Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МПТИ (Ф) СВФУ)

Гольдман А.А. 1 Никифоров И.И. 1 Иванова Р.П. 1
1 Политехнический институт (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье приводится концепция воспитательной работы в Мирнинском политехническом институте (филиале) СВФУ. Приоритетными направлениями внеучебной деятельности студентов являются «Адаптационная работа со студентами 1 курса», «Формирование здорового образа жизни», «Общественно-политическое воспитание», «Экологическое образование», «Культурно-массовая работа и организация творческой деятельности студентов», «Студенческое самоуправление», «Воспитательная работа в общежитиях». Конечная цель – воспитание разносторонне развитой личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, социальной активностью, гражданственностью, профессиональной ответственностью, уважением общечеловеческих ценностей. Применяется комплексная программа адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Фундаментальная и комплексная система воспитания в институте создает благоприятные условия для формирования всесторонне развитой личности, способной адекватно интегрироваться в мультикультурное мировое общество. Результатом успешной политики воспитательной работы вуза стали высокие достижения его выпускников в профессиональной сфере и в мировом социокультурном пространстве.
система
воспитание
высшее образование
адаптация студентов
творчество
1. Гафурова Н.В. Воспитательный процесс в вузе как система / Н. В. Гафурова, Т. П. Бугаева // Высшее образование в России. – 2009. – № 6. – С. 102–106.
2. Гольдман А.А. Мирнинский политехнический институт: будущее создается в настоящем // Горный журнал. – № 1. – 2014. – С. 6-9.
3. Гольдман А.А. Политехнический институт в г. Мирном: вчера, сегодня, завтра // Горный журнал. – 2009. – № 5. – С. 55-57.
4. Гришаев О. Система воспитательной и социальной работы // Высшее образование в России. – 2008. – № 1. – С. 79–83.
5. Жоголева О.Р. Обоснование модели системы воспитания в вузе // Вестник Тюменского государственного университета. – № 3. – 2006. – С. 249-252.
6. Зиновьева Е. А. Особенности воспитания студентов технического вуза при изучении основ наук //Теория и практика общественного развития. – № 12. – 2012. – С. 234-239.
7. Масленников В. А. Организация воспитательной работы // Высшее образование в России. – 2009. – № 12. – С. 75–79.
8. Резниченко М.Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. – 2009. – № 8. – С. 151–154.
9. Сидорова И.А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. – 2009. – № 7. – С. 79–82.

В условиях интенсивных интеграционных процессов в мировом сообществе в культурно-образовательной среде, а также процессов глобализации в социально-экономической сфере особую значимость приобретает воспитание разносторонне развитой личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, полноценного гражданина мира, патриота своей страны, обладающего высокой культурой, социальной активностью и лидерскими качествами.

Многие исследователи-педагоги отмечают необходимость возрождения воспитательной функции образования в вузе [5], [6], [9].

В педагогической литературе отмечается, что в настоящее время необходимо преодолеть ряд стереотипных взглядов на осуществление воспитания в вузе. В первую очередь это касается «выделения» воспитательного процесса из общего потока педагогических процессов, ограничение его функциональной роли как дополнительной по отношению к учебе, рассмотрение его как необязательного или, того хуже, мешающего осуществлению собственно «образовательного процесса» [9].

По мнению исследователей, знакомство с современным состоянием подготовки специалистов высших учебных заведений показывает, что основой профессиональной подготовки специалистов является только предметная область учебных дисциплин, а вопросы духовно-нравственного развития личности студентов, к сожалению, не являются приоритетными [6].

Принцип системности в воспитании

Воспитание как педагогический феномен становилось объектом исследования многих работ с момента становления педагогики как науки. В работах последних лет рассматривались различные принципы и подходы к воспитательному процессу в вузе, наиболее ключевым из них можно назвать системный подход [1], [4], [7],[5], [6].

Как отмечает О. Р. Жоголева, воспитание в вузе должно представлять собой систему содействия процессу самостоятельного развития способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста с высшим образованием. По её мнению, система воспитания – органическое единство таких взаимодействующих элементов, как цели, задачи и соответствующие направления воспитания, его формы, методы и средства, а также те отношения, которые складываются между объектом и субъектом воспитательной деятельности [5].

