Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Грачев К.Ю. 1 Сладков А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье рассматриваются возможности реализации целостного подхода в процессе обучения историческим дисциплинам. Уточняется потенциал истории как учебной дисциплины в становлении целостной личности студента, состоящий в возможности организации творческой деятельности на историческом материале. Предложена модель проектирования целостного процесса обучения историческим дисциплинам с позиций ее динамических параметров как последовательность взаимосвязанных между собой этапов: диагностического, концептуально-целевого, рефлексивно- оценочного, конструирования средств достижения целей и задач, обоснования совместной деятельности субъектов. Обозначены условия организации обучения истории как целостного педагогического процесса: обеспечение единства целей субъектов образования, создание системы педагогических средств на основе единого содержания, обеспечение внутреннего единства исторического образования.
обучение
история
целостный педагогический процесс
Целостный подход
1. Данилов М. А. Педагогический процесс, диалектика его движения и отражение в теории. Тезисы докладов I сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований 27–31 окт. 1969 г.: ротапринт. – М., 1969. – С. 1-13.
2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). – М., 1984. – 144 с.
3. Саранов А.М., Грачев К.Ю., Арнаутов В.В. Противоречия как фактор развития инновационной школы: учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2002. – 215 с.
4. Сергеев. Н.К. Целостный подход в педагогическом исследовании // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сборник научных и методических трудов. – Волгоград, 2002. – Вып. 5. – Ч. 2. – С. 5–9.
5. Становление личности в пространстве гуманитарного образования: теоретичесий аспект: монография / Л.П. Разбегаева, Д.В. Кириллов, И.В. Крутова, Е.А. Мацефук и др. – М.: АПКиППРО, 2008.
В условиях изменений в современном российском образовании (переход к ФГОС ВПО 2011 год, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2013 год и т. д.) наблюдается постепенное уменьшение роли некоторых учебных дисциплин. К числу последних можно отнести исторические дисциплины, которые в последние годы стали утрачивать свое функциональное значение в системе профессионального образования и приобретать черты рутинности. Предметом исследования истории является процесс общественного развития в целом, рассмотрение всей совокупности проявлений жизни общества, всех ее сторон (экономики, культуры, политики, быта и т.д.) их взаимосвязей и взаимообусловленности. Наряду с этим каждая из присутствующих ныне наук (экономических, общественных, технических и др.) за период развития человеческого общества проделала свой исторический путь. И теперь, в настоящее время практически все отрасли науки и виды искусства непременно содержат и исторический раздел, к примеру, история философии, история экономики, история кино и т.д. В точках соприкосновения исторической и иных научных отраслей возникают науки междисциплинарные - такие, как историческая геология, историческая география и др. Кроме того, не будем забывать, что и история как таковая является одним из компонентов образования и частью целостного педагогического процесса. Как отдельные его части, так и предмет в целом оказывают непосредственное влияние на становление личности и формирование различных ее качеств.

В научной литературе отмечается, что становление и развитие человека, его личности - сложный многоплановый процесс, зависящий как от внутренних, так и от внешних факторов. Одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих так называемую «управляемую социализацию», является образование. Именно особенности организации образовательного процесса непосредственно влияют на успешность формирования личности человека, а в конечном итоге - на успешность его социализации. В этой связи в педагогической науке появилась и успешно развивается идея организации целостного педагогического процесса, т.е. процесса, обеспечивающего развитие личности человека как целого, с присущими ей разносторонностью и индивидуальностью [1, 2]. В результате появился целостный подход в педагогике как принцип исследования и проектирования педагогических систем [4, с. 7]. Исследованиями проблем, связанных с целостным подходом к исследованию и проектированию педагогических процессов, занимались Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.С. Ильин, В.В. Краевский и др. Однако до настоящего времени имеется крайне мало работ, характеризующих часть в составе целого - отдельная учебная дисциплина в образовательном процессе и в составе образования как общественного явления.

Целостный педагогический процесс представляет собой полиструктурное образование, создающее условия формирования и развития для целостной разносторонней личности (В.С. Ильин, В.А. Сластенин и др.). Ему свойственно не только присутствие отношений и связей между элементами его образующими (этапы, стадии, функциональные состояния), т.е. определенная упорядоченность, но и органичное единство сокружающей его средой. Важной характеристикой целостного педагогического процесса является актуализация проявлений интегративных качеств личности в ситуациях ее развития в творческой деятельности, т.е. в ситуациях, когда когнитивная и продуктивная деятельность выходят на уровень, на котором личностные качества начинают оказывать непосредственное влияние на эффективность деятельности, становятся одним из факторов процесса познания. В качестве признаков целостности педагогического процесса выступают его целостные свойства - функциональные, структурные, единство компонентов, способность к саморазвитию педагогического процесса [2, с. 105].

