Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА КАК МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Резинкина Л.В. 1
1 Санкт-Петербургский университет технологий и дизайна
В статье предложены решение задач совершенствования качества повышения квалификации работников общего образования и разработка научных основ проектирования системы повышения квалификации учителей в области непрерывного образования взрослых с учетом муниципальных особенностей, а также самого учителя. Автором предложен практикоориентированный проект создания муниципального ресурсного центра непрерывного образования кадров, рассмотрены научно-теоретические основы этого нового инструмента повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающего возможность многомерного и оптимального движения взрослой личности в образовательном пространстве. Одним из перспективных направлений сервисной деятельности муниципального ресурсного центра является организация и предоставление образовательных услуг.
кадровый потенциал
подготовка специалистов
муниципальный ресурсный центр
повышение квалификации
модернизация образования
непрерывное образование взрослых
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации обра¬зования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построе¬нию гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65–86.
2. Литвинова Н.П. Опыт обучения взрослых в городах Европы, Азии и России / Н.П. Литвинова // Информационно-аналитический журнал Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. 20.02.2012. Режим доступа: http://www.akvobr.ru/obuchenie_vzroslyh_v_evrope_azii_rossii.html.
3. Макареня А.А. Интеграционные процессы в образовании взрослых как фактор развития интеллектуального и социокультурного потенциала региона / А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева. СПб.: ИОВ РАО, 2002. — 24 с.
4. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Концепция развития открытых систем образования взрослых // Человек и образование. – 2008. – № 1. – С. 75–82.
5. Прикот О.Г. Непрерывное дополнительное профессиональное образование: новые модели и правовое поле / Человек и образование. № 3, 2012., С. 17–21
6. Резинкина Л.В. Ресурсный центр как обучающая организация в системе повышения квалификации педагогических кадров / Л.В. Резинкина // Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования «Человек и образование». Санкт-Петербург: УРАО Институт образования взрослых. 2010. № 4(25). С. 131–134.
7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. – М., 1997. – С. 181.
Проблема современного подхода к развитию кадрового потенциала конкретной территории имеет разные варианты решения, в том числе через создание муниципальных ресурсных центров нового вида, способствующих непрерывному, опережающему и практикоориентированному обучению педагогов разных специализаций без отрыва от работы. Решение задачи практикоориентированного обучения педагогических кадров, как показало исследование, наиболее эффективно при использовании потенциала инновационной образовательной организации муниципального района. Это обусловлено тем, что становление муниципальных ресурсных центров на базе инновационных школ как элемента системы повышения квалификации должно привести к тому, что практическая направленность обучения педагогов позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию отечественной системы образования на быстро меняющиеся запросы и потребности человека, общества, конкретной территории [1]. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному дополнительному образованию на всех уровнях системы повышения квалификации педагогов разных специализаций, так как в отличие от традиционных семинаров и мастер-классов, проводимых отдельными школами, муниципальный ресурсный центр представляет собой целостную полифункциональную систему обучения педагогов, осуществляет образовательные услуги по подготовке и переподготовке педагогов, сопровождению педагогов в межкурсовой период, а также по организации непрерывного повышения квалификации специалистов муниципального образования.

Первым этапом становления полифункциональной системы непрерывного образования муниципального района явилось создание ресурсного центра как обучающей организации на базе инновационной школы (в эксперименте создание практикоориентированного муниципального центра было осуществлено на базе Киришского лицея Ленинградской области, руководитель директор лицея Л.В. Резинкина) [6].

Рассмотрим особенности и требования к ресурсному центру как обучающей организации, в рамках которого создавалась основа для перехода в режим реализации идеи «обучающийся регион», организационной основой которого служит муниципальный ресурсный центр полифункциональной направленности.

Становление инновационной школы в новом статусе муниципального ресурсного центра практикоориентированного обучения учителей конкретного района предусматривает актуализацию деятельности данной школы в этом направлении (формирование команды школы, разработка Программы развития с отдельно прописанной подпрограммой, заключение договора о сотрудничестве с институтом повышения квалификации); формирование муниципального методического центра профильного обучения на базе школы; развитие рассматриваемого центра как системы андрагогического сопровождения непрерывного образования педагогических кадров; становление муниципального ресурсного центра как системы сетевого взаимодействия.

