Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ОСЕТИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Келехсаев Р.К. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания
В статье проведен научный обзор актуальной и недостаточно изученной проблемы взаимодействия церкви и государства в России на региональном уровне, на примере Осетии. Определена степень изученности конфессиональных аспектов российско-кавказского взаимодействия в широких хронологических рамках второй половины ХIХ – начала ХХI века. Историографический анализ проблемы, проведенный на основе периодизации специальной литературы, выделения в ней дореволюционного, советского, постсоветского и современного этапов, позволил выявить основные закономерности и особенности ее исследования, определить недостаточно изученные вопросы, сделать выводы о современном состоянии и перспективных направлениях. Автором сделан вывод об отсутствии в отечественной историографии обобщающего труда с объективным и всесторонним исследованием конфессиональных аспектов политического и социокультурного развития Осетии, с учетом ее полиэтничности и поликонфессиональности.
научные исследования
Поликонфессиональность
государственно-церковные отношения
историография
1. Абаев. В.И. О Сека Гадиеве // Советская Осетия. Альманах. – 1965. – № 26-27.
2. Антология педагогической мысли Северной Осетии /cост. Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. –Владикавказ,1993.
3. Беляев И. Русские миссии на окраинах. – С-Петербург, 1900.
4. Берозов Б.П. Подвижник. Просветитель. Педагог. Поэт // Социалистическая Осетия. – 1990. – № 213.
5. Бирагова Ф.Р. Церковная интеллигенция в Осетии во второй половине ХIХ – начале ХХ века: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Владикавказ, 2003.
6. Блиев М.М. Осетия в первой трети XIX века. – Орджоникидзе,1964.
7. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения. (40-е годы XVIII – 30-е годы XIX века). –Орджоникидзе: Ир, 1970.
8. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. – СПб., 1869. – Ч.1.
9. Гатуев А. Христианство в Осетии. Исторический очерк / ред. А.А. Горобец. Серия «Кавказ христианский». – Владикавказ: Олимп-2007.
10. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. – М.;Пятигорск,1992.
11. Гиоева И.А. Русская православная церковь в истории Северной Осетии (ХХ – начало ХХI в.): автореф. дис. … канд. ист. наук. – Владикавказ, 2005.
12. Горобец А.А. История Русской православной церкви в Северной Осетии (1917–1924 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. – Владикавказ, 2004.
13. Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве 2 половины ХIХ – начала ХХ в. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2014.
14. Гутиева Э.Ш. Осетинская интеллигенция в эпоху пореформенной модернизации (вторая пол. XIX – начало XX вв.): дис. … канд. ист. наук / Северо-Осетинский государственный ун-т им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2009.
15. Дзалаева К.Р. Осетинская интеллигенция (вторая половина ХIХ – начало ХХ века). – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2012.
16. Дзапарова Л. Церковная интеллигенция в Осетии. Харлампий Цомаев. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010. – 165 с. (серия «Первая монография»).
17. Дзатцеева Н.А. Время возвращает имена… Харлампий Цомаев – просветитель, деятель культуры // Вопросы осетинской литературы и фольклора /ред. А.А. Хадарцева. – Владикавказ, 1993.
18. Дзебисов А.Т. Изъятие церковных ценностей в г. Владикавказ в 1922 г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 11-1 (37).
19. Дзеранов Т.Е. Христианство и ислам в Осетии // Осетины. Институт этнологии и антропологии РАН; Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН. Серия «Народы и культуры». – М.: Наука, 2012.
20. Дзуцев Х.В. Религиозные и межнациональные установки населения республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации: этносоциологический анализ. – Кн. 4. – М., 2010.
21. Игумен Андрей (Мороз). История Владикавказской епархии. – Элиста: Джандар, 2006.
22. История Осетии: в 2 т. / Северо-Осетинский ин-т гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2012.