Как считает Н. В. Гафурова, главный признак воспитательной системы – ее упорядоченность. В данной системе всегда присутствует главный элемент [1]. В некоторых вузах это студенческое самоуправление [7], принцип педагогической эргономики или психологического комфорта [8], преемственность университетских поколений, демократизм университетской жизни [4].

Исследователи-педагоги выделяют понятие воспитательного пространства, представляющего собой динамическую сеть (систему) взаимосвязанных педагогических событий, способной выступить интегрированным условием личностного развития каждого человека [8].

По мнению Зиновьевой Е.А., анализ существующей практики воспитательной деятельности в вузах показывает преобладание «мероприятийного подхода» к организации воспитания студентов и, как следствие отсутствие понимания воспитания как системы. Современная педагогическая наука утверждает, что решение данных проблем возможно на основе системного подхода к управлению развитием студентов в воспитательном пространстве вуза и считает это одним из перспективных направлений повышения эффективности системы образования [6].

Целевые установки воспитательной работы в вузе

Как показывает анализ литературы по исследуемой проблеме, основной целью воспитательной работы в вузе является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота [4]. Считается, что воспитание должно быть направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей – обеспечение процесса социализации гражданина общества и поддержку процесса индивидуализации личности, должно стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения [5]. Также в педагогической литературе отмечается, что воспитание в университете обеспечивается в первую очередь присущей ему атмосферой культа знаний и науки, непрерывной линией сохранения и развития передовых вузовских традиций, преемственностью университетских поколений, демократизмом университетской жизни [4]. Современное воспитание, на взгляд других авторов, следует строить с опорой на достижения системы коллективного воспитания, основанной на сотрудничестве и партнерстве. Развитие таких необходимых современному специалисту с высшим профессиональным образованием качеств и способностей, как социальная активность, гуманность, порядочность, духовность, толерантность, чувство красоты и гармонии, совесть, честь, должно являться основой воспитательной работы и самовоспитания студентов [7].

Приоритетные направления воспитательной работы в МПТИ (ф) СВФУ

В настоящее время Мирнинский политехнический институт стал одним из учебно-методических, научно-технических и культурных центров республики Саха (Якутия) [2], [3].

Воспитательную деятельность в МПТИ (ф) СВФУ координирует Совет по воспитательной работе, председатель – заместитель директора по внеучебной работе Никифоров И. И. Согласно концепции воспитательной работы нашего вуза, ее приоритетной целью является воспитание у выпускника гражданственности, эстетических и морально-нравственных норм поведения, профессиональной ответственности, уважении общечеловеческих ценностей, развитии творческого потенциала студентов. Деятельность Совета реализуется по следующим направлениям: «Адаптационная работа со студентами 1 курса», «Формирование здорового образа жизни», «Общественно-политическое воспитание», «Экологическое образование», «Культурно-массовая работа и организация творческой деятельности студентов», «Студенческое самоуправление», «Воспитательная работа в общежитиях».

Рис.1. Знакомство студентов с историей и традициями народов Якутии

Благодаря адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс самореализации в условиях вуза с начальных этапов обучения. В условиях мультикультурного образовательного пространства в целях обеспечения позитивной асинхронной адаптации в институте выработана комплексная программа адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Став студентом, первокурсник начинает свои годы обучения в МПТИ со знакомства с историей института, города и алмазодобывающей промышленности, встреч с известными общественными деятелями города, тематических кураторских часов, коллективного участия в культурных и спортивных мероприятиях. Стал традиционным Веревочный курс для первокурсников «TeamBuilding», проводимый совместно с Районным комитетом молодежи.

В начале обучения немаловажную роль играют мероприятия по пропаганде активного и здорового образа жизни. Система профилактики наркомании, алкоголизма и других аддиктивных состояний в институте представлена первичной и вторичной профилактикой. В рамках работы Психологической службы организуется повышение психолого-педагогической и информационной компетентности кураторов по профилактике наркозависимости в форме круглых столов, минисеминаров, а также на основе запросов. Студенты МПТИ принимают участие в семинарах психологической подготовки волонтеров по профилактике зависимости от психоактивных веществ, проводимых в рамках месячника психического здоровья в Мирнинском районе, ежегодной городской акции «НЕ КУРИЦА(ТСЯ)!», в Дне оздоровительного бега и ходьбы «Кросс Наций». Ежегодно МПТИ становится домашней площадкой для городской акции-концерта «Рок против СПИДа!», конкурсов плакатов и видеороликов.

