Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАССКАЖЕМ МИРУ ПРАВДУ О ВОЙНЕ» КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Томашевская М.А. 1 Семенова Е.В. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет"
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания молодежи. Дана сущностная характеристика противоречивости чувства патриотизма, основанная на его эмоционально-чувственной природе. Акцентируется необходимость изменения методологических и технологических аспектов в патриотическом воспитании современной российской молодежи. Представлено краткое описание опыта патриотического воспитания в советскую эпоху. Доказано, что для современного патриотического воспитания характерна добровольность участия, а также рефлексия мотивации и деятельности участников патриотической акции. На основе выдвинутых теоретических положений представлены описание и анализ разработки и реализации социального проекта «Расскажем миру правду о войне» как средства патриотического воспитания молодежи. Раскрыты концептуальные идеи и задачи проекта, где главной идеей является организация конкретной деятельности студентов и обучающихся, направленная на поддержание патриотического и гражданского интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны. Доказано, что качественную оценку и самооценку дать сложно, так как результаты работы носят личностный характер.
патриотизм
патриотическое воспитание
рефлексия
социальный проект
1. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая отечественная Война в исторической памяти россиян // Социс, 2011. № 3.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс] – URL:http://www.kdm44.ru/ (дата обращения: 10.09.2015)
3. Заседание круглого стола «Особенности создания социальных проектов студентами» [Электронный ресурс] –URL: http://rcoapk.rusedu.net/post/407/53441 (дата обращения: 02.09. 2015).
4. Кузьмина В.М. Военно-патриотическое воспитание молодежи как один из аспектов формирования российской интеллигенции XXI века // Война и дети: им память – высшая награда // Материалы международной научно-практической конференции. – Курск. 2005. С. 84–87.
5. Новый энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ классик, 2012.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
7. Семенов В.И., Семенова Е.В., Саркисян Л.Г. Патриотическое воспитание в России и США в современных условиях в контексте компаративистского подхода // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Курск, 3015. — С. 295–299.
8. Семёнова Е.В., Семёнов В.И., Коржаева Ю.С. Рефлексия проектной деятельности (на примере студенческого социального проекта «спектакль учебного театра на английском языке»). – Современные проблемы науки и образования. – М.: ИД «Академия естествознания». – 2013, № 6. — С. 28.
9. Середа В.А. Патриотическое воспитание в педагогическом вузе / В.А. Середа // Педагогическое образование и наука. – 2009, № 5. — С. 25–30.
10. Соколова М.В. Что такое историческая память // Преподавание истории в школе. –2010, № 6.
В культурной картине мира человечества независимо от исторической эпохи патриотизм всегда был безусловной ценностью. Объективность феномена чувства патриотизма связана со случайностью появления человека в той или иной стране и принадлежностью его к конкретному народу и нации. Вместе с тем та же история не раз доказывала уязвимость патриотизма как выражения эмоционально-чувственной сферы человека. Этот феномен объясняется прежде всего неравенством условий жизни в разных странах, стремлением поиска лучших условий и возможностью выбора, в том числе и места для жизни. Как правило, платой за это выступает обвинение в отсутствии чувства патриотизма, которое предъявляет общественное сознание человеку, решившемуся на изменения такого рода. Оставляя в стороне эмоциональную окраску фактов иммиграции или предательства Родины, отметим, что общественное понимание огромной роли патриотизма обусловлено тем, что именно  это чувство выступает основой и гарантом сохранения независимости страны и ее суверенитета. В данном контексте сложно отрицать или преуменьшать роль патриотического воспитания, поскольку чувство привязанности и любви к Родине формируется не в одночасье. Для возникновения преданности Родине нужно время и множество составляющих и факторов, таких как впечатления детства, чувственно-эмоциональный опыт, который подрастающая личность обретает каждодневно, система ценностей семьи и др.

Уязвимость патриотизма как части эмоционально-чувственной сферы личности объясняется еще и тем, что преданность и любовь к Родине как ничто другое связаны с политическим строем, всей системой политического устройства страны, ценностями, принятыми в конкретную историческую эпоху.

Тривиальность суждений о том, что современная молодежь отличается прагматическим отношением к жизни, имеет иные ценностные ориентиры, иную культурную картину мира, не облегчает, а, напротив, усугубляет проблематику воспитания в современных условиях [2]. В связи с этим есть смысл утверждать, что сложности, связанные с переоценкой ценностей в российском обществе в конце XX - начале XXI вв., заставили всех, кто имеет отношение к воспитанию, пересмотреть подходы к нему как на методологическом, так и на технологическом уровнях [4].

