Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Романчук В.О. 1
1 ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А Гагарина»
В статье рассматривается интеллектуально-творческий потенциал как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность мотивационно-установочного, содержательного, организационно-процессуального, праксеологического и рефлексивного компонентов, которые могут быть мобилизованы и приведены в действие для достижения целей как инструментальных, обеспечивающих овладение терминальными ценностями, так и экзистенциальных, предполагающих расширение самих потенций и возможностей самореализации личности. Сущность развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования, по мнению автора, представляет собой педагогически регулируемый процесс, направленный на развитие данных компонентов на основе коммуникативно-исследовательского подхода, реализующего принципы мотивационно-творческой активности, проблемности, интегративности, практической направленности и рефлексивности. Специфика определяется особым потенциалом и возможностями иноязычного образования в военном вузе, которое через диалог культур способствует развитию личности курсанта как субъекта родной культуры, как человека духовного, что является неотъемлемым качеством российского офицера, обладающего культурой умственного труда в военно-профессиональной деятельности и системно-прогностическим мышлением, развитие которого осуществляется за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности, отражающих содержание процесса профессионально-ориентированного общения.
курсант
интеллектуально-творческий потенциал
компоненты
подход
принципы
1. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. – 218 с.
2. Волынкина Н.В., Романчук В.О.Педагогическая технология развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – Т. 3 (№ 31). – С. 82–90.
3. Меретукова З.К. Проблемное обучение как средство реализации единства дидактики и диалектики // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2007. № 3(27). С. 15.
4. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
5. Uznadze D. The Psychology of Set // Consultants Bureau, New York, 1966. XVII. 251 p.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала (ИТП) личности, адекватных подходов к его формированию стала одной из наиболее значимых в культуре и образовании XXI в. Наиболее острые вопросы социально-экономической, духовной и образовательной сфер ждут от молодого поколения своего нестандартного творческого решения. Постановка проблемы развития ИТП личности неразрывно связана с постижением его сущности в процессе профессиональной жизнедеятельности.

Раскрывая сущность и специфику развития ИТП курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования, мы отталкиваемся от его структурного содержания и рассматриваем ИТП как интегральное качество личности, представляющее собой совокупность мотивационно-установочного, содержательного, организационно-процессуального, праксеологического и рефлексивного компонентов, которые могут быть мобилизованы и приведены в действие для достижения целей как инструментальных, обеспечивающих овладение терминальными ценностями, так и экзистенциальных, предполагающих расширение самих потенций и возможностей самореализации личности [2].       Нам важно отметить, что развитие ИТП курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования методологически регулируется коммуникативно-исследовательским подходом, объединяющим ведущие идеи личностно-ориентированного, системно-деятельностного, исследовательского и коммуникативного подходов. В отличие от традиционных подходов к решению проблемы развития ИТП коммуникативно-исследовательский подход позволяет значительно интенсифицировать данный процесс как на уровне опыта общения на иностранном языке, так и на уровне исследовательской компетенции курсантов, что предполагает активацию механизмов непрерывного саморазвития и самоактуализации в военно-профессиональной деятельности.

Данный подход, по мнению Н.В. Волынкиной, позволяет курсанту «приобретать не только готовые знания, но и самостоятельно их видеть, генерировать, ставить и решать творческие задачи в военно-профессиональной деятельности, уметь понимать закономерности, а также обладать мировоззренческой установкой восприятия жизни как динамического пространства открытых задач» [1, c. 36].

Развивая идею о структуре ИТП и его развитии, необходимо подчеркнуть, что мотивационно-установочный компонент, на наш взгляд, является базовым для формирования других компонентов, так как успех интеллектуально-творческой деятельности обуславливается соответствующей направленностью личности на нее, мотивами, отражающими осознанные к ней побуждения.

