Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Акай О.М. 1 Завгородняя Г.С. 2 Царевская И.В. 1
1 РГСУ «Ростовский Государственный строительный университет»
2 ЮФУ «Южный федеральный университет»
Учитывая важную роль интернета в современной жизни каждого индивидуума, использование интернета в практике преподавания иностранных языков неизбежно. Использование интернет-технологий в современной практике обучения иностранному языку имеет ряд преимуществ как для обучающихся, так и для преподавателей. В данной статье производится анализ методов обучения иностранному языку с использованием интернет-ресурсов. В частности, преподавателям целесообразно рассматривать использование интернет-ресурсов в целях повышения собственной языковой и методической компетенции, создания базы для обмена опытом с преподавателями из других учебных учреждений и стран, получения более обширного объема педагогического, методического и языкового материала. Интернет дает возможность знакомства с носителями языка, обсуждения текущих профессиональных вопросов, а также возможность дистанционного вступления в различные международные организации с целью заочного участия в разного рода мероприятиях.
английский язык
методика преподавания
интернет технологии
обучение иностранному языку
1. Веб-сайт международной профессиональной организации TESOL [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tesol.org (дата обращения: 02.04.2015).
2. Веб-сайт международной профессиональной ассоциации учителей иностранного языка IATEFL [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iatefl.org(дата обращения: 04.04.2015).
3. Веб-сайт международной профессиональной организации JALT [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.jalt.org(дата обращения: 12.04.2015).
4. Веб сайт международной профессиональной организации NAFSA [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nafsa.org(дата обращения: 29.03.2015).
5. Веб-сайт международного национального совета учителей иностранного языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ncte.org(дата обращения: 04.03.2015).
6. Веб сайт американской ассоциации прикладной лингвистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aaal.org (дата обращения: 02.04.2015).
7. Веб-сайт международной профессиональной организации «Лингвистическое общество Америки» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lsadc.org (дата обращения: 02.06.2015).
8. Гевин Дуденей. Интернет и языковой класс // Выпуск 2-й, 2007. Изд-во Кембриджского университета.
9. Гевин Дуденей, Ники Хокли. Преподавание английского языка с помощью современных технологий // Эдинбургские ворота, PearsonEducationLimited. 2007.
10. Кристалл Дэвид. Язык и Интернет // Выпуск 2-й, 2006. Кембридж. Изд-во Кембриджского университета.
11. Ли Синтия, Джордж Джор, Ева Лай. Обучение в сети и преподавание иностранных языков. Гонконгский опыт // Гонконг. Китайское университетское издательство. 2005.
12. Марк Варшауэр, П. Фон Уиттекер. Интернет для обучения английскому: Рекомендации для преподавателей / Под ред. Джеке К. и Вилли А. Ренэндья // Методология преподавания иностранных языков: Антология Существующей практики. Изд-во Кембриджского университета. 2002.
13. Марк Варшауэр, ХайдиСхецер, Кристин Мелони. Интернет для обучения английскому. //Александрия, Вирджиния, США. Languages, Inc. 2002.
14. Онлайн-версия журнала CallEj [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://callej.org/about.html (дата обращения: 27.03.2015).
15. Онлайн-версия журнала Kairos [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://english.ttu.edu/kairos(дата обращения: 17.06.2015).
16. Онлайн-версия журнала TESL [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aitech.ac.jp (дата обращения: 08.04.015).
17. Онлайн версия журнала TESL-EJ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kyoto-su.ac.jp/information/tesl-ej (дата обращения: 17.10.014).
18. Онлайн версия журнала «Язык, учащийся и технология» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.polyglot.cal.msu.edu/llt (дата обращения: 27.03.2015).
19. Официальные периодические издания: интернет-база данных кино / URL: http://www.imdb.com/ (дата обращения: 12.07.2015).
20. Официальные периодические издания: электронный путеводитель канала Би-Би-Си / URL: http://www.teachingenglish.org.uk/ (дата обращения: 21.06.2015).
21. Официальные периодические издания: электронный путеводитель / OneStopEnglish. URL: http://www.onesstopenglish.com/ (дата обращения: 18.05.2015).
Существует мнение о том, что использование технологий в преподавании иностранных языков не ново [8]. Магнитофоны, лингафонные кабинеты и видео широко использовались в практике английского преподавания языков с 1960-х гг. В начале 1980-х гг. в практике преподавания иностранного языка стали применяться компьютерные технологии и материалы; вскоре данные методы были отнесены к рекомендованным, а затем - к обязательным методам обучения иностранным языкам. В соответствии с широко распространенным доступом к информационно-коммуникационным технологиям в 1990-х гг. использование компьютерных технологий в практике преподавания иностранных языков обратилось к использованию интернета и сетевых инструментов. Быстрое развитие сети интернет в 1990-х гг. оказало широкое влияние на обучение и приобретение знаний учащимися в аспекте изучения иностранных языков. С этого момента интернет становится экстраординарным источником информации в практике преподавания иностранных языков.

