Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Суворова Н.В. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Физическая культура и спорт – одно из приоритетных направлений социальной политики государства, реализуемое буквально во всех сферах жизнедеятельности общества и задействующее все социально-демографические группы населения. Помимо таких важных функций, как оздоровление нации, физическая культура и спорт ориентированы на формирование как внутреннего, так и внешнего образа государства, патриотических чувств народа. По показателю занимающихся физической культурой и спортом Россия сильно уступает развитым странам, поскольку на данный момент, согласно официальным данным, только 27,8 % россиян постоянно занимается физкультурой и спортом. В статье на основе статистических данных анализируется уровень развития сферы физической культуры и спорта в Тюменской области по таким показателям, как: финансирование сферы; удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; возрастной состав занимающихся физической культурой и спортом; организация физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и социально неблагополучными подростками; материально-спортивная база; кадровая обеспеченность отрасли.
физическая культура и спорт
региональное развитие
1. Информация о реализации закона Тюменской области «О физической культуре и спорте в Тюменской области» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.duma72.ru/doc/com_sots_pol/2014.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» /[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70643480.
3. Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 г. №667-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики» до 2020 г.» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs.
4. Приказ Росстата от 26 октября 2012 г. №562 № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi.
5. Устинова О.В. Формирование здорового образа жизни как приоритетное направление государственной политики [Текст]/ О.В. Устинова // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. Тюмень, 2014. №3. С. 105-108.
6. Устинова О.В., Бибик Л.Н. Развитие физической культуры и спорта как приоритетное направление социальной политики государства. [Текст] / О.В. Устинова, Л.Н. Бибик// Здоровый образ жизни российской молодежи: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» / под ред. Н.Г. Хайруллиной. Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. 324 с. С. 240-245.
7. Устинова О.В., Родина В.Н. Научные подходы к формированию здорового образа жизни.[Текст] / О.В. Устинова, В.Н. Родина // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ч. 6. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. 163 с. С. 146-147.

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления духовного и физического здоровья граждан, формирования здорового образа жизни. Поэтому развитие физической культуры и спорта является приоритетным направлением социальной политики государства [5, 6, 7].

Рассмотрим основные показатели развития сферы физической культуры и спорта в Тюменской области и сравним их со средними значениями по России.

1. Финансирование сферы физической культуры и спорта

Рассмотрим объем финансирования сферы физической культуры и спорта в Тюменской области и в России на период с 2012 года по 2014 год [2, 3] (рис. 1).

Рис. 1. Объем финансирования сферы физической культуры и спорта, тыс. руб.

В Тюменской области, как и в России, за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования отрасли физической культуры и спорта, что, несомненно, благоприятно сказывается на развитии данной отрасли.

2. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, является главным показателем, определяющим социальный эффект физкультурно-спортивной работы.

Динамика показателей, отражающих вовлеченность жителей области в активное занятие физической культурой и спортом, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика показателей количества жителей, активно занимающихся физической культурой и спортом [2, 3]

Показатели

годы

Средний показатель по России

(2014 г.)

2002

2008

2012

2014

Количество жителей Тюменской области, активно занимающихся, тыс.чел.

113108 чел.

277400 чел.

(около 20,9%)

382200 чел.

(около 27,6%)

436000 чел.

(около 30,9%)

32,3 млн чел.

(около 27,8 %)

По данным таблицы можно сделать вывод, что средний показатель по Тюменской области за 2014 год превышает средний показатель по России.

За последние пять лет численность занимающихся значительно возросла. Достигнутые значения показателя в Тюменской области выше соответствующих результатов по России и Уральскому федеральному округу (2014 год – 27,8 %). Достижение целевых значений соответствующих показателей, установленных для Тюменской области, требует дальнейшего наращивания усилий и интенсификации физкультурно-спортивной практики (32,5 % в 2015 году, 43,6 % – в 2020 году).

3. Возрастной состав занимающихся физической культурой и спортом. Следует отметить, что более 80 % составляет доля детей и молодежи от 6 до 30 лет. Поэтому, как в Тюменской области, так и в России в целом, имеется необходимость вовлечения в физкультурно-оздоровительные занятия граждан «третьего возраста» (от 55 лет и старше), а это около четверти населения.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и социально неблагополучными подростками. В 2013 году в центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства активно занимались более 3,2 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями и более 600 несовершеннолетних подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Адаптивная физическая культура и спорт являются действенным средством комплексной реабилитации инвалидов. В Тюменской области физической культурой и спортом регулярно занимается 9,3 тысяч человек с ограниченными возможностями здоровья или 8,5 % от общей численности инвалидов. Рассмотрим подробнее численность инвалидов в Тюменской области, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, и сравним со средним показателем по России (табл. 2).

Таблица 2

Численность и доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Тюменской области [3]

Показатель

годы

2012

2013

2014

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, %

6,3

7

8,5

Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, тыс.чел.

6,9

7,6

9,3

Сравним значения со средними показателями по России (табл. 3).

Таблица 3

Численность и доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в России [2]

Показатель

годы

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, %

3,5

4,4

6

Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, тыс. чел.

5

6,3

8,6

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с инвалидами и гражданами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, коррекционных образовательных учреждений, учреждений профессионального образования, центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, в центрах социального обслуживания, учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности. Повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом среди данной категории населения способствует проведение специализированных спортивно-массовых мероприятий.