В науке доказано, что качественное выстраивание траектории образовательного маршрута творческой личности возможно только при условии серьезной, глубоко мотивированной заинтересованности обучающегося. Это указывает на тот факт, что для развития интеллектуально-творческого потенциала на занятиях по иностранному языку в условиях военного вуза ключевой, отправной точкой является внутреннее личностное открытие, формирование и развитие постоянной мотивации к самопознанию и самореализации в профессиональной деятельности.

Важным, на наш взгляд, является осознание того, что такое внутреннее «пробуждение» к интеллектуально-творческой деятельности в военном вузе определяется взаимодействием сложной совокупности изменяющихся потребностей курсантов. Преподаватель иностранного языка для осуществления мотивации у курсантов, несомненно, должен определять их потребности и выявлять способы их реализации.

Целью мотивационно-установочного компонента можно смело называть формирование у курсантов «действующих» мотивов, таких как военно-профессиональная мотивация, познавательная мотивация, мотивация к интеллектуально-творческой деятельности, а, следовательно, мотивация к самореализации и достижению успеха.

Однако следует признать, что при подготовке курсантов военного вуза к интеллектуально-творческой деятельности было бы неправомерно говорить о мотивации к творческой деятельности как неясной, грядущей деятельности во времени. Мы полагаем, что речь должна идти об «установке» или «мотивационной готовности» к деятельности, упроченной во времени. Применительно к этому нам интересна точка зрения известного грузинского философа и психолога Д.Н. Узнадзе [5] в области теории установки, согласно которой мотивация к творчеству отражает прошлое личности, актуальное настоящее и модель будущей, устойчивой во времени установки на творческую деятельность. Именно поэтому развитие данного компонента, на наш взгляд, следует на основе установки на творчество, которая предполагает постановку творческих задач перед курсантами на занятиях по иностранному языку и способствует поиску собственного, необычного, нестандартного, новаторского решения. Такая установка на творчество закрепляется на занятиях при формировании индивидуальности стиля, выработки «собственного почерка», свежести и оригинальности решений творческих задач. Реализация такой установки не представляется возможной без восприимчивости курсанта к творческой проблеме и желания ее решать. При этом важно вселять в курсантов уверенность, что их интеллектуально-творческая деятельность может оказаться интересной именно благодаря индивидуальности и своеобразию, новизне и изобретательности. Это предполагает проявление устойчивого интереса к интеллектуально-творческой деятельности на учебных занятиях по иностранному языку в военном вузе, а также готовность к личностному саморазвитию и раскрытию своего ИТП в военно-профессиональной сфере. Крайне важно не только оценивать творческое мышление, но также развивать творческое восприятие, воображение, фантазию и оригинальность курсантов в решении творческих задач.

Таким образом, мотивационно-установочный компонент отражает психологическую готовность курсанта военного вуза к интеллектуально-творческой деятельности и реализует принцип мотивационно-творческой активности, заключающийся в формировании ценностно-смысловых установок на творчество как механизма самореализации, развитии устойчивого интереса к интеллектуально-творческой деятельности, формировании потребности в познании себя как субъекта творчества в военно-профессиональной деятельности.

Мотивационно-установочный компонент неразрывно связан с содержательным компонентом ИТП курсанта военного вуза в процессе иноязычного образования, так как он отражает содержательную основу мотивационной готовности к творческой деятельности, показывает уровень интеллектуально-творческих способностей курсанта, позволяющих гибко изменять мотивы, определяющих направленность и характер творческой деятельности под воздействием вновь поступающей значимой информации на занятиях по иностранному языку.

Отметим, что развитие содержательного компонента ИТП курсанта военного вуза в процессе иноязычного образования предполагает самостоятельный вариативный выбор решения творческой задачи из системы теоретических, методологических и технологических знаний, сформированность которых в процессе обучения иностранному языку отражает теоретическую готовность курсанта к интеллектуально-творческой деятельности. В этом случае каждый курсант военного вуза, развиваясь как субъект интеллектуально-творческого познавательного процесса, определяет для себя наиболее приемлемые идеи и теории решения творческих задач, которые в будущем станут фундаментом его личного кредо и технологии профессиональной деятельности.