В данной статье предпринимается попытка выделить основные преимущества использования интернета и современных компьютерных технологий в практике преподавания иностранных языков.

Использование Интернета в преподавании иностранных языков

Вовлеченные в практику преподавания иностранных языков учителя и преподаватели могут получить любой вид информации в интернете. Интернет также обеспечивает ответ на практически любой вопрос. Большинство преподавателей полагает, что они могут извлечь много пользы из использования интернет-ресурсов. Интернет используется как способ получения информации, восстановления знаний или обмена опытом с другими преподавателями из других стран. С помощью интернета доступны повышение квалификации преподавателей, всевозможные тестирования и получение сертификатов, подтверждающий уровень владения языком и мастерства преподавателя. Варшауэр, Шецер и Мелони предложили пять главных причин использовать интернет для обучения иностранному (английскому) языку [13]. Причины следующие:

1) подлинность;

2) грамотность;

3) взаимодействие;

4) фактор живого языка;

5) расширение возможностей.

Ученые полагают, что интернет обеспечивает не слишком дорогостоящий метод изучения иностранного языка, который удовлетворяет потребностям учащихся в XXI веке. Интернет предоставляет возможность изучающим иностранный язык взаимодействовать с носителями изучаемого языка до 24 ч в сутки, вводя тем самым учащегося в постоянный активный процесс изучения иностранного языка, а также позволяя ему самому выбирать время и место обучения. Кроме того, Варшауэр и Уиттекер определяют несколько возможных причин использования интернета в преподавании иностранных языков [10]. Одно объяснение найдено в утверждении о том, что лингвистическая природа коммуникации онлайн желательна для продвижения языкового изучения. Другая возможная причина использования интернета в обучении иностранным языкам состоит в том, что сетевые ресурсы создают оптимальные условия для обучения письму, так как являются подлинной аудиторией для письменного общения. Третья возможная причина состоит в том, что общение онлайн многократно увеличивает мотивацию студентов. Четвертая возможная причина - уверенность пользователей интернета в том, что осваивание компьютерных навыков важно для будущего успешного функционирования учащегося в процессе интернет-общения. Это предполагает не использование интернета для изучения иностранного языка, а, напротив, мотивацию выучить иностранный язык для последующей хорошей ориентации обучающегося в интернете.

Итак, обе стороны процесса изучения иностранного языка - преподаватель и учащийся - заинтересованы в применении интернет-технологий в процессе изучения иностранного языка.

Преимущества использования интернет-ресурсов для преподавателей

Марк Варшауэр и ДебораХили заявляют, что интернет - один из факторов, у которого есть существенный вклад в продвижение использования компьютеров для языкового изучения [12].

Повышение установленной компьютером коммуникации посредством интернета более чем что-либо еще изменило использование компьютеров для изучения иностранного языка для обучающегося в конце XX века. С появлением интернета компьютер - и в обществе, и в аудитории - был преобразован от инструмента для обработки информации и показа к инструменту для обработки информации и коммуникации. Впервые изучающие иностранный язык могут теперь общаться недорого и быстро с другими учащимися или носителями изучаемого языка во всем мире.

Кроме того, Дуденей [9]  также упоминает одно из преимуществ использования компьютеров и интернета в практике преподавания и изучения языков особенно для учителей. Он упоминает, что, по существу, компьютер и живое языковое общение теперь стали общим ресурсом, всегда доступным целевой аудитории на доске. Учителя и ученики могут использовать доску, чтобы показать содержание CD-ROM и интернета, и это содержание может быть аннотировано, иллюстрировано, сохранено и напечатано. В большинстве ситуаций данный контент может быть использован как специальный ресурс.

Следовательно, среди различных преимуществ первым и основным преимуществом является обеспечение преподавателя большим количеством обучающих ресурсов посредством интернета. Именно через интернет учителя могут легко получить различные материалы для обучения учащихся. Некоторые основные источники материалов - сайты, такие как OneStopEnglish [21], который располагает огромной базой материалов и планов уроков для регулярного использования, и у Би-би-си также есть много ресурсов на его обучающей английской платформе [20].

