результатов исследования в процессе преподавания блока информационных дисциплин основной образовательной программы бакалавра по направлению педагогического образования [8].

Площадкой опытно-экспериментальной работы является Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшее Профессиональное образование «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (2011-2015 гг.). Всего в исследовании приняло участие более 80 студентов группы информатики и вычислительной техники (ИВТ), экономика управления (ЭУ) и транспорт (Т) очной формы обучения. Педагогический эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, поисковый и формирующий).

В проведенной нами научной работе использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ философско-социологической, методологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; системный анализ; обобщение; классификация; моделирование; педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

В ФГОС ВПО по направлению «Профессиональное обучение» выделен целый ряд компетенций, которые могут выступать как составляющие информационной компетентности [2]. В частности, для будущих педагогов профессионального обучения определены общекультурные, профессиональные и специальные компетенции. При этом анализ сущностных характеристик вышеперечисленных компетенций и их компонентного состава показывает, что в общем виде любая компетентность содержит следующие элементы: 1) положительная мотивация к проявлению деятельности; 2) ценностно-смысловые представления о содержании и результате деятельности; 3) знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности; 4) умение и опыт успешного выполнения действий на основе имеющихся знаний.

Следует отметить, что национальная образовательная политика РФ направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития молодежи и включает следующие цели: создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей коренных народов Севера; создание условий, обеспечивающих самоидентификацию обучающихся [6].

В качестве одной из основных практических задач для достижения вышеуказанных целей выделяют повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения, в том числе и будущих информатиков, которые реализуют общеобразовательные программы с этническим (национально-региональным) компонентом, с обучением на родном (якутском) и неродном (русским) языках. Этнические компоненты образовательных программ учитывают особенности языка, народного быта, этнопсихологии и национального менталитета, поскольку они образуют среду, в которой происходит формирование и развитие личности [4].

В связи с этим для создания полноценной методики формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального образования, необходимо подходы, учитывающие особенности среды обитания [3], образа жизни, национальную культуру и т.д. Именно в целях этнопедагогизации учебного процесса в данной работе предпринята попытка формирования  информационной компетентности будущих педагогов на основе принципа регионализации с учетом перечисленных выше обстоятельств. 

Следует отметить, что нами проведенный анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме выявления сущности понятия «информационная компетентность» показывает существование значительного разброса в ее толковании, который свидетельствует о незаконченности процесса оформления новой педагогической дефиниции.

Для нас важным является выделение М.Н. Лабиковой ценностного аспекта: информационная компетентность является важнейшей ценностью, которая проявляется в деятельности педагога и реализуется в многообразной и поликультурной среде. Педагог, успешно реализующий свою профессиональную деятельность в личностно-ориентированной модели образования,  должен обладать развитой информационной компетентностью. В связи с этим возникает необходимость формирования информационной компетентности у педагога, которого рассматривают как пример, как образец человека, имеющего информационную компетентность мировоззрения и реализующего компетентное поведение. Именно компетентный педагог может приобщить бакалавров к информационным компетентным ценностям, осуществляя их ориентацию на компетентное поведение в процессе обучения и в своей будущей профессиональной деятельности [5].

В этой связи нами была разработана и представлена содержательная модель [7] формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения по укрупненным группам специальности в условиях двуязычия, органично сочетающая в себе последовательные этапы формирования информационной компетентности бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения в условиях двуязычия.

Структурно-содержательная модель представляет следующие компоненты: ценностно-смысловой компонент, когнитивный компонент, эмоционально-волевой компонент, поведенческий компонент, рефлексивный компонент.

Вышеперечисленные компоненты структурно-содержательной модели является совокупностью составляющих данного процесса, которые характеризуют эмоциональное, ценностное отношение личности к формированию информационной компетентности бакалавров-будущих педагогов профессионального обучения с учетом языковой подготовленности.

В связи с тем, что результатом реализации принципа регионализации образования является формирование информационной компетентности, необходимо определить критерии, которые оценивают уровни сформированности у будущих педагогов. В качестве основных критериев нами выбраны осознанность выбора жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности в формировании информационной компетентности, степень развитости самооценки.

Структурно-содержательная модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения является динамической моделью, описывающей процессы изменения, происходящие при обучении бакалавров-будущих педагогов в условиях двуязычия. 

Основываясь на этом, мы строим процесс формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения на основе актуализации его мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного  компонентов, органично дополняющих систему этого понятия.

Таким образом, можно сделать заключение, что основу структурно-содержательной модели формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в условиях двуязычия составляет гипотетически обусловленный и теоретически обоснованный единый процесс формирования  четырех взаимосвязанных компонентов информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного, как важнейших составляющих современной профессиональной компетентности педагога.

Рецензенты:

Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Варламова В.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22187 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674