Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЭМИГРАЦИЯ ОСЕТИН В ТУРЦИЮ В СЕРЕДИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Марзоев И.Т. 1
1 ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания»
В статье рассматривается вопрос переселения осетинских фамилий из Северной Осетии в Турцию в середине XIX - начале XX веков. Рассмотрено несколько этапов переселения, их временные границы, приведен список эмигрировавших фамилий из Тагаурского, Куртатинского, Алагирского и Дигорского обществ Северной Осетии. Представлены привилегии, налоговые льготы, которыми наделялись мухаджиры в Турции. Приведен список мест расселения и названия населенных пунктов осетин-переселенцев с указанием фамилий, поселившихся в них. Приведены данные об изменении фамилий осетин в результате принятия в Турции закона о фамилиях в 1934 г. Материалы исследования существенно дополняют сложившиеся представления об осетинах-мухаджирах, позволяют объективно оценить их вклад в развитие социально-политических и культурных отношений народов Кавказа и России. А также способствуют более глубокому и обновленному исследованию генеалогии осетинских фамилий, проживающих в настоящее время в Турецкой Республике.
революция
тамги
фамилия
эмиграция
Турция
Северная Осетия
Кавказ
Россия
1. Абдуллаева М.И. Проблемы «мухаджирства» в современной турецкой историографии // Тарих. Махачкала. – 1997. - № 5.
2. Дзагурова Г.Т. Сыны Отечества. - Владикавказ, 2003.
3. История Северо-Осетинской АССР. - М., 1959.
4. Кавказ : газета. - 1878. - № 264.
5. Марзоев И.Т. Привилегированные сословия на Кавказе в XVIII – начале ХХ веков. - Владикавказ, 2011. - 384 с.
6. НА СОИГСИ. Ф.17. Оп.1. Д.7.
7. НА СОИГСИ. Ф.17. Оп.1. Д.9.
8. Скитский Б.В. Хрестоматия по истории Осетии. - Ч. 1.
9. ЦГА РСО-А. Ф.224. Оп.1. Д.261.
Массовое переселение кавказцев, в том числе и осетин,  исповедующих ислам, в единоверную  Турцию, известное как мухаджирство, являлось одним из результатов царской политики в отношении горских народов. Мухаджирство (от арабского «мухаджарат» - «переселение») - процесс переселения после окончания Кавказской войны (1864) в Османскую империю и страны Ближнего Востока представителей народов Северного Кавказа, не смирившихся с поражением. Мухаджирами называли сподвижников пророка Мухаммада, ушедших с ним из Мекки в Медину в 622 г.

Переселение осетин в Турцию началось в середине XIX в. Оно происходило в три этапа. Первое незначительное переселение произошло в 1859 г. Тогда, главным образом, переселились некоторые привилегированные фамилии со своими крепостными-рабами [3, с. 175].  Главой этой партии мухаджиров осетин был дигорский баделят Алимурза Абисалов [6, л. 9]. С ним выехали Абисаловы, Тугановы, Кубатиевы, Кануковы, Кусовы, Козыревы.

Вторую волну эмиграции (1860-1861) возглавил куртатинский таубий Ахмет Цаликов. Тогда выехало 300-350 семей осетин, 90 из которых через некоторое время вернулось обратно. Выехали Цаликовы, Дударовы, Кануковы и др.

Третье самое крупное переселение осетин и других горцев состоялось в 1865 году. Под началом тагаурского алдара генерал-майора русской армии Муссы Кундухова в Турцию выселилось около 5 тысяч семей. Выехали Алдатовы, Есеновы, Кануковы, Кундуховы, Мамсуровы, Тхостовы, Дударовы и др.

По некоторым данным, к началу XX века в 5 вилайетах (административная единица в Турции) насчитывалось до 15 осетинских селений, в которых проживало до 3,5 тысяч человек [3, с. 175].  Прибывшие в страну и принявшие подданство Оттоманской империи наделялись землей, освобождались от поземельной и личной подати в течение 6 лет, если они водворены в Румилии, и в течение 12 лет, если они поселены в Азии; освобождались от военной службы или заменяли ее платой деньгами, румилийские - в течение 6 лет, а азиатские - в течение 12 лет [7, л. 5].

В «Условиях, установленных имперским правительством касательно поселения в Турции семейств, прибывающих из других государств и желающих в ней водвориться, принимая подданство Оттоманской империи» было сказано:

«Переселенцы не подвергаются никакому ограничению в исполнении обрядов исповедываемой ими религии.

