Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Лавина Т.А. 1 Косолапов Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
В данной статье подробно рассмотрены структура и содержание ИКТ-компетентности, которые должны формироваться при подготовке учителей музыки в среднем учебном заведении. Проанализирован профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; выделены направления, в которых следует применять возможности информационных и коммуникационных технологий; опираясь на научные труды ведущих ученых в области информатизации образования, выведена подробная формулировка понятия ИКТ- компетентности; описаны направления и виды профессиональной деятельности, которые необходимо учитывать при подготовке учителей музыки; затрагивается модернизация учителем методических систем обучениям, как часть информатизации образования; рассмотрены критерии сформированности ИКТ-компетентности учителя музыки.
информационные и коммуникационные технологии
информатизация образования
компетентность в области информационных и коммуникационных технологий
подготовка в области информационных и коммуникационных технологий
подготовка учителей музыки
1. Косолапов Е.Г. Методические подходы подготовки будущих учителей музыки к использованию информационных и коммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www.science-education.ru/123-20066 (дата обращения: 09.08.2015).
2. Кручинина Г.А., Большакова И.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. – 2009. – Т.15, № 4 – С. 439-443.
3. Лавина Т.А. Формирование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях введения прикладного педагогического бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-16433 (дата обращения: 09.08.2015).
4. Образовательный стандарт педагога / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050130 Музыкальное образование / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm514-1n.pdf
Информатизация образования декларируется сейчас как одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования, она ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм осуществления образовательного процесса. Кроме того, стремительно развиваются и сами информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), среди которых особое место занимают программы, позволяющие обрабатывать аудио-информацию, а также музыкальные инструменты, сопрягаемые с компьютером. Поэтому в настоящее время особое место в образовательном процессе педагогического колледжа уделено процессу формирования у будущего учителя  (в том числе и учителя музыки) компетентности в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). Это позволяет реализовывать поставленные перед учителем музыки цели и задачи современного образования, такие как: личностно-ориентированное обучение музыке, формирование и развитие творческих, исследовательских способностей, развитие образного мышления, формирование компетенций в области ИКТ и т.д.

В стандарте педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [4], выделено особое внимание проблеме формирования ИКТ-компетентности учителя.

В общественном обсуждении концепции и содержания профессионального стандарта учителя профессиональная ИКТ-компетентность  понимается как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. В приложении № 1 данного общественного обсуждения приведены подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций, которыми должен владеть педагог.

Проанализируем  данный профессиональный стандарт с точки зрения подготовки учителей музыки в среднем учебном заведении.

Учитель музыки, музыкальный руководитель, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050130 Музыкальное образование [5], должен обладать компетенциями, соответствующими направлениям своей профессиональной деятельности. Музыкальный руководитель должен определять задачи и цели уроков музыки и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях, составлять их план; устраивать организацию и проведение музыкальных занятий и музыкального досуга в учреждениях дошкольного образования. В данные компетенции входит определение и оценка результатов музыкального образования детей и обучения музыке, анализ  уроков музыки и досуговых мероприятий. Он должен осуществлять грамотное составление и ведение документации, обеспечивающий высокий уровень процесса подготовки дошкольников в области музыки. Помимо этого, музыкальный руководитель выявляет одаренных детей и оказывает им педагогическую поддержку.

Подготовка учителя музыки в педагогическом колледже предполагает обучение таким видам профессиональной деятельности, как [2]:

  • Исполнение произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
  • Аккомпанирование детскому составу исполнителей.
  • Аранжировка произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.

С точки зрения методической составляющей профессиональной деятельности учителя музыки в период обучения  должен научиться:

  • Составлять учебно-тематические планы и рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса, отдельных детей.
  • Создавать в кабинете предметную развивающую среду.
  • Систематизировать педагогический опыт, обосновывать выбор методов и средств собственной педагогической практики.
  • Выбирать учебно-методический комплект и разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом типа и вида образовательного учреждения, особенностей возраста, группы/класса и отдельных воспитанников/обучающихся.

Можно сделать вывод, что выпускник педагогического колледжа, обучающийся по основной образовательной программе «Музыкальное образование», должен быть готов к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности:

  • Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях.
  • Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных учреждениях.
  • Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность.
  • Методическое обеспечение процесса музыкального образования.