Содержательный компонент представляет собой владение аналитическими навыками, наличие общих и специальных знаний об интеллектуально-творческой деятельности, владение методами исследований, способность к организации самостоятельной познавательной интеллектуально-творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что содержательный компонент раскрывается в овладении системой теоретико-методологических и методико-технологических знаний в области творчества и включает в себя представление о конкретных инструментариях решения творческих проблем на практике в военно-профессиональной сфере, реализуя при этом принцип практической направленности.

Данный компонент апеллирует к готовности к профессиональной самореализации и предполагает совокупность знаний и умений, полученных в ходе образовательного процесса, что подготавливает курсанта к успешной организации своей интеллектуально-творческой деятельности, т.е. к развитию организационно-процессуального компонента ИТП курсанта военного вуза. Реализуя принцип интегративности, данный компонент интегрирует различные формы, методы, средства развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в процессе иноязычного образования и предусматривает соответствующие виды творческой работы.

Вслед за В.А. Сластёниным мы полагаем, что «...интеграция - не эмпирическое объединение произвольного множества элементов процесса обучения, связанных лишь ситуативно, а переход количества в качество. Это внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность процесса обучения, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих ее компонентов (целей, содержания, методов, форм и т.д.) Это открытие новых связей и отношений между компонентами путем включения в новые системы связей» [4, c. 254].

На наш взгляд, эффективность интеллектуально-творческой деятельности напрямую зависит от умений планирования, координации, самоуправления, самоанализа результатов творческой деятельности. Организационно-процессуальный компонент, реализующий принцип интегративности, предусматривает рациональное планирование и проектирование своих действий, выполнение творческих заданий, что в условиях обучения в военном вузе реализуется через составление поэтапной программы интеллектуально-творческой деятельности в процессе работы над творческой проблемой с учетом поставленной цели в процессе развития ИТП.

Организационно-процессуальный компонент отражает готовность к составлению и реализации индивидуального плана научно-исследовательской работы курсантов в рамках военно-научной секции (ВНС), тем самым акцентируя специфику самоорганизации и саморазвития обучающегося в военном вузе. В рамках военно-научной секции осуществляются планирование научно-исследовательских работ и выстраивание алгоритма действий по достижению поставленных целей, ведение поиска, производятся анализ и структурирование иноязычной информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, организационно-процессуальный компонент включает в себя упорядочение дидактического процесса с целью оптимизации поставленных задач обучения при развитии интеллектуально-творческого потенциала, педагогическое управление творческой направленностью и организацию творческого учебного процесса на учебных занятиях по иностранному языку.

Праксеологический компонент ИТП курсанта предполагает использование содержательного наполнения предшествующих компонентов на практике как на учебном занятии по иностранному языку, так и по другим дисциплинам военного вуза, а также в процессе написания и защиты выпускной квалификационной работы на иностранном языке, реализуя тем самым принципы практической направленности и интегративности.

Мы согласны с большинством ученых-дидактов, которые в результате теоретических и практических исследований пришли к выводу, что формирование творческого мышления обучающихся невозможно без проблемного обучения. Именно проблемное обучение, по мнению З.К. Меретуковой [3], создает условия для оптимального развития задатков человека, обеспечивает усвоение обучающимися знаний и умений через создание преподавателем проблемных ситуаций по содержанию учебного материала. Поэтому, помимо принципов практической направленности и интегративности, праксеологический компонент ИТП развивается также через принцип проблемности, заключающийся в том, что курсанты систематически включаются преподавателем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом интеллектуально-творческой деятельности.

В условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы по решению учебных проблем праксеологический компонент проявляется в способности курсантов «свертывать» и «развертывать» иноязычную информацию, «многоэкранно» видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего, в способности решать творческую задачу эффективным методом, в переносе усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, в способности отстаивать инновационные решения в процессе публичного выступления на иностранном языке.

