Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА РАЗЛИЧНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Люкшина Д.С. 1 Асриян О.Б. 1 Черемискина И.И. 1
1 ГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам высших учебных заведений, что связано с постоянными динамичными преобразованиями, происходящими в нашей стране. Такое положение дел обуславливает необходимость развития у будущих профессионалов неких универсальных способностей, определяющих продуктивность широкого круга социальной и профессиональной деятельности специалиста. Среди таких способностей особо востребованными являются творческое мышление и креативность. Таким образом, можно считать актуальным исследование личностных характеристик студентов медицинского вуза, обладающих творческой направленностью. Результаты данного исследования показывают, что студенты молодежного центра медицинского вуза обладают высокоразвитыми интеллектуальными способностями, любознательны и креативны. Дополнительные психологические мероприятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, на наш взгляд, будут способствовать целостному развитию их личности.
креативность
личностные качества
творческая направленность
студенты медицинского вуза
1. Асриян О.Б., Корнилова Д.С., Черемискина И.И. Отношение старшеклассников к итоговым государственным испытаниям // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1;URL: www.science-education.ru/121-18851(дата обращения: 07.08.2015).
2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность.: моногр. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 340 с.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. – Мн., 1998. – 399 с.
4. Кравцова Н.А. и др. Факторы и механизмы развития психосоматических расстройств // Тихоокеанский медицинский журнал. – Владивосток, 2013. – № 4. – С. 48–55.
5. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. № 2. – С.55–62. doi:10.17759/pse.2015200206.
6. Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. – М.: Деловая книга, 2002. – 576 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. – 216 с.
8. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. – 216 с.
9. Тепикин В.В. Кристаллизация интеллигенции. – Иваново: Ивановский государственный ун-т, 2012. – 76 с.
На современном этапе развития общества в самых разнообразных сферах, в том числе в медицине, крайне важным представляется решение задач, связанных с профессиональным становлением личности. Разнообразие факторов, влияющих на процесс профессионального развития в медицинском ВУЗе, с каждым годом растет в связи с активным развитием медицинских технологий и фармацевтической индустрии, а проблема формирования профессиональных компетенций и поиска средств их эффективного развития не утрачивает своей актуальности в последнее время. В связи с чем представляется актуальным исследование психологических характеристик наиболее успешных и всесторонне развитых студентов медицинского ВУЗа, а именно - занимающихся различными видами творчества.

Многие исследователи в области психологии сводят проблему человеческих качеств к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности, формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности - «Человека творческого».

Отметим, что преобразования, происходящие в нашей стране, связаны с потребностью общества в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельному и нестандартному решению многообразных задач. Расширение рынка труда наряду с повышением требований к конкурентоспособности создают такие условия, при которых процесс внедрения молодого специалиста в профессиональное сообщество должен проходить максимально быстро и качественно, а творческое нешаблонное мышление является детерминирующим фактором такого внедрения.

Цель работы: исследовать и описать психологические характеристики студентов медицинского Вуза различной творческой направленности.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 30 студентов молодёжного центра ГБОУ ВПО ТГМУ МЗ РФ в возрасте от 18 до 22 лет (13 студентов студенческого совета, 10 студентов занимающихся танцами и 7 занимающихся вокалом).

Методическое обеспечение исследования составили: 1) Многофакторный личностный опросник 16PF Р. Кеттелла (форма А); 2) Самоактуализационный тест (СAT). При обработке результатов исследования применялся качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.

Главными направлениями жизнедеятельности студентов являются профессиональное обучение, рост личности и самоутверждение, развитие интеллектуального потенциала, духовное обогащение, эстетическое, нравственное, физическое самосовершенствование.

В медицине необходимо определять и учитывать личностные и деловые качества медицинских работников при распределении их по различным специальностям и делать это лучше еще на этапе обучения в учебном заведении медицинского профиля [1]. Специфика выбранной профессии, занятия творчеством и личностные особенности студентов формируют определенное отношение к учебной и профессиональной деятельности [5].

