Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

«ЭТА ВОЙНА – НАРОДНАЯ»: НАСЕЛЕНИЕ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Атабиев Х.А. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания
Первая мировая война долгое время считалась мало интересной проблемой российской истории. 100-летний юбилей войны стал поводом для актуализации исторической памяти и переосмысления ее значимости. В статье рассматривается один из малоизученных и спорных вопросов об отношении населения Терской области к Первой мировой войне. Проведенный автором контент-анализ текстов газеты «Терские ведомости» за летние месяцы 1914 года, подкрепленный архивными материалами, выявил огромное число добровольцев среди народов Терской области, массовое патриотическое движение в помощь фронту, самим воинам и их семьям. В истории российской благотворительности 1914 год стал пиком наивысшей активности и изобретательности форм и способов организации общественной и частной благотворительности. Вопреки утвердившемуся в отечественной историографии мнению о неприятии грабительской и империалистической войны российским общественным мнением, за исключением помещиков и буржуазии, автором предлагается определение войны как народной.
Терская область
горцы
добровольцы
пожертвования
частная и ведомственная благотворительность
общественные инициативы
1. Дзагурова Н. Х. Женская благотворительность во Владикавказе в годы Первой мировой войны // Кавказ в годы Первой мировой войны: героика и повседневность. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 188-202.
2. Канукова З.В., Хубулова С.А. Дорога к храму. Из истории конфессиональной жизни Владикавказа во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. – Владикавказ, 2000.
3. Марзоев И. Т. Осетины кабардинского конного полка // Кавказ в годы Первой мировой войны: героика и повседневность. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 123-134.
4. Терские ведомости. – 1914.
5. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики. – Ф. И-20. –Оп.1. – Д.2. – Л.81. – 86.
6. Чеджемов А.Ю., Гутиева Э.Ш. Кавказский фронт и тыл во время первой мировой войны // Кавказ в годы Первой мировой войны: героика и повседневность. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 203-209.
Первая мировая война долгое время рассматривалась как имиджевая потеря для страны. В отечественной историографии сложилось мнение, что в этой империалистической войне не был заинтересован ни один социальный страт, кроме помещиков и буржуазии. Такое отношение сделало войну не популярной  исследовательской проблемой и в конце концов - забытым сюжетом истории. Лишь благодаря 100-летнему юбилею Первая мировая война вновь привлекла к себе внимание историков и общественности.

Советская историография характеризовала Первую мировую империалистическую войну  как следствие борьбы крупнейших империалистических государств за новый передел мира и сфер влияния. Рост вооружений, крайнее обострение борьбы за рынки в эпоху новейшей, империалистической, стадии развития капитализма передовых стран, династические интересы наиболее отсталых, восточноевропейских монархий неизбежно должны были привести и привели к этой войне.

Отечественные историки писали, что, вступая в войну, российская буржуазная элита рассчитывала не только на то, что ей удастся завоевать новые рынки и нажиться на военных заказах, она полагала, что военная обстановка погасит радикальные движения в стране. Но жизнь опрокинула расчеты управленческой верхушки - война оказалась могучим ускорителем революции, изменив соотношение социальных сил. С этим трудно не согласиться. Однако вопрос об отношении к войне  в российском обществе нуждается в более глубоком осмыслении.

Россия вступила в войну в условиях патриотического подъёма. В 1913  году страна торжественно отмечала трёхсотлетие правления императорской династии Романовых. Многие представители интеллигенции страны с симпатией относились к национально-освободительной борьбе европейских братьев-славян против притеснений, которые им чинили Австро-Венгерская и Османская империи. Незаинтересованность российского общества в этой войне никак не помешала ему проявить высочайший патриотизм на фронтах и в тылу. «Во всех городах Российской Империи идет деятельная работа по организации помощи семействам воинов и самим больным и раненым воинам. Из телеграмм видно, что в этом святом деле принимают участие и земские, и городские, и другие общественные организации. Несут свою посильную лепту и частные лица. Можно с полным правом сказать, что пожертвования льются рекой», - сообщалось в местной прессе [4:159].

