Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЫХ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Неживенко Е.А. 1 Головихин С.А. 2
1 Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Академия дополнительного образования»
2 Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Академия дополнительного образования»
Проведен анализ данных, полученных в результате социологического исследования проблем воспитания здоровых отношений между родителями и детьми, а также проблем формирования и сохранения семейных традиций и ценностей в Челябинской области. Исследование проведено в рамках Гранта Президента РФ, обладателем которого является социально ориентированная некоммерческая организация АНОДО «Академия дополнительного образования». В статье приводится обоснование актуальности диагностики состояния воспитания детей в семьях Челябинской области. Выявляются факторы обострения проблемы утраты существовавших ранее и формирования новых семейных традиций и ценностей. Показывается, что формирование семейных ценностей и традиций будет содействовать укреплению института семьи в Челябинской области и оздоровлению общества. Отражаются такие аспекты изучения семейного воспитания, как ответственность за детей в семье, стиль воспитания, ценности семейной жизни, формы общения с детьми, принятые в семьях. Проводится анализ отношения родителей ко времени, потраченного ими на занятия с детьми. Приводятся характеристики полученных ответов на вопросы проведенного анкетирования во всех регионах Челябинской области. Анализ ответов проведен с использованием их группировок по полу, возрасту респондентов, составу их семей и месту проживания (город и село).
здоровые родительско-детские отношения
семейные ценности и традиции
воспитание
1. Неживенко Е.А. Качество образовательного потенциала как условие обеспечения конкурентоспособности // В сборнике: Наука ЮУрГУ: Материалы 63-й научной конференции. Сер. Секции «Экономики, управления и права». – Челябинск: ЮУрГУ, 2011. – С. 95–99.
2. Тараданов А.А. Глядя на старую семейную фотографию … // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 31. ¬– С. 169–176.
3. Тараданов А.А. Как повлиять на семейное благополучие? // Человек. – 2004. – № 2. – С. 108–111.
4. Тараданов А.А. Семейное благополучие: от теории к практике. – Челябинск: 2002.
5. Тараданов А.А. Социальные параметры семейного благополучия общества // Вестник Челябинского государственного университета. – 2004. – Т. 8. – № 1. – С. 57–62.
6. Филиппов Д.Е. Семейные ценности в корпоративной культуре вуза (на примере освещения проблем года семьи в Челябинском государственном университете) / Д.Е. Филиппов, В.Н. Севастьянов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 14. – С. 87–90.

Здоровье нации прирастает прежде всего здоровьем семьи, здоровьем и зрелостью семейных отношений, зрелыми родительско-детскими отношениями. Такие отношения формируются в семьях, имеющих и поддерживающих крепкие позитивные традиции и обеспечивающих воспитание детей в системе семейных ценностей, гармонизированных с общечеловеческими ценностями. Здоровые и зрелые родительско-детские отношения, базирующиеся на семейных традициях и ценностях, с раннего возраста закладывают важнейшие личностные качества ребенка: общечеловеческие, гражданские, интеллектуальные [1, 2, 3, 6]. Однако в современном обществе все более обостряются проблемы утраты существовавших ранее и формирования новых семейных традиций и ценностей. Разрешение этих проблем осложняется действием таких факторов, как:

1) обострение негативного воздействия экономической обстановки, что вынуждает взрослых членов семьи посвящать практически все свое время работе, повышение темпов жизни, лишающее взрослых свободного времени, предназначенного для семьи;

2) стремление взрослых (подчас неразумное) использовать максимум возможностей для удовлетворения родительских амбиций, что приводит к загрузке младших членов семьи, в том числе дошкольников, избыточной, иногда непосильной нагрузкой множеством «внесемейных» занятий (и секции, и студии, и образовательные программы по различным направлениям), не оставляющим времени на содержательное общение с родителями;

3) расширение и скорость смены современного информационного поля, освоение которого наталкивается на необходимость сопротивления массированному воздействию некачественной информации и негуманных образов, подражание которым насаждается достаточно широко, но в силу причин занятости и (или) равнодушия не встречает противодействия родителей, а в большом количестве случаев поощряется ими, поскольку такая позиция не требует от родителей воспитательных усилий, и др.;

4) ориентация органов управления социальными отношениями в практике своей деятельности не на профилактику негативных тенденций в семейных отношениях, а преимущественно на преодоление уже возникших проблем.

