Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЕРСТВО МУЗЕЕВ И ВУЗОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Бакланова Т.И. 1 Медведь Э.И. 1
1 ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного профессионального образования студентов гуманитарных вузов. Авторами статьи обосновано важное значение социально-культурного партнерства музеев народной культуры и вузов для формирования этнокультурной компетентности студентов, раскрыты возможности различных видов музеев в решении этой задачи. В статье представлен опыт работы кафедры социально-культурной деятельности МГПУ (зав. кафедрой Э.И. Медведь) по отражению деятельности музеев народной культуры в содержании учебного процесса по таким направлениям высшего образования, как «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование». Специальное внимание уделено музеям дошкольных образовательных организаций и школ, созданных под научным руководством Т.И. Баклановой в рамках разработки модели столичного образования, которая проводилась в соответствии с государственной программой г. Москвы «Столичное образование». Также перечислены некоторые перспективные направления дальнейшего развития социально-культурного партнерства музеев и вуза с целью повышения эффективности формирования этнокультурной компетентности студентов.
профессиональное образование
этнокультурная компетентность
музейная педагогика
1. Бакланова Т.И. Вклад в модернизацию этнокультурного образования // Этнодиалоги: альманах. – 2011. – №1 (34). – С. 27-46.
2. Бакланова Т.И. Инновационная образовательная система «Русская культура» для начальной школы // Наука и образование в современной конкурентной среде. – 2015. – № 1 (2). – С. 26-30.
3. Бакланова Т.И. Московские школы с русским этнокультурным компонентом // Русская национальная школа. – 2008. – № 1. – С. 37-50.
4. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники: учеб. пособие для 4 кл. – М.: АСТ. Астрель, 2015. – 96с.
5. Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. – 2015. – № 1. – С. 27-31.
6. Бакланова Т.И. Система профессиональной подготовки кадров по народной художественной культуре как национальное достояние России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 3. – С.187-192.
7. Бакланова Т.И. Этнокультурный компонент содержания образования магистрантов, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность» // Актуальные проблемы развития современной науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г.: в 5 частях. – М.: АР-Консалт, 2015. – С. 20-23.
8. Бакланова Т.И. Русская культура в современной московской школе: учеб. пособие для вузов / Т.И. Бакланова, М.Г. Кайтанджян, Э.И. Медведь, Н.А. Опарина. – М.: Изд-во МГПУ, 2015. – 180с.
9. Бакланова Т.И., Медведь Э.И. Сохранение и развитие традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях как компонент содержания учебно-методического комплекта «Русская культура» для начальной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17701 (дата обращения: 06.03.2015).
10. Ткалич С.К., Горбунов И.В., Коновалова А.В. Музей и творческие вузы: конструктивный вектор образовательно-эстетического сотрудничества // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 3. – С.84-89.
Проблема формирования этнокультурной компетентности студентов, заключающейся, прежде всего, в их способности применять полученные знания о народной культуре в профессиональной деятельности, приобрели в последние годы особую актуальность в свете Решения Государственного совета Российской Федерации «О государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации» (2006 г.), «Основы государственной культурной политики» (2014 г.) и других важнейших документов.

Теоретические, научно-методические и практические основы решения этой проблемы в сфере профессионального образования стали разрабатываться около двадцати лет назад, после распада СССР. Именно тогда, в точном соответствии с теорией этногенеза Л.Н. Гумилева, произошел так называемый «пассионарный взрыв», повлекший за собой процессы возрождения этнокультурных традиций народов России, что вызвало потребность в профессиональной подготовке кадров для сферы народной культуры и этнокультурного образования.

Не случайно в 1994 г. в России была введена новая вузовская специальность «Народное художественное творчество». Тогда же в Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) по инициативе одного из авторов данной статьи, доктора педагогических наук, профессора Т.И. Баклановой была открыта первая в стране кафедра теории и истории народной художественной культуры, а затем в 1998 г. на ее основе и на основе кафедры музееведения был образован факультет народной художественной культуры и музейного дела. Его, как и кафедру теории и истории народной художественной культуры, возглавляла до 2009 г. профессор Т.И. Бакланова. Теоретические основы и практика подготовки кадров для сферы народной художественной культуры отражены в ряде статей этого автора [6 и др.].

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности факультета по развитию социально-культурного партнерства между МГУКИ и музеями, направленного на повышение эффективности этнокультурного образования студентов.

Обучение студентов на этом факультете осуществлялось до 2003 г. по двум специальностям - «Народное художественное творчество» и «Музейное дело и охрана памятников». Студенты, обучавшиеся по специальности «Народное художественное творчество», получали на двух выпускающих кафедрах факультета специализированную подготовку в области теории и истории народной художественной культуры и в области народного декоративно-прикладного творчества.