Одним из ведущих направлений воспитательной деятельности института является общественно-политическая работа. Постоянную работу по организации интересных и познавательных дискуссий и встреч ведут клубы «Мы и геополитика» и «Витязи истории». Также студенты нашего института принимают активное участие в выборах различных уровней, организовываются встречи представителей партий и кандидатов в депутаты со студентами и преподавателями института, мониторинг предварительных результатов по выборам, работает «Гостиная молодого избирателя», где чествуются студенты, реализовавшие впервые свое избирательное право. Большинство студентов являются членами первичной партийной организации «Студенческая» Мирнинского отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Студенты Мирнинского Политехнического института ежегодно становятся лауреатами Премии Главы г. Мирного за вклад в молодежную политику.

Ярким примером успешной системы общественно-политического воспитания являются достижения наших выпускников. Лидерские качества, сформированные в студенческие годы в качестве руководителя клуба «Мы и геополитика», позволили выпускнику Иванову Дмитрию Дмитриевичу защитить в 2014 году диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук на тему «Политическая коммуникация в современной России: особенности функционирования и тенденции развития» в Институте социологии Российской академии наук.

О жизни нашего института можно узнать из газет «Студенческий мир», «Математическая правда», «Литературные записки», редакторами и корреспондентами которых являются сами студенты. Силами студентов ежегодно снимаются студенческие видеофильмы, объединенные темой «Жизнь молодежи», которые представляются на финальном этапе конкурса «MEDIAMASTER».

Как следствие, многие наши выпускники реализовали себя на поприще теле- и радиожурналистики. Солдатенко Владислав Юрьевич – главный редактор ТРК «Алмазный край», Рыжков Алексей Владимирович – шеф-редактор телеканала «Столица», г. Москва, Мамонов Тимур Александрович – специальный корреспондент Первого канала, г. Санкт-Петербург, Дюгай Олег Юрьевич – звукорежиссер радио ТРК «Алмазный край», Кутузова Татьяна Владимировна – редактор радио ТРК «Алмазный край».

С 1995 г. студенты МПТИ являются инициаторами и координаторами Благотворительной акции «Подари тепло детям», в рамках которой они осуществляют помощь воспитанникам Тойбохойского детского дома Сунтарского улуса республики Саха. Каждый год, в преддверии Нового года студенты с помощью предпринимателей, общественных организаций, предприятий города собирают материальную помощь, составляют концертную и развлекательную программу для ребят, оставшихся в сложной жизненной ситуации.

Особой популярностью среди студентов пользуются всероссийские акции «Георгиевская ленточка. Я помню! Я горжусь!» в канун Дня Победы и «День Флага России». Год за годом свое развитие в институте получает волонтерское движение.

В целях популяризации экологического образования в институте работает научный студенческий экологический кружок «Экосфера», тесно взаимодействующий с Мирнинским территориальным комитетом охраны природы. Среди мероприятий кружка – Фотовыставка «Природа и мы», семинары с участием представителей администрации, предприятий и учащихся г. Мирного «Экологическая культура и общество», читательская конференция «Алмазная промышленность и экология», экологический кросс Алмазный – Мирный и др. Ведется шефская работа с национальным парком «Живые алмазы Якутии». Показательным в этой связи является то, что наши студенты становятся победителями международных интернет-олимпиад по экологии.

Рис.2.Конкурс Мисс МПТИ

Система культурно-массовой работы призвана обеспечить воспитание инициативных, талантливых студентов, развитие творческой деятельности, организацию активного досуга молодёжи, создание условий для творческой самореализации и самосовершенствования. Студенты занимаются в творческих коллективах института: танцевальном ансамбле «NONSTOP», вокальной студии «Толбон» Дворца культуры «Алмаз», детском театре балета «Алмазы Якутии», ансамбле народного танца «Кустук», клубе КВН, рок-клубе, студенческом театре, видео-студии и др. Уже традиционными и любимыми стали в нашем институте такие мероприятия, как «День Первокурсника», фестиваль КВН «Студенческая лига», Молодежный фестиваль «Калейдоскоп культур», проводимый совместно с Молодежной организацией «Мое поколение» и Мирнинским отделением Ассамблеи народов РС (Я), танцевальный конкурс «Drive Dance Project», конкурс эстрадной песни «Drive Song Project», «Зимний бал – конкурс «Мистер МПТИ», «Весенний бал – конкурс «Мисс МПТИ», Студенческий ысыах и др.