23. Канукова З.В., Гутиева Э.Ш. Городское пространство Северного Кавказа: традиционная культура в условиях урбанизации (вторая половина ХIХ – начало ХХ вв.) // Известия СОИГСИ. – 2013. – № 10(49). – С. 71-82.
24. Канукова З.В., Хубулова С.А. Дорога к Храму (из истории конфессиональной жизни Владикавказа во второй половине ХIХ – начале ХХ века). – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000.
25. Канукова З.В. Русское население в этнической структуре Северной Осетии (вторая половина Х1Х-начало ХХ вв.) // Роль России в истории Осетии: сборник научных трудов. Редколлегия: В.В. Дегоев (ответственный редактор), Р.С. Бзаров, В.С. Уарзиати, А.Т. Тамаев. – Орджоникидзе, 1989. – С. 123-138.
26. Магометов А.А. Самые чувствительные нервы (межнациональные отношения и интернациональное воспитание: история и современность). – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1998
27. Марзоев И.Т. Роль религиозного фактора во взаимоотношениях привилегированных сословий Осетии, Кабарды, Балкарии // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Вып. 6 (2). – Пятигорск, 2009.
28. Мецаев Э.М. Поборник разума и веры из Гизели // Северная Осетия. – 2003. – № 28.
29. Митрополит Гедеон. Миротворческие инициативы на Северном Кавказе. –Ставрополь, 1999.
30. Наскидаева Е.Х. Конфессиональная политика России в горских обществах Северного Кавказа (середина ХVIII – начало ХХ в.): автореф. дис. … канд. ист. наук. – Владикавказ, 2011.
31. Осетины. Институт этнологии и антропологии РАН; Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН. Серия «Народы и культуры». – М.: Наука, 2012.
32. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. – Киев: Б.Н.,1902.
33. Религия в современном обществе. Материалы научной конференции. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003.
34. Синанов Б.А. История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды [Электронный ресурс]. URL: http://mes.igh.ru/magazine/content/antireligioznoe-vospitanie.html.
35. Синанов Б.А. Духовное образование в поликонфессиональном Северо-Кавказском регионе: история и перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 5 (19). – Ч. II. – С.168-171.
36. Cинанов Б.А. Антирелигиозное воспитание и формирование новой культуры молодежи Северной Осетии в 1920-1930-е гг. // История: электронный научно-образовательный журнал. – 2012. – Вып. 5(13).
37. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария. – Владикавказ: Проект-Пресс, 1999.
38. Суанов Е. Кто был Бола Тлийаг? (Бола Суанов – распространитель христианской религии, церковный художник) // Заря. – 2001. – 3 мая.
39. Толстой В.С. Сказание о Северной Осетии. – Владикавказ: РИПП. им. В.А. Гассиева, 1997.
40. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. –Орджоникидзе,1963.
41. Тотоев М.С. Очерки истории, культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. – Орджоникидзе,1957.
42. Туева Б.В. Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине ХIX – начале ХХ века. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2008.
43. Федосова Е.В. Конфессиональная идентичность и религиозные установки молодежи Северной Осетии: взгляд социолога// Известия СОИГСИ. – 2013. – Вып. 9(48).
44. Хубулова С.А. Весь мир мой храм: поликонфессиональный. Владикавказ в ХХ веке. –Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005.
45. Цибиров Г.И. Осетия в русской науке (XVIII – первая половина XIX века). – Орджоникидзе,1981.
46. Чеджемов С.Р. Религия и образование в Осетии (политико-правовой аспект) // Религия в современном обществе. Материалы научной конференции. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003.
47. Чибиров Л.А. Аксо Колиев. – Владикавказ: Алания, 1999.
Одним из определяющих факторов политического и социально-культурного развития России в течение последних полутора столетий следует признать государственно-церковные отношения и их динамику в различные периоды общественных модернизационных перемен. Построение современной модели государственно-церковных отношений невозможно без понимания роли и места религии в российской истории, без комплексного анализа культурно-исторической традиции.

