Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗ ПЕДАГОГА МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ

Пазекова Г.Е. 1 Митина Т.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
В данной статье с учетом проведенного теоретико-методологического анализа научной литературы рассматривается проблема международного образования и личности педагога школы международного типа. Представлены типы образования в проявлении глобализационных процессов: транснациональное образование и международное образование. Показана актуальность изучения имиджа педагога-фасилитатора как ключевой фигуры образовательного процесса школ международного типа. Показан подход российских психологов на проблему имиджа личности и сравнительный анализ профилей личности педагогов разных типов школ. Определена комплексная технология оптимизации процесса развития профессионально и личностно важных качеств педагога международной школы; предполагает наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности, характерных для педагога-фасилитатора. Организованное психолого-акмеологическое сопровождение деятельности педагогов школ международного типа представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа и развития их личностных профессионально важных качеств.
глобализация образования
международное образование
педагог-фасилитатор
профиль личности педагогов разных типов школ
1. Бодалев А.А. Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы // Развитие социально-перцептивной компетентности личности: материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева (Москва, сентябрь 1998 г.). – М.: Луч, 1998. – С. 9-11.
2. Кулибаева Д.Н. Методологические основы управления образовательной системой школ международного типа. – Алматы, 2006. – С.7-9.
3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы). – М.: Дело, 2004. – С.35-38.
4. Пазекова Г.Е. Профессионализм педагога и гармонизация личности. – Ульяновск: Мастер-студия, 2012. – С.90-93.
5. Психология изучения личности: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. – С.128-131.
6. Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. 3. – Казань, 2010. – С.67-70.
7. Braaten L.J. The Effects of Person-Centered Group Therapy // Person-Centered Review. Vol. 4, no. 2, May 1989. 183-209.

В условиях глобализации образования и государственной политики вхождения в мировое образовательное пространство стало закономерным создание школ международного типа с системой образования, интегрирующей национальную и международную модели образования. Следовательно, актуальной и правомерной является исследование образа учителя международной школы и специфики его профессионально-личностного портрета.

В практической психологии в последнее время одним из актуальных направлений становится имиджелогия. Однако в основном эта область психологии развивается в сфере политики и бизнеса. На сегодняшний день исследований по имиджу явно не достаточно для того, чтобы представить себе полную картину состояния этой проблемы как среди педагогов школ, так и среди преподавателей высшей школы.

Известно, что в структуру имиджа входят такие составляющие, как внешний и внутренний имидж, которые взаимосвязаны между собой. Внутренняя составляющая включает в себя интеллект, социальный опыт, интересы личности, эрудированность. Всё это проявляется в поступках, речи, во всей деятельности человека.

Кроме того, выделяется процессуальная составляющая – то, как человек делает что-нибудь, насколько он энергичен, какие эмоции преобладают в общении. Эти три важные составляющие соединяются в ядро имиджа.

Если говорить об имидже педагога, то в течение многих десятилетий представления о его личности на самом деле были описанием авторитарного учителя. Имидж авторитарного педагога и в педагогике, и в психологии прописан достаточно подробно. Среди основных характеристик такого педагога – позиция психологического превосходства, ригидность, частое использование психологических защит и другое.

Обращение к известной структуре имиджа педагога в американской психологии, по исследованиям Л.М. Митиной, то практически все его основные характеристики (высокая самооценка, позитивное отношение к жизни, вера в добро, умение чувствовать сопричастность к происходящему, умение меняться и рисковать) можно отнести и к личности педагога-фасилитатора [3,5].

Что собой представляет учитель-фасилитатор? Он понимает и безоценочно принимает внутренний мир своих учеников; ведет себя естественно, в соответствии со своими взглядами и чувствами, а не прячется за различными должностными масками; к школьникам относится доброжелательно, будучи уверенным в возможностях и способностях каждого ученика; стимулирует и активизирует осмысление, учение и свободное развитие личности, познавательные мотивы школьников, их любознательность. Учитель-фаcилитатор поддерживает групповые формы работы учащихся, представляет им разнообразный учебный материал. Овладение мастерством педагога-фасилитатора связано прежде всего с постоянным личностным ростом самого учителя, а не только с овладением содержания учебного предмета и современными методами его преподавания. Сказанное предполагает принятие учителем таких ценностей, как убеждение в достоинстве личности каждого ученика, значимости возможностей свободного выбора, самосовершенствования, ответственности за свое поведение, радостного и творческого учения.