При создании модели обучения истории как целостного педагогического процесса на первый план выступает логика проектирования не с позиций образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а с позиций индивидуального образовательного маршрута студента. Подобная логика требует определения исходного состояния объекта проектирования, определения концептуальных основ проектируемого процесса, отбора педагогических средств, соответствующих целям и концептуальным идеям, обоснования взаимодействия субъектов педагогического процесса и планирования средств его контроля и управления (мониторинга). В соответствии с указанной логикой, а также с учетом идей, предложенных волгоградскими учеными [3, 5], модель целостного процесса обучения историческим дисциплинам с позиций ее динамических параметров может быть представлена в виде ряда последовательных, взаимосвязанных между собой этапов:

I этап - диагностический. Предполагает анализ реализации педагогического процесса в предшествующий период с целью определения потенциальных возможностей для построения целостного процесса обучения историческим дисциплинам.

II этап - концептуально-целевой. Направлен на обоснование основных подходов к реализации целостного процесса обучения в данном учебном заведении. Реализация принципиально нового содержания образования и иных организационных форм требует пересмотра всех ключевых положений, касающихся реализации процесса обучения и обоснования его концепции. Под концепцией исследователи волгоградской научно-педагогической школы понимают совокупность взаимосвязанных теоретико-методологических принципов и ключевых идей (систему), на которые должен ориентироваться педагог в процессе конструирования модели целостного процесса обучения историческим дисциплинам в конкретном образовательном учреждении [4, с. 8].

III этап - конструирование средств достижения целей и задач целостного процесса в ходе обучения историческим дисциплинам. На данном этапе осуществляется проектирование педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченных изменений в личностном и интеллектуальном развитии студентов (содержание, организационные формы, методы, психологический климат в коллективе и др.) и установить последовательность их реализации. При этом необходимо учесть не только все средства по-отдельности, но и обеспечить их взаимосвязь при переходе от одного этапа к другому, чтобы в данной системе они обеспечивали становление и развитие не каких-то отдельно взятых свойств, а всей личности как целостного образования.

IV этап - обоснование совместной деятельности субъектов целостного процесса обучения историческим дисциплинам. На этом этапе оформляется исходный организационный проект деятельности субъектов целостного процесса обучения. Данный проект включает в себя субъектов, представляющих различные уровни: администрацию, педагогов, студентов, «сторонних» специалистов, консультантов.

V этап - рефлексивно-оценочный (мониторинг). На каждом из этапов проектирования, а также в процессе практической реализации созданной модели осуществляется мониторинг деятельности субъектов целостного процесса обучения историческим дисциплинам. На его основе возможна корректировка как самого процесса, так и его проекта, если результаты мониторинга, полученные на конкретном этапе, обусловливают подобную необходимость. Мониторинг обеспечивает субъектов целостного процесса обучения всей своевременной и качественной информацией, которая нужна для выбора решений относительно внесения корректив в целевые, информационные, технологические, организационные и пр. параметры педагогической и иной деятельности, осуществляемой в рамках целостного процесса обучения историческим дисциплинам. Как следует из вышесказанного, объектом педагогического мониторинга выступают не только педагогические результаты, но еще планы и проекты, а также разнообразные технологии, применяемые для достижения основных целей образования и определения отношения основных субъектов к целостному педагогическому процессу и друг к другу. При помощи мониторинга изучаются планируемый, реализуемый и достигнутый уровень образования. При этом мониторинг является как процессом по выявлению отклонений от стандартов и норм, так и основой для их ревизии, т.е. выступает в качестве механизма корректировки целей и средств их достижения. Следовательно, мониторинг обеспечивает непрерывное наблюдение и контроль реализации целостного процесса обучения историческим дисциплинам. В качестве его объекта выступают промежуточные и конечные результаты педагогического процесса, а также средства, используемые для их достижения.

Таким образом, при организации обучения историческим дисциплинам как целостного педагогического процесса требуется соблюдение ряда взаимосвязанных условий. Во-первых, это обеспечение единства целей всех потенциальных субъектов образования (педагоги, семья, различного рода общественные организации, учреждения культуры, средства массовой информации, а также отдельные граждане или представители государственной власти, так или иначе связанные с историческим образованием). Во-вторых, это создание единой системы педагогических средств обучения, среди которых структурообразующим элементом является его содержание, которое проектируется на основе требований федерального государственного образовательного стандарта и соответствующих профессиональных стандартов. В-третьих, это обеспечение внутреннего единства образования как признака целостности. Необходимо именно сущностное единство, характеризующееся единым пониманием целей и средств реализации обучения, а также адекватное представление относительно его результатов со стороны всех субъектов процесса обучения истории. Такого понимания невозможно достичь, если не обеспечить разносторонней и всеохватывающей работы по мотивации студентов к изучению исторических дисциплин, по формированию установки на то, что именно исторические дисциплины и историзм как принцип познания являются мощнейшим инструментом к пониманию окружающей действительности и дальнейшего постижения других научных и учебных дисциплин. Только в этом случае будет обеспечена способность системы обучения историческим дисциплинам самостоятельно без внешнего организационно-управленческого вмешательства эволюционировать и саморазвиваться.

Рецензенты:

Столярчук Л.И., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Сафронова Е.М., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Грачев К.Ю., Сладков А.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21634 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674