В 2003 г. обе эти специальности были преобразованы в нашей стране в аналогичные направления высшего профессионального образования. В рамках направления «Народная художественная культура» началась подготовка бакалавров и магистров народной художественной культуры.

С самого начала существования в МГУКИ факультета народной художественной культуры и музейного дела стало складываться его партнерство с различными музеями г. Москвы и Московской области, г. Санкт-Петербурга и других городов. Ведущую роль в развитии такого партнерства играла кафедра музееведения, которую возглавлял сначала Л.В. Беловинский, а затем Н.Г. Самарина. Оно осуществлялось в формах экскурсий, совместных семинаров и конференций, научных студенческих и дипломных проектов по заказам музеев и на основе их экспозиций. Особое внимание при этом уделялось знакомству студентов с предметами народного быта, с традиционной материальной культурой русского и других народов России, а также анализу воплощенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, актуальных для воспитания современного подрастающего поколения.

В первый же год работы факультета в одной из его аудиторий был оборудован небольшой музей народной культуры, основу которого составили творческие работы студентов кафедры декоративно-прикладного творчества под руководством Л.В. Косогоровой. В музее были представлены знаменитые народные художественные промыслы России (Хохлома, Гжель, Палех и многие другие), традиционные народные костюмы разных регионов России и другие экспонаты. Многие из этих экспонатов вошли в экспозицию «Русской горницы», организованной на Всемирных юношеских олимпийских играх в г. Москве в 1998 году.

В помещении факультетского музея народной культуры проводились все творческие показы студентов кафедры теории и истории народной художественной культуры по дисциплинам «Народное песенное творчество», «Народный танец», «Фольклорный театр», «Устное народное творчество» и др., защиты дипломов, студенческие, международные и другие научно-практические конференции, заседания Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов, студенческие праздники народного календаря и многие другие мероприятия. С экспозицией музея знакомились все российские и иностранные делегации, посещавшие в те годы МГУКИ. В настоящее время этот музей выполняет функции этнокультурного центра.

Опыт организации такого музея и его взаимодействия с другими музеями был изучен другими вузами в разных регионах РФ. В свою очередь преподаватели факультета анализировали и внедряли некоторые достижения других вузов в области применения музейной педагогики для повышения этнокультурной компетентности студентов. Особенно интересным, на наш взгляд, был такой опыт в Белгородском государственном институте культуры.

В современных условиях разрабатываются и внедряются новые подходы к социальному и социально-культурному партнерству музеев и вузов [10 и др.]. Так, в Московском городском педагогическом университете (МГПУ), который представляют в настоящее время авторы данной статьи, ведется работа по формированию средствами музейной педагогики этнокультурной компетентности студентов, обучающихся по таким направлениям высшего образования, как «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» [5,7].

На кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ в учебные планы этих направлений включены дисциплины «Народное художественное творчество», «Теория и история народной художественной культуры», «Современные модели этнокультурного образования» и др. Актуализации и повышению научного уровня содержания этнокультурных дисциплин способствовали международные научно-практические конференции «Этнокультурные процессы в современном мире» (ноябрь 2013 г.) и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» (март 2015 г.), организованные кафедрой социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. В этих конференциях приняли участие ученые из многих городов и регионов России (Москвы и Московской обл., Арзамаса, Белгорода, Великого Новгорода, Владивостока, Горно-Алтайска, Ижевска, Йошкар Олы, Кемерово, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Твери, Ханты-Мансийска и др.), а также из Армении, Казахстана и США. В материалах конференций отражен опыт социального партнерства нескольких музеев и вузов, например, опыт бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Этнографический музей под открытым небом "ТорумМаа"», который является методическим центром в области этнографии коренных народов Югры для этнографических, исторических, краеведческих музеев округа, имеющих в фондовых коллекциях (или собраниях) предметы материальной и духовной культуры хантов, манси, лесных ненцев. На базе музея «ТорумМаа» для студентов ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся научно-практические семинары по возрождению, сохранению и популяризации традиционных занятий, таких как изготовление предметов быта, средств передвижения, орудий и сооружений охотничьего промысла, рецептов национальной кухни, с привлечением мастеров - носителей традиционной культуры обских угров.

В МГПУ проблемы этнокультурной деятельности музеев входят в содержание некоторых учебных дисциплин, исследуются в курсовых и научных студенческих работах, магистерских и кандидатских диссертациях. Например, в рамках учебной дисциплины «Народное художественное творчество» наши студенты посетили музей знаменитого во всем мире народного художественного промысла Гжели, побывав на родине отечественной керамики, гончарства, фарфора с уникальной синей подглазурной росписью. Во время музейной экскурсии они познакомились с историей этого промысла, а на мастер-классе И.В. Коршуновой, кандидата педагогических наук, представителя нашей научной школы, освоили основы лепки и традиционной гжельской росписи.

