Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИЙ В РОССИИ

Егоров Е.Е. 1 Субботин Д.В. 1 Сизова О.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Целью настоящего исследования является выявление необходимости усиления экономической подготовки обучающихся в школе как средства, обеспечивающего их успешную адаптацию к развитию социально-экономических отношений в России. Достижение заданной цели определяется решением следующих задач: обоснование значимости экономической подготовки обучающихся в системе общего среднего образования; определение путей развития экономического образования в школе; выявление ключевых проблем обновления формата экономического образования в современной школе России; предложение отдельных мероприятий по усилению экономического образования. Основное внимание в статье уделено доказательству важности развития экономической подготовки в школе современной России. Анализ реализации школьного эконмического образования проводится в свете выявления ключевых проблем, препятствующих его развитию. Приводятся некоторые рекомендации по внедрению активных методов обучения и созданию инновационных проектов в российском школьном экономическом образовании.
адаптация обучающихся
экономическое образование
методы обучения
Экономическая подготовка в школе
1. Боровитина Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества. Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1.
2. Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента. Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 161-164.
3. Егоров Е.Е. Переход к новым принципам управления образовательной организацией В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 70-72.
4. Экономика в школе. Режим доступа: http://ecschool.hse.ru/data/2011/04/21/1210930261/12_2009_3-4.pdf (дата обращения: 22.05.2015).
5. Лебедева Т.Е., Cубботин Д.В. Развитие персонала в «обучающейся организации». Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации (23-24 апреля 2014) НГПУ им. К.Минина: Н.Новгород, НГПУ им.К.Минина, 2014. С. 102-103.
6. Основы экономики. Режим доступа: http://basic.economicus.ru/index.php?file=2 (дата обращения: 21.05.2015).
7. Шевченко С.М., Лебедева Т.Е. Повышение качества подготовки специалиста. Профессиональное образование: М Столица. 2009. № 12. С. 30.
Состояние и стремление развития современного общества, глубокие социально-экономические перемены, кризисные явления в российской и мировой экономике ставят перед современной образовательной системой России задачу формирования экономически воспитанного подрастающего поколения. Данная задача является тем актуальнее, чем сложнее и неопределеннее становятся экономические отношения в стране и чем более экономически активным и социально-адаптированным мы хотим видеть следующее поколение россиян. Люди с высоким интеллектом, развитым логическим мышлением, способные находиться в постоянном поиске, рождать в процессе его новые, оригинальные идеи, эффективно осуществлять экономическую деятельность, готовые служить Отечеству - такие люди нужны демократической России.

Перед российским образованием проблема создания экономического образования в школе и подготовки экономически грамотной личности встала сравнительно недавно и значение ее в последнее время неуклонно растет. Современный социально адаптированный молодой человек, должен не только владеть элементарными законами функционирования экономики на всех ее уровнях, но и обладать определенным потенциалом и набором качеств личности, способствующими эффективной предпринимательской деятельности. Кроме того, экономическое образование в школе становится одним из важных источников формирования цивилизованного поведения человека, понимания и признания им определенных «правил игры» в обществе, его ценностных установок и ориентаций.

Рассуждая о том, насколько действительно необходима экономическая подготовка школьников в современных условиях развития страны, можно привести пример, который развеет все вопросы по поводу важности данной проблемы. Начавшийся в 2006 году ипотечный кризис США, основанный на отказе от кредитных обязательств со стороны заемщиков, имеющих низкие доходы, и прекращения выдачи кредитов со стороны банков, кризис из сферы недвижимости перешел в реальную экономику, распространился по США, Азии и Европе, замедлил темпы мировой экономики. Низкая экономическая и финансовая грамотность населения, таким образом, в какой-то степени стала катализатором мирового экономического кризиса, повлекшего за собой значительное снижение качества жизни населения в десятках стран.

