Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ В ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЕ СТРАНЫ (С МОМЕНТА ЗАРОЖДЕНИЯ ДО 1992 ГОДА)

Клевцов Р.П. 1, 1 Барашков А.А. 1 Дуров В.И. 1
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
В статье рассматривается опыт применения истребительной авиации противовоздушной обороны отечественных вооруженных сил в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Акцентировано внимание на построении противовоздушной обороны, столицы нашей Родины города Москвы при отражении авианалетов 2-го воздушного флота фашисткой Германии генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга во время Великой Отечественной войны. После окончания Великой Отечественной войны система ПВО страны претерпевает значительные изменения в своей структуре, что оказало влияние и на истребительную авиацию противовоздушной обороны. Постоянные непрекращающиеся попытки незаконного проникновения в воздушное пространство Советского Союза для проведения разведывательных полетов на различных типах летательных аппаратов стран блока НАТО послужило толчком и в развитии авиации ПВО страны. Для повышения эффективности перехвата воздушных целей были созданы новые авиационные комплексы, что позволило надежно осуществлять охрану воздушного пространства СССР, однако с распадом Союза Советских Социалистических Республик была уничтожена и система противовоздушной обороны страны.
вооруженные силы
авиация
ПВО
воздушный таран
перехват воздушной цели
1. Авиация ПВО России и научно-технический прогресс: боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра: монография / под ред. Федосова Е.А. – М.: Дрофа, 2005. – 815, [1] с.: ил.
2. Войска ПВО страны: вспоминают ветераны… – М.: «АвиаРус-ХХI», 2005. – 288 с.
3. История военного искусства. – Монино: ВВА им. Ю.А. Гагарина, 2005. – 568 с.
4. Лашков А.Ю., Голотюк В.Л. 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 – 2012 годы) / [Лашков А.Ю., Голотюк В.Л.]; под общ. ред. В.Н. Бондарева. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2012. – 792 с.
5. Наставление по применению авиации на войне. – Киев: Типография штаба Киевского военного округа, 1916. – 125 c.

8 декабря 2014 г. Вооруженные силы России праздновали знаменательное событие – 100 лет со дня образования первой организационной противовоздушной обороны. 30 ноября 1914 г. главнокомандующий 6-й армией генерал от артиллерии Константин Петрович Фандер-Флит подписал секретный приказ № 90, вводивший в действие с 8 декабря «Инструкцию по воздухоплаванию в районе VI-й воздушной армии», что положило начало созданию противовоздушной обороны отечественных вооруженных сил. Для своевременного обнаружения противника в воздухе была развернута сеть наблюдательных постов, на позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села установлены артиллерийские орудия, а из состава Гатчинской военной авиационной школы назначены подготовленные к борьбе с самолетами экипажи [4, с. 126].

С этого момента особое место в системе противовоздушной обороны стала занимать отечественная авиация. В «Наставлении по применению авиации на войне» сказано, что авиация должна решать задачи по охране и защите своих самолетов и объектов от налетов неприятельских летчиков, а также осуществлять противодействие их разведке. Выполнение данных задач возлагалось на самолеты-истребители системы Морана, Ньюпора, Спада [5, с. 82].

Интенсивные изменения, произошедшие в Первую мировую войну в армиях «Антанты» и «Тройственного союза», отчетливо показали, что «традиционными» средствами вооруженной борьбы защиту объектов и войск от налетов вражеской авиации организовать невозможно. Необходимо создать систему противовоздушной обороны и включить в ее состав истребительную авиацию для уничтожения самолетов противника в воздухе, а прославленный русский летчик Петр Нестеров показал всему миру, как это надо делать – совершив первый в мире воздушный таран.

Стоит отметить, что в межвоенный период создать стройную организацию противовоздушной обороны страны не получилось, прежде всего, это связано с расхождением во взглядах высшего руководства вооруженных сил на применение истребительной авиации и зенитной артиллерии, их подчиненности при решении задач ПВО.

Начало Великой Отечественной войны расставило приоритеты и уже Постановлением Государственного Комитета обороны от 9 ноября 1941 г. были созданы специальные войска ПВО страны и учреждена должность Командующего войсками ПВО территории страны – заместителя народного комиссара обороны по ПВО. На эту должность был назначен Громадин Михаил Степанович. Были созданы органы управления: штаб, управление истребительной авиации, управление зенитной артиллерии и другие отделы (службы). В последующем произошло разделение ПВО на войска ПВО страны и войсковую ПВО фронта.