Представляется, что локальное исследование вопроса на региональном материале вносит свою логику в понимание этого сложного явления.

К 1914 году во Владикавказе располагались: штаб 3-го Кавказского армейского корпуса,  штаб 21-й пехотной дивизии, штаб 3-й Кавказской казачьей дивизии, правление 21-й артиллерийской бригады, штаб Терского казачьего войска, Владикавказская местная бригада и 81-й пехотный Апшеронский полк. Кроме этого, к военному ведомству относились Владикавказский кадетский корпус и военный госпиталь. С объявлением мобилизации армейские части были пополнены и отбыли на фронт. С самого начала войны патриотически  настроенные круги Терской области выступали в поддержку правительства России и призывали молодое поколение осетин выполнить свой патриотический и воинский долг. И действительно, многие горцы доблестно сражались «за Царя и Отечество» на фронтах Первой мировой войны, показав чудеса храбрости, стойкости, мужества и смекалки.

Как только распространилась весть о войне по горским селениям, всколыхнулись  Осетия, Кабарда, Балкария. Сформированный еще в  1890 году Осетинский конный дивизион, ставший приемником Осетинского дивизиона, прославившегося в Русско-Турецкой войне, в июле 1914 года в составе  3-й Кавказской казачьей дивизии сразу же отбыл на фронт, и уже в первых числах августа осетины перешли австрийскую границу.

23-го июля в слободе Нальчик, в здании реального училища собрался сбор представителей Кабарды и Балкарии, по два почетных старика от каждого аула. Обсудив положение вещей, они единогласно постановили сформировать на средства населения Кабардинский конный полк и отправить его на защиту общей родины [4:166]. Кроме кабардинцев и балкарцев, в этом полку служили и осетины [3]. В формировании запасных сотен этого полка приняло участие большое число добровольцев. На своих сходах сельские общества выносили приговоры о сборе денег для снаряжения всадников [5].

С первых дней войны администрация Терской области старалась вызвать патриотические чувства у населения и значительно в этом преуспела. Начальник Терской области и наказной атаман Терского казачьего войска, генерал-лейтенант Флейшер в своих воззваниях обращался к населению с призывом оказывать фронту материальную и моральную поддержку. Он докладывал, что «целым рядом грандиозных манифестаций, исполненных беспредельным патриотическим энтузиазмом, население ясно дало понять о своей бесконечной готовности поддержать наших братьев-воинов и этим обеспечить им  радостное сознание о нашем полном с ними единении». На всеподданнейше доложенной телеграмме, подписанной генерал-лейтенантом Флейшером и генерал-лейтенантом Ирманом, с выражением верноподданнических чувств жителей Владикавказа, Государь Император собственноручно изволил начертать: «Сердечно благодарю жителей Владикавказа» [4:159].

«То воодушевление, тот энтузиазм, с которым все идут на призыв нашего Царя Батюшки, говорит, что эта война - народная», - писали Терские ведомости [4:160]. Действительно, во Владикавказе, кроме уже существовавших организаций по оказанию помощи воинам и их семьям, таких как  попечительство при городской управе и отделения Красного Креста, в первые дни войны был создан Владикавказский Комитет попечения о больных и раненных воинах и семьях лиц, призванных в войска.

Широкое распространение в период войны получила «ведомственная» благотворительность, то есть создание комитетов, обществ, ведущих благотворительную и милосердную работу по отношению к жертвам войны, в различных государственных учреждениях, министерствах, ведомствах. Особое место в деле поддержания семей, призванных на войну, занимала Городская дума, которая с начала войны выделяла на нужды общественного призрения пожертвования.

Владикавказ стал центром организации помощи фронту и семьям воинов. Жители города всячески манифестировали свое отношение к войне. 16 июля около 9 часов вечера с пением гимна «Боже царя храни» несколько сот человек пришли к дому, где по их информации жил сербский консул, стала кричать «Да здравствует Россия и Сербия» [4:158].

