Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ НА УРОВЕНЬ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ И ПРОФИЛЬ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ У МАЛЬЧИКОВ 9-15 ЛЕТ

Косенко Ю.В. 1 Карантыш Г.В. 1 Набиева К.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Проведено исследование уровня сенсомоторных реакций у мальчиков с разным сенсомоторным профилем асимметрии 9–10 и 1–-13 лет, занимающихся теннисом менее 1 года, и у этих же детей и подростков после 2-летнего периода занятий настольным теннисом. Показано, что после 2 лет занятий настольным теннисом к 11 годам у мальчиков с правым профилем асимметрии на первом этапе тестирования происходит увеличение уровня сенсомоторных реакций. У детей, занимающихся настольным теннисом с 9 лет, к 11 годам происходят динамические изменения латерального сенсомоторного профиля асимметрии. В возрасте 14–15 лет после 2 лет занятий настольным теннисом отмечено усиление процессов торможения (в основном у мальчиков с ведущим левым глазом). У юных спортсменов 11–15 лет, занимающихся настольным теннисом в течение 2 лет, выявлена низкая подвижность нервных процессов. Показано, что у мальчиков, занимающихся настольным теннисом в 9–10-летнем возрасте, свойство динамического изменения латерального сенсомоторного профиля асимметрии усиливается, а в подростковом возрасте – ослабляется.
мальчики 9-15 лет
настольный теннис
профиль сенсомоторной асимметрии
сенсомоторная реакция
1. Барчукова Г.В., Богушас В.М.М., Матыцин О.В. Теория и методика настольного тенниса: уч. пособие / Под ред. Г.В. Барчуковой. М.: Академия, 2006. – 528 с.
2. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Наука, 1994. – 230 с.
3. Кураев Г.А., Соболева И.В. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и проблемы валеологии. // Валеология. — 1996. — № 2. — С. 29–34.
4. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. – СПб.: Речь, 2005. – 368 с.
5. Силич Е.В. Индивидуализация психологической подготовки с учетом особенностей личности спортсменов, имеющих различный латеральный профиль / Е.В. Силич, Е.В. Мельник // Спортивный психолог. — 2007. – Т. 2. — № 10. – С. 37–43.

Настольный теннис – высокодинамичная и сложнокоординированная игра, требующая от спортсменов хорошей функциональной и психологической подготовленности. Отличительной особенностью настольного тенниса является существенное улучшение функционирования сенсорных систем, в первую очередь зрительной системы, поскольку в данном виде спорта крайне важна реакция на зрительный раздражитель [1]. Для исследования скорости реакции на определенный зрительный стимул применяют метод сложной 3-этапной зрительно-моторной реакции, позволяющий также оценить характеристики высшей нервной деятельности человека. В настоящее время установлено, что основные свойства высшей нервной деятельности человека и его адаптационные возможности напрямую коррелируют с профилем функциональной асимметрии мозга [3, 5]. Однако в настоящее время недостаточно изучена взаимосвязь профиля сенсомоторной асимметрии и уровня сенсомоторных реакций у детей, занимающихся спортом, в частности настольным теннисом.

Цель исследования

Изучение показателей зрительно-моторной реакции мальчиков 9–15-летнего возраста с разным профилем сенсомоторной асимметрии в динамике занятий настольным теннисом (менее 1 года и более 2 лет).

Материал и методы исследования

Было проведено лонгитюдное обследование 20 мальчиков 9–10 лет, занимающихся теннисом менее года, и этих же детей после 2-летнего периода занятий настольным теннисом. Также обследованы мальчики другой возрастной группы (12–13 лет), занимающиеся теннисом менее 1 года (25 человек) и после 2 лет занятий настольным теннисом. Для оценки профиля латеральной сенсомоторной асимметрии использовали стандартные пробы на определение ведущей руки, ноги, глаза, уха [2, 4]. Учитывали количество левых и правых проб: если у ребенка доминировали правые признаки при определении ведущей руки, ноги, глаза и уха, то его относили к группе с правым профилем асимметрии. Если у ребенка наблюдали доминирование левого глаза или левой ноги в сочетании с другими правосторонними пробами, то он был отнесен к правому профилю асимметрии с ведущим левым глазом или ногой соответственно.

Для исследования сенсомоторной реакции на зрительный стимул использовали устройство психофизиологического тестирования УПФТ «Психофизиолог» (производство фирмы «Медиком МТД», г. Таганрог). Проводили анализ 3-этапной сложной зрительно-моторной реакции, позволяющей оценить уровень сенсомоторных реакций (максимальное значение уровня сенсомоторных реакций 1, минимальное – 4), уровень быстродействия и безошибочности.

Результаты работы были статистически обработаны и использованием программы «Statistica 6,0».

Результаты исследования и их обсуждение

При исследовании влияния занятий теннисом на латеральный сенсомоторный профиль асимметрии обследуемых было установлено, что дети 9–10 лет, занимающиеся теннисом менее 1 года, в большинстве своем были правшами с доминирующим левым глазом (67%), а остальные — абсолютными правшами. На момент проведения второго обследования (через 2 года) 50% детей были абсолютными правшами и 50% — правшами с доминированием левого глаза. Таким образом, систематические занятия настольным теннисом в младшем школьном возрасте являются фактором, способствующим изменению латерального профиля у некоторых детей в сторону абсолютного правшества.