Также программой курса «Народное художественное творчество» была предусмотрена самостоятельная работа студентов в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), и в других московских музеях, хранящих народные музыкальные инструменты, произведения народного художественного творчества, различные предметы традиционного народного быта.

Особое значение для формирования этнокультурной компетентности студентов имеет дальнейшее развитие социального партнерства вузов с различными видами музеев, в экспозициях которых представлены традиционные жилища и другие памятники материальной народной культуры. Важно знакомить студентов с экспозициями, этнокультурными образовательными проектами и программами исторических, этнографических, художественных и других музеев, а также непосредственно музеев народной культуры и краеведческих музеев в разных регионах России.

В этих музеях, наряду с экскурсиями, проходят праздники народного календаря, мастер-классы народного декоративно-прикладного творчества, фольклорные концерты, образовательные этнокультурные программы и другие мероприятия.

Разноплановую этнокультурную деятельность осуществляют музеи - заповедники деревянного зодчества и народного быта: Кижи (Карелия), Витославлицы (Новгородская область), Коломенское (г. Москва), Малые Карелы (Архангельская обл.), Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Этнографический парк-музей «Этномир» в Калужской области и др. В них не только хранятся памятники материальной народной культуры, но и «оживают» старинные праздничные и семейно-бытовые народные традиции, проходят разнообразные образовательныеи игровые программы, этнографические спектакли и концерты фольклорных коллективов.

Также необходимо знакомить студентов с музеями народной культуры, созданными при участии детей и родителей в дошкольных образовательных организациях и школах. Несколько музеев русской культуры созданы в московских детских садах и школах с этнокультурным русским компонентом содержания образования, участвовавшим с середины 1990-х годов в экспериментальной работе (под научным руководством Т.И. Баклановой) по созданию модели столичного образования в рамках государственной программы «Столичное образование». В этих образовательных организациях, кроме музеев, имитирующих интерьеры старинной русской избы, оформлены помещения, интерьеры которых напоминают боярские палаты, а также домашний театр, музыкальную гостиную, бальный зал и картинную галерею в дворянской усадьбе. В школьном Музее московской культуры (СОШ № 683 г. Москвы) оформлены такие тематические экспозиции, как «Москва музыкальная», «Москва театральная», «Москва литературная», «Москва живописная», «Москва праздничная» и др. [1,3].

Вся этнокультурная образовательная и внеурочная деятельность таких музеев базируется на идеях и методах музейной педагогики и этнопедагогики. В программах внеурочной деятельности большое внимание уделяется экскурсионной работе, посещению музеев этнокультурной направленности (например, Музея боярского быта в г. Москве и др.).

Развитие социально-культурного партнерства вузов с такими музеями - перспективная научно-практическая задача.

Также важно разрабатывать и внедрять в процесс профессиональной подготовки студентов по направлениям высшего образования «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» современные педагогические технологии применения музейной педагогики в этнокультурном образовании школьников, в том числе при изучении ими дисциплин предметной области «Искусство» и учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с использованием соответствующих учебников и учебных пособий. Например, в новое учебное пособие Т.И. Баклановой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» [4] включены практические задания по посещению школьниками различных музеев, в которых хранятся старинные вертепы, использовавшиеся для народных кукольных представлений в дни Зимних святок, старинные самодельные маски для народных святочных сценок, куклы фольклорного театра Петрушки, участвовавшие в ярмарочных спектаклях в дни народных праздничных гуляний, и другие экспонаты, дающие наглядные представления о народных традициях празднований на Руси Рождества, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и других старинных народных календарных праздников.

Методика работы по данному пособию раскрыта в новом учебном пособии для студентов педагогических вузов «Русская культура в современной московской школе», подготовленному авторским коллективом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. В его содержании отражены основные аспекты этнокультурной деятельности музеев г. Москвы, посещение которых предусмотрено в УМК «Русская культура» для 1-4 классов, разработанном тем же авторским коллективом в рамках государственной программы г. Москвы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. [2,8,9].

Для реализации рассмотренных аспектов подготовки студентов к этнокультурной деятельности с использованием этнопедагогического потенциала музеев, необходимо, на наш взгляд, не только развивать сложившуюся практику формирования этнокультурной компетентности студентов, но и дополнять ее новыми компонентами. Например, разработать и ввести в учебные планы дисциплину «Музейная этнопедагогика», а некоторые практические занятия и самостоятельную работу студентов по этой дисциплине посвятить участию студентов в создании в вузе музея народной культуры как базы учебной и научно-исследовательской деятельности.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Ткалич С.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры дизайна Института искусств и креативных технологий ГБОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Бакланова Т.И., Медведь Э.И. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЕРСТВО МУЗЕЕВ И ВУЗОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21591 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674