Построение и функционирование модели муниципального ресурсного центра на базе инновационной школы позволит расширить рамки эксперимента в направлении разработки проекта как модели «обучающегося региона», охватывающей широкий спектр педагогических специализаций муниципального образования [2].

На основе проведенного нами исследования особенностей муниципальных образовательных сред нами выдвинута ведущая идея - полифункциональная направленность организации, координирующей деятельность по формированию кадрового потенциала муниципального района [5]. В качестве такой полифункциональной организации выступает муниципальный ресурсный центр, реализующий широкий набор функций, обусловленных такими факторами, как:

  • потребности и запросы различных категорий педагогических кадров муниципального района - педагогов, руководителей школ, воспитателей, социальных педагогов, преподавателей системы дополнительного и среднего профессионального образования и иных - в широком наборе образовательных услуг;
  • необходимость с учетом территориальных особенностей муниципалитета координировать и систематизировать инновационные достижения педагогов, выращивать новые модели инновационных систем, характерных для динамического развития данной территории;
  • своевременное реагирование на социальные запросы общества и государства, связанные с внедрением федеральных образовательных стандартов и Профессионального стандарта педагога;
  • поддержка индивидуальных инициатив педагогических кадров разных специализаций, формирование индивидуальных траекторий педагогов в личностно-профессиональном развитии на основе усиления их исследовательской и проектной компетентности, повышения качества работы в условиях интеграции процесса повышения квалификации и реальной практики в школе;
  • необходимость интеграционного согласования территориальной системы поддержки педагогов и содержанием курсового обучения педагогов в рамках институтов повышения квалификации, что содействует качественному выполнению вариативной составляющей образовательных программ, лицензируемых в данных институтах.

Разработку модели ресурсного центра практикоориентированного обучения педагогов мы осуществляли с учетом принципов:

  • непрерывности в формировании инновационного ресурса муниципального образования;
  • опережающего образования и развития личности;
  • практикоориентированности процесса повышения квалификации в рамках взаимодействия ресурсного центра и образовательной среды инновационной школы;
  • открытости и интеграционного согласования;
  • опоры на требования содер­жанию Профессионального стандарта педагога;
  • информационного обеспечения личностно-профессионального становления педагога в процессе повышения квалификации [4].

Указанные принципы легли в основу проектирования полифункциональной модели муниципального ресурсного центра, становление, развитие и функционирование которого осуществляются в логике исследования отдельных компонентов общей системы проектирования данной модели.

В качестве целей проектирования модели выступают развитие системы непрерывного образования педагогов муниципального  района, обеспечение его кадрового потенциала, стимулирование и мотивация учителей на саморазвитие, опора на реальный опыт и практическую деятельность педагогического сообщества района.

B теоретический базис построения полифункциональной модели процесса становления муниципального ресурсного центра положены  результаты научных трудов: по теории и практике обучения педагогических кадров (С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Е. Марон, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская и др.), по развитию систем непрерывного образования личности (Л.А. Выговский, В.Г. Онушкин,  И.Г. Шендрик, Р.М. Шерайзина  и др.), по теории инноватики (М.С. Каган, Ю.А. Конаржевский и др.), по основным положениям андрагогики (С.Г. Вершловский, С.И. Змеев,
М.Т. Громкова, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, Р.М. Шерайзина  и др.), по проблемам педагогического моделирования и проектирования (А.П. Тряпицына, В.З. Юсупов и др.).

Прогностический компонент модели определяет характер стратегий деятельности муниципального ресурсного центра для развития кадрового потенциала района. К числу таких стратегий мы относим андрагогическую стратегию, выражающуюся в подготовке педагогов и специалистов, работающих в сфере непрерывного образования взрослых (преподавателей учебно-профессиональных центров, кадров в сфере занятости населения, преподавателей системы СПО); акмеологическую стратегию, выполняющую функции в сопровождении личностно-профессионального роста педагога, его профессиональной зрелости на разных этапах профессиональной деятельности; стратегию развития профессиональной карьеры педагогических кадров как перспективное направление подготовки резерва руководителей в муниципальном районе, преподавателей различных методических служб, управленцев и др.

Важной составной частью стратегий является развитие социального и профессионального партнерства образовательных учреждений, интеграция их взаимодействия с учетом современных особенностей формирования образовательного кластера.

В ряду общих стратегий в муниципальном ресурсном центре предполагается активизация деятельности по повышению родительской культуры и родительской ответственности. Это актуальное направление объясняется сложностью демографической ситуацией в отдельных районах и в определенной степени кризисом семьи.