Далее приводятся некоторые средства массовой информации и базы данных, обеспеченные в интернете.

1. Отдел новостей для студентов, родителей и учителей

Для студентов: новые резюме, викторины, свежие новости, новости науки и кроссворды.

Для учителей: ежедневные образовательные новости о партнерских программах, новости, архивы плана урока, а также форум с преподавателями-коллегами на образовательных порталах и сайтах.

2. Новости онлайн: включая новости из Африки, Америки, Азии, Европы, Океании и других международных областей.

Международная служба Би-Би-Си, Радио Си-би-си

3. Бамбук: обзор английского языкового образования и прикладного Исследования Лингвистики из Азии

4. CELIA: компьютерные расширенные языковые архивы и инструкции

5. Центр образовательных ресурсов

6. Интернет-база данных кино [19]

Следующим преимуществом использования интернета как средства обучения иностранному языку является возможность совершенствования собственных знаний, умений и навыков в иностранном языке непосредственно для преподавателя.

Далее приведем некоторые профессиональные журналы и журналы, которые представлены онлайн-версией в интернете.

1. TESL-EJ [17] - сосредотачивается на теории и практике преподавания языков.

2. Интернет-Журнал TESL [16] , который включает короткие, практические статьи.

3. Язык, Учащийся &Технология [18] - журнал исследования для педагогов второго иностранного языка.

4. CALL-EJ [14] онлайн  - покрывает машинный язык.

5. Kairos [15] - журнал о компьютерном письме.

Третьим преимуществом использования интернета в практике преподавания английского языка является возможность для преподавателя иностранного языка вступать в контакт с коллегами из других стран, развития навыков письма и устной речи, обмен опытом и информацией с преподавателями других учебных заведений.

Преподаватели могут также присоединиться к международным организациям, чтобы поддерживать тесные профессиональные контакты с коллегами из других стран, быть в курсе появления новых образовательных технологий, а также совершенствоваться в плане методики. Варшауэр, Шецер и Мелони [13] определяют некоторые международные профессиональные организации, имеющие свои собственные веб-сайты. Ниже представлен список данных организаций.

1. TESOL [1]

2. Международная ассоциация учителей английского языка как иностранного [2]

3. Японская Ассоциация для преподавания языков [3]

4.  Ассоциация международных педагогов [4]

5. Национальный совет учителей английского языка [5]

6. Американская ассоциация прикладной лингвистики [6]

7. Лингвистическое общество Америки [7]

Наконец, через Интернет преподаватели могут получить информацию, связанную с изданием материалов по вопросам преподавания иностранных языков. Многие издатели, такие как Лонгман или издательство Оксфордского университета, часто публикуют каталоги своих публикаций на веб-сайтах.

Заключение

Учитывая важную роль интернета в современной жизни каждого индивидуума, использование интернета в практике преподавания иностранных языков неизбежно. В целом использование интернет-ресурсов в контексте преподавания иностранных языков предоставляет преимущества как для преподавателей, так и для обучающихся. Использование инновационных технологий, таких как интернет и сетевые ресурсы, также является мотиватором интеллектуального развития учащихся в образовательном аспекте. 

В частности, преподавателям целесообразно рассматривать использование интернет-ресурсов в целях повышения собственной языковой и методической компетенции, создания базы для обмена опытом с преподавателями из других учебных учреждений и стран, получения более обширного объема педагогического, методического и языкового материала. Интернет дает возможность знакомства с носителями языка, обсуждения текущих профессиональных вопросов, а также возможность дистанционного вступления в различные международные организации с целью заочного участия в разного рода мероприятиях.

В свою очередь преподавателю следует серьезно подойти к вопросу отбора интернет-материала для предоставления его учащимся в качестве обучающего контента. Данный материал должен соответствовать уровню владения языка обучающимся, а также его языковым потребностям. При этом следует учитывать тот факт, что часто интернет-использование иностранного языка в социальных сетях и чат-группах имеет ярко выраженную разговорную направленность, используется носителями языка весьма свободно и нередко пестрит ненормативными выражениями.

Рецензенты:

Куликова Э.Г., д.ф.н., профессор кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)», г. Ростов-на-Дону;

Саркисьянц В.Р., д.ф.н., доцент кафедры языкознания и иностранных языков РФ ФГБОУВО «РГУП», г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Акай О.М., Завгородняя Г.С., Царевская И.В. РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21913 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674