Необходимо подчеркнуть, что праксеологический компонент представляет собой деятельностную составляющую развития интеллектуально-творческой деятельности, а развитие ИТП в свою очередь определятся сочетанием знаний и ценностей личности, но только направленность интеллектуально-творческой деятельности на практику сообщает в конечном итоге действенный характер. Пракселогический компонент объединяет знания, приобретенные навыки, умения и ценности в единство, характеризующее особенности интеллектуально-творческой деятельности курсанта как в процессе иноязычного образования, так и в процессе военно-профессиональной деятельности.

В нашем исследовании праксеологический компонент включает в себя совокупность профессиональных умений курсантов военного вуза, которые лежат в основе решения профессионально-ориентированных задач в процессе интеллектуально-творческой деятельности. Обучение будущих военных специалистов не может быть успешным, если оно не развивает таких умений, как умение находить успешные творческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение использовать навыки решения творческих задач для оценки военно-профессиональных задач, организовать и осуществлять творческий процесс при возникновении нестандартных ситуаций.

Таким образом, развитие данного компонента отражает практическое развитие ИТП курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования на основе принципов практической направленности, интегративности и проблемности. Праксеологический компонент позволяет оценивать, прогнозировать и осуществлять самоконтроль интеллектуально-творческой деятельности, что дает возможность для успешного функционирования рефлексивного компонента ИТП курсанта военного вуза. Рефлексивный компонент представляет собой умение курсанта творчески размышлять, осуществлять самоанализ и самооценку в процессе интеллектуальной деятельности на учебных занятиях по иностранному языку.

Особенно интересным, на наш взгляд, является тот факт, что рефлексивный компонент выступает в качестве перевода одного вида активности в другой, стимулирует саморегуляцию творческой деятельности личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий, поступков. Кроме того, в процессе функционирования данный компонент отражает как реальную ситуацию, так и представление о ней, а также прогнозирует собственное поведение курсантов и поведение его окружения.

В процессе развития рефлексивного компонента ИТП реализуется принцип рефлексивности, который, по словам В.А. Сластёнина, предполагает деятельность самопознания, направляющую курсанта на критический анализ способов преобразования собственного Я. Данный компонент в контексте иноязычного образования в военном вузе помогает пересмотреть, «пережить» достоинства и недостатки собственных решений, способствует самоопределению, программированию изменений в актуальной интеллектуально-творческой деятельности.

Именно поэтому реализация рефлексивного компонента в процессе иноязычного образования в военном вузе заключается в способности осуществлять самоконтроль и самооценку результатов процесса развития своего ИТП; возможность прогнозирования и разработки дальнейшей стратегии развития ИТП в военно-профессиональной деятельности.

Наиболее важным, на наш взгляд, является тот факт, что рефлексивный компонент обеспечивает цикличность процесса развития ИТП курсанта, при этом происходит переход от краткосрочного состояния в долгосрочное, реализуется принцип рефлексивности на основе формирования собственной жизненной стратегии, отражающей глобальную идею саморазвития на протяжении всей жизни.

Таким образом, сущность развития ИТП курсанта военного вуза в процессе иноязычного образования представляет собой педагогически регулируемый процесс, направленный на развитие мотивационно-установочного, содержательного, организационно-процессуального, праксеологического и рефлексивного компонентов на основе коммуникативно-исследовательского подхода, реализующего принципы мотивационно-творческой активности, проблемности, интегративности, практической направленности и рефлексивности.

Кроме того, специфика развития ИТП курсанта определяется особым потенциалом и возможностями иноязычного образования в военном вузе, которое через диалог культур способствует развитию личности курсанта как субъекта родной культуры, как человека духовного, что является неотъемлемым качеством российского офицера, обладающего культурой умственного труда в военно-профессиональной деятельности и системно-прогностическим мышлением, развитие которого осуществляется за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности, отражающих содержание процесса профессионально-ориентированного общения.

Рецензенты:

Волынкина Н.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж;

Колосова Л.А., д.п.н., профессор, ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Романчук В.О. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21640 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674