5. Материально-спортивная база. К числу главных факторов роста численности занимающихся физической культурой и спортом относится работа по модернизации и повышению эффективности использования спортивной инфраструктуры (сети сооружений). Действующая материально-спортивная база Тюменской области включает 3,266 тыс. сооружений.

Рассмотрим подробнее динамику строительства объектов спортивной инфраструктуры за последние 10 лет (табл. 4).

Таблица 4

Спортивная инфраструктура Тюменской области[1]

Объекты

годы

2003

2008

2013

Всего объектов, ед.

1605

2729

3266

Плоскостные сооружения, ед.

740

1328

1618

Спортивные залы, ед.

635

747

1079

Прочие сооружения, ед.

230

654

569

Интенсивное строительство объектов спортивной инфраструктуры в городах и сельских территориях в последние годы (за пять лет в регионе введено в эксплуатацию около 300 спортивных сооружений) оказало значительное позитивное влияние на развитие физической культуры и спорта.

В Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2013 г. функционируют 265,9 тыс. объектов спорта, включая 140 тыс. плоскостных спортивных сооружений, 70 тыс. спортивных залов, 4,8 тыс. плавательных бассейнов, 1,8 тыс. стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 0,5 тыс. объектов с искусственным льдом (табл. 5) [4].

Таблица 5

Объекты спорта в Российской Федерации [4]

Показатель

годы

2002

2007

2013

Объекты спорта (тыс.), всего

208,9

232,9

265,9

Всего за период 2008–2013 гг. введено в эксплуатацию и реконструировано более 33 тыс. объектов спорта. С 2000 года происходит ежегодное расширение сети спортивных сооружений в среднем на 5 тыс. единиц.

На данный момент перед административными органами всех уровней стоит задача максимально эффективно использовать имеющиеся спортивные сооружения, улучшать их качество, а также расширять перечень физкультурно-оздоровительных услуг.

6. Кадровая обеспеченность отрасли. Неотъемлемой частью отрасли физической культуры и спорта являются специалисты, ведущие физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с населением. Далеко не все из них являются квалифицированными специалистами, что, в свою очередь, усложняет их работу и повышает риск получения травм занимающимися физической культурой и спортом.

Для сравнения, проанализируем количество квалифицированных работников в сфере физической культуры и спорта в Тюменской области в 2003 и 2014 гг. (табл. 6), а также по России в целом (рис. 2).

Таблица 6

Специалисты сферы физической культуры и спорта Тюменской области [3]

Показатели

годы

2003

2014

Всего работников, чел.

2734

4050

Квалифицированные специалисты, чел.

2066

3698

Без специального образования, чел.

668

352

По данным табл. 6 видно, что численность работников без специального образования сокращается, но проблема остается нерешенной, так как за 11 лет показатель уменьшился только на 316 работников.

Многие выпускники вузов не работают по специальности, уходят в коммерческие структуры, что связано с низким уровнем заработной платы и снижением социального статуса учителя физической культуры и специалистов данной отрасли.

Для обеспечения организаций сферы физической культуры и спорта квалифицированными кадрами, а также повышения профессиональной подготовки специалистов, необходимо проводить целый ряд мероприятий, в том числе обеспечение организации очного обучения за счет средств областного бюджета. В Тюменском регионе подобное мероприятие начало реализовываться в 2011 году. Работникам сферы физической культуры предоставляется возможность очного обучения за счет средств областного бюджета в Институте физической культуры ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет» на условиях обязательной (эквивалентной сроку обучения) работы в муниципальных образованиях Тюменской области по полученной специальности. Повышение статуса и квалификации работников сферы физической культуры и спорта будет способствовать активному развитию физкультурно-спортивной практики.

В Российской Федерации данный показатель имеет следующие значения (рис. 2) [2].

Рис. 2. Специалисты сферы физической культуры и спорта в России, тыс. чел.

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетов социальной политики Тюменской области, способствует укреплению здоровья и благополучия населения, патриотическому воспитанию, профилактике наркомании и решению многих социальных проблем.

Анализируя состояние сферы физической культуры и спорта в Тюменской области, можно отметить, что на сегодняшний день показатели состояния этой сферы прогрессивно растут. Это можно увидеть и в численности жителей, активно занимающихся физической культурой и спортом, показатель которой в среднем за два года увеличился на 50000 человек, и в росте бюджетного финансирования сферы. В среднем, в области, каждый год финансирование физической культуры и спорта увеличивается на 1 млрд. рублей. В численности занимающихся основу составляет доля детей и молодежи от 6 до 30 лет. Также увеличивается количество объектов материально-спортивной базы (за год, в среднем, на 50-70 тыс. объектов). Численность работников сферы физической культуры и спорта за последние десять лет увеличилась почти на 2000 человек. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Тюменской области за год в среднем увеличивается на 2000 человек. Но, как и в любой сфере, имеется ряд проблем, возникающих в процессе развития. Прежде всего, это вовлечение большего количества жителей в массовые занятия физической культурой и спортом, вовлечение жителей от 55 лет и старше, квалификация работников сферы физической культуры и спорта, единовременная пропускная способность спортивных сооружений, их моральное и физическое старение, обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, спортивная активность в студенческой среде и развитие спектра физкультурно-оздоровительных услуг для дошкольников. Совершенствование государственной политики по этим направлениям позволит сфере физической культуры и спорта развиваться более прогрессивно.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Суворова Н.В. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21471 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674