Зональный принцип ответственности войск ПВО позволил сконцентрировать на угрожаемых направлениях до 95 % авиации и 90 % зенитной артиллерии. Истребительная авиация стала одним из важнейших родов ПВО и основным средством борьбы с авиацией противника на дальних подступах к прикрываемым объектам. Всего к началу Великой Отечественной войны в системе ПВО имелось до 1500 самолетов-истребителей.

22 июня 1941 г. в первый же день войны лётчики 123-го истребительно-авиационного полка (иап) Западной зоны ПВО вступили в воздушный бой с превосходящими силами противника на подступах к Бресту и сбили 30 фашистских самолётов. Капитан Н.П. Можаев, лейтенанты Г.Н. Жидов и П.С. Рябцев вступили в неравный бой с восемью Ме-109. Капитан Н.П. Можаев и лейтенант Г.Н. Жидов сбили по одному самолёту, а лейтенант П.С. Рябцев таранил третий самолёт. Так, на глазах защитников Брестской крепости был осуществлён один из первых воздушных таранов в годы Великой Отечественной войны.

В ходе летне-осенней кампании 1941 г. подтвердилась возрастающая роль ПВО. Её войска выдержали удар фашистской авиации, нанесли ей существенный ущерб и получили боевой опыт по отражению налетов вражеской авиации. За этот период они отразили 22 500 налётов авиации противника и уничтожили более 2500 самолётов противника.

Особое внимание заслуживает организация противовоздушной обороны столицы нашей Родины (рис. 1), предусматривавшей зонально-секторную ответственность перехвата воздушных целей между истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Она осуществлялась 1-м корпусом ПВО (командир – генерал-майор Даниил Арсентьевич Журавлев) и 6-м истребительным авиационным корпусом (иак) ПВО (командир – полковник Иван Дмитриевич Климов, а с 9 ноября 1941 г. – полковник Алексей Иванович Митенков).

На 22 июля 1941 г. 1-й корпус ПВО имел более 1000 зенитных орудий, из них около 500 орудий среднего калибра, 336 – счетверенных пулеметных установок, 618 зенитных прожекторов, 720 постов воздушного наблюдения оповещения и связи, 124 аэростата заграждения и несколько радиолокационных станций обнаружения. 6-й иак насчитывал 585 самолетов, из них 340 новых типов (Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3). Необходимо сказать, что 6-й иак был сформирован на базе 24-й истребительной авиадивизии (11, 16, 24, 27, 34 иап и т.д., а к 22.07.1941 г. количество полков достигло 29) и управления 78-й истребительной авиадивизии.

Отражение налетов немецко-фашистских бомбардировщиков на Москву войска ПВО начали в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. В течение пяти часов было зафиксировано 250 пролетов вражеских самолетов. Истребители ПВО произвели 173 самолето-вылета и провели 25 воздушных боев, в которых сбили 12 вражеских бомбардировщиков. К зоне огня зенитной артиллерии прорвалось около 200 бомбардировщиков противника, из которых огнем зенитной артиллерии и пулеметов было сбито 10 вражеских самолетов, к объектам удара удалось прорваться лишь нескольким одиночным бомбардировщикам. Остальные самолеты, встретив организованное противодействие средств ПВО, беспорядочно сбросили бомбовый груз, не долетев до намеченных целей.

Централизация управления и налаженное тесное взаимодействие между истребительной авиацией и зенитной артиллерии позволяли отражать систематические налеты фашистской авиации, в которых участвовало от 50 до 120 самолетов. Благодаря высокой активности ПВО, основная масса бомбардировщиков противника, как правило, цели не достигала. Из 1700 самолетов, производивших налеты на Москву в июле и августе 1941 г., к городу прорвалось не более 70, которые беспорядочно сбрасывали бомбы, не причинив объектам удара серьезного ущерба.

Лучшие бомбардировочные эскадры 2-го воздушного флота генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга (3-я, 4-я «Генерал Вефер», 53-я «Легион Кондор», 54-я «Грюнхерц», 100-я бомбардировочная группа, приданные 28-я и 55-я «Гриф» особого назначения дальних бомбардировщиков) имевшие на вооружении современные бомбардировщики новейших типов «Хейнкель-111», «Юнкерс-88», «Дорнье-217» к концу августа потеряли от 50% до 70% своего состава.

В небе Москвы многие воины-авиаторы проявили высокое боевое мастерство, мужество и отвагу. Так, в ночь на 8 августа лётчик 177-й иап младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин первым в истории авиации совершил ночной таран, а 11 августа лейтенант Алексей Николаевич Катрич таранил вражеский бомбардировщик «Дорнье-217» на высоте 10 000 м. Это был первый высотный таран, совершённый летчиками ПВО.