23 июля 1914 года члены городской думы, заслушав  и безоговорочно одобрив царский манифест о войне, отправили царю телеграмму с выражением верноподданнических чувств, в которой выразили верность царю и отечеству, а также готовность «сражаться за святое дело России». Уже 12 августа 1914 года Терская область была переведена на военное «положение», а 16 августа начальник области ввел в действие «временное положение о военной цензуре».

Осетинский общественный деятель, городской голова г. Владикавказ Г. Баев всячески старался поднять «патриотический дух» осетинского народа, организовывая разного рода манифестации, выступления «выборных от народа», публикации в печати и т.д. Его призывы находили отклик в среде части осетинского народа, особенно среди военной интеллигенции, вербовавшей добровольцев-осетин в действующую армию. На экстренном заседании 25 июля  Дума предложила ассигновать средства на нужды больниц 5000 р., Красного креста - 1000 р. и помощь семьям запасных - 4000 р. «Бюллетень Комиссии Владикавказской Городской Думы по призрению семей запасных и ратников» содержит обширную информацию о  частных пожертвованиях работников думы [4:160].

Духовенство призывало народ не жалеть жизни «за царя и отечество». 7-го августа состоялся съезд духовенства 1-го благочинного округа, на котором рассматривался вопрос об участии духовенства этого округа в деле призрения семейств запасных, призванных на войну. Постановлено: делать двухпроцентное отчисление с получаемого содержания, учредить приходские попечительные комитеты, в праздничные дни совершать молебны о ниспослании победы русскому воинству и установить в церквах кружечный сбор [2]. Православное духовенство реагировало на все военные события. Так, 24-го августа в местном кафедральном соборе епископом Владикавказским и Моздокским Антонином был совершен благодарственный молебен по случаю победы, одержанной доблестной армией генерала Рузского под Львовым [2].

Владикавказская осетинская община ежегодно, 17 августа, отмечала религиозный праздник «Хуцаудзуар», в ходе которого после церковного Богослужения осетины с крестным ходом отправлялись за город, в святилище, где готовили общую трапезу «кувд», устраиваемый в складчину. Однако  в 1914 году, ввиду переживаемых событий, по предложению священника о. X. Цомаева «кувд» был отменен, а собранные средства переданы на военные нужды. Кроме того, после литургии был отслужен молебен о ниспослании победы российскому воинству [1].

Патриотический подъем наблюдался во всех религиозных и этнических группах Владикавказа. 6 августа во Владикавказской римско-католической церкви  был совершен молебен о ниспослании победы российскому воинству над общим врагом славянства [4:168]. Малороссами-артистами при участии любителей поставлена драма «Невольник», сбор с которой передан в пользу семейств запасных.17-го августа 1914 года в клубе общества приказчиков состоялся осетинский спектакль, была поставлена пьеса «Сначала скончался, потом обвенчался». Сбор со спектакля поступил в пользу семейств запасных, призванных на войну [4:173].

3 августа в клуб общества приказчиков состоялся благотворительный вечер с постановкой драмы на армянском языке, а половина собранных средств передана в пользу семейств запасных [4:185]. Начальником области разрешено председателю еврейской общины 23 августа, в клубе общества взаимопомощи приказчиков, устроить благотворительный вечер с танцами, в пользу раненых и запасных[4:178].

Общество караногайского народа на своем сходе, желая принести посильную жертву Царю и Отечеству, постановило доставить лучших лошадей и ассигновать 20000 рублей в непосредственное распоряжение Его Императорского Величества Государя Императора на военные надобности, и просить довести до сведения Любимого Государя, что всякую минуту караногайский народ готов на новые посильные жертвы Родине»[4:175].