В историографии изучаемой проблемы можно выделить три основные группы - дореволюционную, советскую и постсоветскую, включая современную.

Дореволюционная отечественная историография представлена, главным образом, исследованиями по истории православия. Процесс христианизации Осетии обстоятельно исследован в историческом очерке протоиерея И. Беляева «Русские миссии на окраинах», где разбирается деятельность «Осетинского подворья», начальный этап работы «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», отдельных миссионеров [3]. В работе проведено описание культурной и социально-политической среды в Осетии, которое трудно назвать объективным и беспристрастным, но приведенные сведения о результатах миссионерства среди осетин представляют определенный интерес для настоящего исследования. Известный декабрист-кавказовед В.С. Толстой в «Очерке проповеди на Кавказе Великороссийской православной веры» описал пути проникновения христианства на Северный Кавказ, деятельность грузинских и русских миссионеров в Осетии, открытие Моздокской епархии, затем духовной осетинской епархии в Тифлисе [39]. В работе П.Г. Буткова «Материалы по новой истории Кавказа с 1722 по 1803 годы» подробно рассматривается процесс христианизации Северного Кавказа и Северной Осетии в частности, описывается деятельность Осетинской духовной комиссии, приводятся обширные статистические данные, исторические факты и описания жизни и быта осетин [8]. Интересные сведения о Владикавказской епархии содержатся в работе И. Попова «Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский», посвященной церковно-практической и просветительской деятельности Иосифа Чепиговского [32].

Особое место в дореволюционной историографии занимает исследование А. Гатуева «Христианство в Осетии», где кроме вышеуказанных вопросов описывается деятельность первых осетинских священнослужителей в горных приходах, в церковно-приходских школах, конфессиональное состояние местного населения [9,12]. Отдельные вопросы, связанные с православием в Осетии, были исследованы и другими представителями осетинской духовной интеллигенции.

В советской историографии роль религиозных институтов и церковнослужителей преподносилась как антигосударственная, в них преобладали идеологические установки, основанные на пропаганде атеизма. Конфессиональные аспекты общественного и культурного развития не становились предметом специального исследования, но в отдельных монографиях они рассматривались в контексте российско-кавказского взаимодействия. Так, в работах М.М. Блиева по истории русско-осетинских отношений  изучена деятельность «Осетинского подворья» («Осетинской духовной комиссии»), «Общества восстановления православного христианства на Кавказе» в политическом контексте русско-осетинских отношений, как составляющая политики Российской империи [6,7].

В работах, посвященных светской культуре Осетии, общественной мысли, истории народного образования, объективному исследователю сложно было обойти просветительскую роль православия, стоявшего у истоков образования и появления книжной культуры, а также деятельность отдельных просветителей - осетинских священников, учителей церковно-приходских школ. В своих работах М.С. Тотоев, Г.И. Цибиров и ряд других авторов [40,41,45] рассматривали эти вопросы как факты развития национальной культуры, но не связывали их с православием. Историки народного образования подвергали критике религиозное образование и воспитание, и, как правило, оценивали их как способ христианизации населения.

Современная историография включает исследования, появившиеся с 1990-ых годов до настоящего времени.

Конфессиональные аспекты политического и социально-культурного развития Осетии нашли отражение в новых обобщающих трудах, где впервые исследуется позитивная роль православия в развитии образования и культуры осетинского народа [22,31]. В работах, посвященных истории формирования и деятельности осетинской интеллигенции в период пореформенной модернизации ХIХ века, представлена характеристика ее профессиональных групп, в том числе церковной интеллигенции, активно включенной в различные виды социальной и культурно-просветительской деятельности [14,37,15.16]. Основной историографической тенденцией      становится переосмысление роли православия в культуре, в частности в развитии народного образования [2,33].

Конфессиональная составляющая городской культуры исследована в монографиях, посвященных городскому культурному пространству Северного Кавказа, и прежде всего города Владикавказ, в хронологических рамках, охватывающих период с ХVIII по начало ХХ века[23,24,25,42].

