Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЗРОЖДЕНИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ

Пивоварова И.В. 1 Устинова О.В. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
Демографический кризис, характерный для современной России, ставит перед учеными задачу поиска направлений воздействия на процессы воспроизводства населения. Причина демографического кризиса кроется, помимо прочего, в деградации института семьи, проявляющейся в нежелании молодежи вступать в законный брак, заводить детей, выполнять в полном объеме функции по их воспитанию и т.д. Авторы делают вывод, что возрождение института семьи нуждается в активизации деятельности государства в этом направлении. Современная семья как никогда испытывает потребность в помощи со стороны государства. В статье, на основе результатов опроса населения и экспертов, анализируются возможности преодоления кризиса института семьи, а также роль государства в этом процессе. Авторы сравнивают мнения респондентов и экспертов относительно направлений государственной поддержки, а также эффективности таковой.
семья
государственная политика
институт семьи
1. Горева О.М., Осипова Л.Б. Семья как фактор влияния на становление личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; URL: www.science-education.ru/121-19607.
2. Устинова О.В., Осипова Л.Б. Семья – основной институт воспроизводства населения (на примере юга Тюменской области) // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2013. - № 2. - С. 204-206.
3. Устинова О.В., Пивоварова И.В. Преодоление кризиса института семьи в России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 1. - С. 78-82.
4. Хайруллина Н.Г., Москатова А.К., Недосекина А.Г. Обидина Ю.С. и др. Социально-гуманитарные проблемы современности / Н.Г. Хайруллина // Личность и общество. - Saint-Louis, MO, USA, 2013.
5. Шагифуллина И.Э. Особенности социальной поддержки многодетных семей в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/568/3491.
6. Ustinova O.V. Deformation of values system as a reason of demographic crisis in Russia. Scopus // Life Sci J. - 2014. – 11 (8s). - Р. 465-468.
7. Ustinova O.V. An Investigation into the Motives Behind the Reproductiv Conduct of the Ural Federal District Scopus // World Applied Sciences Journal. - 2014. – 31 (5). - Р. 910-914.

Государственную семейную политику, объектом которой является семья, невозможно исследовать в отрыве от закономерностей развития института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с изменениями семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса [2].

Актуализация роли государственной семейной политики в возрождении института семьи обусловлена тем, что семья – базовый институт воспроизводства населения, оказывающий огромное влияние на социализацию, становление личности [4]. Устойчивая и целенаправленная дезорганизация этого социального института, которую мы наблюдаем на современном этапе, создает реальную угрозу будущности российского общества [1; 5].

С целью выявления роли государства в возрождении института семьи в 2010 году авторами были проведены анкетирование населения г. Тюмени (384 респондента) (рис. 1-3) и экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания (94 эксперта) (рис. 4, 5) [3; 6; 7]. В качестве экспертов были выбраны представители законодательной и исполнительной власти, социальной сферы, общественных фондов, клубов, организаций, секций, кружков.

Рис. 1. Возраст респондентов, %

Рис. 2. Образование респондентов, %

Рис. 3. Семейное положение респондентов, %

Рис. 4. Сфера деятельности экспертов

Рис. 5. Стаж работы экспертов, %

Эксперты на вопрос, нуждается ли современная российская семья в помощи со стороны государства, ответили следующим образом (рис. 6).

Рис. 6. Нуждается ли российская семья в помощи со стороны государства, по мнению экспертов, %

Мнения экспертов разделились: 54,2% утвердительно ответили на этот вопрос, и 39,4% считает, что семья в помощи не нуждается.

На вопрос, в какой конкретной помощи нуждаются семьи, 34,9% респондентов отметили материальную помощь; 17,4% - помощь в устройстве в образовательные учреждения; 11,5% – консультационную помощь; 11,2% - помощь в устройстве в дошкольные учреждения (рис. 7).

Рис. 7. Распределение ответов респондентов о видах помощи, необходимых современной семье, %

Деятельность государства в области поддержки семьи респонденты оценили следующим образом (рис. 8).

