Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

Юльметова И.Г. 1 Юдаева Ю.А. 1 Виноградова Г.Ф. 1 Лыскина М.Е. 1 Понятова Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Раздел практической подготовки модульной программы «Общий уход за больными» делится на работу с имитационным оборудованием в условиях симуляционного центра и с реальными пациентами на клинических кафедрах (практические занятия, учебная и производственная практики). Рациональное сочетание в программе теории и практики оптимизирует процесс формирования практических компетенций будущего врача. Модульная программа «Общий уход за больными», основанная на компетенциях, характеризуется гибкостью процесса обучения: индивидуализация обучения для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (имеющееся среднее медицинское образование) путем комбинирования необходимых модулей. Модули программы могут быть использованы в других учебных программах (например, инфекционная безопасность, неотложная помощь, эффективное общение и т.д.). В отдельных модулях и программе в целом оперативно могут быть сделаны необходимые изменения при внедрении новых стандартов и практических рекомендаций.
практическая подготовка
общий уход
модульная программа
1. Дружинин А.В., Берднова Е.В., Корсунов В.П., Зайцев В.А., Целых В.А., Юрьева А.А. Профессиональные игры в педагогической интерпретации: учебное пособие. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. – 103 с.
2. Кулшенбаева С.С. Содержание и принципы модульной технологии обучения «Педагогика»/ Дистанционное образование в высшей школе. Академия экономики и права имени У.А. Джолдасбекова, Казахстан. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/Pedagogica/1_118648.doc.htm (дата обращения: 20 апреля 2015).
3. Мери Энн Шинник. Использование симуляторов пациента в обучении среднего медицинского персонала // Виртуальные технологии в медицине. — 2011. — № 2 (6). — С. 11.
4. Мещерякова М.А. Деятельностная теория учения как научная основа повышения качества подготовки специалиста в медицинском вузе // Система обеспечения качества подготовки специалистов в медицинском вузе; под ред. проф. П.Г. Ромашева. – СПб.: СПБГМА им. И.И. Мечникова, 2004. – С. 13–15.
5. Лапик С.В. Работа студентов в ЛПО: какая подготовка должна у них быть? / С.В. Лапик // Главная медицинская сестра. — 2012. — № 5. — С. 146–154.
6. Результаты анкетирования выпускников 2006–2007 годов, работающих в Смоленской, Калужской и Брянской областях [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:sgma.info/index.php?option=com_content£task=view£id=1072£Itemid= 444 (дата обращения: 23 апреля 2012).
7. Шубина Л.Б., Грибков Д.Н., Аверьянов В.А., Жирнов В.А. Анализ функционирования центров моделирования в системе подготовки медицинских кадров // Виртуальные технологии в медицине. – 2012. – № 2. – С. 7–12.
8. Holcomb, J.B.Evalution of trauma team performance using an advanced huma patient simulator for resusciration training / Dumire R.D., Crommett J.W. et al. //J. Trauma. — 2002. — Vol. 52. — P. 1078–1085.
Наиболее острой проблемой современного медицинского образования является дефицит практической составляющей профессиональной подготовки медицинских работников при достойной теоретической базе. Основным местом формирования навыков и умений по-прежнему остается клиника, но обучение в  условиях медицинских  организаций сегодня связано с целым рядом проблем.

В первую очередь изменились  взаимоотношения между медперсоналом и пациентом в связи с развитием страховой медицины. Пациент имеет право выбирать медицинскую организацию, врача, и, как следствие, ограничивается взаимодействие студентов с пациентами в учебном процессе. Если же студент принимает участие в лечебно-диагностическом процессе, в значительной степени возрастает риск причинить пациенту неудобство и даже боль при многократном повторении студентами одних и тех же манипуляций.

Помимо этого, формирование навыков в условиях клиники ограничивается отсутствием определенных тематических больных, что не позволяет довести умение до автоматизма. Такие навыки, как базовая сердечно-легочная реанимация, первая помощь при синдроме повреждения, отдельные сестринские манипуляции, практически недоступны для студентов в условиях медицинских организаций [6].

