Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ

Филимонова Н.М. 1 Ползунова Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Талантливая молодежь является стратегическим фактором развития современной экономики, что обуславливает необходимость осуществления государственной поддержки. В статье систематизированы и проанализированы основные инструменты поддержки талантливой молодежи. Проведенный анализ показал, что эффективность программ реализации молодежной политики остается на низком уровне. В результате проведенного исследования выявлен ряд проблем, сдерживающих эффективную реализацию государственной молодежной политики. Можно выделить следующие проблемы: низкий учет значимости необходимости развития талантливой молодежи, ориентация на увеличение количества учреждений, осуществляющих работу с молодежью, их низкая степень взаимосвязи и взаимодействия, низкий уровень финансирования программ молодежной политики, отсутствие механизмов мониторинга динамики развития молодежной среды в регионах, недостаточная проработанность нормативно-правовой базы. Предложена модель работы с талантливой молодежью, путем формирования сетевой инфраструктуры.
государственная политика
молодежная политика
талантливая молодежь
1. Борисова, Т.С., формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания/ Т. С. Борисова, С. Б. Куликов / Вестник ТГПУ .- 2012. – № 8. – 47 – 52 с. С. 50 – 51.
2. Гарькин, И.Н. Молодёжные форумы — площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов [Текст] / И. Н. Гарькин, И. А. Гарькина // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 533-535.
3. Геворкян, Е.Н. Актуальные проблемы совершенствования государственной политики и законодательства в сфере поддержки талантливых детей и молодежи в условиях действия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки ». – 2014. – С. 53.
4. Доклад «Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала». М.: РАНХиГС. – 2014. – 264 с. . URL: youthrussia.ru/files/strategiya.pdf (дата обращения: 22.08.2015).
5. Доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации «Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций». М.: Федеральное агентство по делам молодежи. – 2015. URL: http://www.fadm.gov.ru/docs/11/ (дата обращения: 09.09.2015).
6. Дьяченко, Е.А. Личностные особенности адаптированных студентов художественного факультета / Е.А.Дьяченко // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». – 2015. - Том 6. - № 2. - С. - 151-154.
7. Карнаушенко, Л.В. Государство и молодежь в процессе реализации государственной молодежной политики: проблемы взаимодействия // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvo-i-molodezh-v-protsesse-realizatsii-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-problemy-vzaimodeystviya (дата обращения: 18.08.2015).
8. Привалов. А.Н., Богатырева, Ю.И. Информационно-образовательная среда региона как средство поддержки одаренных детей // Информатизация образования - 2014: педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды. – 2014. - С. 328 – 332.
9. Справка «О мерах по совершенствованию реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации». К заседанию коллегии Минобрнауки России 18 июня 2013 года. URL: минобрнауки.рф/media/events/files/41d4701a32d24a30c11f.pdf (дата обращения: 02.09.2015).
10. Филиппов, С.А., Комелина, Е.В. Организация дистанционного обучения одаренных детей по модели «Очно-заочный центр» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №3-1 (23). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-distantsionnogo-obucheniya-odarennyh-detey-po-modeli-ochno-zaochnyy-tsentr (дата обращения: 12.07.2015).

Современная Россия, и её будущие успехи, напрямую зависят от образования и здоровья людей, живущих в этой стране, от их стремления к самосовершенствованию и применению навыков и талантов во благо своей страны.

Именно поэтому, как никогда актуально развитие такого направления как молодежная политика, как на государственном, так и на региональном уровнях.

Молодежная политика является частью политики государства, направленной на реализацию потенциала молодых людей, вовлечение их в социально-экономическую и политическую жизнь общества. Сложность определения места молодежной политики в системе регионального управления заключается в том, что она включает в себя такие виды экономической деятельности, как «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», «Образование», «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (рис. 1). Данное обстоятельство обуславливает сложность определения места и роли молодежной политики в системе регионального развития.

Рис. 1. Место молодежной политики в региональном развитии

Важнейшим объектом молодежной политики в настоящее время, по-нашему мнению, является талантливая молодежь в интересах которой, должны создаваться благоприятные условия социализации и её эффективной самореализации, развития потенциала и реализации его в интересах региона проживания и России в целом.