В последующие месяцы, вплоть до конца ноября 1941 г., гитлеровское командование предпринимало неоднократные попытки нанести массированные удары по Москве и другим городам. Что потребовало уже в начале июля 1941 г. Государственному Комитету Обороны принимать ряд мер наряду с прикрытием Москвы и Ленинграда, по усилению ПВО Донбасского, Ярославского, Горьковского, Воронежского, Ростовского, Сталинградского и других промышленных районов, а также некоторых стратегических мостов через Волгу.

С этой целью были проведены значительные реформирования авиационных, зенитно-артиллерийских, пулеметных и прожекторных частей. Всего на защиту указанных объектов было сосредоточено в июне 1941 г. около 1500 истребителей, 4500 орудий среднего калибра зенитной артиллерии, 1200 орудий малого калибра.

За годы Великой Отечественной войны войска ПВО страны уничтожили более 7300 самолетов противника, из которых более 55 % (4168 самолетов) силами истребительной авиации. За боевые заслуги свыше 80 тысяч воинов ПВО было награждено орденами и медалями, 92 из них удостоены звания Героя Советского Союза, а летчику-истребителю капитану Карпову Александру Терентьевичу это звание присвоено дважды [3, с. 17].

Главным итогом боевой деятельности войск ПВО Москвы и других крупных экономических центров страны в ходе Великой Отечественной войны является то, что совместно с силами и средствами фронтов был сорван план фашистского командования по разрушению крупных административно-политических центров, важнейших городов и обеспечена бесперебойная работа промышленных предприятий и транспорта.

По своему размаху, привлекаемым силам и средствам, по способам построений, организации взаимодействия и управления при отражении налетов авиации противника, а также по достигнутым результатам, боевые действия войск ПВО страны приобрели характер совместных противовоздушных операций авиации и зенитной артиллерии.

Все эти показатели явились основой зарождения и развития оперативного искусства войск ПВО страны. Появились тенденции перехода от объектовой противовоздушной обороны к обороне больших районов со всеми расположенными в них объектами.

Таким образом, противовоздушная оборона страны обеспечила надежную защиту крупных объектов от варварского разрушения фашистской авиацией.

После окончания Великой Отечественной войны войска ПВО были выведены из подчинения командующего артиллерией Красной армии в самостоятельный вид Вооруженных сил – войска ПВО страны, основу которых составляла и истребительная авиация. Были созданы истребительно-авиационные дивизии, авиационные корпуса и воздушные истребительные армии.

На вооружении войск ПВО страны стали поступать новые зенитно-артиллерийские, а в последующем и зенитно-ракетные комплексы, радиолокационные станции орудийной наводки и приборы управления зенитно-артиллерийским огнём. Истребительная авиация осуществила перевооружение на новый тип авиационной техники – реактивные истребители (МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9 и т.д.), что значительно повысило их боевые возможности по выполнению задачи перехвата и уничтожения воздушных целей [1, с. 17].

Можно с уверенностью сказать, что «вчерашние» союзники по антигитлеровской коалиции резко поменяли вектор отношений между нашими странами, а создание агрессивного блока НАТО (1949 г.) еще больше укрепило разногласия. Постоянные попытки «прощупывания» системы противовоздушной обороны, вскрытие стратегически важных объектов Советского Союза путем проведения безнаказанных разведывательных полетов, на самолетах-разведчиках начиная с 1956 года, подтвердили правильность избранного пути совершенствования системы ПВО отечественных вооруженных сил.

С середины 50-х гг. в развитии Войск ПВО страны начался новый этап, направленный в основном на развитие и постановку на боевое дежурство зенитно-ракетных комплексов С-25, С-75, С-125.

Так 1 мая 1960 г. зенитными ракетными войсками Уральского объединения ПВО был уничтожен американский высотный самолет-разведчик «Локхид У-2» под управлением американского летчика Гари Пауэрса, что положило начало их безнаказанным полетам над территорией СССР, которые они выполняли с авиабаз Дисбаден (ФРГ), Инджирлик (Турция), Атсу (Япония) и других мест [2, с. 76].

В это же время наступили тяжелые времена для истребительной авиации ПВО страны. Приход на пост 1-го секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева и его взгляд на элемент системы ПВО – зенитно-ракетные комплексы, как основу борьбы с авиацией противника, ознаменовался резким сокращением частей истребительной авиации (более 50 % от всей численности). Практически весь высококвалифицированный летный и часть инженерно-технического состава была уволена из рядов Вооруженных сил СССР, что оказало значительное влияние на дальнейшее развитие авиации ПВО.