Чтобы в полной мере участвовать в экономических отношениях, современный человек должен иметь доступ к финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях. В развивающихся странах наиболее остро стоит проблема доступа к банковским инструментам, помогающим сберегать и инвестировать свободные денежные средства. По расчетам Мирового экономического форума в настоящее время доля населения планеты, не имеющего доступа к банковской системе, составляет приблизительно 4 млрд. человек, то есть более половины населения планеты. Это, конечно, связано со многими причинами, не последнее место среди которых занимает и отсутствие элементарной экономической грамотности.

Если рассматривать последний пример, то можно сделать вывод, о том, что большинство экономически неграмотных людей - «социально слепые» люди. Их можно обманывать, их легко обирать, ими просто манипулировать в корыстных целях. Но если мы собираемся решать ключевую задачу любого государства - повышение уровня жизни населения, следует всерьез заняться экономическим образованием на всех уровнях школы. Иначе нас не спасет ни Стабилизационный фонд (специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики), ни доклады об укреплении экономики, ни попытки Правительства РФ активизировать предпринимательскую деятельность в стране, нас ждут серьезные потрясения на социальной почве. Еще одним важным последствием решения задачи получения качественного экономического образования является увеличение доли среднего класса - грамотного, социально адаптированного и экономически активного слоя населения, который в любой стране является локомотивом развития. Безусловность тесной связи современного, качественного образования, перспективы построения гражданского общества и эффективной экономики в настоящее время общепризнана [3].

Можно относительно уверенно утверждать, что мало где в мирепроблема проработки и скорейшего внедрения школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что наша страна в экономическом плане, по многим позициям, является, к сожалению, отстающей, а, следовательно, экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения. У обучающихся в процессе прохождения основных этапов экономического образования необходимо формировать целостное представление о том, как будет развиваться процесс трансформации экономики и о своем месте в этом процессе.

Еще одним аспектом развития современной российской экономики, который накладывает отпечаток и на развитие экономического образования в нашей стране является необходимость учета значительного развития в России «теневой» и криминальной экономик. Подрастающее поколение усваивает модель полукриминальных экономических отношений, которая, к несчастью, начинает восприниматься как единственно возможная. Это положение дел нуждается в значительной корректировке и привитию иных ценностей, норм и отношений в экономической сфере.

Современный молодой гражданин России остро нуждается в знаниях, которые дают общее представление о личной экономике, экономике семьи, фирмы и государства в целом (в том числе и в международной сфере). Окончив школу, выпускник должен владеть не только теорией, но и практикой, при этом иметь верные представления о сфере экономической этики. Поэтому недостаточно просто обучить его азам западных экономических теорий, необходимо подготовить его к жизни в той экономической среде, которая будет окружать его всю жизнь, - то есть к реальным условиям экономических отношений в России, но, главное, к их дальнейшему цивилизованному развитию.В условиях современной экономики на первое место встаёт качество подготовки обучающихся, формирование творчески мыслящих людей, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поиску неординарных решений.

На сегодняшний момент экономическая подготовка в школе может реализовываться на протяжении всех лет обучения. Выделяют три общие и одну специальную ступени:

1. Начальное экономическое образование (1-6-е классы) - в начальной школе знакомство с экономической дисциплиной носит подготовительный характер. Преподавание ведется, основываясь на элементарных понятиях, а изложение ведется в игровой увлекательной форме;

2. Общее экономическое образование (5-11-е классы) - реализуется в базовом учебном плане всех школ и экономического и финансового профиля;

3. Третья ступень представляет собой факультативный вариант для средних общеобразовательных учреждений, то есть может быть введена в 10-11-х классах общеобразовательных школ, выбравших себе такую специализацию, но должна быть обязательной в средних специальных образовательных учреждениях (лицеях, колледжах и т.д.). [6]

Школа должна выполнять все требования к образовательному процессу, которые предполагают достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике современной России;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • развитие экономического мышления, потребности в постоянном получении новых экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования [1].

