Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ПОДХОДАХ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дусь Т.Э. 1
1 ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» филиал в г.Омске
Автор статьи обосновывает выбор видов прогнозирования, необходимых для моделирования системы непрерывного профессионального образования в современных социально-экономических условиях. Результаты исследования заключаются в доказательстве возможности и результативности применения экстраполяционного прогностического метода для дальнейшего исследования процессов развития системы непрерывного профессионального образования в Урало-Сибирском регионе и построения генерационного прогноза. Автор прослеживает взаимосвязь генерационного прогноза с моделями социально-экономического развития региона. На основании данных моделей автор приходит к выводу о возможности создания трех видов прогноза для развития системы непрерывного профессионального образования: благоприятного, неблагоприятного и стабильного. Специфика рассмотренных в статье видов прогноза позволила автору определить дальнейшие шаги в организации исследования, а именно: сбор и анализ статистической информации о социально-экономической, демографической ситуации, состоянии сферы труда и занятости в Урало-Сибирском регионе, а также проведение мониторинга ныне действующей системы непрерывного профессионального образования в данном регионе.
генерационный и экстраполяционный прогноз
педагогическое прогнозирование
1. Батышев С. Я. Основные направления прогностических исследований в профессионально-технической педагогике / Педагогическое прогнозирование профессионально-технической подготовки будущих рабочих в условиях ускорения научно-технического прогресса: Сб. науч. тр. / Редкол.: С. Я. Батышев (отв. редактор), Б. С. Гершунский (отв. редактор) и др. – М.: изд. АПН СССР, 1986. – 167 с.
2. Гершунский Б. С. Методологические проблемы развития системы непрерывного образования / Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. С. Гершунского (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987. – 182 с.
3. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие / Б. С. Гершунский. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 768 с.
4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. –М.: Интердиалект, 1997. – 697 c.
5. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие [Текст] / В. И. Гинецинский. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. – 154 с.
6. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
7. Педагогическое прогнозирование статья // Профессиональное образование: Словарь. Режим доступа: http://professional_education.academic.ru/1898/ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Дата обращения (02.02.2015).
8. Попова Н. Л. Экстраполяция как средство научного познания и интегративный фактор в науке. Киев. Наукова Думка, 1985. – 111 с.
9. Massengale J. An analysis of Trend Extrapolation as a Method of Futures Research in Physical Education. Available at: http://www.humankinetics.com/acucustom/sitename/Documents/DocumentItem/11485.pdf (accessed 10 May 2015).
10. Michaels H. and Ferrara S. Some speculations about the future of data-based decision making.Handbook of Educational Policy edited by Gregory J. Cizek.College of Education and Allied Professions University of Toledo. Toledo, Ohio. 1998, 560 p.
Обращение к проблеме прогнозирования развития системы непрерывного профессионального образования обусловлено несколькими причинами, среди которых выделяются:

- необходимость осмысления наиболее острых и трудно разрешимых проблем, тормозящих образовательные реформы, к которым относятся: а) существенное отставание содержания профессионального образования от имеющихся и формирующихся потребностей экономики и региональных рынков труда, что проецирует неудовлетворенность работодателей, провоцирует рост безработицы, и, в результате, делает систему профессионального образования неконкурентоспособной, б) деформации, наблюдающиеся в структуре и объемах подготовки кадров, не соответствующих реальным потребностям региональных рынков труда, в т.ч. рынка труда Урало-Сибирского региона, в) неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет некачественной подготовки во многих профессиональных образовательных организациях выпускников по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данной  образовательной организации;

- создание системы профессиональных стандартов, проектирующих упорядоченный алгоритм требований к работнику на рынке труда, и их выполнение повсеместно на территории России в современных условиях;

- необходимость в этой связи моделирования системы непрерывного профессионального образования в Урало-Сибирском регионе, для осуществления которого требуется разработка прогнозируемых вариантов ее развития.

В связи с вышесказанным тема статьи оказывается актуальной, и в ее русле мы планируем провести анализ способов и границ применения метода педагогического прогнозирования к исследованию проблемы развития системы непрерывного профессионального образования в России, в целом, и, в Урало-Сибирском регионе, в частности. Такой анализ возможно осуществить, опираясь на теорию педагогического прогнозирования и используя социологические посылки теории непрерывного образования.

Прогноз - это обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем или альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Прогнозирование как процесс имеет этапный характер, что связано со спецификой построения систематизированного описания объекта прогнозирования, сбора данных, с построением модели или верификацией прогноза.