В августе 1914 года жители Михайловской немецкой колонии Владикавказского округа Терской области на собрании в составе 53 человек обсудили тяжелое для России событие текущего времени, требующее «повелительно от нас сплотиться в общем чувстве любви и самопожертвования вокруг обожаемого Монарха своего в защиту Престола и Отечества от внешних врагов. Плечом к плечу, в полном единении и единодушии с русским народом, мы, немцы русско-подданные, станем под знаменами для защиты достоинства и чести великого русского государства. Не только наши сыновья, братья и отцы будут сражаться в рядах доблестной русской армии, но и достояние наше принесем в жертву сему великому делу. Полтораста лет, со времени царствования императрицы Екатерины Великой, мы, русские немцы, вольно и спокойно живем под защитою Русского Орла, а потому и выступаем в защиту дорогой Родины не только по чувству долга и совести, но и по чувству глубокой признательности и благодарности». Собрание постановило передать от населения колонии следующее пожертвование: 260 рубах, 241 штуку кальсон, 151 пару носков, 20 носовыхплатков и 11 штук полотенец в пользу «Красного Креста» [4:178].

Наряду с общественными инициативами документы зафиксировали и массу частных предложений. Например, сохранился текст открытого письма пенсионера, коллежского советника А.М. Прокоповича всем пенсионерам, проживающим в г. Владикавказ: «В настоящий тревожный момент, когда вся святая Русь, как один человек, объединилась единым чувством стать грудью на защиту нашего обожаемого Монарха и дорогого нам Отечества, не будет ли своевременным и нам, отставным пенсионерам, не могущим уже вступить в ряды бойцов, также объединиться и хотя бы путем отчисления известного процента из получаемой пенсии, или другими пожертвованиями, принести свою лепту на нужды войны». Далее пенсионер предлагал  свой фруктовый сад  с небольшим домом в черте города переоборудовать в лечебницу для раненых воинов [1:159].

Газета «Терские ведомости» в каждом номере публиковала длинные списки тех, кто оказывал помощь, с подробным описанием пожертвования. Например, в пользу раненых воинов армии и флота старшина сел Зубутовского Хасавъ-Юртовскаго округа Нухав Умаров и писарь того же селения Абети Чупанов, не желая стоять в стороне от патриотического движения, охватившего всю Россию по случаю войны с Германией и Австро-Венгрией, обложили себя добровольно 4 % вычетом из своего  жалования,  а именно по 1 рублю в месяц в пользу раненых воинов армии и флота, впредь до окончания войны [4:178]. Владелец цирка Руссо сбор со спектакля пожертвовал на содержание приюта для детей запасных [4:184].

Большую помощь оказывало население раненым воинам. Во всех крупных помещениях Владикавказа, начиная с 1914 года, стали открываться госпитали. В этих целях оказались задействованными здания Терской войсковой семинарии и Осетинского учительского института [6]. 

Невозможно перечислить все зафиксированные в документах факты общественной и частной благотворительности, которая стала массовым общественным движением. В него включились все народы, конфессии, профессиональные и социальные группы, от крупных промышленников до малоимущих старушек, вязавших носки для воинов.

Первая мировая война показала, как внутренне сплочена Россия, несмотря на множество народностей, ее населяющих. Народы Терской области - казаки, кабардинцы, балкарцы, осетины, чеченцы, ингуши и другие россияне, не считали, что участвуют в империалистической и грабительской войне, они защищали свою большую родину на фронтах и в тылу, жертвовали последним для фронта и семей воинов, поэтому война была народной, как ее и называли в документах того времени. Но позабыв саму войну, мы забыли не только об ее героях, но и о феномене общественной активности и патриотизма как нравственного и политического принципа, социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные выгоды. 

Рецензенты:

Канукова З.В., д.и.н., директор ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ;

Марзоев И.Т., д.и.н., зав. сектором генеалогических исследований ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Атабиев Х.А. «ЭТА ВОЙНА – НАРОДНАЯ»: НАСЕЛЕНИЕ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21197 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674