Наши студенты принимают активное участие и побеждают в различных творческих конкурсах районного, республиканского и российского уровня: районный конкурс эстрадного пения «Синяя птица», районный конкурс «Вверх по ступеням», республиканский конкурс «Туой-Хая».

В 2013 г. команда Мирнинского Политеха «ЮНИОН» вступила в Российскую Ассоциацию интеллектуальных клубов «Ворошиловский стрелок» и получила статус Официального регионального отделения ВОМО РАИК «Ворошиловский стрелок» по Республике Саха (Якутия). В институте в течение учебного года проводятся Зимний и Весенний чемпионаты по игре «Ворошиловский стрелок». Также, МПТИ – организатор Открытого турнира г. Мирного, в планах – проведение Регионального чемпионата и I Чемпионата Якутии. В августе 2014 года команда «ЮНИОН» стала участником III Чемпионата России по игре «Ворошиловский стрелок» и попала в полуфинал.

В институте студенческое самоуправление представлено Общественной студенческой организацией «Альянс», которая является координатором общественной, культурно-массовой и творческой деятельности студентов и Профсоюзной организацией студентов МПТИ (ф) СВФУ, осуществляющей социальную защиту студентов.

Воспитательная работа в общежитиях проводится методистами совместно со студенческими советами. Студсовет проводит ежемесячную аттестацию студентов, результаты которой обсуждаются на общих собраниях. В общежитии работает отряд Содействия Охраны Правопорядка, в задачи которого входит профилактика правонарушений в общежитии, рейды по городу. В общежитиях проводятся различные мероприятия: конкурс гитарной песни, поэтические чтения, конкурс «Лучшая комната», конкурс «Кулинарный поединок», конкурс DJеев, конкурс стенгазет и др.

Рис.3. Победители VIII Всероссийского Герценовского форума «Моя инициатива в образовании»

Кроме этого, среди студентов активно развивается проектная деятельность по различным направлениям. Наши студенты – постоянные участники и дипломанты районного молодежного форума «Вилюй», республиканского форума «Саха-Селигер», Деловой экономической игры «Молодежь – инновационно-стратегический ресурс Республики Саха (Якутия)». В 2012– 2015 гг. проекты наших студентов становились победителями и получали призы на IX Всероссийском

Герценовском форуме «Моя инициатива в образовании». Команда МПТИ является победителем творческих и спортивных программ Всероссийских молодежных форумов «Студенческий марафон: Владивосток-2013», «Студенческий марафон: Казань-2014» и «Студенческий марафон: Новосибирск-2015».

В 2014 г. студент гр. ДГ12-5 Добролюбов Павел стал победителем грантового конкурса конференции «Международная модель ООН на Дальнем Востоке», а также принял участие в Московской Международной модели ООН-2015. В 2015 г. Добролюбов Павел стал победителем конкурса Государственного Департамента США Study of the United States Institutes on Global Environmental Issues и прошел обучение в трех штатах США.

Заключение

Фундаментальная и комплексная система воспитания в Мирнинском политехническом институте создает благоприятные условия для развития всесторонне развитой личности, способной адекватно интегрироваться в мультикультурное мировое общество. Высокие достижения выпускников в профессиональной сфере, мировом социокультурном пространстве свидетельствуют об эффективности разработанной концепции воспитания.

Рецензенты:

Чоросова О.М., д.п.н., к.псх.н., доцент, директор Института непрерывного профессионального образования «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова», г. Якутск;

Бурцев А.А., д.фил.н., профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Филологического факультета Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Гольдман А.А., Никифоров И.И., Иванова Р.П. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ МПТИ (Ф) СВФУ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22000 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674