Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Савастьина А.А. 1 Осипова Л.Б. 2
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
2 Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
В рамках приоритетных направлений развития образовательной системы РФ XXI века решение проблемы повышения качества образования связано с модернизацией содержания и структуры образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования и созданием нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования. Целью государственной политики в области образования определено повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. В статье раскрыто содержание базовых понятий «образование», представлено развернутое теоретическое обоснование методологии исследования данной темы, использован широкий круг научных изысканий для подтверждения основных положений статьи. Авторами высказано мнение, что эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии построения образовательного процесса в инновационном режиме.
образование
система образование
государственные образовательные стандарты
модернизация образования
качество образования
1. Граждан В. Д. Социология управления. [Текст] / В.Д. Граждан. – М. КноРус, 2008. – 512 с.
2. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
3. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. [Текст] / Г.Е. Зборовский. – М., Гардарики, 2008. – 272 с.
4. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. Фундаментальный курс: учебное пособие для вузов. – 4 изд. – Изд-во: Академический проект, Деловая книга (Екатеринбург), 2008. – 983с.
5. Лексин В. Социальное государство. [Текст] / В. Лексин. – СПб., 2004. – 186 с.
6. Осипова Л.Б., Горева О.М. МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. – Тамбов, 2014. – С. 98-100.
7. Осипова Л.Б., Энвери Л.А. Взаимодействие семьи и системы образования в процессе социализации молодежи [Текст] /Л.Б. Осипова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 108с.
8. Пиддэ А.Л. Реформы образования в России: Лекция. [Текст] / А.Л. Пиддэ. – Изд-во РАГС, 2005. – 267с.
9. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2002. – 320 с.

В настоящее время в системе образования происходят модернизационные процессы, в связи со снижением качества обученности учащихся. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер. Меры государственной поддержки образования сочетаются с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм. Уделяется внимание повышению инвестиционной привлекательности образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании. Масштабность перемен в системе образования доказывает, что они объективно обусловлены общественными потребностями и могут считаться стратегическими ориентирами государственной политики в области образования. Такое понимание образовательной реформы отразил Федеральный Закон «Об Образовании в Российской Федерации».

Рассмотрим сущность понятия «образование». Легальное определение данного термина содержится в преамбуле Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.). В нем говорится, что образование есть «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2]. Социологи трактуют образование как процесс передачи обществом знаний, навыков, ценностей от одного человека или группы другим людям [1]. В педагогике образование понимается чаще всего как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний умений и навыков, необходимых для жизни в обществе [3]. Главной функцией образовательной системы является формирование личности подрастающего поколения, ориентированного на овладение определенными теоретическими знаниями, умениями и навыками; гражданскими и нравственными ценностями; нормами поведения [4].

Нельзя не согласиться с мнением Лексина В., что «человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими потребностями и способностями» [5]. Поскольку для конкурирования с системами образования передовых стран и необходима всесторонняя модернизация образования. Смена парадигмы образования, переоценка его концептуальных основ, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания обучающихся нашли свое выражение в изменении системы норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. Организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении выступает в качестве важнейшего условия достижения высокого качества образования учащихся.

П.И. Третьяков и Т.И. Шамова утверждают, что качество образования – это есть «равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата» [9, с.69]. Одновременно, качество образования следует рассматривать как результат самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Выполнение образовательных стандартов обеспечивает единство образовательного пространства государства и гарантирует право обучающихся на получение полноценного образования. Новые результаты – основа современных образовательных стандартов. Это:

- информационная компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- самоорганизация;

- самообразование.

Ориентация нового стандарта нацелена на предметные, метапредметные и личностные результаты образования, одновременно определяется развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира [8].

Личностные результаты предусматривают способность ребенка к саморазвитию и к самостоятельному познанию, формирование соответствующей системы ценностей.

Предметные результаты – предполагают получение прочных знаний в определенной предметной области деятельности и умению их применения на практике.

Метапредметные результаты: это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и помогающие при решении проблем в конкретных жизненных ситуациях.

Главная особенность внедряемых в образовательный процесс ФГОС начального общего образования состоит в их ориентированности на качественные образовательные результаты (Рис.1).

Рис. 1. Ориентация на результаты инновационного типа.

Сегодня вместо простой передачи знаний ученику становится развитие личности школьника, формирование умения самостоятельно формулировать учебные цели, достигать их и контролировать свои учебные достижения, иначе говоря – формировать умение учиться. Чаще всего в процессе обучения ребенка возникают вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». В данном случае учащийся должен сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. К тому же в этом могут оказать помощь системно деятельностный и личностно ориентированный подходы.

Следует отметить, что базовую основу ФГОС составляет формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия предусматривают развитие способности обучающегося к саморазвитию, путем осознанного и активного обретения социального опыта. Как правило, универсальные учебные действия делятся на четыре группы, каждая из которых выполняет определенную функцию (Рис.2):

Рис. 2. Универсальные учебные действия

Так, коммуникативные УУД – обеспечивают социальное продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, в ходе которого формируется умение самостоятельного принятия решений.

Личностные действия УУД напрямую связаны с обеспечением ценностно-смысловой ориентации учащихся при выполнении социальных ролей.

Регулятивные действия УУД предполагают организацию учебной деятельности обучающихся в соответствии с современными требованиями.

Познавательные УУД включают общеучебные и логические действия [7].

При этом каждое образовательное учреждение становится уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Эффективное развитие образовательного учреждения возможно лишь при условии построения в инновационном режиме современного урока, обеспечивающего высокий уровень качества образования [6].

Рис. 3. Тенденция развития современного урока.

Требуется кардинальное изменение характера обучения. Необходимо перейти от модели передачи знаний к модели совместного приобретения и выработки знаний в ходе учебного процесса. Все это требует смены репродуктивных методов обучения, ориентированных на передачу предметного содержания, на методы творческие, основанные на совместном решении проблем и высокой учебной самостоятельности.

Содержание современного образования учащихся должно строиться на идее образования как фактора развития личности. Предусматривается свободный выбор освоения образовательных программ. Изменяется и роль учителя в образовательном процессе. Необходимо научить ребенка самостоятельно добывать знания, как в познавательной, так и исследовательской деятельности. Педагоги должны иметь в методическом арсенале различные приемы и методы учебной деятельности. В данном случае учение выступает как совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Образ современного ученика должен стать основным ориентиром в совместной деятельности педагогов и родителей. По мнению экспертов, современный выпускник школы должен обладать наличием следующих качеств: иметь хорошее здоровье, относится с уважением к старшим, проявлять активность, самостоятельность и ответственность при выполнении конкретных дел, быть коммуникабельным и уметь работать в команде, занимать активную гражданскую позицию, уметь работать с информацией, правильно и грамотно выражать свои мысли.

Рис. 4. Модель современного школьника.

Как видим, современный выпускник – это неординарная творческая личность, обладающая качественным запасом знаний и нравственной культурой.

Следует отметить, что в инновационных условиях образовательное пространство школьника представляет:

  • Учебное сотрудничество в поиске информации, умение задавать «умные вопросы».
  • Организация совместного действия.
  • Освоение форм оценивания собственного результата: полидеятельность, совместная работа: кооперация, апробирование способностей, получение продукта.

Следовательно, подобная модель образовательного процесса подкрепляется конкретными мероприятиями, а ее эффективность оценивается результатами участия школьников в проектной деятельности, волонтерском движении, детских общественных организациях, конкурсном движении в различных областях, спортивных соревнованиях, акций различных уровней, направленных на формирование социальной безопасности, толерантности, коммуникативности, творчества. Актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Савастьина А.А., Осипова Л.Б. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21337 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074