В психолого-педагогической литературе сегодня достаточно активно разрабатывается проблема личности и профессионализма педагога, ориентированного на гуманистическое общение, диалог с учащимися. Многие исследователи, такие как Л.А. Петровская, А.К. Маркова, А.К. Болотова, Л.Ф. Обухова, Н.Ю. Синягина и др., говорят в этой связи о новом типе педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, педагоге-фасилитаторе, выделяя целый ряд его характеристик [1,2,7].

Результаты проведенных нами исследований профессионально-личностных качеств педагога показали, что специфика личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, его первостепенная ориентация на развитие личности ребенка предъявляет к нему определенные требования.

Выявлено, что важными, доминантными и необходимыми качествами такого педагога являются качества, составляющие гуманистический потенциал учителя – высокий интеллект (84,6 %), знание возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов (76,7 %), умение реализовать полисубъектные отношения (86,6 %), конструктивное взаимодействие (54 %), принятие себя и принятие других (66,8 %), эмпатичное понимание (42,2 %), открытость, искренность в общении (48,4 %). Среди других не менее значимых качеств – уверенность в себе, раскрепощенность.

При анализе самооценки обнаружено доминирующее положение личностных характеристик над профессиональными, при этом большинство педагогов относятся к себе весьма критично и зафиксировано, что учитель, ориентируясь на внешнюю оценку, перестает быть для себя авторитетом.

Сравнительный анализ профилей педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход, и учителей традиционных школ показал, что в профиле педагога, реализующего личностно ориентированный подход, явно выражены «творческость», «принятие другого», «сопереживание», «доброжелательность». Лишь такое качество как «деловитость» в профилях педагогов экспериментальной и контрольной групп представлено практически одинаково.

Сравнительный анализ профилей педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход, и учителей традиционных школ

О том, каким должен быть имидж педагога гуманистического плана и психологи, и учителя, преподаватели, и учащиеся, и родители как субъекты учебно-воспитательного процесса имеют представление. На основе их описаний мы составили структуру имиджа педагога, которого все чаще называют педагогом-фасилитатором.

Исследования в данном направлении ведутся нами с 2002 года. Нами разработана и апробирована на практике комплексная технология оптимизации процесса развития профессионально и личностно важных качеств педагога международной школы [4,6]. Профессионально-важными качествами, оцениваемыми с помощью психодиагностики, положенными в основу работы по оптимизации процесса развития профессионализма педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, выступали:

  • положительная мотивация и активная установка на добросовестное выполнение своих служебных обязанностей;
  • ответственность, самоконтроль и организованность;
  • готовность к сотрудничеству и совместной работе, конструктивному взаимодействию;
  • познавательная активность и достаточный уровень развития интеллекта;
  • эмоциональная зрелость, способность принимать решения в сложных ситуациях;
  • перспективное прогнозирование;
  • тенденция к доминированию (лидерские качества, способность убеждать);
  • высокая мотивация достижения успешных результатов;
  • коммуникативные качества.

Уровень выраженности показателей ПВК определялся 5-ю критериями:

1) очень низкий уровень;

2) низкий уровень;

3) средний уровень;

4) высокий уровень;

5) весьма высокий уровень.

Как известно, важным элементом в психодиагностике профессионально важных качеств являются подтверждающие и дополняющие методики. В используемом нами подходе степень выраженности каждого ПВК подтверждалась и дополнялась хотя бы дважды остальными методиками по принципу дополнения, подтверждения и уточнения психодиагностических показателей.

Изучение, например, ценностных ориентаций педагогов, реализующих личностно ориентированный подход, показало, что наиболее ценными для них выступают «развитие личности» – 42,5 %, «возможность творческой работы» – 48,6 %, «возможность профессионального общения» – 56,2 %, «возможность обменяться опытом и узнать новые методы работы» – 42,5 %, «возможность приобретения новых друзей» – 33,7 % и др. Именно эти ценности по результатам нашего опроса являются основными более чем для половины опрошенных педагогов (56,2 %). У всех опрошенных педагогов более выражена направленность на дело.