Одним из способов решения проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов является модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения. Практикоориентированным методом является модульный принцип обучения - это инновационный вид обучения, основанный на блочно-модульном представлении учебной информации, деятельностном подходе и принципе сознательности обучаемого. Модульное обучение складывается из самостоятельных организационно-методических блоков - модулей, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся. Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Целью работы является анализ модульной программы «Общий уход за больными» по специальности «Лечебное дело».

Материалы и методы исследования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС-03) формирование практической составляющей будущих врачей начинается с первого курса. Для ориентации образовательного процесса на практи­ческую реализацию приобретенных компетенций в Оренбургском государственном медицинском университете  на лечебном факультете реализуется модульная программа «Общий уход за больными», являющаяся важным условием формирования профессиональной подготовки студентов.

Знания и умения, приобретаемые студентами в рамках прохождения данной модульной программы, являются необходимой частью профессионального становления будущих врачей. В ряде случаев будущий врач не считает для себя важным приобретение навыков ухода за пациентом, считая эти навыки бесполезными. Однако следует учитывать тот факт, что врачебный и сестринский персонал в медицинском учреждении любого профиля - это единая команда, оказывающая лечебную и профилактическую помощь [5]. Врач, в совершенстве владеющий сестринскими навыками, способен грамотно организовать работу среднего медицинского персонала и при необходимости самостоятельно обеспечить уход за пациентом. И, наконец, важность этого блока профессиональной подготовки врача возросла с получением студентами начиная с четвертого курса возможности работать на штатных должностях среднего медицинского персонала, что требует высокой теоретической подготовки и качественного владения манипуляционной техникой медицинской сестры. 

Целью модульной программы «Уход за больными» является оптимизация условий для развития личности обучаемого в результате индивидуализации дидактической системы к возможностям, исходному уровню подготовки обучаемого; раннее погружение в специальность с формированием основ общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к реальным.

Модульная программа - это система средств, технологий, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности отдельных модулей конкретной учебной дисциплины [2]. Модульная программа «Уход за больными» по специальности «лечебное дело» реализуется с 1-го по 6-й семестры и позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую часть обучения, способствуя более их более глубокой интеграции. Программа разработана преподавателями нескольких кафедр на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный преподавателем модуль, индивидуализированный по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студентов младших курсов. Модуль - это целевой функциональный узел, который содержит логически выстроенный набор обязательных к освоению по окончании модуля умений, знаний и навыков, т.е. компетенций. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей модульной программы. 

Раздел практической подготовки модульной программы «Общий уход за больными» делится на работу с имитационным оборудованием в условиях симуляционного центра и с реальными пациентами на клинических кафедрах (практические занятия, учебная и производственная практики). Рациональное сочетание в программе теории и практики оптимизирует процесс формирования практических компетенций будущего врача.

Учитывая основные проблемы приобретения практических навыков на клинической базе, данным занятиям всегда предшествуют симуляционные тренинги в Центре. С учетом принципа «от  простого к сложному» и возможностью многократного повторения на основании рабочих программ специальности «Лечебное дело» по профильным дисциплинам сформированы стандартные имитационные модули.

Повышению эффективности образовательного процесса в большой степени способствует объективная система контроля усвоения преподаваемого материала. Контроль приобретенных знаний и умений студента в рамках модульной программы «Общий уход за больными» включает в себя:

  1. текущую и промежуточную оценку приобретенных умений и навыков на практических занятиях;
  2. текущую и промежуточную оценку приобретенных умений и навыков в симуляционном центре;
  3. заполнение «листов курации»;
  4. диагностику уровня готовности студентов к производственной практике после третьего курса;
  5. оценку за производственную практику (1-3).