Несмотря на реформы на 3 мая 1960 г. Войска ПВО страны включали в своем составе: 2 округа ПВО, 7 отдельных армий смешанного состава (16 корпусов ПВО, 18 дивизий, 2 отдельных корпуса ПВО). Округа и отдельные армии ПВО стали состоять из корпусов и дивизий ПВО, сформированных по общевойсковому принципу – из соединений и частей зенитных ракетных войск, зенитной артиллерии, истребительной авиации, радиотехнических войск и специальных войск [2, с. 76].

Была введена более простая и гибкая система управления Войсками противовоздушной обороны страны. Округа и отдельные армии ПВО развертывались на основных оперативно-стратегических направлениях. Обеспечивалось широкое применение систем автоматизированного управления, охват всей территории страны районами применения активных родов войск ПВО. Созданная в эти годы система противовоздушной обороны с отдельными дополнениями просуществовала до 1978 г.

Период 60-х – середина 70-х гг. прошлого столетия считается пиком «холодной войны». В США создаются новейшие средства воздушного нападения и разведки, принимаются на вооружение стратегические бомбардировщики FB-111 и B-1B, высотный скоростной стратегический разведчик SR-71, совершенствуются способы преодоления ПВО. Ответным ходом стало принятие на вооружение истребительно-авиационных полков ПВО СССР боевых авиационных комплексов перехвата воздушных целей: Як-28П, Су-15, Ту-128, МиГ-23 и МиГ-25. В это же время достигается стратегическое равновесие между СССР и США, однако попыток проникновения в воздушное пространство Советского Союза меньше не стало.

Особенно часто «залеты» совершались со стороны Турции, Ирана, Пакистана под видом учебно-тренировочных полетов, что доставляло немало забот дежурным силам авиации войск ПВО. Так осенью 1973 г. летчики ВВС Ирана совершали учебно-тренировочный полет в непосредственной близости от нашей государственной границы и намеренно ее нарушили. На перехват воздушной цели был поднят дежурный самолет, который пилотировал капитан Г.Н. Елисеев. Получив команду пресечь полет самолета-нарушителя, он сразу же пошел на таран. Вследствие удара самолет-нарушитель потерял управление и упал на нашей территории. Наш летчик из-за преждевременного срабатывания катапульты при таране погиб. Летчики сопредельной стороны катапультировались и приземлились. Капитану Геннадию Николаевичу Елисееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. И это был не единичный случай [2, с. 254].

Очередная реорганизация системы и войск противовоздушной обороны в 1978–1980 гг. вернула их к уже вводившейся и отвергнутой войной и послевоенной деятельностью структуре. Приграничные округа и армии ПВО были расформированы, их корпуса и дивизии ПВО без истребительной авиации переданы в военные округа. Войска противовоздушной обороны страны в 1980 г. реорганизованы в Войска ПВО.

С января 1986 г. и эта система была отменена (кроме названия войск), и вновь были восстановлены отдельные армии ПВО.

Распад Советского Союза как единого государства в конце 1991 г., а вместе с ним единой системы и Войск противовоздушной обороны СССР, привел к значительному снижению боеспособности войск ПВО в границах Содружества Независимых Государств.

С подписанием 7 мая 1992 г. указа Президента Российской Федерации о создании Вооруженных сил Российской Федерации начался новый этап развития Войск противовоздушной обороны, но уже совершенно другого государства – Российской Федерации.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что авиационный компонент системы противовоздушной обороны государства должен всегда являться ее неотъемлемой частью, способной выполнять задачи по перехвату и уничтожению летательных аппаратов противника в широком диапазоне высот и скоростей полета. Сегодня в Вооруженных силах Российской Федерации создан новый вид – Воздушно-космические силы, в состав которых входит и авиация, что говорит о ее высокой роли в деле защиты государства от внешних угроз.

Рецензенты:

Первов А.Г., д.и.н., профессор, почетный профессор Военно-воздушной академии, Московская область, п. Монино;

Колосова Л.А., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник 2 научно-исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра (боевого применения и обеспечения Военно-воздушных сил) ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Клевцов Р.П., Клевцов Р.П., Барашков А.А., Дуров В.И. ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ В ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЕ СТРАНЫ (С МОМЕНТА ЗАРОЖДЕНИЯ ДО 1992 ГОДА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21796 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674