Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О РОЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

Резникова А.В. 1 Вартанова Н.Г. 1
1 ГОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»
В данной статье авторы рассматривают особенности существующих инновационных образовательных технологий в современной образовательной парадигме в контексте обучения иностранным языкам. В статье рассматривается само понятие инновационной педагогики как педагогического подхода, представляющего альтернативу существующим методикам обучения. Авторы дают определение термину «инновационные методики и технологии обучения дисциплине» и феномену, им обозначенному. В статье представлена классификация функций инновационной педагогики, обозначена концепция природосообразной педагогики Я.А. Коменского, рассмотрена концепция инновационной компетентности. Особое внимание уделяется рассмотрению целого ряда факторов, препятствующих внедрению инновационных образовательных технологий и реформированию образовательной системы в целом. Вместе с тем авторы подчеркивают необходимость реформирования образовательной системы в соответствии с современным социальным заказом, при этом не отказываясь полностью от существующей педагогической традиции.
природосообразная педагогика
реформирование
инновационная компетентность
обучение
методика
стратегия образовательного процесса
инновационная педагогика
1. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» № 1, 2014 URL: http://processes.open-mechanics.com/articles/961.pdf ( дата обращения: 08.09.2015 г.)
2. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании URL: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania (дата обращения: 08.09.2015 г.)
3. Конанчук Д., Кайсин Д. Инновации в бизнес-образовании URL: http://www.hrm.ru/innovacii-v-biznes-obrazovanii 11.07.2009 (дата обращения: 08.09.2015)
4. Резникова А.В. Поликультурное образование: диалог культур/Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. — № 5. — С. 148–152.
5. Резникова А.В. К вопросу о внедрении интерактивных методов обучения в современный образовательный процесс: дистанционные образовательные технологии /Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. — № 6. — С. 104–107.
6. Резникова А.В. К вопросу о методике дистанционного обучения иностранным языкам в рамках поликультурного образовательного пространства / Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. — № 6 (62). — С. 192–195.
Исследование инновационных подходов в изучении иностранных языков стало вызывать неподдельный интерес у научного сообщества с начала 1980-х гг. За последние несколько лет интерес к проблеме инновационных технологий и методик обучения иностранным языкам значительно возрос, но тем не менее следует четко определять сам термин «инновация в обучении». Данное исследование рассматривает само понятие инновационной педагогики, которая является особым педагогическим подходом, разрабатываемым как альтернатива традиционным и, как представляется многим ученым, изжившим себя методикам обучения, в том числе и иностранным языкам. Нам представляется целесообразным дать следующее определение данному термину и феномену, им обозначенному: инновационные методики и технологии обучения дисциплине - это попытки привнести в образовательный процесс нечто новое, нетрадиционное, непривычное, ранее не используемое, что в результате неизбежно приведет к изменению методики обучения в частности и образовательной программы дисциплины в целом.

К основным функциям инновационной деятельности педагога относятся прогрессивные изменения педагогического процесса и его составляющих, таких как цели, содержание образования; теории воспитания, средства и приемы обучения и развития и др.

Выделяют следующие инновационные образовательные процессы:

1) в содержании образования;

2) в технологии;

3) в организации;

4) в системе управления;

5) в образовательной экологии.

Инновации можно условно разделить на:

1) систематические;

2) случайные.

В процессе обучения можно выделить несколько сторон: содержательную, процессуальную, мотивационную, организационную. Каждая из сторон в свою очередь подкреплена целым рядом концепций: концепцией генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц; концепцией мотивационного обеспечения учебного процесса; концепцией педагогики сотрудничества. Каждая из концепций в свою очередь обеспечивается образовательными технологиями.

По нашему мнению, первым и основополагающим направлением инновационной педагогики является возрождение концепции природосообразной педагогики Я.А. Коменского. Данная концепция яростно отвергалась последователями педагогической традиции советской школы, однако приобрела новое звучание в контексте последних инновационных преобразований педагогической парадигмы.

Также особого внимания заслуживает такой немаловажный компонент, как инновационная компетентность. Если концепция Я.А. Коменского представляет внутреннюю наполненность педагогического пространства, сообразуясь с природными особенностями обучающегося, то концепция инновационной компетентности рассматривает соответствие предлагаемых новшеств и факторов, отражающих состояние внутренней среды.

В данном контексте особую роль играет система критериев оценки инновационной образовательной деятельности. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инноваций в массовом опыте.

Таким образом, «инновационная образовательная технология» - это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

1) современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации;

2) современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала;

3) современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения [3].

Примерами инновационной методики в обучении иностранным языкам прошлых лет следует считать:

1) педагогический подход к изучению иностранных языков с точки зрения коммуникативного языкового аспекта;

2) психофизиологический подход в обучении иностранным языкам, рекомендующий приступать к изучению иностранных языков в критически раннем возрасте обучающихся (с 3-5 лет);

3) технологический подход в обучении иностранным языкам, использующий в своей основе технологические достижения науки при активном их применении в языковой сфере (использование информационных технологий, различных гаджетов и сетевых ресурсов).

Успешная компиляция всех представленных подходов создает новую педагогическую платформу для обучения иностранным языкам на разных уровнях.

Вместе с тем существующая педагогическая традиция также заслуживает внимания и широкого применения наряду с инновационными методиками преподавания языковых аспектов, поскольку лучший результат при изучении иностранных языков достигается при соблюдении баланса в использовании инновационных обучающих технологий и методик и давно существующих традиционных методик обучения.

Совершенно очевидно, что для оптимизации образовательного процесса с учетом социального заказа и нового времени необходимо не только внедрение инновационных методик на местах, но и реформирование системы образования в целом на федеральном уровне. Но, к сожалению, иногда, несмотря на усилия, как на местах, так и на федеральном уровне реформы в образовании проходят не так гладко, как планировалось изначально.