Неотъемлемой частью информатизации образования является модернизация учителем методических систем обучения на основе возможностей информационных и коммуникационных технологий [3].  В данных условиях важным является обучение студентов навыкам пользования информационными и коммуникационными технологиями в своей предметной области; использование электронных образовательных ресурсов и экспертной оценки их качества;  использование средств автоматизации  информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; реализацию потенциала распределенного информационного ресурса; самостоятельного освоения методик применения информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе; осуществление психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием средств автоматизации.

Опираясь на научные работы таких ученых, как Босова Л.Л., Зимняя, И.А. Хуторский А.В., Роберт И.В., Байденко В.И., Шилова О.И. и др., нами определено понятие компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий.

Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий  - это сложная личностно-профессиональная характеристика, включающая мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и рефлексивно-проектировочный компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность учителя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ.

Опишем более подробно критерии (мотивационный, когнитивный и процессуальный) сформированности ИКТ-компетентности учителя музыки.

Мотивационным  критерием сформированности ИКТ-компетентности будут выступать потребности к получению знаний, умений и навыков, к непрерывному образованию и самообразованию в области ИКТ, интерес к изучению возможностей применения ИКТ для: автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.

Когнитивный критерий предполагает наличие знаний возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в соответствии с целями и стратегией подготовки будущих учителей музыки.

Процессуальный критерий определяется умениями и навыками использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что процесс подготовки будущего учителя музыки в области ИКТ в педагогическом колледже должен быть направлен на формирование [1]:

  • заинтересованности, осознанной значимостью к изучению и использованию различных ИКТ с целью повышения качества своей профессиональной деятельности;
  • устойчивых потребностей в непрерывном образовании, в том числе с применением дистанционных технологий, самообразовании в области использования ИКТ;
  • устойчивого интереса к изучению возможностей ИКТ и применения их для автоматизации процессов преподавания музыкальных дисциплин, ведения учета успеваемости учащихся, подготовка учебных материалов в цифровом виде и др.;
  • знаний возможностей использования стандартного и специализированного программного обеспечения в соответствии с целями и стратегией музыкального образования;
  • знаний о возможностях использования различных цифровых аудиоредакторов («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровых нотных редакторов («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;
  • знаний о возможностях стандартного программного обеспечения, в том числе  текстовых, табличных, графических редакторов для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте эффективной подготовки учителей музыки;
  • знаний о возможностях использования специализированного программного обеспечения («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd») в своей профессиональной деятельности;
  • умения и навыки использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от выполняемых профессиональных задач учителя музыки;
  • навыками работы с  различными цифровыми аудиоредакторами («Sony Sound Forge», «Adobe Audition») для создания и редактирования звуковых файлов, цифровыми нотными редакторами («GNU LilyPond», «NtEd») для набора нотного текста;
  • умений работать со стандартным программным обеспечением, в том числе, текстовыми, табличными, графическими редакторами для различной обработки профессионально-значимой информации в аспекте подготовки будущих учителей музыки;
  • умений работать со специализированным программным обеспечением («Sony Sound Forge», «Adobe Audition», «NtEd»).

Таким образом, в процессе обучения в педагогическом колледже будущий учитель музыки должен прийти к осознанию того, что в современных условиях компьютеризация музыкальной деятельности - это объективный социокультурный процесс.

В содержание подготовки должны быть включены вопросы, затрагивающие универсальные принципы и способы цифровой записи (оцифровки) и обработки музыкального звука, отображения и моделирования информации, в том числе музыкальной: акустических и интонационных параметров звука, нотного текста, особенностей исполнительской манеры. Студент должен знать технические возможности современного электронного оборудования.

Кроме того, в процессе формирования ИКТ-компетентности студент обучается использованию компьютера для музыкальной аранжировки и сочинения музыки, применению ИКТ в теории музыки (статистические методы музыкального анализа, психоакустические исследования). Будущий учитель музыки обучается созданию и применению электронных учебников, постигает основы дистанционного обучения, учиться применять ИКТ на всех стадиях проведения учебных и внеучебных занятий в образовательном учреждении.

Рецензенты:

Смирнова Н. Б., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары;

Павлов И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Лавина Т.А., Косолапов Е.Г. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21368 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674