По определению, из словаря «Профессиональное образование», педагогическое прогнозирование есть «...специально организованное междисциплинарное исследование, которое должно проводиться непрерывно, систематически, в целях получения непрерывно обновляющейся информации о развитии как внешней социально-экономической, научно-технической и производственной сферы, так и конкретных профессионально ориентированных образовательных систем» [7].  По мнению автора  статьи о педагогическом прогнозировании в словаре по профессиональному образованию, «речь, по сути, идет о своеобразной «службе слежения» за развитием профессионального образования с обязательным учетом тенденций в инфраструктуре меняющегося производства, в объектах, содержании и характере труда рабочих и специалистов соответствующего уровня и профиля» [7].

Возникает вопрос об основных направлениях педагогического прогнозирования и, соответственно, о решении вопроса о возможности прогнозирования развития системы непрерывного профессионального образования. В литературе по обсуждаемой проблеме мы находим широкий перечень объектов педагогического прогнозирования, в числе которых указываются и следующие: «...необходимые содержательные и организационно-структурные изменения системы образования в целом и отдельных её компонентов ...» [3, с. 200]; «... предстоит разработать методы прогнозирования развития объектов профессионально-технической педагогики, имея в виду совершенствование системы  профессионально-технического образования ...» [1, с. 17]; «создание и совершенствование единой системы непрерывного образования - междисциплинарная комплексная проблема долговременного, стратегического характера. В связи с этим особое значение приобретает организация специальных прогностических исследований, которые, с одной стороны, обобщали бы результаты прогнозирования в различных областях научных знаний (философии, социологии, ведущих отраслях науки и техники, демографии, психологии, экономике, производстве и т.д.), а с другой - позволяли бы получить необходимый прогностический задел в собственно педагогической сфере с учетом внутренних факторов развития системы образования» [2, с. 6-7]. Очевидно, что на протяжении достаточно длительного периода времени ведущие ученые обращают внимание к такому объекту педагогического прогнозирования, как система образования, а также отдельным компонентам этой системы, к числу которых относится система непрерывного профессионального образования. В то же время авторы обращают внимание на то, что педагогическое прогнозирование невозможно без учета  актуальной на момент исследования социально-экономической ситуации. Этот факт объясняет длительность запроса в педагогике на подобные исследования. Динамично изменяющиеся условия социально-экономического развития России определяют необходимость повторного обращения к педагогическому прогнозированию развития системы непрерывного профессионального образования, учитывающей новые вызовы среды.

Ориентируясь на работы Б. С. Гершунского, В. И. Гинецинского, В. И. Загвязинского [4-6], мы придерживаемся той структуры процесса прогнозирования, которая складывается из двух типов прогноза: генерационного и экстраполяционного.

Генерационный прогноз невозможен без учета уровня социально-экономического развития исследуемого региона. В нашем исследовании мы определили 3 уровня такого развития: инновационный (высокие темпы социально-экономического развития), инерционный (поддержание и сохранение достигнутого уровня социально-экономического развития) и депрессивный (снижение темпов социально-экономического развития). На примере отдельных областей Урало-Сибирского региона с различным уровнем социально-экономического развития мы можем проанализировать специфику состояния системы непрерывного профессионального образования в соотнесении с инновационным, инерционным и депрессивным уровнем развития области. Для градации областей Урало-Сибирского региона по вышеперечисленным уровням социально-экономического развития нам понадобятся следующие статистические данные о социально-экономической, демографической ситуации; состоянии сферы труда и занятости, сферы образования: валовый региональный продукт, доходы консолидированных бюджетов, уровень средней заработной платы, уровень пенсии, прожиточный минимум; численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост населения, миграционный прирост/отток; численность экономически активного населения, численность занятых, уровень безработицы, распределение численности безработных по возрастным группам, распределение численности безработных по уровню образования, распределение численности занятых в экономике по уровню образования; число образовательных организаций, осуществляющих подготовку по профессиональным образовательным программам всех уровней; численность принятых на обучение в образовательные организации, осуществляющие подготовку по профессиональным образовательным программам всех уровней; сведения о численности выпуска квалифицированных рабочих (служащих) по профессиям, сведения о численности выпуска специалистов со средним профессиональным образованием по группам специальностей; сведения о численности выпуска специалистов с высшим образованием по группам специальностей и направлениям подготовки; численность, прием и выпуск специалистов государственными профессиональными образовательными организациями по источникам финансирования; электронные средства обучения в профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку по профессиональным образовательным программам всех уровней (число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 студентов).

Очевидно, что кроме экономических оснований прогнозирование развития системы непрерывного профессионального образования опирается на вариативный анализ социально-политических, социально-психологических, педагогических факторов, а также на новые методологические основания социальных технологий. Однако объем нашей статьи не позволяет раскрыть в полной мере влияние данных факторов. Это может послужить темой для дискуссии в следующих публикациях.