Сегодня очевидным является тот факт, что школа должна опережать происходящие в обществе изменения, готовить учеников к адекватному восприятию общества и производства, которые будут через несколько лет. Важнейшим элементом экономической подготовки являются экономические знания и умение экономически мыслить. Это умение дает человеку новые возможности и путь в будущее. С детства человек решает проблему выбора: что купить, какую книгу читать, с кем дружить, и многие другие. Не решая самостоятельно проблему выбора, ребенок привыкает к статусу «иждивенца». Основы экономических знаний - это информация о путях постоянного выбора, который из ограниченных ресурсов делает человек ради себя, своей семьи, своего общества. Таким образом, основная задача экономической подготовки не допустить развития данного статуса, а формирование полноценной не зависящей ни от кого экономически развитой личности, способной активно мыслить и действовать.

Изучение экономики в школе развивает у школьников рационализм, логическое и аналитическое мышление, учит отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, позволяет использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания [5].

Современное образование требует преобладания активных форм обучения, при этом наиболее интенсивное усвоение материала происходит при работе над проблемными ситуациями. Кроме того, к активным формам можно отнести анализ конкретных ситуаций, решение задач, тестов, написание эссе, использование ресурсов Интернета для сбора материалов, статистики и другие.

Однако современные школьники, можно сказать, избалованы в отношении различных средств донесения до них информации и для освоения экономических знаний и перевода их в устойчивые навыки им необходимы нетрадиционные подходы к обучению. Для более продуктивной работы с учащимися, необходимо использовать инновационные составляющие работы по основам экономической грамотности.

В качестве одного из примеров такой составляющей, можно предложить включить в образовательный процесс телевизионные образовательные программы, связанные с проблемами современной экономики России. Данные программы нацелены на неформальный сегмент обучения базовой экономической грамотности. Данное новшество повысит уровень овладения экономическими знаниями, повысит уровень профессиональной ориентации и расширит кругозор в экономической (финансовой) среде.

Основной целью телевизионного проекта можно считать, привлечение молодежи к экономическим проблемам современной России, а также формирование и продвижение базовых экономических знаний. Задача проекта - развитие информационного пространства, которое должно способствовать повышению социализации учащихся. Данная программа должна содействовать ученикам в получении необходимых знаний и навыков в области экономической деятельности. Телевизионные программы помогут сконцентрировать внимание обучающихся на реальных примерах экономической деятельности, что сделает данный проект практикоориентированным. Это поможет сформировать у школьников продуктивные знания о содержании экономической деятельности страны.

С точки зрения педагогики, такие образовательные программы обладают преимуществами эффективности обучения, обеспечивают наглядность сложных экономических процессов. Главное достоинство телевизионных образовательных программ - продуктивная просветительская работа по получению представлений о механизмах функционирования экономики страны. Телевизионные образовательные программы - важный методический ресурс подготовки экономически грамотного школьника современной России. Активное использование телевизионного образовательного ресурса в педагогической практике повысит уровень эффективности образовательного процесса [4].

Экономическая подготовка должна обеспечивать опыт познавательной и практической деятельности, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) как:

  • работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий;
  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни, которые обеспечиваются проблемными ситуациями, проблемными вопросами и заданиями, наличием деловых игр и т.д. [1].

Также следует выделить и отметить сквозные, принципиальные подходы для формирования экономического образа мысли школьников. Так, через весь курс экономического блока должна проходить проблема выбора, обусловленная редкостью экономических ресурсов. Должно быть показано, как она преломляется в определении целей производства, технологии выпуска, принципах распределения экономических благ. Должны описываться связанные с ней социально-экономические противоречия и пути их преодоления. Изучение и обсуждение этой проблемы на уровне конкретных ситуаций поможет, как записано в ФГОС, обеспечить психологическую устойчивость к возможным трудностям, связанным с безработицей, конкуренцией, сменой работы и местожительства, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и полноправного гражданина России, обладающего внутренней свободой и уверенным в своих силах.

