Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ТОВАРАМ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ

Малеева Т.Л. 1
1 ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия»
Фармацевтический работник играет существенную роль в пропаганде здорового образа жизни, в том числе и здорового питания. Для предоставления информации и рекомендаций населению о здоровом питании фармацевтические специалисты должны обладать необходимыми профессиональными знаниями и подготовлены надлежащим образом. Чрезвычайно велика роль продуктов питания для детского организма. Проведенное анкетирование специалистов аптечных организаций выявило потребность в дополнительной информации о здоровом питании. Также был проведен контент-анализ тематики дополнительного образования, предлагаемых рядом фирм, для внутрифирменного обучения фармацевтических работников. Это позволило выявить отсутствие тем по вопросам здорового питания, в том числе для детей. На основе исследований был разработан алгоритм формирования компетенций фармацевтического специалиста в области консультирования по товарам детского питания на последипломном этапе.
фармацевтический работник
компетенции
детское питание
1. Муслимова Н.Н. Педагогические условия оптимизации профессиональной подготовки провизоров-организаторов в процессе послевузовского образования. Автореф. дисс. канд. педагог. наук, 2006. – 307 с
2. Покровский А.А. Беседы о питании / А.А. Покровский. Экономика, 1968. 357 с.
3. Пятигорская Н.В. Непрерывное образование специалистов фармацевтической отрасли/ Н.В. Пятигорская, А.П. Мешковский, Ж.И. Аладышева// Новости GMP. – 2012. – № 1. – С. 6–9.
4. Good pharmacy practice: standards for quality of pharmacy services // World Health Organization and International Pharmaceutical Federation. 2011.
5. Good pharmacy practice: standards for quality of pharmacy services // World Health Organization and International Pharmaceutical Federation. 2011.
6. Hoai-An Truong, Catherine R. Taylor, Natalie A. DiPietro. The Assessment, Development, Assurance Pharmacist‘s Tool (ADAPT) for Ensuring Quality Implementation of Health Promotion Programs. Am J Pharm Educ. 2012 Feb 10; 76(1): 12.
7. Ravelli AC, van der Meulen JH, Osmond C, Barker DJ, Bleker OP. Infant feeding and adult glucose tolerance, lipid profile, blood pressure, and obesity. Arch Dis Child. 2000 Mar;82(3):248-52.

Организация грамотного консультирования пациентов аптечных организаций, пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний — направления выполнения требований надлежащей аптечной практики по рациональному использованию лекарственных препаратов, санитарному просвещению населения и профилактики заболеваний [1].

Сложной и интенсивно развивающей группой товаров аптечного ассортимента являются группа «продукты детского, диетического и лечебного питания». Реализация товаров этой группы тесно связана с учетом одного из самых значительных факторов риска для здоровья «Питание населения». Фармацевтический работник должен играть существенную роль в пропаганде здорового образа жизни, в том числе и здорового питания, в рамках оказания фармацевтической помощи [1, 2, 3]. Для предоставления информации и рекомендаций населению о здоровом питании фармацевтические специалисты должны обладать необходимыми профессиональными знаниями и быть подготовлены надлежащим образом [4, 5].

Особое значение в улучшении здоровья будущих поколений имеет продукция детского питания. Роль продуктов питания для детского организма чрезвычайно велика, так как пища является пластическим материалом для построения основных тканей и костей растущего организма, а также источником энергии, необходимой для восполнения всех энергетических затрат в процессе жизнедеятельности [6, 7]. В первые 2 года в жизни ребенка оптимальное питание сокращает риск смерти и развития неинфекционных заболеваний. Оно также способствует лучшему развитию ребенка, здоровому росту и развитию в целом (ВОЗ). Дети всех возрастов нуждаются в заботливом отношении к вопросам рационального питания, что имеет существенное значение для нормального развития организма. Известно, что причины различных заболеваний взрослого человека, которые порой трудно сразу определить, приходится искать в их прошлом [6]. Поэтому своевременным и важным моментом является разработка подходов к формированию компетенций фармацевтического специалиста в области консультирования по товарам детского питания на последипломном этапе, что и явилось целью исследования.