Проявлением возникающих в связи с этим негативных последствий уже стали:

1) разрушение семей, увеличение количества неполных семей;

2) смена предпочтений взрослых членов семьи в пользу карьеры и заработков в ущерб сохранению и укреплению семьи, воспитанию детей семейными ценностями в атмосфере семейных традиций [4, 5];

3) эффект подмены здорового семейного общения материальными благами: родители «откупаются» от детей, что влечет за собой возникновение и обострение проблемы разрыва близких и прочных отношений связи и преемственности родителей и детей, утрату семейных традиций и ценностей;

4) нарушения в эмоциональной сфере у детей. В ходе наших исследований установлено, что около 65% детей 5–6-летнего возраста обнаруживают постоянную повышенную тревожность. Около 8% детей этого возраста не уравновешены и агрессивны (за последние 5 лет прирост доли таких детей составляет около 50%). Чрезвычайное распространение получают логопедические дефекты у детей. Расширяется число детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, все более часто проявляется синдром аутизма;

5) утрата коммуникативных навыков, деградация навыков устной речи, появление у детей свойства «тефлоновости-неприлипаемости» (неумение слышать, слушать, воспринимать);

6) усиление проявлений эгоизма и развитие инфантилизма у детей;

7) развитие потребительства и утрата мотивации к созидательным видам деятельности, и др.

В Челябинской области актуальность указанных проблем имеет более высокое значение по сравнению с Российской Федерацией в целом, что подтверждается повышенной долей однодетных семей в области (68,1%) по сравнению с РФ (65,2%). Доля многодетных семей в регионе в настоящее время, наоборот, меньше среднероссийской (4,4% против 6,6%). При этом количество зарегистрированных разводов на 1000 человек населения в Челябинской области выше, чем в России, на 0,9%, а доля детей, рожденных в Челябинской области вне брака, находится на среднероссийском уровне и составляет 26,2%.

Запущенные этими негативными проявлениями механизмы ослабления здоровых семейных отношений родителей и детей ведут к необратимым процессам дегуманизации общества, подрыву интеллектуального потенциала будущих поколений, социальной разобщенности, основанным на разрыве семейных отношений, к невосполнимой утрате инструментов сплочения семьи, которыми являются семейные традиции и ценности.

Социальная значимость социологического исследования определяется его направленностью на разрешение проблемы утраты семейных традиций и ценностей, препятствующей формированию здоровых и зрелых семейных, в том числе родительско-детских отношений. Объектом нашего исследования явились семьи Челябинской области. Предметом – формирование и сохранение в семьях Челябинской области семейных традиций и ценностей. Поставленная цель – диагностика состояния проблемы формирования и сохранения в семьях Челябинской области семейных традиций и ценностей – определила состав задач, связанных с выявлением состояния проблемы формирования и сохранения в семьях Челябинской области семейных традиций и ценностей. Исследование строилось на гипотезе о том, что формирование семейных ценностей и традиций в Челябинской области будет содействовать укреплению института семьи и оздоровлению общества. Статистической единицей наблюдения (измерения) явилась семья (домохозяйство), принимающая участие в опросе (анкетировании). Методом сбора информации явился опрос в виде анкетирования.

По причине краткого объема статьи мы остановимся на достаточно ограниченном, но значимом круге результатов проведенного исследования.

В ходе исследования выяснилось, что в семьях Челябинской области наиболее распространенным случаем является равная ответственностьза воспитание детей мужа и жены (49,04% респондентов). Хотя полного согласия мужчин и женщин в этом вопросе нет: доля мужчин, имеющих такое мнение, составляет 61,8%, а доля женщин – 42,44%. Большинство женщин считают себя основным воспитателем детей в семье (48,84%) и не считают основным воспитателем мужа (0%). В то же время 8,99% мужчин считают себя главным воспитателем детей в семье, и только 25,84% мужчин признают за женщинами главенство в воспитании детей. При этом 1,92% семей отмечают, что основными воспитателями их детей являются бабушки и дедушки. В том числе это мнение высказывают 2,33% женщин и 1,12% мужчин. 4,98% семей указывают в качестве основных воспитателей других лиц (воспитателей детских садов, школьных учителей, спортивных тренеров и пр.). Это отмечают 6,4% опрошенных женщин и 2,25% мужчин.