Генерационный прогноз предполагает предвидение и прогностическое описание отдаленных во времени результатов совершенного действия, выполненного плана, протекающего ныне процесса. Результаты могут быть выражены качественно, количественно, проявляться во взаимосвязях между элементами прогнозируемой системы.

Качественные результаты могут быть выражены: в высоком уровне мотивации различных слоев трудоспособного населения на получение профессионального образования во всех существующих сегодня видах и формах, его потребности и готовности продолжать образование как широкое, так и узкопрофильное, получать, возможно, более глубокую специализацию в избранном виде деятельности с целью получения высоких результатов в профессиональной области и развития профессиональной мобильности.

Количественные результаты могут характеризоваться совокупными показателями качественных результатов, что выражается в числовых вариантах, процентных соотношениях: количественных показателях поступивших и окончивших образовательные учреждения, получающих и получивших второе профессиональное образование, встроившихся в систему повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования.

Генерационный прогноз в образовательной, педагогической сфере возможен лишь на базе социально-экономических прогнозов. Такой подход к прогнозированию в сфере образования имеет аналоги в мировой практике. Так Michaels H. аnd Ferrara S. [10, с. 122-125] на примере штата Мэриленд рассматривают позитивный и негативный сценарии развития образовательной политики. По мнению авторов, на выбор образовательной политики и успешность её реализации влияют социально-экономические процессы, которые происходят в стране. Однако, согласуясь с целью и задачами данного исследования, мы полагаем невозможным представление социально-экономических прогнозов в нашей работе. Поэтому принимаем за основу схему общепринятого социально-экономического прогноза, а именно: подразделение социально-экономических прогнозов на 3 условных  базиса:

- благоприятный для развития системы непрерывного профессионального образования (соотносимый с инновационным уровнем социально-экономическим развития);

- стабильный для развития системы непрерывного профессионального образования (соотносимый с инерционным уровнем социально-экономического развития);

- неблагоприятный для развития системы непрерывного  профессионального образования (соответствующий депрессивному уровню социально-экономического развития)

Особое место в структуре научного знания занимает экстраполяция. Далее рассмотрим технологические аспекты экстраполяции. Как отмечается в литературе по обсуждаемой проблеме, осуществление экстраполяции возможно различными путями.  Так Попова Н. Л. [8, с. 26] указывает, что в зависимости от формы знания, подлежащей экстраполяции различают следующие ее типы: предметная, номологическая, структурная (формально-логическая) и модельная. На наш взгляд, адекватным целям нашего исследования типом экстраполяции является предметная экстраполяция. Суть данного типа экстраполяции заключается в расширении предметной области некоторой теоретической системы уже на эмпирическом уровне научного познания. Это позволяет допускать распространение некоторых непосредственно установленных на опыте фактов за пределы данного опыта. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде.

Экстраполяционный метод, согласно Massengale J. [9, c. 65], в своей основе содержит идею о том, что успешное проектирование новых идей в будущем лучше всего достигается путем изучения и оценки того, что произошло в прошлом, предполагая способность исследователя критически проанализировать тенденции и изучить тренд. Следовательно, данный метод основан на исследовании объекта прогнозирования (социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане), ретроспективном анализе количественных временных рядов или тенденций.

Генерационный и экстраполяционный виды прогнозирования не могут быть использованы в отдельности, поскольку любой метод прогнозирования базируется на идее экстраполяции и, следовательно, генерационный прогноз развития системы непрерывного профессионального образования может быть осуществлен только при экстраполяции от существующего положения, от реальных характеристик организаций - элементов данной системы, от специфических характеристик исследуемой системы, обусловленных особенностями регионального развития.

Подводя итог вышесказанному, приходим к следующим выводам:

1. Для решения задачи моделирования системы непрерывного профессионального образования в современных социально-экономических условиях адекватными являются два вида прогноза: генерационный и экстраполяционный;

2. Сочетание данных видов прогноза позволит дать долгосрочный прогноз развития системы непрерывного профессионального образования трех видов: благоприятный для развития системы непрерывного профессионального образования; неблагоприятный для системы непрерывного профессионального образования; стабильный, сохраняющий ныне сложившуюся ситуацию в системе непрерывного  профессионального  образования.

3. Для разработки прогноза необходимо собрать и проанализировать статистические данные о социально-экономической, демографической ситуации, состоянии сферы труда и занятости в Урало-Сибирском регионе, а также провести мониторинг ныне действующей системы непрерывного профессионального образования в данном регионе.

Рецензенты:

Маврин С. А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Далингер В. А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Дусь Т.Э. К ВОПРОСУ О ПОДХОДАХ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22149 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674