В современной историографии обозначилось биографическое направление, в рамках которого возвращаются незаслуженно забытые имена. Ряд монографических исследований посвящен представителям осетинской духовной интеллигенции, сподвижникам, которые наряду с церковно-практической деятельностью активно занимались просвещением своего народа. Среди них - исследования по жизни и деятельности Аксо Колиева, Харлампия Цомаева, Сека Гадиева, Моисея Коцоева, Николая Цопанова и др. [1,4,17,28,38,47]. Обобщающее исследование по церковной интеллигенции Осетии впервые было предпринято Ф.Р. Бираговой: на обширном архивном материале ей удалось обосновать правомерность применения понятия «церковная интеллигенция» к осетинским священнослужителям, определить ее состав и источники формирования, выявить неизвестные и малоизвестные имена, изучить проповедническую, культурно-просветительскую и общественную деятельность осетинских священников [5].  Проблема церковной интеллигенции получила дальнейшее развитие в новой монографии Л.К. Гостиевой «Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве 2 половины ХIХ - начала ХХ в.», где представлен обширный биографический ряд и обстоятельный анализ многоплановой деятельности осетинских священников, включая и неисследованный ранее вклад в развитие осетинской этнографии [13].

Другим заметным направлением современной историографии является изучение истории Русской православной церкви в Осетии в советский период.

Впервые целостная картина развития государственно-церковных отношений в годы «атеистических пятилеток» представлена в монографии С.А. Хубуловой «Весь мир мой храм: поликонфессиональный Владикавказ в ХХ веке», где на примере города Владикавказ в широком общероссийском контексте, поэтапно рассмотрен сложный и неоднозначный процесс формирования государственной конфессиональной политики [44].

Деятельность РПЦ в Осетии в короткий, но весьма значимый период с 1917 по 1924 годы освещена в диссертационном исследовании А.А. Горобец [12], где изучены формы взаимодействия церковной и светской власти в условиях коренных преобразований в стране. В более широких хронологических рамках, охватывающих ХХ и начало ХХI века, рассмотрена история взаимоотношений РПЦ и государства на материалах Осетии в исследовании И.А. Гиоевой [11], предпринявшей попытку периодизации этого процесса, которая, наш взгляд, может быть существенно дополнена. Отдельные аспекты проблемы, в частности влияние государственно-церковных отношений на различные сферы жизнедеятельности советского общества, нашли отражение в научных статьях и материалах научных конференций[18,34,36].

Объектом пристального исследовательского внимания являются и современные конфессиональные аспекты общественной жизни [33,20,35,43], которые подвергаются постоянному мониторингу научными организациями и отдельными исследователями, в том числе и по инициативе министерств и ведомств Республики Северная Осетия-Алания. Межконфессиональные отношения, тесно связанные с межнациональными, нашли отражение в работах, посвященных межэтническим отношениям, в частности, в работах А.Х. Магометова «Самые чувствительные нервы (межнациональные отношения и интернациональное воспитание: история и современность)»[26].

Из современной церковно-исторической литературы следует отметить работу Высокопреосвященного Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» [10,29], в которой исследована история Кавказской и Владикавказской епархии и миссионерская деятельность среди горцев Северного Кавказа. Игумен Андрей (Мороз) в монографии «История Владикавказской епархии» описывает историю Моздокского викариатства Астраханской епархии и епископов Владикавказской епархии, деятельность осетинской духовной комиссии в Тифлисе, рассматривает систему управления осетинскими приходами во Владикавказском военном округе [21].

Приведенный историографический обзор показывает, что основное внимание исследователей как дореволюционного, советского, так и современного периодов, уделено проблемам православия. Значительно меньше работ посвящено исследованию исламского фактора в общественной жизни Осетии, его места в российской государственной политике в Осетии. Среди них следует отметить работы Т.Е. Дзеранова, И.Т. Марзоева, Е.Х. Наскидаевой и др. [19,27,30]. Не становилась объектом специального исследовательского внимания политика государства в отношении других конфессий и этнических групп, издавна проживающих в Осетии.

Следует также отметить, что в отечественной историографии пока нет обобщающего труда с объективным и всесторонним исследованием конфессиональных аспектов политического и социокультурного развития Осетии, с учетом ее полиэтничности и поликонфессиональности.

Рецензенты:

Айларова С.А., д.и.н., заместитель директора по научной работе ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ;

Чибиров Л.А., д.и.н., зав. отделом этнологии ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Келехсаев Р.К. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ОСЕТИИ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21171 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074