Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ГЕНЕЗИС ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Волошина Л.Н. 1 Панасенко К.Е. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье представлены результаты научного исследования современных тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. Предложен алгоритм анализа параметров, характеризующих физкультурно-оздоровительную деятельность, классификация тенденций ее развития. С целью выявления тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность»; анализ факторов, характеризующих состояние физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании – состояние здоровья дошкольников, направления модернизации дошкольного образования, процесс социализации-индивидуализации дошкольников; выявлены качественные признаки направленности физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании.
физкультурно-оздоровительная деятельность
дошкольное образование
тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности
1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — С. 476.
2. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, Т. 2. 1991–1992. Т. 2. – 768 с.
3. Волосникова Т.В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. – СПб., 2011. – 44 с.
4. Гаркуша Н.С. Тенденции развития воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении: обоснование классификации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: www.science-education.ru/116-12516 (дата обращения: 22.07.2015).
5. Волошина Л.Н., Мусанова М.М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении: монография. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. – 234 с.
6. Демидович О.В. Модель организации здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовании // Современный детский сад. – 2008. – № 6. – С. 10–13.
7. Леонтьева М.С. Теория и технология построения системы физического воспитания детей-сирот: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. – Тула, 2015. – 41 с.
8. Макаренко В.Г. Педагогическое управление физкультурным образованием детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. – Челябинск, 2012. – 51 с.
9. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 20.07.2015).

Перед образовательной организацией сегодня стоит сложная и важная задача, заключающаяся в обеспечении права каждого человека на образование, приоритет жизни и здоровья человека, свободное развитие личности.

Среди факторов, способных улучшить здоровье населения, особое место отводится физкультурно-оздоровительной деятельности. В современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность проявляет себя неотъемлемым компонентом организации жизни детей в целом и развития личности каждого ребенка. При этом внимание педагогов дошкольных образовательных учреждений акцентируется на использовании целостного потенциала физической культуры. Однако, как показали исследования Т.Д. Волосниковой, О.В. Демидович, Л.В. Кривошей и собственные, современная ситуация развития дошкольного образования отрицательно сказывается на реализации мер по охране и укреплению здоровья детей. Авторы отмечают несогласованность действий участников педагогического процесса в комплексном сопровождении дошкольников, их недостаточную компетентность в выполнении функций здоровьесбережения; декларативность провозглашения принципа гуманизации; недостаточное обеспечение психоэмоционального комфорта и двигательной активности ребенка в образовательном учреждении и семье [6].

На необходимость совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании указывали в своих исследованиях Т.Д. Волосникова [3], М.С. Леонтьева [7], В.Г. Макаренко [8] и др.

Поэтому весьма актуальным является выявление инновационных тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании, сущности, механизмов и концептуальных оснований, вызывающих эти изменения.

Цель исследования

Выявить и научно обосновать современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании.

Методы исследования

Теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия.

Обсуждение результатов исследования

Для обстоятельной аргументации тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании рассмотрим понятие «тенденции».

В Большом энциклопедическом словаре тенденция - это направление развития какого-либо явления, мысли, идеи [2]. В работах отечественных педагогов (Е.П. Белозерцева, И.Ф. Исаева и др.) тенденция в образовании понимается как направление преобладающего его развития, ее основой служат положения о соотношении объекта и субъекта, стихийного и сознательного в социально-педагогических процесса, о противоречиях как источниках развития системы образования и саморазвития человека [1, 4].

Классификация тенденций включает следующие виды тенденций: по масштабности - глобальные и страновые; по длительности - краткосрочные и долгосрочные; по фазам развития - зарождающиеся, установившиеся, завершающиеся [4].

С целью выявления тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании нами был проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также анализ параметров, характеризующих состояние физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников; выявлены качественные признаки направленности физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании.

Анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность» позволил нам выделить несколько основных подходов:

1) форма человеческой деятельности, которая направлена на формирование здорового индивида;

2) деятельность, направленная на улучшение физического состояния и здоровья;

3) сознательно регламентированная двигательная активность, которая направлена на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережного отношения к нему [5].

При этом физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольников может быть рассмотрена как форма активности, направленная на преобразование субъектом собственного здоровья, здоровья окружающих и достижение позитивных результатов, реализующей потребности субъектов в движении, в здоровом образе жизни.

Анализ параметров, характеризующих состояние физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников, показал, что современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании определяются рядом факторов. Во-первых, резким ухудшением здоровья дошкольников. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и показатель общей заболеваемости детей (0-14 лет) увеличился на 8%. При этом на первом месте - болезни органов дыхания (53,8%), на втором - болезни органов пищеварения (6,0%) [5].

Во-вторых, на них влияют изменения, происходящие в процессе модернизации дошкольного образования: личностно-ориентированный характер образовательной деятельности, гуманизация, фундаментализация, индивидуализация, непрерывность, гармонизация, многоуровневость и др. [5].

В-третьих, интенсивно идет процесс воссоединения изначальных гуманитарных и утилитарных начал в физической культуре, когда к блоку физических качеств, двигательных способностей и знаний добавляются потребности, мотивы, интересы, особенности, на основе которых должна происходить социализация-индивидуализация ребенка.

Рассмотрим их влияние на физкультурно-оздоровительную деятельность в современном дошкольном образовании.

Реализация идей гуманизации в физкультурно-оздоровительной деятельности предполагает учет интересов личности. Ее деятельностный характер предполагает необходимость соединения теоретических знаний с практическими потребностями, ценностными ориентациями.

Условием реализации идей фундаментализации является необходимость внедрения инноваций, современных научных открытий в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Фундаментализация знаний о физическом развитии ребенка и развитии его личностных качеств в области охраны и укрепления здоровья должна быть заложена в основу организации физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании.