Основной целью данной политики является поддержание конкурентоспособности, и усиления национальной безопасности путем поиска, выявления талантливой молодежи, её конкурентный отбор и социально-методическая поддержка. Такую технологию продвижения, обеспечивающую непрерывный отбор претендентов в интеллектуальную элиту нашего общества, необходимо совершенствовать. Данная система должна содержать в себе принцип продвижения молодых талантов, их поддержка с целью предоставления возможности самореализации. Компонентами этой системы являются поддерживающие лидерство, новаторство и предприимчивость конкурсы, олимпиады, фестивали, тематические смены, развитие системы содействия, предполагающее закрепление молодежи за профессионалами-наставниками, предоставление условий для самореализации.

В соответствии с целями государственной политики по поддержке способной и талантливой молодежи в качестве наиболее актуальных выделяют следующие задачи [6]:

  • создание условий для духовного, интеллектуального и культурно-эстетического саморазвития личности;
  • освоение учащимися методологии познания и творчества, единства интуитивно-творческих и дискурсивных форм познания;
  • создание предпосылок для органичного включения выпускников школ в инновационную научную, экономическую, социальную и культурную деятельность;
  • освоение молодежью общественной деятельности как единства физических, духовно-правовых, социальных и ноосферных закономерностей;
  • интеграция образовательной, научно-исследовательской работы учащихся, органическая связь учебного процесса с внеучебной деятельностью;
  • своевременное выявление творческих задатков, обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных учащихся;
  • обеспечение целостности, преемственности в работе с одаренной молодежью на разных ступенях образования.

Для реализации государственной политики в области поддержки талантливой молодежи в России и за рубежом в настоящее время используются следующие инструменты:

  • молодежные фестивали, конкурсы по различным сферам общественной деятельности, как наука, предпринимательство, художественное творчество, с выделением лауреатам грантовой поддержки [3]. Данные конкурсы проводятся в 78 субъектах России. Наибольшее их количество отмечается в Томской области (44), Тамбовской области (43), Московской области (40), Калининградской области (37), Челябинской области (31) [5];
  • форумы, ориентированные на молодежь с целью проявления таланта, обмена опытом, роста активности, раскрытия потенциала [2], например федеральные молодёжные форумы «Селигер» и «Территория смыслов»;
  • грантовые программы, ориентированные на вовлечение талантливой молодежи в науку, такие как «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («У.М.Н.И.К.»), реализуемую Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере c 2007 года, программы государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов и докторов наук, программа «Мобильность молодых ученых» и др;
  • создание социальных сетей высокой плотности, где все необходимые для развития компоненты сконцентрированы на ограниченной территории (например, Силиконовая долина, GIN-town в Бостоне), при этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов. В России есть несколько площадок, на основе которых возможно создание таких центров (Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург, наукограды) – с высокой плотностью качественных учебных заведений и, соответственно, молодежи, которая при благоприятных условиях сама будет стремиться к включению в такую сеть [1];
  • продюсирование талантов – продвижение, обучение и вовлечение талантливой молодежи в различные сферы через систему наставничества со стороны ученых, бизнес-лидеров. В области бизнеса – это технология «бизнес-серфинга», в области науки – создание и развитие системы стажировок в ведущих исследовательских центрах в России и за рубежом;
  • создание единой информационно-образовательной среды, что дает возможность повышения качества образования, обеспечения широкого доступа к учебно-методическому контенту, повышения профессионального уровня учителей, создания более благоприятных условий для сетевого сотрудничества педагогов и других специалистов различных по уровню образовательных учреждений, а также привлечения к творческой деятельности учащихся [8];
  • модели обучения одаренных детей в дистанционной и заочных формах при ведущих университетах. В связи с существованием проблемы территориальной недоступности образовательных учреждений данные модели позволяют осуществить расширение аудиторных рамок за счет технических средств коммуникаций [10].

Для реализации направлений поддержки и развития талантливой молодежи в субъектах Российской Федерации создаются и учреждения по делам молодежи. Распределение региональных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью, приведено на рис. 2. Наибольшее количество региональных учреждений органов по делам молодёжи сосредоточены в трёх субъектах Российской Федерации: в Приволжском (27,5 %), Центральном (25,3 %) и Уральском (19,2 %) федеральных округах, и наименьшее – в Дальневосточном (2 %) и Северо-Кавказском (1,2 %) федеральных округах.