Организация и проведение промежуточной аттестации на лечебном факультете по окончании третьего курса направлены на обеспечение комплексной объективной оценки приобретенных практических умений и навыков, теоретических знаний, уровня клинического мышления в процессе освоения модульной программы «Общий уход за больными». Этому способствует эффективная структура процедуры аттестации - по типу объективного структурированного клинического экзамена. Степень освоения практической составляющей программы осуществляется на нескольких станциях: Станция «Общий уход», «Терапевтический практикум» и  «Хирургический практикум».

Результаты исследования и их обсуждение

Активное внедрение в учебный процесс интерактивных и практико-ориентированных технологий, а также современных объективных методов контроля результатов обучения является сегодня одним из способов повысить качество медицинского образования.

Модульная программа «Общий уход за больными», основанная на компетенциях, характеризуется гибкостью процесса обучения:

  • индивидуализация обучения для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (имеющееся среднее медицинское образование) путем комбинирования необходимых модулей;
  • возможность использования модулей программы в других учебных программах (например, инфекционная безопасность, неотложная помощь, эффективное общение и т.д.);
  • возможность оперативного изменения в отдельных модулях и в программе в целом при внедрении новых стандартов и практических рекомендаций.

Реализация модульной программы «Общий уход за больными» предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников, что обеспечивает качество подготовки последних.

Практикоориентированная направленность данной программы предусматривает формирование практической составляющей программы на базе медицинской организации «у постели больного» и в симуляционном центре ОрГМУ. Для уменьшения риска для пациента, участвующего в учебном процессе, клиническому этапу предшествует формирование методики манипуляции в симуляционном центре ОрГМУ на имитационном оборудовании в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям медицинской организации [1, 4, 7]. Внедрение симуляционного цикла в модульную программу «Общий уход  за больными» с использованием манекенов, тренажеров и имитаторов дает возможность освоить технологию выполнения простейших медицинских манипуляций, базовых сестринских и врачебных методов исследования больного, отработать редкие виды навыков, не ограничивая студента во времени и без риска для пациента.

Имитационное обучение осуществляется на базе симуляционного центра в учебных классах, имитирующих процедурный кабинет, манипуляционную, палаты терапевтического, хирургического или педиатрического профиля, кабинет первой помощи. Учебные помещения оснащены соответствующим учебным имитационным оборудованием, реальным медицинским инструментарием, что позволяет многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии, дает возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося [3, 8].

Еще одним важным аспектом профессиональной деятельности медработника являются нетехнические навыки, т.е. умение работать в команде, навыки критического мышления. Эти умения необходимы в первую  очередь при оказании экстренной медицинской помощи, когда время ограничено и действовать необходимо слаженно и быстро. Варианты межличностного взаимодействия в кризисных ситуациях возможно с успехом моделировать в условиях симуляционного центра. Высокотехнологичные манекены, приспособленные для использования реальной медицинской аппаратуры, диагностических и лечебных мероприятий, дающие «физиологический ответ» на действия медицинских работников во время тренинга, дает возможность сделать учебный процесс более реалистичным. 

Выводы

Учитывая проблемы современного медицинского  образования, необходимо менять принципы и формы обучения будущих специалистов, усилить практикоориентированность обучения.

Усилению практической составляющей образовательного процесса с сохранением его фундаментальности соответствует технология модульно-компетентностного обучения. Многоуровневая модульная программа «Общий уход за больными» способствует повышению качества преподавания практических клинических компетенций на младших курсах, является неотъемлемой составляющей оптимизации обучения и улучшения подготовки студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело». Внедрение симуляционных технологий в дополнение к традиционным формам обучения начиная с первого курса на лечебном факультете является эффективным методом повышения качества практических навыков у будущих врачей, что подтверждает четырехлетним опытом работы Центра ОрГМУ.

Рецензенты:

Чернышева Т.В., д.м.н., декан лечебного и стоматологического факультетов, профессор кафедры терапии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург;

Паньков А.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой эпидемиологии и инфекционных заболеваний ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Юльметова И.Г., Юдаева Ю.А., Виноградова Г.Ф., Лыскина М.Е., Понятова Е.А. ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОБЩИЙ УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21624 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674