В процессе преподавания экономики в школе возникает ряд проблем. Во-первых, это проблемы, связанные с программами преподавания экономики. На данный момент не существует общей конкретной концепции школьного экономического образования, а есть только рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике. Для осуществления этого «минимума» учителя экономики работают по различным и отличающимися друг от друга программам. Их изобилие представляет трудность для учителя. А многие их них не оснащены дополнительным методическим материалом - материалами для учителей, задачами, иллюстрациями экономических процессов, рабочими тетрадями. Наиболее важной является иллюстрация экономических процессов, так как в процессе преподавания необходимо постоянно устанавливать взаимосвязь теории с реальными условиями российской экономики и адаптировать материал под восприятие школьников.

Во-вторых, это методические проблемы. Учителю необходимо выработать у каждого ученика мотивации к изучению предмета, сделать уроки увлекательными и полезными и в 5 и в 11 классе. Преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, дополняя и углубляя их, при этом добавляем новые проблемы. Таким образом, главной задачей учителя экономики будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично пройденному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину изучаемого вопроса. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения [2]. Современное образование требует преобладания активных форм обучения, при этом наиболее интенсивное усвоение материала происходит при работе над проблемными ситуациями. Поэтому, мы считаем целесообразным использование деловых игр в качестве основного метода преподавания экономики. Деловые игры не только повышают интерес к предмету, но и позволяют обучающимся прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым усвоить полученные знания. Участие в таких играх служит выработке у обучающихся последовательного общего решения, взаимопонимания, умения работать в коллективе, укрепляются взаимоотношения между учителем и учеником, и самое главное, что ученики отрабатывают полученные и усвоенные умения и навыки предпринимательской деятельности.

В-третьих, это проблемы, связанные с процессом восприятия школьниками экономики. Каждый учитель экономики должен уметь соотносить преподаваемый материал с возрастом своих учеников. И здесь большую роль играет полученное педагогическое образование. В данной ситуации страдают преподаватели экономики, не получившие его и пришедшие работать в школу не по прямой специальности. Очень часто ученики не воспринимают знания как выстроенную организованную систему, а видят в ней беспорядочную смесь из странных понятий и бесполезных "законов". Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения:

  • понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов;
  • усилия учителя должны быть направлены на ясное понимание учащимся взаимосвязи экономических понятий;
  • ученик - полноправный участник диалога;
  • непосредственное применение учащимися своих экономических знаний.

И, наконец, в-четвертых, это проблемы кадрового обеспечения преподавания экономики в школе [7]. В настоящее время одной из самых явных проблем образования является проблема подготовки кадров, а именно подготовки учителей экономики. Только около 30% школьных учителей экономики имеют экономическое образование, остальные его получают только с помощью самообразования. Чаще всего экономику в школе преподают учителя, не связанные с этой областью напрямую. Так же учителя экономики не имеют в школах даже своего кабинета, какие-либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у учителей географии).

Указанные проблемы, а также некоторые обозначенные пути их решения, конечно, не исчерпывают тех мер, которые необходимо реализовать в сфере экономического образования школьников для существенного изменения ситуации в лучшую сторону, но, позволят, на наш взгляд, перейти в режим постепенного решения данных вопросов.

Очевидно, что экономически безграмотный человек изначально обречен на более сложный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше школьник поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности и станет конкурентно-способной личностью. Экономическая подготовка необходима в современной системе образования для того, чтобы выпускники школ могли успешно приспосабливаться к современным социально-рыночным условиям в начале третьего тысячелетия. Школа должна обеспечивать хорошее экономическое образование, формируя у учащихся критическое мышление и навыки, необходимые им для принятия разумных решений и влияния на формирование разумной экономической политики страны.

Рецензенты:

Папуткова Г.А., д.п.н., профессор, проректор по учебно-методической деятельности ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Егоров Е.Е., Субботин Д.В., Сизова О.С. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИЙ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21484 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674