Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БАКАЛАВРОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Кокаева И.Ю. 1, 2
1 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
2 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
В статье (на примере изучения дисциплин «Возрастная анатомия и физиология» и «Безопасность жизнедеятельности») обсуждаются эффективные способы реализации компетентностного подхода в рамках новых ФГОС. В формировании ключевых компетенций студентов – будущих учителей начальной школы, способности взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) автор придает большое значение активным методам и формам обучения, которые позволяют не только хорошо усвоить теоретические знания, но и получить навыки объяснения важного материала, безопасного здоровьесберегающего поведения в чрезвычайных ситуациях различного характера, так и необходимого в дальнейшей профессиональной деятельности человека. Автор доказывает эффективность их использования в профессиональной подготовке бакалавров по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование.
безопасность жизнедеятельности
активные формы методы обучения
ФГОС
компетентностный подход
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями от 31 мая 2011 г, (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 46) [Электронный ресурс: URL:hllp://fgos.isiorao.ru/fgos/raz] (дата обращения 18.04. 2015).
2. Бекоева М.И. Роль прикладных педагогических дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров //Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 5 (100). – С. 329-335.
3. Гулиева С.А. Педагогические формы и технологии формирования профессионально-педагогической культуры студентов – будущих учителей начальных классов / под ред. д-ра пед. наук, проф. З.К. Каргиевой. – Владикавказ, 2011.
4. Джатиев О.Б., Каргиева З.К. Формирование педагогической компетентности преподавателей и инструкторов автошколы как условие обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс: Nauka-Rastudent.ru.] – 2015. – № 4 (16). – С. 34-37.
5. Зембатова Л.Т., Бтемирова Р.И. Организация и планирование самостоятельной работы студентов: методическое пособие для вузов. – Владикавказ, 2008.
6. Киргуева Ф.Х. Подготовка учителя начальных классов в системе многоуровневого образования на основе компетентностного и полилингвального подходов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Владикавказ, 2010. – 42 c.
7. Кокаева И.Ю. Использование активных форм и методов обучения в процессе освоения студентами педагогического направления дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // European Social Science Journal – Европейский журнал социальных наук. – 2014. – №9 (36). Т. 3. – С.126-131.
8. Кокаева И.Ю., Саханский Ю.В. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков //Известия Российской академии образования. – 2014. – № 1. – С. 120-126.
9. Кокаева И.Ю. Формирование ресурса здоровья школьников в условиях регионального образовательного пространства // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 4. – С. 31-37.
10. Цаллагова З.Б., Баскаева Ж.Х., Силяева Е.Г., Хатаев Е.Е. Вопросы совершенствования профессионально-методической подготовки учителя для начальной национальной школы //Межвузовский сборник научных статей / под редакцией проф. А.Д. Куловой. – Владикавказ, 1998.
В основу Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (2011) заложен компетентностный подход [1]. Внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания, направленному на достижение профессиональной компетентности. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании должна способствовать достижению у будущих учителей профессиональных компетенций.

Под компетенцией понимают готовность субъекта на основе ценностей, знаний и умений решать свои профессиональные задачи. На фоне ухудшающегося здоровья детей и молодежи, с увеличением частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и техногенных катастроф, опасных ситуаций социального характера значение этих компетенций возрастает. Будущий педагог должен не только сам владеть навыками разумного поведения в повседневной жизни, в различных чрезвычайных ситуациях, но и прививать эти навыки своим учащимся. Для того чтобы быть компетентным в организации безопасного для учащихся учебно-воспитательного процесса, необходимо усвоить основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; научиться защищать себя и своих воспитанников от опасных и вредных факторов окружающий среды во всех сферах жизнедеятельности.

Компетентностный подход - это подход, направленный, прежде всего, на результат образования, который определяется не суммой усвоенной информации, а способностью молодого человека грамотно действовать в различных проблемных ситуациях [9, с. 34]. Компетентностный опыт так же, как и личностный, нельзя задать в виде учебного текста или инструкции, алгоритма, поскольку последние дают знание, ориентировочную основу действий, а не сам опыт его выполнения.

Важное значение в формировании профессиональных компетенций,  направленных на развитие культуры здоровья и безопасного поведения будущих педагогов, их готовности  к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [1] имеют такие дисциплины, как «Возрастная анатомия и физиология», «Безопасность жизнедеятельности». На этих занятиях мы развиваем способность оказания приемов первой помощи, методов защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

В соответствии с компетентностным подходом обучение в вузе  целесообразно осуществлять с:

  • опорой на витагенный опыт студента [7, с.128];
  • развитием рефлексивной активности студента;
  • приоритетом субъективных отношений между преподавателем и студентом;
  • использованием активных (интерактивных) методов обучения, диалоговых форм проведения учебных занятий.

Практика показывает, что студенты лучше усваивают знания, в которых они видят личностный смысл, которые представляют для них практическую ценность и выступают как средство достижения жизненных целей. Например, изучая дисциплины «Возрастная анатомия и физиология», «Безопасность жизнедеятельности», мы используем знания, полученные в школе, и знания, которые прошли «проверку» в сознании молодых людей на содержание личностного смысла и практической ценности. Эти знания составляют витагенный опыт личности.

Витагенный опыт - это витагенная информация, которая, будучи достоянием личности, откладывается в резервах долговременной памяти и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях [8, с. 124]. Изучая новый  материал в трех проекциях: «Что я об этом  знаю?», «Что об этом говорит наука?», «Что об этом говорит педагогический опыт?», мы актуализируем витагенный опыт студентов.