Нас заинтересовала проблема патриотического воспитания российской молодежи с точки зрения изучения возможностей социальных проектов, ориентированных на задачу патриотического воспитания. Описание и анализ работы в данном направлении отражены в предлагаемой статье.

Для начала обратимся к определению категории патриотизма. В словаре С.И. Ожегова мы находим следующее: «Патриотизм - преданность, любовь к своему отечеству, к своему народу» [6, с. 496]. Новый Энциклопедический словарь дает такое определение: «Патриотизм - любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства» [5, c. 1000].  Анализ этих и иных источников показывает, что ключевая категория «любовь» здесь ни в коей мере не может относиться к научному знанию и тем более к научному исследованию. Поэтому все попытки подвергнуть измерению чувство патриотизма обречены на провал.

 Вместе с тем в истории человечества накоплен богатый эмпирический опыт патриотического воспитания молодежи. Есть смысл обратиться к отечественному опыту в этом направлении. Проблема патриотизма и патриотического воспитания в отечественной педагогике всегда была в ряду приоритетных. Идеи К.Д. Ушинского, А.И. Радищева, В.Г. Белинского и иных до сих пор во многом не потеряли своей актуальности.

Стройная система патриотического воспитания, существовавшая в Советском Союзе, рассматривала патриотическое воспитание как одно из направлений идейно-политического и нравственного воспитания детей и молодежи (Т.А. Ильина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукина).

Патриотическое воспитание в советский периодосновывалось на следующих постулатах:

  • патриотическое воспитание в советский период выступало важнейшей составляющей нравственного воспитания детей и молодежи;
  • патриотическое воспитание было проникнуто идеями коммунистического воспитания в духе коммунистической морали;
  • четкая система патриотического воспитания включала цели, задачи, методы, формы и средства воспитания для всех возрастных групп детей и молодежи;
  • важная роль в патриотическом воспитании молодежи отводилась активным формам и методам работы (походы по местам боевой и трудовой славы, организация и проведение праздничных шествий по знаменательным датам и др.);
  • одним из средств эффективной внеклассной работы по патриотическому воспитанию детей было использование возможностей музеев [9, с. 26].

Но даже такая стройно отработанная система работы по организованному патриотическому воспитанию не давала гарантированных результатов, поскольку в  воспитании чувства патриотизма срабатывает не отдельно взятый сегмент, а сложный комплекс фактов, впечатлений и, что самое главное, собственный субъективный опыт, который формирует личностное отношение ко всему, что личность делает. Добавим к этому идею постепенности, согласно которой чувство патриотизма невозможно сформировать одномоментно или даже в ходе серии мероприятий. Оно складывается из многих составляющих: привычек, привязанностей, стереотипов, пережитых эмоций  и пр. [7].

Эта идея стала для нас ведущей в изучении и использовании возможностей социального проекта для реализации патриотического воспитания молодежи в современных условиях. По сути, речь идет об организации конкретной деятельности в нужном направлении, в данном случае - патриотическом воспитании. Подобные акции проходили и в советскую эпоху, с той лишь разницей, что появление социальных проектов характерно для постсоветского времени. Что же тогда изменилось?

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Прежде всего можно отметить существенную разницу в обязательности/добровольности участия  обучающихся в любой акции патриотической направленности. В нынешнее время обучающийся сам делает выбор, насколько ему нужна та или иная акция. С педагогической точки зрения эта добровольность таит в себе как положительные, так и отрицательные смыслы. С одной стороны, здесь явно можно наблюдать проявление демократичности и возможности для формирования умений делать выбор. С другой стороны, при таком подходе есть опасность упустить важный момент активного участия в новой социальной практике многих, внешне не очень активных детей и формирования у них личностных результатов и  важных компетенций. Часть обучающихся в силу все той же добровольности так и остается за чертой обретения нового опыта.

Далее, и это напрямую связано с вышесказанным, важен мотив участия обучающихся в акциях патриотического характера. В нашей практике, приступая к разработке любых социальных проектов, мы задаем вопрос: «Зачем мы будем это делать?» Этот вопрос из разряда рефлексивных, а, как известно, рефлексия является одним из самых сложных компонентов деятельности. Это подтверждает определение рефлексии: «Рефлексия -1. Филос. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов. От лат. reflexio - обращение назад. 2. Книж. Размышление, полное сомнений и колебаний. 3 - Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и  состояний, анализ своих переживаний» [5. с. 1144].