Различия в ответах городских и сельских семей на вопрос о том, кто в семье в основном отвечает за воспитание детей, несущественны. Основная доля ответов – «муж и жена в равной степени» (51,17% у горожан и 50% у сельских семей). Первенство жены в воспитании детей признается в 43,19% городских семей и 44,74% сельских. В сельских семьях, судя по ответам респондентов, роль мужчин как основных воспитателей сведена к нулю, а в городах основными воспитателями являются мужья в 1,41% семей. Бабушки и дедушки являются основными воспитателями детей в 1,88% городских и 2,63% сельских семей.

Мужья становятся основными воспитателями детей только в семьях, относимых к возрастной группе 36–45 лет (4,69%). В семьях других возрастных категорий основным исполнителем функции детского воспитания в основном признаны женщины либо высказано мнение о том, что эту функцию выполняют в равной степени мужья и жены (табл. 1).

На вопрос: «Какой стиль воспитания Вы преимущественно выбираете для своих детей?» большинство семей ответили: «Предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение» (рис. 1). Доля таких ответов составляет 65,65%. Причем такого демократического принципа воспитания придерживаются 70,29% женщин и 56,32% мужчин.

Таблица 1

Распределение ответственности за воспитание детей в семьях различных возрастных категорий в Челябинской области, %

Варианты ответов

Возрастные категории семей

18–25 лет

26–35 лет

36–45 лет

46–55 лет

56 и старше

Муж и жена в равной степени

58,46

35,11

60,94

60,87

33,33

Бабушки и дедушки

1,54

2,13

3,13

0,00

0,00

Приглашенные воспитатели

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Старшие братья и сестры

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Другое

4,62

5,32

1,56

4,45

33,33

Однако мужчины являются сторонниками строгого контроля деятельности детей и подчинения своему мнению в большей степени, чем женщины (27,59% таких ответов среди мужчин и 18,29% среди женщин). 9,71% женщин и 11,49% мужчин следуют правилу невмешательства (отсутствия активного вмешательства в процесс обучения и воспитания своих детей). Основным стилем своего воспитания считают удовлетворение любых желаний и потребностей ребенка лишь 1,71% женщин и 4,6% мужчин.

Рис. 1. Структура семей Челябинской области по выбору стиля воспитания детей

При общем балансе такой структуры имеются отличия в выборе стилей воспитания между городскими и сельскими семьями. Сельские семьи при прочих равных условиях все-таки являются большими приверженцами строгого контроля (34,15% против 18,83% у горожан) и меньшими сторонниками предоставления ребенку высказывать свое мнение, отношение и права выбора (53,66% в сельских семьях против 68,16% в городских). Политики «невмешательства» придерживаются в большей степени городские семьи (10,31% против 9,76% в сельских). Стремление потакать всем желаниям ребенка как стиль воспитания выбрали 2,69% городских и 2,44% сельских семей.

Следует отметить, что такие пропорции в ответах респондентов оказались практически не чувствительными к изменениям в численном составе семей. Они справедливы как для семей из двух, трех, четырех человек, так и для более многочисленных семей.

В ходе исследования вместе с тем были выявлены различия в выборе стиля воспитания в семьях разных возрастных групп. Самыми «демократичными» воспитателями оказались семьи в возрастной группе 46–55 лет, 86,36% которых предоставляют ребенку возможность высказывать свое мнение. Среди таких семей только 4,55% строго контролируютдеятельность детей и требуют от них подчинения своему мнению. Невмешательство как преимущественный стиль воспитания среди этих семей выбирают 9,09%. Удовлетворение любых желаний детей в этой возрастной категории родителей не выбрано никем.

Среди семей 18–25-летних доля выбравших стиль предоставления ребенку права выбора составила 79,10%, выбравших строгий контроль – 7,46%, невмешательство – 10,45%, потакание всем желаниям детей – 2,99%.

Несколько меньше по сравнению с предыдущими семейными группами приверженцев стиля предоставления ребенку возможности высказывать свое мнение и права выбора среди семей 26–35-летних (59,18%) и 36–45-летних (55,38%) родителей. Среди них больше сторонников строгого контроля и подчинения своему мнению (25,51% и 33,85% соответственно). Невмешательство выбрали 12,24% семей возрастной категории 26–35 лет и 7,69% категории 36–45 лет. Удовлетворять любые желания ребенка считают своим главным стилем воспитания 3,06% семей в категории 26–35 лет и 3,08% семей категории 36–45 лет. В семьях возрастной категории «56 лет и старше» стиль удовлетворения любых желаний не используется, а выбор других стилей таков: 50% практикуют предоставление ребенку высказывать свое мнение, 37,5% отдают предпочтение строгому контролю деятельности и подчинению своему мнению, 12,5% – невмешательству в процесс обучения и воспитания.