Условно можно представить четыре основные причины, по которым образовательные реформы и инновационные методики трудно приживаются на российской педагогической ниве.

1. «Человеческий» фактор: педагоги «старой школы» не всегда активно идут навстречу инновациям, поскольку этот процесс требует определенных усилий и стремления познавать новое и вновь учиться. Кроме того, зачастую опытные педагоги не разделяют мнения разработчиков новой образовательной методики о необходимости ее внедрения в образовательный процесс, что связано с неспособностью понять суть инновации. Существуют и иные психологические и личностные аспекты в педагогической парадигме.

2. Системный фактор: порой разработчики той или иной инновационной методики слишком большое внимание уделяют самой инновации, не заботясь о системных способах и возможностях ее внедрения в учебный процесс, что значительно затрудняет оптимальное использование самой методики. Такой же неутешительный результат будет достигнут при недостаточно разработанной платформе профессиональной подготовки и переподготовки преподавательского состава с учетом новой методики обучения.

3. «Школьный» (субъективный) фактор: консервативно настроенное большинство в администрации того или иного учебного заведения также может значительно затруднить имплементацию инновационных технологий в образовательный процесс. Кроме того, важную роль играет восприятие новой методики обучения самим обучающимся: недостаточно проработанная инновационная база (платформа) приводит к недопониманию сути инноваций как педагогом, так и обучающимся по данной методике.

4. Финансовый фактор в дополнительных разъяснениях не нуждается: недостаток финансирования инновационных образовательных методик на любом этапе приводит к их полному обесцениванию.

Вместе с тем существует ряд необходимых условий, обеспечение которых будет способствовать скорейшему внедрению инновационных технологий в образовательный процесс.

1. Инновация, предлагаемая для массового использования, должна быть адаптирована для различных уровней социального восприятия и подкреплена существующей педагогической традицией.

2. Адекватность использования той или иной инновационной технологии, а также ее обоснованность и результативность должны быть четко обозначены временными рамками. Если по истечении отведенного срока времени инновационная образовательная технология не привела к ожидаемым результатам, то разработчикам инновации следует внести необходимые коррективы либо, в крайнем случае, признать несостоятельность предложенной модели и отказаться от ее дальнейшего использования.

3. Педагогический состав, участвующий во внедрении и развитии новой методики (образовательной технологии), в дальнейшем должен привлекаться к ее разработке, обсуждению и корректировке на самых ранних этапах. Принцип вовлеченности даст эффект погружения в методику, что приведет к более глубокому ее осмыслению.

4. Особое значение при внедрении новейших образовательных технологий играет кадровый и административный ресурс. Педагогический штат должен пройти обучение и иметь ясное представление о той методике, с которой предстоит работать.

5. Инновация должна быть разработана с учетом культурной самоидентификации обучающихся. Неприемлемым является перенос той или иной иностранной (инокультурной) образовательной технологии без тщательной адаптации ее к нуждам определенной социокультурной группы населения.

К сожалению, следует отметить, что все представленные условия редко возможно обеспечить в совокупности.

Примером обсуждаемой инновационной технологии, по нашему мнению, можно считать систему дистанционного обучения. Едва появившись, эта методика вызвала резкий шквал критики: звучали вопросы о том, каковы же формы контроля при таком методе обучения, насколько глубоки знания, получаемые обучающимся без личного взаимодействия по схеме «учитель - ученик», каковы обоснованность такого рода методики и ее целевая направленность. В то же время сторонники дистанционных методов обучения заверяли, что назрела необходимость во внедрении такого рода инновационных технологий. По мнению авторов, дистанционная форма обучения является достаточно обоснованной, соответствующей социальному заказу и духу времени. Преимуществ использования методики дистанционного обучения весьма много.

1. Значительная минимизация финансовых затрат, необходимых для организации и проведения полноценного учебного процесса. В контексте экономической нестабильности, кризисных финансовых явлений последних десятилетий подобный аргумент может явиться едва ли не основополагающим при выборе той или иной образовательной технологии.

2. Повышение качества обучения за счет использования новейших технических средств, контента электронных пособий, энциклопедий, обучающих сайтов и проч.

3. Возможность создания единой образовательной среды и увеличение количества обучаемых. При этом следует вновь обратить внимание на экономическую рентабельность данной образовательной схемы: при условии коммерциализации обучения по дистанционной системе затраты на организацию учебного процесса будут минимальны, что в свою очередь удешевит стоимость образовательных услуг для самого обучающегося.

4. Развитие определенных навыков у обучаемого: стремления к познанию, исследованию и анализу, умения налаживать и осуществлять коммуникацию и проч.

5. Возможность ознакомления обучаемого с культурой и реалиями других стран в режиме реального времени, социализация обучаемого, тем самым - возможность создания поликультурного образовательного пространства [5].

Таким образом, внедрение рациональных, взвешенных и обоснованных инновационных образовательных технологий - краеугольный камень в деле построения качественной, современной и доступной образовательной платформы. Только в этом случае мы сможем адекватно реагировать на все вызовы современного общества, формировать у подрастающего поколения сознание нового тысячелетия и с новой надеждой смотреть в будущее.

Рецензенты:

Локтионова Н.М., д.фил.н., профессор, зав. кафедрой «Русский язык как иностранный», «Ростовский государственный строительный университет», г. Ростов-на-Дону;

Саркисьянц В.Р., д.фил.н., доцент, зав.кафедрой языкознания и иностранных языков, РФ ФГБОУВО «Ростовский государственный университет правосудия», г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Резникова А.В., Вартанова Н.Г. К ВОПРОСУ О РОЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21864 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674