Условиями реализации идей индивидуализации являются постановка оптимальных целей, выбор средств, отвечающих возможностям и состоянию здоровья ребенка-дошкольника. Практическая реализация данной тенденции находит отражение в индивидуальных картах - прогнозах физического воспитания и развития ребенка.

Гармонизация в дошкольном образовании предполагает отбор физических упражнений с учетом их эффективности для комплексной реализации задач образовательного процесса.

Условиями реализации идей многоуровневости в физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении являются создание многоуровневых образовательных программ для дошкольных учреждений, предшкольного, школьного и дополнительного физкультурного образования, разработка технологии реализации физкультурно-оздоровительной деятельности на разных уровнях.

Процесс воссоединения гуманитарных и утилитарных начал отражается в качественных признаках направленности физкультурно-оздоровительной деятельности. Их анализ показал, что в настоящее время ориентиром для практической деятельности дошкольного образовательного учреждения является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию [9].

В соответствии с ФГОС ДО в структуру образовательной программы дошкольного образования входит образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной области направлено на совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма (выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)). В обобщенном виде можно констатировать, что комплексная реализация этих задач обеспечивает целостный процесс социализации-индивидуализации личности ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Современные образовательные программы («Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) приведены в соответствии с ФГОС ДО, и их изучение позволяет выделить общие тенденции изменений в образовательной области «Физическое развитие»:

1) изменение содержательного смысла физического развития, его направленность на ребенка как на целостную личность, субъект образовательного процесса;

2) направленность программ на формирование потребности в здоровом образе жизни, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

3) осуществление всех сторон воспитания в единстве с физическим; интеграция видов деятельности, комплексно-тематические, технологические принципы реализации образовательных областей;

4) соответствие форм, методов и средств физического развития психофизиологическим особенностям и своеобразию развития ребенка в разные периоды дошкольного детства;

5) организация обучения физическим упражнениям в рамках специфических для дошкольников видов деятельности, ориентация в этом направлении на ведущую игровую деятельность;

6) предоставление права педагогическому персоналу на совершенствование традиционных, создание новых методик оздоровления, физического развития с учетом региональных особенностей и традиций, отвечающих требованиям гуманизации и демократизации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Как показали наши исследования, стремление в современном дошкольном образовании сформировать ребенка как субъект социального мира побуждает ученых, педагогов-практиков искать возможные механизмы развития у ребенка-дошкольника позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. Физкультурно-оздоровительная деятельность объединяет интересы мира взрослых и детей, имеет четкую структуру, которая включает в себя информацию, модели взаимодействия в освоении техники, модели организации игрового пространства.

Осваивая физические упражнения, спортивные игры, ребенок знакомится с двигательными образцами как сверстников, так и взрослых, осваивает двигательный опыт, вступает в межличностные взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, овладевает техникой, проявляет активность, интерес, инициативу. Все это создает предпосылки развития позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для представителей субъект-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн) развитие личности дошкольника связывается с активностью самого ребенка и способах его общения в системе «взрослый - ребенок - сверстники», «взрослый - развивающая среда - ребенок». На наш взгляд, именно в физкультурно-оздоровительной деятельности, освоение которой начинается в период дошкольного детства, создаются благоприятные условия для такого взаимодействия.

Однако, как показывает анализ современных исследований, одной из сущностных проблем формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности является то, что в условиях дошкольных учреждений компоненты деятельности оказываются разделенными между педагогом и ребенком. За педагогом - мотивационный и целевой компонент, за ребенком - освоение компонентов реализации, т.е. освоение способов действий.

Одной из проблем организации физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании является диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены требования к освоению образовательной программы, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Однако целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей; они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; не могут служить непосредственным основанием для оценки качества образования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для индивидуализации образования, т.е. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; для оптимизации работы с группой детей [9]. До настоящего времени остается открытой проблема разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогам дошкольных образовательных учреждений на практике сложно провести диагностику физической подготовленности детей, соотнести достигнутые результаты с нормой. Это вызывает необходимость разработки показателей мониторинга освоения детьми содержания образовательной области «Физическое развитие», результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в целом. Кроме того, в современном дошкольном образовании идет постепенное смещение акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки достижений ребенка. На наш взгляд, сегодня педагогу крайне необходим инструментарий, чтобы выстраивать индивидуальную траекторию физического воспитания и развития ребенка, позволяющий объективно оценить характер и результативность педагогических воздействий. В оценке результатов физического воспитания и развития, на наш взгляд, нецелесообразно совсем отказываться от традиций стандартизированного теста, поскольку он позволяет получить объективную информацию о развитии каждого ребенка и определить индивидуальные перспективы развития.

Выводы

Таким образом, современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности обусловлены рядом факторов: резким ухудшением здоровья дошкольников, изменениями, происходящими в процессе модернизации дошкольного образования, воссоединением изначальных гуманитарных и утилитарных начал в физической культуре. Представленные тенденции по масштабности охватывают всю систему дошкольного образования в России, имеют долгосрочный характер, по фазе развития их можно отнести к установившимся. Они обусловлены противоречиями, имеющими место в современной системе физического воспитания дошкольников, и общими направлениями модернизации образования в стране.

Современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании вызывают необходимость поиска новых средств, методов, форм взаимодействия, обеспечивающих формирование у растущего человека позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности: умения принимать и ставить цель деятельности, планировать и поэтапно осуществлять целостный процесс деятельности до получения результата и оценки его качества, овладение культурой деятельности.

Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10569 «Социализация-индивидуализация детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Рецензенты:

Бусловская Л.К., д.б.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород;

Кондаков В.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Волошина Л.Н., Панасенко К.Е. ГЕНЕЗИС ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21332 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074