Несомненно, что на становление личности влияет творческая деятельность. Занятия творчеством способствуют усовершенствованию навыков творческого мышления, активизации умственной деятельности, развитию индивидуальных наклонностей личности. Творчество представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творческая деятельность - продуктивная форма активности и самостоятельности человека [3, с.283], деятельность, направленная на созидание качественно новых для него ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта [7, с.172].

Существует классификация направлений творчества, разработанная применительно к студентам. В ее основе виды творческой деятельности, освещенные в трудах В.А. Беликова [2], Р.Г. Салахутдинова [8], В.В. Тепикина [9].

Учебно-познавательное творчество: слушание лекций и объяснений лектора, самостоятельная работа с учебной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, написание рефератов и докладов, подготовка к экзаменам и т.д.

Социальное творчество в деятельности студентов проявляется в специфическом способе жизнедеятельности воспитательной организации - вуза или подразделения (факультета, института), в деятельности по преобразованию окружающей социальной среды, в результате которой происходит интериоризация и экстериоризация студентами ценностных ориентаций и соответствующих социальных установок. Объектом социального творчества могут выступать: организация массовых праздников и шоу-программ (КВН, мисс и мистер университета); социальная помощь (детям-сиротам, подросткам с девиантным поведением и т.п.); общественно-полезный труд (озеленение города, субботники и т.п.); различные студии и кружки (студии художественного слова, литературный вечер); студенческие объединения (студенческое самоуправление, совет старост, школа лидерства и т.п.).

Социально-политическое творчество, согласно Д.В. Ольшанскому, это деятельность социальных групп или индивидов, связанная с формулированием и выражением собственных потребностей и интересов, со стремлением изменить существующий политический или социально-экономический порядок и соответствующие политические институты [6, с.235].

Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей: массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие); авторская самодеятельность; самодеятельная издательская деятельность (кружок поэзии, выпуск газеты и т.п.).

Творчество неразрывно связано с познавательной деятельностью человека. Именно в молодости человек наиболее способен к творчеству, к формулированию гипотез, максимально работоспособен и инициативен, а значит, может являться субъектом формирования опыта творческой деятельности, когда усвоенные им знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование [4].

В ГБОУ ВПО ТГМУ МЗ РФ творческую деятельность осуществляет молодежный центр, реализующий государственную молодежную политику в рамках вуза, создает условия для развития творческого потенциала, выявляет социально активных, творчески одаренных студентов. Существуют коллективы: классического вокала, спортивно-балльных танцев, эстрадный вокальный ансамбль, вокально-инструментальная группа, ансамбль скрипачей, команда КВН, отдельные инструменталисты и эстрадные исполнители.

Исходя из классификации направлений творчества, разработанной применительно к студентам, в данном исследовании уделено внимание социальному и художественному видам творчества, а также рассмотрены психологические характеристики студентов, активно участвующих в деятельности студенческого совета университета и художественной самодеятельности на примере вокалистов и танцоров.

Результаты и их обсуждение

По результатам исследования психологических характеристик студентов медицинского Вуза различной творческой направленности с помощью методики «Многофакторный личностный опросник 16PF» Р. Кеттелла были получены следующие результаты: в группе студентов студенческого совета преобладают личностные качества, относящиеся к интеллектуальной сфере. Им присущи высокие интеллектуальные способности, легкое решение различных поставленных задач и проблем, богатая фантазия, развитое мышление с высоким уровнем обобщения, эрудиция. Данным студентам свойственны самостоятельность, настойчивость, независимость, предприимчивость и ориентация на собственное мнение.

Преобладание данных качеств не случайно, деятельность в студенческом совете способствует формированию навыков управленческой деятельности, помогает научиться быстро и эффективно принимать важные решения, придумывать нестандартные идеи, а также вырабатывает умение работать в команде и взаимодействовать и ладить с различными людьми. Основная роль студенческого совета заключается в том, чтобы активно внедрить в жизнь идею студенческого самоуправления и сделать жизнь студенческого сообщества и университета в целом более яркой и насыщенной. Навыки самоуправления являются одной из важных составляющих профессиональных компетенций студентов лечебной направленности, связанных со способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда медицинского персонала. Формирование такого рода профессиональных компетенций может осуществляться только в совокупности с развитием таких качеств, как самостоятельность, независимость во взглядах, энергичность, высокая мотивация, сильная воля, контроль своих чувств и поведения.