Для достижения поставленной цели нами были разработаны этапы исследования. Для сбора информации использовались методы анкетирования и контент-анализа информации, размещенной на интернет-сайтах обучающих фирм, для обработки информации – методы однофакторного анализа.

Первый этап был связан с изучением ассортимента товаров детского питания, а также потенциала его использования как у детей, так и других групп пациентов. Обязательность этого этапа объясняется необходимостью обеспечения фармацевтических работников современной информацией, позволяющей осуществлять как профессиональную консультацию, так и выбор данных продуктов для разных категорий потребителей. Для сбора информации о представленности товаров детского питания в аптечных организациях и путях использования потребителями было проведено анкетирование 448 фармацевтических специалистов. Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью программного обеспечения Excel 2010. По данным анкетирования было выявлено, что во всех аптечных организациях в ассортименте присутствовало детское питание. Анализ путей использования детского питания представлен в таблице 1.

Таблица 1

Пути использования детского питания

№ п/п

Пути использования детского питания

Количество ответов

Абс.

%

1.

Для детей

1.1.

Для кормления здоровых детей

432

96,43

1.2.

Для кормления болеющих детей

180

40,18

2.

Для взрослых

2.1.

Для кормления тяжелобольных («лежачих»)

83

18,53

2.2.

Для пациентов в послеоперационном периоде

57

12,72

2.3.

Для кормления пожилых людей

37

8,26

 

Итого:

448

100,00

По результатам таблицы 1 можно сделать вывод, что использование детского питания разнообразно как по возрастной категории, так и в категории «здоровый/больной». В этой связи при консультировании и выборе специалистами данной продукции необходимо учитывать как положения, заложенные в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», так и выявленные в ходе анализа анкет пути использования данных товаров, что требует от специалистов определенных коммуникативных навыков и владения объективной информацией по данной продукции.

Второй этап исследования связан с определением потребности в дополнительной информации о детском питании для фармацевтических специалистов. Анализ анкет показал, что большая часть респондентов (74,55%) нуждаются в получении дополнительной информации для проведения консультации посетителей аптек в части выбора товаров изучаемой группы.

Третий этап исследования был связан с определением этапа формирования знаний по продуктам детского питания. Результаты анкетирования показали, что наибольшая готовность получения таких знаний (87,50%) возникает у специалистов на последипломном этапе образования, в том числе посредством организации профессионального обучения (52,90%) и через организацию внутрикорпоративного обучения или информирования производителями продукции (34,60%). Также было отмечено, что данное обучение необходимо на этапе получения диплома (12,5%): либо посредством обучения в рамках элективного курса вуза/колледжа (8,93%), либо введения дисциплины, входящей в программу обучения вуза/колледжа по специальности «Фармация» (3,57 %).

Четвертый этап был связан с выяснением возможного проведения последипломного обучения специалистов аптечных организаций с помощью уже существующих на образовательном рынке фирм, предлагающих различные тематические обучающие программы. В настоящее время на рынке труда существует огромное количество фирм, предоставляющих возможность дополнительного обучения в виде семинаров, тренингов, курсов по различным темам. Нами был проведен анализ тематики образовательных курсов, предлагаемых рядом фирм, для внутрифирменного обучения фармацевтических работников по вопросам здорового питания. Анализ проведен на основании ресурсов интернет-сайтов в период с 1 января 2013 г. по 1 декабря 2013 г. Всего найдено 12 фирм, предоставляющих услуги по дополнительному образованию для работников аптечных организаций. Предлагаемые темы обучения были разбиты на 5 разделов, такие как «Фармакология», «Психология (конфликтология)», «Маркетинг и мерчандайзинг», «Менеджмент», «Техника продаж». Было выявлено отсутствие тем, направленных на повышение уровня знаний фармацевтических специалистов по вопросам здорового питания, а также вопросов, направленных на формирование у слушателей коммуникативных навыков и тактик, в том числе по вопросам информирования и выбора продукции для поддержания здорового образа жизни.