У детей с праволатеральным профилем асимметрии после 2-летнего периода занятий теннисом наблюдали увеличение уровня сенсомоторных реакций на 1-м этапе тестирования на 102% (p<0,05). Такое увеличение уровня сенсомоторной реакции происходит за счет увеличения скорости зрительно-моторной реакции у детей с правым профилем сенсомоторной асимметрии. Однако на 2-м и 3-м этапе тестирования показатели качества сенсомоторной реакции резко снижались, что свидетельствует о быстром развитии утомления у детей с правым профилем асимметрии. У детей с ведущим левым глазом после 2 лет занятий теннисом уровень сенсомоторных реакций на трех этапах тестирования достоверно не изменялся и соответствовал низким значениям (рис. 1),

Рис. 1. Уровень сенсомоторных реакций у детей 9–12 лет с разным профилем сенсомоторной асимметрии в динамике 2-летнего периода занятий теннисом:

* — отличия достоверны относительно первого этапа обследования

ПППП – мальчики с правым профилем асимметрии, ППЛП – мальчики с ведущим левым глазом

Скорость реакции на зрительный стимул после 2-летнего периода занятий теннисом у детей с правым профилем асимметрии и ведущим левым глазом достоверно увеличивалась, но при этом возрастало количество ошибочных реакций. Подвижность нервных процессов у детей 9–10 лет с разным профилем сенсомоторной асимметрии оставалась низкой в начале обследования и после 2-летнего периода занятий теннисом. Сила процессов торможения у данных детей с разным профилем асимметрии также оставалась сниженной на протяжении всего периода обследования. В целом следует отметить, что у мальчиков 11–12 лет, занимающихся настольным теннисом 2 года, отмечено увеличение скорости реакции на зрительный стимул, однако при этом возрастает количество ошибочных реакций, что, видимо, связано с психофизиологическими особенностями организма детей в данный период онтогенеза.

При обследовании латерального сенсомоторного профиля асимметрии мальчиков 12–13 лет было показано, что при первом обследовании на тот момент, когда дети занимались теннисом менее 1 года, большинство из них являлось абсолютными правшами (63%), а также были выявлены правши с доминирующей левым глазом (27%) и левой ногой (10%). При проведении второго обследования (через 2 года) у этих же подростков наличие и соотношение латеральных профилей достоверно не изменилось.

Исследование сложной зрительно-моторной реакции у детей подросткового возраста показало, что после 2 лет занятий настольным теннисом у них увеличивается уровень сенсомоторной реакции на 3-м этапе обследования, однако более выраженное увеличение данного показателя наблюдали у детей с ведущим левым глазом (рис. 2). У детей с данным сенсомоторным профилем асимметрии на 3-м этапе тестирования наблюдали снижение количества ошибок и увеличение скорости реакции на зрительный стимул. Данный факт свидетельствует о наличии у детей процесса врабатывания и усиления процессов торможения.

Рис. 2. Уровень сенсомоторных реакций у детей 12–15 лет с разным профилем сенсомоторной асимметрии в динамике 2-летнего периода занятий теннисом:

* — отличия достоверны относительно первого этапа обследования

ПППП – мальчики с правым профилем асимметрии, ППЛП – мальчики с ведущим левым глазом

В отличие от мальчиков 11–12 лет у подростков 1–15 лет, занимающихся настольным теннисом 2 года, наблюдали снижение скорости реакции на зрительный стимул, однако достоверно снижалось количество ошибочных реакций (p<0,05), что также связано с усилением процессов торможения у юных спортсменов подросткового возраста. Необходимо отметить, что подвижность нервных процессов у детей подросткового возраста с разным профилем асимметрии остается низкой.

Выводы

1. У мальчиков с правым профилем асимметрии занятия настольным теннисом в течение 2 лет к 11 годам способствуют увеличению уровня сенсомоторных реакций только в начале тестирования.

2. У детей, занимающихся настольным теннисом в 9–10-летнем возрасте, свойство динамического изменения латерального сенсомоторного профиля асимметрии усиливается, а в подростковом возрасте – ослабляется.

3. У юных спортсменов 11–15 лет, занимающихся настольным теннисом в течение 2 лет, выявлена низкая подвижность нервных процессов.

4. В возрасте 14–15 лет после 2 лет занятий настольным теннисом отмечено усиление процессов торможения в ЦНС, особенно у мальчиков с ведущим левым глазом.

Рецензенты:

Гафиятуллина Г.Ш., д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону;

Войнов В.Б., д.б.н., ведущий научный сотрудник, Учреждение Российской академии наук Институт аридных зон Южного научного центра РАН РФ, г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Косенко Ю.В., Карантыш Г.В., Набиева К.Н. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ НА УРОВЕНЬ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ И ПРОФИЛЬ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ У МАЛЬЧИКОВ 9-15 ЛЕТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22103 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674