В ходе проведения исследования выявлено, что в группе студентов, занимающихся вокалом, также преобладают личностные качества, относящиеся к интеллектуальной сфере. Им свойственны высокие умственные способности, развитое мышление, эрудированность, сообразительность, любознательность, быстрая обучаемость.

Для занятий вокалом необходима отличная музыкальная и двигательная память, ведь исполнителям приходится сохранять и воссоздавать огромный музыкальный материал, а в их памяти хранится большое количество звуковых и двигательных связей. В вокальном произведении текст, как словесный, так и музыкальный, нужно обязательно подвергнуть подробному анализу. Мало механически учить мелодию или запоминать слова текста, необходимо понять логику произведения, его форму, значение частей, структуру мелодии и сопровождения, почувствовать основные изменения гармонии и ритма. Когда певец знакомится с новым произведением, в работу сразу же включается воображение: оживают персонажи, их внешний вид, манера держаться, общая обстановка, на фоне которой проходят события. Исполнительская деятельность немыслима без развитого творческого воображения и мышления. Между тем для вокалиста необходимы яркие внутренние видения того, что он исполняет. Любая творческая фантазия требует материала для творчества. Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Потому вокалист должен копить впечатления, запоминать свои чувства, быть любознательным и эрудированным.

Также для вокалистов характерны настороженность, некоторое недоверие к людям, осторожность, интровертированность. Возможно, это связано с тем, что вокалист испытывает сомнения и настороженно относится к песням и текстам, в которых ему хотелось бы себя проявить, но он не может спрогнозировать как его примет публика в этот момент. Вероятно, данный вид творчества предполагает внутреннюю направленность психической активности субъекта, без которой сложно вызывать у аудитории неподдельные эмоции.

У студентов, занимающихся танцами, интеллектуальная сфера развита на достаточно высоком уровне. Им свойственны развитое мышление, эрудированность, любознательность, быстрая обучаемость. Возможно, это связано с тем, что успех в танцевальном творчестве, результаты участия в конкурсах и фестивалях зависят от понимания исполнения фигур и движений, навыков правильного восприятия и оценки двигательной информации, хорошей ориентировки во времени и пространстве, а также от умений различать и чувствовать ритм, тембр и тон музыки. Поэтому эффективная творческая деятельность танцоров невозможна без наличия у них развитых интеллектуальных способностей.

Для студентов-танцоров характерны беспокойство, ранимость, чувствительность к общественному мнению, тревожность в трудных ситуациях - характеристики эмоционально-волевой сферы. Танец способен передать чувства и эмоции, показать жизнь и боль, радость и веселье, зарядить настроением. Танцор всегда должен дорабатывать начатые движения и фигуры, особенно, если он работает в команде. Танцор не может позволить себе не прочувствовать настроение танца, так как зритель сразу это почувствует. Поэтому танцоры много сил и времени уделяют тренировкам, и без эмоциональности танцора ни одна фигура не сможет быть грациозной, завершенной и передающей всю идею и композицию автора.

По результатам исследования психологических характеристик студентов медицинского Вуза различной творческой направленности с помощью методики «Самоактуализационный тест (СAT)» получены следующие результаты: студентам студенческого совета присущ высокий уровень контактности. Студенты работают в команде, им необходимо ежедневно взаимодействовать с различными людьми, устанавливать дружеские или деловые контакты, что невозможно без соответствующих навыков. Чем более развит социальный интеллект, навыки установки новых связей и умение заводить знакомства, тем выше вероятность продуктивного развития и реализации поставленных планов.

У студентов, занимающихся вокалом, выражена познавательная потребность, стремление докопаться до самой сути явлений, склонность к контролю своих эмоций и поведения. Возможно, во время концертного исполнения они могут забыть текст, мелодию, растеряться и уйти со сцены. Умение владеть своими эмоциями и поведением помогает психологически справиться с волнением и стрессовыми ситуациями.