В исследованиях формирования здоровых отношений между родителями и детьми, сохранения семейных ценностей и традиций нас в значительной мере интересовали ответы о том, какие ценности в семейной жизни людям дороже всего. Респондентам было предложено построить рейтинг семейных ценностей в порядке убывания их значимости. Вот какие результаты мы получили при обобщении всех ответов.

1-е место как самой значимой семейной ценности отдано любви. Любовь считают главной семейной ценностью и мужчины, и женщины.

2-е место – дети. В таком мнении сошлись и мужчины, и женщины.

3-е место – поддержка, забота, взаимопонимание (позиция обоих полов).

4-е место – психологический комфорт. Здесь также наблюдается единодушие мужчин и женщин.

5-е место – материальная обеспеченность. Мнение мужчин совпадает с мнением женщин.

6-е место мужчины отдали совместному времяпровождению, досугу, а женщины — стабильности.

7-е место – мужчины отдали стабильности, а женщины — совместному досугу.

8-е место – постоянные сексуальные отношения. Точка зрения, одинаковая как для мужчин, так и для женщин.

9-е место – преемственность поколений. Мнение мужчин и женщин совпадает.

10-е место – статус. Здесь также наблюдается совпадение мужского и женского мнений.

Такая расстановка приоритетов справедлива как для городских, так и сельских семей. Принципиальных расхождений с этим рейтингом у городских семей нет. А вот сельские семьи показали некоторые отличия в предпочтениях. Так, на первую позицию большинство из них поставило детей, поменяв место «любви» на 2-е место, а на четвертую позицию поставили «стабильность» вместо «психологического комфорта», которому отвели 6-е место.

Рейтинги семейных ценностей для семей различных возрастных категорий представлены в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинги ответов на вопрос: «Какие ценности в семейной жизни Вам дороже всего» в семьях различных возрастных категорий в Челябинской области

Варианты ответов

Возрастные категории семей

18–25 лет

26–35 лет

36–45 лет

46–55 лет

56 и старше

Любовь

1

2

2

2

1

Дети

3

1

1

1

2

Поддержка, забота, взаимопонимание

2

3

3

3

3

Совместное времяпровождение, досуг

7

7

7

6

7

Материальная обеспеченность

5

5

6

5

5

Психологический комфорт

4

4

5

4

4

Преемственность поколений

10

9

8

9

6

Постоянные сексуальные отношения

8

8

9

8

9

Стабильность

6

6

4

7

8

Статус

9

10

10

10

10

В ходе исследования нами выявлены также наиболее характерные формы общения с детьми, используемые в семьях Челябинской области.

На первом месте оказался просмотр мультфильмов, на втором – совместный обед или ужин, на третьем – чтение книг, на четвертом – домашние игры, на пятом – выполнение учебных заданий, на шестом – совместный труд, на седьмом – совместное творчество (рисование, лепка, поделки, шитье и др.), на восьмом – занятия спортом, на девятом – поход в развлекательные центры и на десятом – уход за домашними питомцами. При этом для женщин более характерными формами общения с детьми по сравнению с мужчинами является выполнение домашних заданий (3-е место у женщин и 8-е место у мужчин), а у мужчин – занятия спортом (1-е место против 9-го места у женщин). Мультфильмы (1-е место) и совместные обеды и ужины (2-е место) «лидируют» в формах общения, как в городских, так и в сельских семьях. Но если в городских семьях на 3-м месте – домашние игры, то в сельских – совместный труд. Совместное творчество более предпочтительно в городских семьях (5-е место против 9-го в сельских семьях). На «почетном» 4-м (городские семьи) и 5-м (сельские семьи) местах – чтение книг. Как оказалось, развлекательные центры не являются ведущей формой общения с детьми ни для горожан, ни для селян.

В ходе исследования проведен опрос еще по 38 позициям, отражающим семейные отношения и ценности и дающим комплексное представление о них. Результаты данного исследования помогут в выработке семейной политики Челябинской области, вооружат исследователей, социальных работников и педагогов новыми знаниями, необходимыми в их практической деятельности.

Рецензенты:

Горелова Г.Г., д.псх.н., профессор, профессор кафедры политологии, истории и философии Челябинского филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС», г. Челябинск;

Рыльская Е.А., д.псх.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента Челябинского филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Неживенко Е.А., Головихин С.А. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЫХ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ СОХРАНЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21482 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674