Наш опыт показал, что рефлексия мотивации не менее важна, чем рефлексия самой деятельности. Ответы на поставленный вопрос бывают самые разные, среди наиболее часто встречающихся ответов следующий: «Хочу проявить себя в новом виде деятельности». Все ответы принимаются, включая указание на материальный мотив (известно, что сегодня за участие в поддержанных проектах выплачивается материальное вознаграждение). По окончании действия проекта проводится рефлексия деятельности, где обучающиеся дают оценку деятельности и отмечают те личностные изменения, которые произошли с ними в ходе выполнения проекта.

Даже этих характеристик достаточно, чтобы выявить принципиально иные требования к разработке и внедрению новых форм патриотического воспитания, одной из которых выступает социальный проект.

Сегодня проект и проектная деятельность давно не новость в педагогической теории и практике [8]. Известно деление на два вида проектов: проекты как создание какого-либо продукта на профессиональной основе и проекты как средство обучения в образовании. Второй вид уместен и как вид воспитательной деятельности, куда можно с полным правом отнести социальные проекты.

Каковы возможности такого вида проекта?

Ответим на этот вопрос на основе анализа разработки и внедрения социального проекта «Расскажем миру правду о войне». Работа проводилась на базе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета с участием обучающихся школ г. Лесосибирска.

Как показывает опыт, наиболее эффективно студенческие социальные проекты выглядят, если они реализуются в групповой форме [3].  Исходя из этой идеи, была подобрана группа студентов, для которых факт искажения исторической правды о Великой Отечественной войне в западных СМИ оказался личностно значимым. В разработке проекта группа исходила из того, что правдивая информация о событиях Великой Отечественной войны дана в основном на русском языке, носители других языков и культур не всегда могут получить необходимую информацию.  Главные концептуальные идеи в разработке проекта звучали следующим образом. События Великой Отечественной войны все больше отодвигаются во времени для поколений, живущих сегодня. Поэтому с каждым днем актуализируется тема победы советского народа в той войне. Кроме того, необходимо донести правду о войне до мировой общественности, которая в настоящее время находится под воздействием дезинформации о событиях, которые произошли 70 лет назад. Для участников проекта (студентов и обучающихся) такая работа будет способствовать решению задач патриотического и гражданского воспитания молодежи, участвующей в проекте, и целевой российской аудитории. Эти идеи созвучны опыту патриотического воспитания [1, 10].

Исходя из концептуальных идей задачи проекта обозначились вполне конкретно. Они состояли в следующем:

  1. пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
  2. расширить знания жителей города, особенно молодежи, о событиях 1941-1945 гг.;
  3. провести опрос среди жителей города и обучающихся на тему участия жителей г. Лесосибирска в Великой Отечественной войне;
  4. найти информацию о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны;
  5. встретиться с ветеранами войны для сбора информации об их участии в войне;
  6. создать видеоролик «Расскажем миру правду о войне» с субтитрами на английском языке о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города - участниках Великой Отечественной войны;
  7. разработать и издать буклет «Расскажем миру правду о войне» с фото и текстом на английском и русском языках о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны;
  8. распространить буклет в библиотеках, школах, средних специальных учебных заведениях и институтах г. Лесосибирска;
  9. распространить видеоролик в Интернете.

Ценным в проекте оказался опыт задействования в нем обучающихся в школах г. Лесосибирска. Именно они собирали информацию о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны и выступили в роли ведущих в видеоролике.

При подведении итогов работы мы столкнулись с трудностью ее оценки и самооценки. Количественные параметры (сбор информации, создание ролика и буклета и др.) были выполнены полностью, равно как и сопутствующие задачи для участников проекта - студентов филологического факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык». Для них участие в проекте стало дополнительной практикой перевода и говорения на английском языке.

Оценить же качественные изменения, произошедшие с участниками проекта, не представляется возможным. Дело не только в отсутствии адекватных методик, чего в принципе не может быть, когда речь идет о духовном развитии личности и формировании ее отношения к миру. Рефлексия, проведенная после  реализации проекта, может лишь косвенно указывать на то, что участие в проекте обучающиеся оценили как позитивный опыт, который дал им много в плане получения новой информации, развил коммуникативные и конструктивные умения.

В цело, участие студентов и обучающихся школ в социальных проектах - новая практика, которая позволяет им мобилизоваться, самим разработать содержание и формы работы, спланировать и выполнить работу в четко обозначенных временных параметрах.

Такая работа еще раз подтверждает идею о необходимости поиска новых форм работы с молодежью в реализации задач патриотического воспитания.

Рецензенты:

Петрищев В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Морозова О.П., д.п.н., профессор, директор регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

 


Библиографическая ссылка

Томашевская М.А., Семенова Е.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАССКАЖЕМ МИРУ ПРАВДУ О ВОЙНЕ» КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22141 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674