Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

Калинин С.В. 1
1 ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России»
В статье выявлены особенности разработки и представлено содержание технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции при изучении специализированных дисциплин и их мониторинга в образовательном процессе. Представлены основные компоненты технологии реализации компетентностного подхода в вузах МВД России. Показана роль и значение вуза и кафедры в реализации этого процесса. Обоснованы этапы и технологические элементы формирования профессиональных компетенций, такие как матрицы, карты, алгоритмические предписания определяющие последовательность и направления педагогической деятельности, раскрыта система активных методов и форм формирования и мониторинга профессиональных компетенций. Мониторинг выделен как необходимый компонент технологии. Обосновано положение о том, что предлагаемый подход существенно повышает качество высшего образования в системе правоохранительной деятельности. Материалы реализованы в образовательном процессе различных вузов МВД России.
матрицы формирования компетенций
технологические карты
алгоритмические предписания
матрицы
методы формирования и мониторинга профессиональных компетенций
области правоохранительной деятельности
профессиональные компетенции
компетентностный подход
педагогическая технология
1. Бастриков М.В. Педагогические условия развития профессиональной компетентности офицеров-руководителей МВД России в процессе повышения квалификации : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В. Бастриков. – Калининград, 1999. – 16 с.
2. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований // Профессиональное образование. Столица. – № 1, 2008. – С. 26.
3. Окуловский О.И. К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов. Молодой ученый, 2013. – №2. – С. 386-387.
4. Федорова Т.С. Учебное проектирование как инновационная технология в подготовке инженеров // Педагог. наука, техно¬логия, практика. – № 1. – Барнаул: БГПУ, 2001. – С. 99.
5. Федулов Б.А. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: Методическое пособие / Б.А. Федулов, А.В. Дулов, С.И. Булах. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 224 с.
6. Edwards, A. Edwards Personal Preference Schedule. Manual. – N.Y., 1976. – р.12.
7. Taifel, Human groups and social categrics. Cambbridge, 1981. – p. 37.
В условиях динамизма и масштабности функционирования современного общества остро встает вопрос об изменении целевых установок образования. В последнее время произошла переориентация оценки результатов образования с понятий «профессиональная подготовленность», «образованность», «воспитанность», на понятия «компетентность» и «компетенция», в связи с чем возникла настоятельная потребность организовывать образовательный процесс с учетом новых требований.

Реализация Закона «О полиции», введение новых Госстандартов в рамках обеспечения повышения качества образования и оценивания выпускников юридических вузов МВД в компетентностном формате вызывает необходимость проанализировать и внедрить современные технологии в процесс обучения и аттестации сотрудников полиции как элемента системы мониторинга качества образования по специальности правоохранительная деятельность.

В тоже время, следует констатировать, что накопленный опыт по внедрению компетентностного подхода, не позволяет с высокой эффективностью формировать профессиональные компетенций сотрудников полиции в содержании специализированных дисциплин в юридических вузах МВД России. Таким образом, возникала потребность в разработке технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность", что определяет актуальность данной работы.

Цель исследования: разработать и внедрить технологию формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность".

Основная идея работы заключается в разработке технологии формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности "Правоохранительная деятельность", обеспечивающей раскрытие требований заданных Госстандартом в содержании специализированных дисциплин, через выбор эффективных методов и форм обучения, мониторинга компетенций, обеспечивающего достижение заданной цели образования не зависимо от исходного уровня обучаемых, а также технологизацию основных педагогических процессов, с сохранением ранее накопленного положительного опыта в системе профессионального образования.

Нами уточнены взгляды на разработку педагогических технологий [2, 6], в этом процессе мы выделяем четыре этапа:

1. Педагогическое моделирование - создание модели, определение идеального образа будущей педагогической системы, процессов или ситуаций, в которых он будет реализовываться.

2. Педагогический эксперимент - проверка эффективности созданной модели.

3. Педагогическое конструирование - создание проекта, доработка и дальнейшая разработка элементов модели с учетом данных, полученных в эксперименте, доведение результатов до практического применения.

4. Оформление и реализация технологии - применение на практике содержания проекта в конкретных условиях с реальными участниками образовательного процесса.

Проведенное исследование позволило уточнить сущность понятия «Профессиональная компетенция» по специальности «Правоохранительная деятельность сотрудника полиции», и определить его как интегративное качество личности, обладающей специальными знаниями, навыками и владеющей методами и способами решения профессиональных задач, формируемое при прохождении специализированных дисциплин, отражающих содержание специализации правоохранительной сферы деятельности. С учетом данного положения требования к формированию профессиональных компетенций конкретизируются и раскрываются в содержании дисциплин специализированных кафедр, с определением методов, форм их формирования и мониторинга в вузах МВД России.

В исследовании формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции раскрывается в следующих областях: правотворческой, правоприменительной, оперативно-служебной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической [3].

Формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции имеет свою специфику, которая связана со сложностями и рисками выполняемых служебных задач, их высокой социальной ответственностью, ограниченным временем обучения, информационными и интеллектуальными ресурсами. Профессиональные компетенции проявляются в следующих отношениях: к самому себе как личности и субъекту деятельности, к взаимодействию с другими людьми, к выполнению профессиональных обязанностей.

Особенностью формирования профессиональных компетенций сотрудника полиции является то, что их деятельность определяется широким кругом служебных обязанностей и функциональных ролей, например, таких как: сотрудника, юриста, руководителя, организатора, воспитателя, исследователя [5].

Анализ различных источников позволил выделить следующие факторы обеспечивающие процесс формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции, которые подразделяются на объективные, относящиеся к педагогической среде и требованиям к высшему образованию, а также, субъективные связанные с личностно-психологическими особенностями субъектов деятельности. Это положение отражает двусторонность педагогического процесса и его обусловленность активностью личностей обучаемого и преподавателя.

С учетом раскрытых теоретических положений сконструирована модель, структура которой включает следующие блоки: целевой блок (цель, задачи, принципы); организационный блок (разработка последовательности формирования и мониторинга, профессиональные роли, этапы формирования профессиональных компетенций; содержательный блок (компоненты профессиональных компетенций, области правоохранительной деятельности, методы и формы формирования и мониторинга; диагностический блок (критерии, уровни и результат сформированности профессиональных компетенций).

Для достижения цели в модели решаются следующие задачи: 1) определить порядок формирования профессиональных компетенций для специализированных дисциплин; 2) создать систему мониторинга профессиональных компетенций; 3) разработать технологические компоненты формирования профессиональных компетенций.

Специфика модели формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции заключается в том, что составляющие ее компетенции выделены через основные виды профессиональной деятельности: оперативно-служебную, нормативно-правовую, организационно-аналитическую, коммуникативно-социальную и проявляются в личностном развитии, профессионально значимых качеств и способностей. Они реализуются в следующих областях правоохранительной деятельности: правотворческой, правоприменительной, экспертно-консультативной, оперативно-служебной, организационно - управленческой, научно - исследовательской, педагогической [1]. Выявлено, что процесс формирования профессиональных компетенций основан на следующих принципах: преемственность методики формирования профессиональных компетенций и профессиональной подготовки; целенаправленный характер инетериоризации профессионально-значимых качеств; оптимальность решений, принимаемых в технологических процессах; эквифинальность при формировании профессиональных компетенций; алгоритмичность деятельности; системность и комплексность при их формировании и оценки.

Модель предполагает учитывать следующие педагогические условия формирования профессиональных компетенций: реализацию преемственности профессиональной подготовки и требования компетентностного подхода; комплексное применение инновационных и традиционных средств; обеспечение процесса стимулирования профессионального самообразования за счет реализации модульно-рейтингового подхода; реализацию проектирования целесообразного содержания профессиональных компетенций по специальным дисциплинам; учет принципов индивидуализации и дифференциации в образовательный процесс [1], через систему мониторинга формирования профессиональных компетенций; внедрение предписаний алгоритмического типа для разработки последовательности формирования и мониторинга профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе МВД России.

Анализ содержания различных подходов к определению педагогической технологии [4,7], их обобщение, и раскрытие применительно для нашего исследования позволяет определить следующую ее сущность. Педагогическая технология - специальный набор форм, методов и приёмов, применяемых в образовательном процессе юридического института МВД России на основе целей и задач правоохранительной деятельности, приводящих к достижению прогнозируемого результата с допустимой нормой отклонения уровней сформированности ПК, а также описанием алгоритмических предписаний обучения и мониторинга его качества, и обеспечением учебно-методическими материалами.

Учитывая данное определение и общие требование к технологии, в работе технология формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по специальности «Правоохранительной деятельность», содержательно раскрывается как общепедагогическая (общедидактическая), характеризует целостный образовательный процесс в юридическом институте МВД России, для академической степени бакалавр (магистр).

В технологии выделены этапы формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции в образовательном процессе. Первый этап - общепрофессиональный (вводный), в ходе которого обучаемые приобретают теоретические знания по основным направлениям правоохранительной деятельности. Второй этап - профессиональный (основной), обучаемые приобретают практические умения по реализации методик решения профессиональных задач. Третий этап - компетентностный (завершающий), при котором завершается формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции через закрепление личностно-профессиональных свойств.

Применительно для нашего исследования основные требования к педагогической технологии реализуются следующим образом: концептуальность - реализация компетентностного подхода, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей; универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета") может применяться независимо от дисциплины; воспроизводимость - возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими педагогами; эффективность - гарантированное достижение требований Госстандарта, за счет применения активных методов обучения и внедрения мониторинга в формирование профессиональной компетентности; тиражируемость - воспроизводимость результатов обеспечивается выделением условий и рекомендаций по реализации компетентностного подхода; управляемость образовательного процесса осуществляется на основе созданных алгоритмических предписаний основных технологических процессов, разработанных матриц и технологических карт.