Для их водворения выбраны будут самые плодородные и здоровые земли.

Поселенцы изъяты от всякой поземельной и личной подати в течение 6 лет, если они водворены в Румилии, и в течение 12 лет, если они поселены в Азии.

Они освобождаются от военной службы или заменяют ее платой деньгами, румилийские в течение 6 лет, а азиатские в течение 12 лет.

Всякое семейство, желающее отправиться в Турцию, должно иметь капитал на сумму около 337 руб. 50 коп. серебром.

Паспорта им будут выдаваться бесплатно всеми консулами оттоманскими. Необходимо за 2 месяца вперед уведомить имперское правительство для того, что бы оно имело бы время назначить в областях империи, избранных для их водворения, земли, удобные для раздачи поселенцам таким образом, что бы они по прибытии в Турцию не потеряли бы время и не подверглись лишениям» [6, л. 5].

Турецкий исследователь мухаджирства Рахми Туна называет несколько побудительных причин, которые привели к эмиграции горцев. В их ряду он ставит «внешний фактор». Автор описывает стратегические планы Османской империи по отношению к Кавказу. Ее целью являлось воссоединение с тюркскими странами Востока: «из Крыма пройти через Северный Кавказ в Астрахань и Казань, оттуда в Среднюю Азию, держать под контролем дорогу, по которой мусульмане совершают хадж, подчинить власти  такой важный город на берегу Каспийского моря, как город Астрахань, охватить Иран с северной стороны, чтобы успешно с ним бороться». Затем преградить русским дорогу на Кавказ, заставить кавказские народы признать господство Османской империи, распространить здесь ислам [1, с. 86].  

О военно-политических целях Турции писал и Р.У. Туганов [1, с. 87], исследовавший тему переселения черкесов Турцию. В своей работе он приводит воспоминания очевидцев тех событий, данные хроники периодической печати тех лет.

Россия, оказавшись в тяжелом положении по условиям Парижского мира, испытывала серьезные внутренние проблемы. Она  стремилась избавиться от «неспокойной» части населения, которая могла бы помешать распространению на Северном Кавказе ее политического и экономического влияния. На освободившиеся земли предполагалось заселить жителей внутренних губерний страны, а также казаков,  с целью создания здесь прочной опоры российской власти.

Кроме того, Турция нуждалась в храброй и отважной боевой силе, которую представляли кавказцы, для усиления своих границ и создания противовеса немусульманскому населению в некоторых областях империи, расселяя мусульман между христианскими народами по принципу «полосного поселения». Кроме того, это могло положительно повлиять на  внутреннюю безопасность государства, пополнение армии представителями  воинственных кавказских  народов, воспитанных в традициях мужества и преданности.

Другой причиной являлся религиозный фактор, т.к. «со временем Кавказ сделался ареной борьбы между исламом и христианством», а причина активности русских на Кавказе - их стремление его христианизировать. В этих условиях агитация и религиозная пропаганда, проводившаяся турецкими эмиссарами и поддерживаемая русскими агентами, достигла своей цели.  Призывы типа «Вера уходит из нашей страны, чем жить рядом с неверными, лучше жить и умереть среди своих единоверцев», «Нельзя жить в государстве неверных, с ними надо либо сражаться, либо уходить в мусульманские страны», «Переселение - это судьба», «Рай для мусульманина может быть либо в тени сабель, либо под сенью великого халифа всех правоверных» и др. сыграли свою роль, и тысячи кавказцев покинули свою родину.

Дядя Инала Канукова, майор по армейской кавалерии, убеждая своего брата уехать в Турцию, приводил такие доводы: «Что ты будешь делать здесь, когда один останешься среди русских?», «Что ты будешь делать, когда лучшие наши фамилии собираются в Стамбул, - а разве ты не из лучших?» [8, с. 211-212].     

В отношении начальника Терской области от 25 января 1866 г. начальнику Кавказского Горского управления было сообщение о задержании на Дарьяльской заставе турецкоподданных осетин, переселившихся в Турцию в 1860 году: Дзарахмета Цаликова, Гаце Цаликова, Гугу Карсанова, Кубади Албегова и кабардинца Схасова. При обыске у них были обнаружены 53 письма, из которых некоторые заключали в себе призыв к населению округов о переселении в Турцию.