Таким образом, данное изучение показывает необходимость формирования подходов к обучению специалистов в части формирования навыков консультирования посетителей аптечных организаций по вопросам выбора и рационального использования группы товаров детского питания.

Нами предложен алгоритм формирования компетенций фармацевтического специалиста по данным вопросам на последипломном этапе, представленный на рисунке 1.

Рис. 1. Алгоритм формирования компетенций фармацевтического специалиста в области консультирования по товарам детского питания на последипломном этапе

Для формирования компетенций фармацевтического специалиста в области консультирования по товарам детского питания на последипломном этапе были разработаны методические рекомендации «Организация отпуска товаров диетического питания из аптечных организаций (на примере заменителей грудного молока)».

В основу формирования структуры и содержания данных рекомендаций нами были заложены: результаты анкетирования специалистов; основы законодательства; классификации таких товаров; основные аспекты, содержащие необходимую информацию по заменителям грудного молока как для здоровых детей, так и детей с нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта (частые срыгивания, запоры, непереносимость лактозы, пищевая аллергия); специфичность изучаемой продукции, определяющая необходимость поэтапного выявления потребности и формирования критериев выбора детского питания для разных категорий пациентов; основы общения в виде коммуникативных тактик и клишированных фраз; основы безопасного выбора продуктов питании для детей.

Структурно методические рекомендации состоят из трех частей. Первая часть рекомендаций представлена в виде информационного блока, в котором изложена характеристика продуктов питания детей на примере заменителей грудного молока, приведены и описаны подходы к классификациям детских смесей, предложены рекомендации по их применению: способ приготовления и хранение в домашних условиях, возможные побочные эффекты, противопоказания, а также описан режим питания детей.

Второй раздел рекомендаций посвящен предложенному нами алгоритму консультирования посетителей аптечных организаций по выбору детского питания для грудного вскармливания. Алгоритм состоит из 6 взаимосвязанных этапов (рис. 2): 1 – выяснение причины обращения в аптеку, 2 – выяснение состояния ребенка, 3 – выяснение причины покупки смеси, 4 – выяснение наличия заболевания у ребенка, 5 – выяснение возраста ребенка и подбор смеси, 6 – рекомендации по применению (способ приготовления, хранение в домашних условиях, возможные противопоказания, побочное действие). Следование этому алгоритму позволит фармацевтическим специалистам сделать рациональный выбор детской смеси, что способствует исключению негативных последствий, возникающих при нерациональном искусственном вскармливании (таких как формирование алиментарно-зависимых состояний, увеличение частоты острых и хронических заболеваний ЖКТ, аллергическая патология, снижение иммунитета, снижение физического и интеллектуального развития). Использование специалистами данного алгоритма позволит провести консультирование покупателей заменителей грудного молока на профессиональном уровне путем информирования покупателей об особенностях применения смесей в зависимости от возраста, состояния ребенка и особых диетических потребностей. Данный алгоритм может применяться для впервые обратившихся покупателей за заменителями женского молока, а также при замене по каким-либо причинам одной смеси на другую.

Рис. 2. Алгоритм консультирования покупателей, приобретающих заменители грудного молока (ЗГМ)

В третьей части рекомендаций представлен контрольный материал, состоящий из тестовых заданий и ситуационных задач, как оценочное средство качества усвоения материала.

Разработанные Методические рекомендации представляют собой технологию обеспечения специалистов информацией, необходимой для формирования знаний и тактик общения, определяющих компетенции фармацевтического специалиста по изучаемым вопросам. Востребованность данных Методических рекомендаций подтверждается фактом их внедрения в деятельность аптечных организаций городов Пермского края.

Рецензенты:

Яковлев И.Б., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармакологии ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», г. Пермь;

Ростова Н.Б., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Малеева Т.Л. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ТОВАРАМ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21574 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674