Средовый компонент модели предполагает учет особенностей разных территорий в обеспечении качества образовательной среды для реализации личностных и профессиональных потребностей населения [7]. Образовательная среда нами рассматривается как совокупность социальных, культурных научно-методических и учебно-воспитательных условий, а также фактор, обеспечивающий доступ к системе муниципальных образовательных услуг. В соответствии с этим средовый компонент предполагает следующую типологию образовательных сред для муниципальных районов в области: муниципалитет с разветвленной структурой взаимодействия с Институтом повышения квалификации; муниципалитет с кластерной системой поддержки специалистов; муниципалитет как открытая образовательная система; муниципалитет с ориентацией на мегаполис; муниципалитет с распределенной системой поддержки.

Процессуальный компонент модели характеризует деятельностный алгоритм становления и развития инновационной образовательной организации в статусе муниципального ресурсного центра практикоориентированного обучения педагогических кадров конкретного района разработан с опорой на принципы непрерывности  в формировании инновационного ресурса муниципального образования; опережающего образования и развития личности; практикоориентированности процесса повышения квалификации в рамках взаимодействия ресурсного центра и образовательной среды инновационной школы; интеграционного согласования; открытости; опоры на требования содер­жанию Профессионального стандарта педагога; информационного обеспечения личностно-профессионального становления педагога в процессе повышения квалификации.

Рефлексивно-оценочный компонент выражается в системе образовательно-развивающих эффектов деятельности МРЦ, ориентированных на личностно-профессиональное развитие педагогов разных специализаций. К числу этих эффектов мы относим развитие метакомпетентности, интеграционное согласование опыта разных педагогов, развитие самообразовательной компетентности, профессиональную ориентацию и адаптацию, соответствие Профессионального стандарта педагога и др. [3].

B основе образовательного процесса в ресурсном центре лежит логика проектирования, построения и развития инновационного педагогического процесса как откры­той динамичной системы повышения квалификации с учетом запросов муниципального образования и потребностей сообщества учителей и социума.

Программно-технологический компонент  модели обеспечения функционирования, развития и реформи­рования ресурсного центра как обучающей организации включает:

  • программно-модульное обеспечение содержания повышения квалификации педагогов района с учетом разных специализаций;
  • мониторинговый маркетинг - анализ запросов и потребностей педагогических кадров конкретного района в повышении квалификации;
  • андрагогические технологии;
  • проектно-исследовательскую деятельность учителей по разработке, созданию и диссеминации инновационного образовательного продукта;
  • технологии сетевого взаимодействия;
  • технологии профессионального развития.

Bключение в основные технологии функционирования, развития и реформи­рования ресурсного центра как обучающей организации таких элементов, как мониторинговый маркетинг - анализ потребностей педагогов в повы­шении квалификации и выявление сте­пени удовлетворенности курсовым обуче­нием, обеспечивает его эффективность и целостность.

Исследовательская деятельность и мониторинг профессиональных потребно­стей позволяют прогнозировать повыше­ние квалификации педагогов, вести повышение квалификации адресно, используя принципы  опережающего образования, исходя из задач, стоящих перед районной образовательной системой.

Проектно-исследовательская деятельность учителей по проектированию, созданию и презентации инновационного образовательного продукта превращается в инструмент его личностно-профессионального становления, изменяя роль учителя из исследователя на непосредственного участника развития инноваций. B практической деятельности педагога-новатора явно просматриваются научные и исследовательские компоненты: использование диагностики, разработка инновационного содержания программ и технологий. Oднако приоритетом такого педагога является не позиция исследователя, а позиция проектировщика, творца личного образовательного продукта.

Предлагаемая полифункциональная модель муниципального ресурсного центра практикоориентированного обучения педагогических кадров на базе инновационной школы направлена на совершенствование профессионализма педагогов муниципального района, необходимое для успешного выполнения инновационной деятельности в соответствии с  новым Профессиональным стандартом педагога, и реализацию запросов и потребностей конкретной территории.

Рецензенты:

Панасюк В.П., д.п.н., профессор, проректор по научно-методической деятельности, заведующий кафедрой управления ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», г. Санкт-Петербург;

Марон А.Е., д.п.н., профессор, кафедра управления ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Резинкина Л.В. МОДЕЛЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА КАК МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21385 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674