Газета «Кавказ» за 1878 г. сообщала, что из Карской области, отошедшей к России по Сан-Стефановскому мирному договору, прибыла в Тифлис депутация осетин, представлявших переселенцев в Турцию 1860 года, в составе Касполата Туганова, Темир-Болата Канукова, Умара Абисалова и Магомета Хосонова, которые сообщали, что «осетины переселились в Турцию со своими рабами и крепостными, сохранив их в полной зависимости от себя» [4].  

Потомки осетинских мухаджиров и на новом месте старались сохранить свои национальные и сословные традиции. Многие офицеры русской службы поступили служить в турецкую армию. Сохранился список нескольких выезжавших из Осетии в Турцию в 1865 г. представителей тагаурских алдар, который интересен содержащейся в нем генеалогической информацией - фамилиями и именами членов семей, а также именами выезжающих с ними холопов:

1. Кундухов Мусса, жена его Кошерхан, сыновья Асланбек и Хаджи-Бекир, племянники - Хазби, Хаджи-Умар, Хани и мать их Лезинка. Брат его Афако с женой Фардауз, сыном Хаджи-Муратом и дочерьми - Гутаз, Минат и Паша. С ними выехали 19 душ крестьян.

2. Тхостов Иван, жена его Арукыз, сестра Залика, сыновья - Джанбулат, Аслам-Мирза, Камбулат, Тотраз, дочери - Казмет и Казикыз. Жена Тотраза - Дзан, дети его: Абубекир, Госерхан и Хуте.

3. Тхостов Цомак, его жена Хани, дочь Чобан.

4. Тхостов Эльмурза, его жена Фатимат, сыновья - Беслан и Ислам.

5. Есенов Мисирко, его жена Асият, сын Эльбуздуко и племянник Салим-Гирей. А также номылус Магди ее дети - Кавди, Мисерби и Даурбек.

6. Кундухов Каспулат, его жены -  Насипхан и Дзан, сыновья, Камбулат, Бимбулат, Мурзабек, Кази-Магомет, Иналук, дочери - Чабахан, Бабух, Газыга, Лана.

7. Дударов Татархан, его жена Минат, сыновья - Канимет, Хазимет, Магомет, Ахмет и дочь Дзго, брат Хатажуко, а также кавдасард Даут.

8. Мамсуров Ельзарко, его мать Шахар и брат Чаго.

9. Мамсуров Бат-Гирей, его мать Хум, сестры - Буту и Хани. Кавдасард его Коки.

10. Кундухов Пшимахо, его мать Хуха, жена Госага, дочь Чабахан, сестра Шахар и брат Асламурза. Кавдасард его Савкуц.

11. Мамсуров Кази-Магомет, его мать Дзато, жена Дзиза, дочь Гасана, двоюродные братья - Темирболат и Канболат, мать их Каха. Холопы их Тума и Татархан и кавдасард Ахсар.

12. Алдатов Эльмурза, его мать Дзан, жена Залихан, сын Кавдын, братья - Эльберд, Мурзабек, Заурбек. Номылус Тамар, холопы - Магомет, Ибрагим, Паго.

13. Кундухов Джамбулат, его жена Зали, сыновья - Камбулат и Магомет, дочери - Салимат и Хамисат.

14. Кануков Темир-Болат, его мать Кизмида, жена Цизга, дочь Госамахо.

15. Кундухов Татархан, его мать Айса, жена Госка, сын Магомет, сестра Налкиз, братья - Темуркан, Ислам, Темурко.

16. Кануков Девлет-Мурза, его мать Ченды, жена  Госа, сыновья - Мусса, Знаур, Иналды, Хаджи-Бекир, дочери - Лезинка и Фатима, сестра Фатима, братья - Коцур, Афако, дядя Смаил, его жена Гутаз.

17. Мамсуров Батал, его жена Берса, сыновья - Темир-Султан и Крым-Султан, дочь Годаци. С ними выехали кавдасард Ахсар с женой Боба и матерью Аста, его брат Азамат и сестры - Дзажи и Начи.

18. Кундухов Джамбот, его жена Фатимат, сын Заурбек, дочь Нахо.

19. Кундухов Сослан-Гирей, его мать Зали, брат Абаз-Гирей, сестры -  Арукиз и Госишах, племянники - Иналук и Джанхот.

20. Кундухов Ислам, его жена Хуре, сын Магомет.

21. Кундухов Али, его мать Чензе, жена Фердауз, брат Агубекир. Кавдасард Магомад.

22. Кундухов Уважико, его жена Гуати, сын Индрис, дочь Салимат. Кавдасард Самыр, жена его Гусини.