Элементами технологических процессов разработки профессиональных компетенций были выделены и подготовлены матрицы и карты содержания специализированных дисциплин, алгоритмические предписания выбора и адаптации активных форм и методов обучения, а также методов мониторинга.

Матрица профессиональных компетенций для дисциплин специализированных кафедр включает наименование профессиональной и содержание выбранной профессиональной компетенции для каждой дисциплины, изучаемой на кафедре по перечисленным выше областям.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется с применением следующих адаптированных для каждой области и дисциплины активных методов и форм: специальные учения и военные игры, организационно-деятельностные и ролевые игры, тематические викторины, игровое проектирование, круглый стол, межотраслевое комплексное занятие, мозговая атака.

Мониторинг процессов обеспечивающих формирование профессиональных компетенций сотрудников полиции в работе выделен как необходимый элемент технологии. В исследовании он определяется как комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых уровней ПК, зафиксированным в нормативных документах требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Содержание мониторинга раскрывается через организованный постоянный контроль, диагностику и реализацию мер по устранению несоответствия требуемому уровню сформированности профессиональных компетенций на всех этапах образовательного процесса. В образовательном процессе вуза МВД реализовывались следующие функции мониторинга: информационная, формирующая, оценочная, стимулирующая, коррекционная. При его проведении учитывались основные его требования: объективность, надёжность, системность, гуманистическая направленность, учет индивидуальных особенностей курсантов, корректность.

Для проведения мониторинга разработан комплекс методических средств: циклограмма и технологические карты мониторинга дисциплины; карты учета успеваемости курсантов по теоретическому и практическому обучению, комплект контрольно-оценочных средств по профессиональным модулям; паспорта контрольно-оценочных средств. Порядок проведения мониторинга по учебным программам включает входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточную и итоговую аттестацию курсантов.

Методы исследования. При проведении формирующего этапа с курсантами экспериментальной группы образовательный процесс проводился с учетом выявленных активных методов формирования профессиональных компетенций и их мониторинга, а также применялись разработанные учебно-методические материалы: учебно-методические и учебные пособия, раскрывающие активные методы обучения и мониторинга данного процесса, элементы профессиональной подготовки на различных этанах формирования профессиональных компетенций, информационные технологии подготовки сотрудников полиции.

Процесс формирования профессиональных компетенций реализует комплексный подход и включает систему методов и форм: специальные учения и военные игры, организационно-деятельностные и ролевые игры, тематические викторины, игровое проектирование, круглый стол, межотраслевое комплексное занятие, мозговая атака; а также методы мониторинга: методов модульно-рейтинговой системы оценки, стандартизированных и специализированных тестов с творческими заданиями, кейс метода, портфолио, методов развивающей личностной кооперации. Также применялись методы: комплексных квалификационных заданий, техники описательного заключения, событийно-поведенческое интервью и ценностных ожиданий [4,6].

Мониторинг оценки уровня усвоения профессиональных компетенций осуществлялся как с использованием традиционных, так и инновационных специальных оценочных средств, и, в частности, проверка эффективности разработанного подхода по формированию профессиональных компетенций оценивалась по следующим критериям: аксиологическому, конативному, мотивационному, эмотивному, когнитивному и уровням: повышенному, оптимальному, допустимому и недопустимому. Анализ результатов по достижению высших уровней, показал, что рост в экспериментальной группе составил от 22% до 34% по сравнению с контрольной по выделенным критериям эффективности.

Основные выводы. В работе выявлены особенности формирования профессиональных компетенций в содержании специализированных дисциплин, их мониторинга в образовательном процессе. Представлены основные компоненты технологии реализации компетентностного подхода в вузах МВД России. Показана роль и значение вуза и кафедры в реализации этого процесса. Обоснованы технологические элементы формирования ПК, такие как матрицы, карты, алгоритмические предписания определяющие последовательность и направления педагогической деятельности, раскрыта система активных методов и форм формирования и мониторинга профессиональных компетенций. Обосновано положение о том, что предлагаемый подход существенно повышает качество высшего образования в системе правоохранительной деятельности. Материалы реализованы в образовательном процессе различных вузов МВД России.

Проведённое исследование не раскрывает всех проблем внедрения компетентностного подхода в образовательную систему вузов МВД России, а представляет решение задачи по формирования профессиональных компетенций по специальности «Правоохранительная деятельность» в образовательном процессе. Требуют дальнейшей разработки вопросы совершенствования процесса формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции для различных подразделений и служб органов внутренних дел, как при продвижении по службе на различных должностях, так и в процессе повышения квалификации.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;

Мошкин В.Н., д.п.н., доцент, профессор кафедры физической культуры Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Калинин С.В. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22186 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674