Рис. 2. Распределение учреждений органов по делам молодёжи по федеральным округам Российской Федерации [5]

Однако, несмотря на большую работу в области государственной поддержки молодежи, эффективность ее реализации остается на низком уровне. Как показывают многочисленные исследования, лишь 15% молодых людей положительно оценивают государственную молодежную политику, 32% опрошенных недовольны результатами реализации политики, 11% – затруднились оценить ее эффективность [7]. Кроме того молодежная политика ориентирована в основном на экстремумы в молодежной среде, что ведет к тому, что около 60% «среднестатистических» молодых людей оказываются вне интереса государственных органов по делам молодежи [9].

Основные проблемы реализации государственной политики, ориентированной на талантливую молодежь заключаются в следующем:

  • ориентация на увеличение количества региональных и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью, без оценки и учета реальных потребностей талантливой молодежи в саморазвитии, самореализации ведет к использованию формальных методов и инструментов разработки программ, снижает эффективность их реализации;
  • низкая степень взаимосвязи и взаимодействия учреждений и органов, занимающихся делами талантливой молодежи, организацией сопровождением развития одаренных детей в региональной системе образования ведет к дублированию функций, к отсутствию единых подходов к реализации молодежной политики; отсутствие системности;
  • низкий уровень финансирования программ молодежной политики в регионах России. Как показывают проведенные исследования, существует высокая степень дифференциации уровня финансирования по регионам. В расчете на 1 человека в возрасте 14-30 лет расходы на молодежную политику по субъектам Российской Федерации различаются на несколько порядков, причем в 10 субъектах Федерации эти расходы составляют менее 100 рублей на человека в возрасте 14-30 лет [4]. Данные обстоятельства ведут к неполной реализации запланированных мероприятий и не позволяют эффективно реализовывать функции в области развития талантливой молодежи;
  • низкий учет значимости необходимости развития талантливой молодежи, наряду с развитием негативных социальных процессов – существенное старение населения, развитие девиантных процессов среди молодого поколения, неимение у молодежи четко определенной гражданской позиции;
  • недостаточная проработанность нормативно-правовой базы;
  • отсутствие механизмов мониторинга динамики развития молодежной среды в регионах.

Все эти проблемы вызывают необходимость совершенствования подходов к государственной политики в области развития талантливой молодежи. Основой данной политики выступает ориентация на развитие у молодежи креативности, научно-исследовательского потенциала, лидерских качеств путем создания новых моделей и инструментов максимального вовлечения молодежи, обеспечения доступности, открытости. Основной целью реализации данной политики выступает интеграция молодежи в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь общества. Для реализации молодежной политики возможно создание сетевой инфраструктуры, включающей государственные и общественные центры по работе с талантливой молодежью.

В данной работе предлагается структурная модель работы с талантливой молодежью путем развития системы детских и студенческих лагерей. В данном случае детские и студенческие лагеря будут рассматриваться не как «места оздоровления в летний период», а как инструмент работы с талантливыми детьми и молодежью, предполагающий вовлечение в социально-значимую деятельность, обучение, развитие нравственных и культурных традиций, содействие самореализации, организация оздоровления и отдыха (рис. 3).

Реализация программы работы с талантливой молодежью предполагает функционирование сетевой четкой структуры, основными частями которой должны стать молодежные и творческие центры, детские общественные объединения фестивали, «острова», общественные организации, лагеря, региональные связи опытных наставников. Реализация рассматриваемой концепции не может осуществляться вне институционального поля, контуры которого очерчены вовлеченными структурами в процесс работы с талантливой молодежью.

Рис. 3. Модель работы с талантливой молодежью

Условные обозначения: ДОО – детские образовательные организации; ДОТЛ – детские образовательно-тематические лагеря; КМП – комитет по молодежной политике; УДМ – Управление по делам молодежи в муниципальном образовании; ИРО – институт развития образования.

Таким образом, несмотря на то, что государственная политика в отношении талантливой молодежи в основном сформирована в правовом и организационном отношении, принятие дополнительных мер по совершенствованию инфраструктуры поддержки талантливой молодежи позволят повысить эффективность реализации молодежной политики и уровень развития региональных экономических систем в целом.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Механизм повышения эффективности влияния государственной молодежной политики на региональное развитие»), проект № 15-12-33004а/Ц

Рецензенты:

Гойхер О.Л., д.э.н., профессор кафедры экономики и стратегического управления, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир;

Тесленко И.Б., д.э.н., заведующий кафедрой бизнес-информатики и экономики, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир.


Библиографическая ссылка

Филимонова Н.М., Ползунова Н.Н. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21869 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674