Эмоции, возникающие в результате переживания песни, влияют на исполнителя и могут иметь отрицательное воздействие. Они не должны мешать правильному звукообразованию и звуковедению, нарушать основы вокальной техники и общее творческое состояние, требующее хорошего контроля своих действий, правдивости переживаний.

По результатам данной методики у студентов, занимающихся танцами, были выявлены высокие показатели по шкале сензитивности, что говорит о высоком уровне понимания своих чувств и эмоций. Вероятно, студенты, занимающиеся танцами, могут быть гибкими по отношению к другим людям и в первую очередь к себе и своим партнерам. Могу устанавливать новые связи и вставать в пару с незнакомыми партнерами и доверять им при исполнении новых элементов. Готовы учиться новому и быть спонтанными в сложных ситуациях на сцене.

По результатам методики «Самоактуализационный тест (СAT)» во всех трех группах были получены высокие показатели по шкале креативности, что свидетельствует об их ярко выраженной творческой направленности. Они могут придумывать что-то новое, способны творить и удивлять, обладают развитым творческим мышлением, готовы на неожиданные идеи и поступки, способны покорить публику и руководство Вуза необычными и неожиданными творениями.

Выводы

1. У студентов молодежного центра: студенческого совета, вокалистов и танцоров, доминируют личностные качества интеллектуальной сферы: высокие интеллектуальные способности, развитое мышление с высоким уровнем обобщения и эрудированность, направленность на решение различных поставленных задач и проблем, любознательность, богатая фантазия и быстрая обучаемость. Данные результаты говорят о том, что творческая деятельность детерминирует и направляет развитие интеллекта и способностей к решению различных профессиональных задач, т.к. именно нешаблонное инициативное творческое мышление позволяет эффективно преодолевать кризисы профессионального становления.

2. Студенты медицинского ВУЗа различной творческой направленности креативны, способны творить и удивлять, обладают развитым творческим мышлением, готовы на неожиданные поступки, способны покорить публику и руководство Вуза.

3. Студенты студенческого совета обладают высоким коммукативным потенциалом, о чем говорит развитие таких психологических характеристик, как самостоятельность, настойчивость, независимость, предприимчивость и ориентация на собственное мнение. Данные качества способствуют формированию навыков управленческой деятельности, помогают научиться быстро и эффективно принимать важные решения, придумывать нестандартные идеи, вырабатывают умение работать в команде.

4. Студенты, занимающиеся вокалом, обладают богатой эмоциональной активностью, преимущественно интровертированной направленностью. Кроме того, они подозрительны, осторожны и обладают стремлением докопаться всегда до самой сути явлений. Такого рода психологические характеристики позволяют вокалисту не растрачивать свою эмоциональность, а с ее помощью вызывать у публики неподдельные эмоции.

5. Студенты, занимающиеся танцами, имеют высокоорганизованную эмоционально-волевую сферу, о чем свидетельствует их ранимость, чувствительность к общественному мнению и тревожность. Но, в отличие от вокалистов, их психическая активность направленна преимущественно вовне, т.к. танцор, должен быть гибким по отношению к другим людям, устанавливать новые связи и вставать в пару с незнакомыми партнерами, быть спонтанным в сложным ситуациях на сцене.

Полученные результаты говорят о необходимости проведения дополнительной работы по психологической подготовке студентов, развитию качеств, относящихся к эмоционально-волевой и коммуникативной сферам, что позволит повысить творческую неординарность, работоспособность, эмоциональную удовлетворенность жизнью. Основными направлениями могут быть психологические тренинги, направленные на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Рецензенты:

Бочарников В.Н., д.б.н., профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН, г. Петропавловск-Камчатский;

Кравцова Н.А., д.псх.н., профессор, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Морского гуманитарного института ФБОУ ВПО «Морской государственный университет имени адм. Г.И. Невельского» Федерального агентства морского и речного транспорта, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Люкшина Д.С., Асриян О.Б., Черемискина И.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА РАЗЛИЧНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21602 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674