Рис. 8. Оценка респондентами деятельности государства в области поддержки семьи, %

Фактически более 60% оценили деятельность государства отрицательно или скорее отрицательно, чем положительно; 22,7% - нейтрально; и только 4,4% - скорее положительно, чем отрицательно. Никто из респондентов не оценил деятельность властей в этой области безоговорочно положительно, а 11,5% затруднились с ответом.

Эксперты на данный вопрос ответили следующим образом (рис. 9).

Рис. 9. Оценка экспертами деятельности государства в области поддержки семьи, %

40,4% экспертов дали нейтральную оценку деятельности государства в этой области, зато 36,2% оценили ее отрицательно и скорее отрицательно.

Для уточнения того, в какой области государство не в полной мере оказывает помощь семье, был проведен сравнительный анализ мнений респондентов и экспертов (рис. 10, 11 ).

Рис. 10. Мнения респондентов о том, в какой области государство не в полной мере оказывает помощь семье, %

Рис. 11. Мнения экспертов о том, в какой области государство не в полной мере оказывает помощь семье, %

Фактически по всем областям, в которых государство может оказывать помощь семье, респонденты в той или иной мере дали негативную оценку этой деятельности. Особенно это касается поддержки образовательной и воспитательной сети, поддержки медицинского обслуживания, организации сети бюджетных кружков и секций, принятия законов о семье.

Эксперты по данному вопросу фактически солидарны с респондентами в оценке деятельности в сфере образования и воспитатания, поддержки медицинского обслуживания, принятия законов о семье. В дополнение к этим областям они считают, что необходима помощь семье в сфере улучшения жилищных условий, выделении материальной помощи, создании центров консультационной поддержки населения.

Респондентам было предложено высказать в форме открытого ответа свои предложения по организации помощи семье. Всего на открытый вопрос ответило 48 респондентов (12,5% от числа опрошенных). В целом были выделены 4 блока ответов (рис. 12).

Рис. 12. Предложения респондентов относительно направлений государственной поддержки семьи (открытый вопрос), %

20,8% из ответивших на открытый вопрос по поводу помощи семье высказались за необходимость признать воспитание детей как трудовую деятельность, государственную службу со своими обязанностями, правами, заработной платой, отпусками и льготами. И хотя это всего 2,6% от всех респондентов, участвующих в анкетировании, на взгляд авторов, это мнение отвечает всем чаяниям современных матерей, которые, как показало исследование, являются одним из основных субъектов социализации детей, и сегодняшнее их ущемленное положение наносит вред этим процессам и самим детям.

22,9% из отвечавших на открытый вопрос (2,9% от количества всех респондентов) отметили недостаточность финансовой помощи молодой семье со стороны государства. И материнский капитал не стал панацеей в сегодняшней ситуации. Небольшие пособия по уходу за ребенком не улучшают финансовое положение семьи. В современных кризисных условиях жизнедеятельности общества необходима полноценная программа помощи семье.

О необходимости поддержки семьи в разных областях, в том числе: создании бесплатных психологических центров семьи; увеличении размеров детских пособий, обеспечении бесплатного образования и медицинского обеспечения или льгот на эти услуги; помощи в получении бесплатного жилья; формировании сети бесплатных секций, кружков, клубов; расширении сети бесплатных дошкольных учреждений; предоставлении льготной ипотеки; выплате материальной помощи молодым семьям; организации социальной защиты семей, - высказалось 56,3% из ответивших на открытый вопрос (7,1% от общего числа респондентов).

В заключение необходимо отметить, что укрепление института семьи, проявляющееся в повышении престижа брака, ответственного родительства и многодетности, должно стать первоочередной государственной задачей. Для ее решения требуются новые принципы управления и взаимодействия гражданского общества и государства в интересах семей, родителей и детей, основанные на возможности непосредственного влияния семейных и родительских сообществ на принятие решений на всех уровнях власти.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Пивоварова И.В., Устинова О.В. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЗРОЖДЕНИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21404 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674