Развитие рефлексивной активности бакалавров обеспечивает  целенаправленное формирование «умения учиться». Все методы рефлексивного обучения (самонаблюдение, самоанализ, самотестирование, самооценка) обеспечивают обратную связь (рефлексию),  которая лежит в основе развития саморегуляции и самосовершенствования личности [3. с. 127]. На практических занятиях студентам предлагается спрогнозировать поведение в чрезвычайной ситуации, поставить себя на место учителя и учащихся, проанализировать и аргументировать свои действия с позиций возрастной анатомии и физиологии и безопасности жизнедеятельности.

Развитие у студентов профессиональных навыков и формирование ключевых компетенций предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных методов проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Удельных вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

Активное обучение - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, активное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство;
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Активное использование на занятиях по «безопасности жизнедеятельности» имитационных методов (игровых и неигровых) в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий, мы успешно формируем необходимые компетенции. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с  традиционными формами ведения занятий, в активном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Практика показывает, что такие методы активного обучения как ролевая игра, групповые дискуссии, совместная работа над проектом, деловые игры, мозговая атака и др. вызывают большой интерес у студентов. Такие методы обучения мотивируют студентов на качественное усвоение дисциплины.

Использование ролевых, деловых игр на практических занятиях способствует закреплению программного материала, а студенты не просто демонстрируют его усвоение, но и исполняют роль учителя и (или) ученика. После игры проводится дискуссия как способ обратной связи относительно поведения в игре. Первокурсники мотивируют свои поступки, развивают свои коммуникативные компетенции. Преимущество активных методов обучения заключается в том, что в учебный процесс, в процесс познания, вовлечены практически все студенты. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Таким образом, активные методы обучения позволяют не только хорошо усвоить теоретические знания, но и получить навыки объяснения важного материала, безопасного здоровьесберегающего поведения в чрезвычайных ситуациях различного характера, так необходимого в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Понятно, что изменение целевого компонента системы высшего профессионального педагогического образования влечет за собой коррекцию его содержательно-процессуальной составляющей, а моделирование здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в вузе предполагает новые способы осуществления педагогической деятельности. Актуальными становятся активные формы обучения, которые позволяют студентам «прожить» профессионально тот опыт, который они впоследствии смогут реализовать в жизни; сформировать готовность самостоятельно создавать в учебно-воспитательном процессе безопасные для себя и окружающих условия. Новые формы обучения предполагают активную интеграцию внеучебной деятельности в учебную и зависят от согласованной деятельности  различных субъектов: образовательных, поликлиник, МЧС, учреждений культуры и спорта, общественных объединений, детско-юношеских организаций.

 В ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (СОГПИ) стали традиционными коллективно-групповые занятия с представителями Северо-Осетинского республиканского отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Сотрудники организации на манекенах демонстрируют студентам правила оказания первой помощи обмороках, ожогах, переломах конечностей и т.д. Студенты без затруднений и страха справляются с демонстрацией искусственного дыхания, наложения шин и др.

По договору с различными подразделениями МЧС республики на базе Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда проводятся выездных занятия. Теоретические занятия проходят в учебно-тренировочном центре, хорошо оснащенном учебными манекенами, комнатой психологической разгрузки, мультимедийным классом и др.

На практических выездных занятиях студенты знакомятся с проведением поисково-спасательных работ, современной специализированной техникой, необходимой при авариях, техногенных, природных катастрофах. Такая форма проведения занятий  позволяет студенту формировать готовность брать на себя ответственность за свои решения, принимать нестандартные решения, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска [4, c.35]. В современных условиях учитель должен обладать способностью использовать теоретические и практические знания, а также способностью разрешать проблемные ситуации; оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни.

Во время выездных занятий сотрудники МЧС не только  познакомили студентов со специальной техникой (гусеничные машины, рафты и катамараны), но и показали возможности вездехода по преодолению заснеженных горных территорий РСО-Алания, выполнению спасательных работ на воде.

Не менее интересно проходят занятия с членами водолазной службы Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда, на которых первокурсников знакомят с водолазным снаряжением и оборудованием. Практические  приемы оказания первой помощи  на воде будущие учителя освоили при помощи водолазов. В высокогорном посёлке Цей они усваивали особенности безопасного поведения в горах. Хорошо подготовленные физически и освоившие теоретический материал студенты, во второй учебный день занятий были допущены для переправы по трассе - троллея. С волнением наблюдали  однокурсники, как ребята, грамотно владея карабином и транспортировочной «косынкой», осторожно спускались по двадцатиметровой трассе, поднимались по верёвкам-жумарам - специальным приспособлениям, позволяющим подниматься по  горному рельефу.

Во время текущей и итоговой аттестации студенты демонстрировали качественные знания. Эти знания создавались «вживую», были привязаны к конкретным темам, реальным ситуациям, и выступали как «живое знание», а профессиональная компетентность педагога формировалась в результате переживания технологии конкретной ситуации.

Перечисленные формы и методы, как показали наши наблюдения,  формируют общекультурные и профессиональные компетенции безопасной жизнедеятельности, развивают навыки оказания первой помощи, совершенствуют культуру безопасного поведения студентов - будущих учителей, которым уже завтра придется подтверждать свою компетентность  школьникам.

Рецензенты:

Киргуева Ф.Х., д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Зембатова Л.Т., д.п.н., доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Кокаева И.Ю., Кокаева И.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ БАКАЛАВРОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22032 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674