23. Кундухов Габа, жена его Шашинка, сыновья его: Эльмурза, Тасолтан, Кази-Магомет, Хаджи-Умар. Дети Хаджи-Муссы: Хуйман и Уруц [5, с. 325-326].

В начале ХХ в. исход осетин в Турцию продолжился. Связано это было с событиями  I мировой и Гражданской войн, а также Октябрьской революции 1917 г. В эмиграции этого периода приняли участие в основном представители знатных осетинских фамилий. Спасая свои семьи от красного террора, они были вынуждены искать новое место жительства и, зная, что в Турции у них есть родные, устремились именно туда.

Эмигрировали из Осетии в Турцию не только этнические мусульмане. В годы гражданской войны на Кавказе в Турцию вместе с сыном эмигрировал известный юрист Измаил Васильевич Баев [2, с. 39], имевший диплом II степени юридического факультета Императорского Московского университета [9, л. 185], который происходил из известной и уважаемой в Осетии семьи.  

В результате всех этих миграционных процессов некоторые осетинские фамилии сегодня можно встретить только за пределами Осетии. К примеру, баделята Битуевы, гагуата Асеевы и Кануковы, царгасата Зекеевы, тагиата Кундуховы.

В 1868-1870 гг. XIX в. только  в районе г. Саракамыш  Карской области Османской империи было 8 осетинских селений. В настоящее время не осталось ни одного. Три из них: Хамамлы, Ханчарлы и Каракурт были куплены переселенцами за золото у довольно состоятельной турецкой фамилии Хатун-оглы, на землях которой располагалось около 80 селений. После того как  Карская область отошла к России, некоторые жители этих селений  ушли в глубь Турции, в район г. Ахлат, где основали с. Хулик. Там поселились такие фамилии, как Абисаловы, Битуевы, Ельбиевы, Зураповы, Кануковы, Кубатиевы, Кундуховы, Куцуковы, Кантемировы, Левановы, Тугановы. В селениях  Акчеваран, Верангази, Симо, Караоглы, Хамза-шейх, Когос, Сардаут проживали Албеговы, Батиаевы, Кусовы, Накусовы, Хосоновы, Цахиловы и др.

В 1934 г. в Турции был введен закон о фамилиях. Осетинам, как и всем кавказцам, было запрещено носить нетурецкие фамилии. Им для этого даже был предложен перечень турецких имен, из которого можно было выбрать себе новую фамилию. Вводя этот закон, правительство Турции преследовало цель лишить кавказцев и представителей других национальностей своих исторических корней. Но, несмотря на запрет, многие взяли в качестве фамилии имя своего деда или прадеда. Так, например, Абисаловы носят  фамилию Arpat, по имени одного из своих предков, часть Кубатиевых - Aytek, по имени своего прадеда, а некоторые из Кануковых взяли фамилию Tekay, которая является производным от имени Тага - родоначальника тагаурских алдар тагиат, Дударовы носят фамилию Yilal, так звали предка фамилии Дударовых. С недавнего времени наши соотечественники получили возможность вернуть свои настоящие фамилии, и многие уже воспользовались этим. Так, Асеевы, носившие фамилию Akman, в настоящее время пишутся Asetey. Но не все фамилии были заменены. Многие осетины, особенно те, чьи фамилии имели тюркскую этимологию, изменили лишь их окончание. Это Кантемировы - Kandemir, Тугановы - Tugan, Кубатиевы - Kubat, Кундуховы - Kunduh и т.д. Менялись и имена. Переселенцы с кавказскими национальными именами брали себе имена, распространенные в то время в Османской империи.

В настоящее время в Турции проживают представители примерно 150 осетинских фамилий, представляющих все четыре основных общества Осетии - Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское.

Заслугой наших соотечественников, покинувших Кавказ в XIX - начале XX веков, является то, что они сохранили свои фамильные предания, помнят свои родовые тамги, знают и поддерживают родственные отношения, бережно хранят старинные фотографии, многие из которых еще привезены с Кавказа, создают семейные архивы. Все это, несомненно, способствует сохранению исторического наследия и развития исторической памяти.  

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-04-18033.

Рецензенты:

Канукова З.В., д.и.н., профессор, директор СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ;

Айларова С.А., д.и.н., профессор, зав. отделом истории, СОИГСИ им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А., г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Марзоев И.Т. ЭМИГРАЦИЯ ОСЕТИН В ТУРЦИЮ В СЕРЕДИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21168 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074