Кроме того, у всех опрошенных педагогов, реализующих личностно-ориентированный подход, оцененных экспертами как успешные, на первое место выступает ценность «обеспечение возможностей профессионального роста».

Оказалось, что педагогов, реализующих личностно ориентированный подход, характеризует повышенная эмоциональность (отмечено у 78,6 % принявших в исследовании педагогов), при этом многих педагогов эмоциональное напряжение заставляет мобилизовать свои внутренние ресурсы, повысить уровень активности (56,4 %). Достаточно высок, хотя значительно ниже, чем в контрольной группе, у таких педагогов и уровень беспокойства, тревоги (27,8 %), от которой они избавляются разными способами – конструктивными – одна треть педагогов, неконструктивными более половины опрошенных, остальные выбирают способ ситуативно.

Психодиагностика не производится как разовая операция и предполагает проведение специальной коррекционной работы.

Это еще одно продуктивное направление развитие профессионализма педагога, которое включает формирующе-развивающие и корректирующие технологии, позволяющие развивать коммуникативные, организационные, управленческие, педагогические, аналитические, гностические умения и навыки, состоят из психолого-акмеологических индивидуальных, групповых тренингов, семинаров-практикумов, деловых и организационно-деятельностных игр и др.

Основная цель этого направления заключается в развитии рефлексивного компонента воспитательной деятельности работников – осознании своих возможностей, наиболее оптимальных с точки зрения личностных особенностей сфер приложения педагогической активности.

Следующим перспективным направлением психологической работы по развитию профессионализма педагога может выступить оценка уровня его психолого-педагогической компетентности при помощи специально подготовленного опросника.

Анализ результатов опроса показал, что высокий уровень психолого-педагогической компетенции присущ 76,1 % педагогов, реализующих личностно ориентированный подход. 7,2 % опрошенных показали низкий, а 16,7 % средний уровни психолого-педагогической компетентности. При этом важными показателями уровня психолого-педагогической компетентности педагога являются уровень образования, профессиональный опыт, победа на профессиональных конкурсах, а также установка на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и в общекультурном и в личностном плане, и умение самоорганизоваться.

В целом, можно отметить, что чем выше уровень психолого-педагогической компетентности педагога, тем адекватнее цели и выше уровень позитивной оценки качества решаемых педагогических задач. Примечательно, что большинство опрошенных нами педагогов основные трудности видят в себе, в недостаточных собственных знаниях, умениях, навыках практической деятельности, в недостаточном понимании ситуации и неумении найти быстрое и правильное ее решение.

Важным направлением развития профессионализма педагога, реализующего личностно ориентированный подход, выступает психолого-педагогическое просвещение. Главная цель психологического просвещения заключается в устранении имеющегося дефицита психологических знаний, умений, навыков, необходимых работникам для успешной воспитательной деятельности, развития ее гностического компонента.

В этом плане психолого-акмеологическое сопровождение направлено на:

  • знакомство с результатами новейших педагогических и психологических исследований;
  • формирование потребности в психологических знаниях и желание их использовать в практической и, прежде всего, педагогической деятельности;
  • овладение навыками психологической саморегуляции в целях повышения эффективности профессиональной деятельности.

Одним из возможных вариантов практического решения указанной проблемы может стать психоконсультирование, а также тренинги конструктивного взаимодействия и формирования индивидуальной «Я»-концепции педагога, целью которых является показать, что иногда трудности воспитательно-образовательной работы идут от недостаточного знания и понимания педагогом своих профессиональных и личностных качеств. Тренинговая работа поможет педагогу выйти на уровень осознания личностно-профессиональных проблем, будет способствовать развитию потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.

Психологическая консультация направлена на выработку специальных рекомендаций для педагогов, обеспечивающих раскрытие их творческого потенциала, создание комфортных условий их деятельности, восстановление психологического ресурса, построение индивидуальных программ личностно-профессионального развития и траекторий личной карьеры.

Консультирование касается аспектов психологического содействия при решении проблем в психологически сложных ситуациях (конфликты, межличностные отношения и др.). В ходе психологической работы по консультированию целесообразны как групповые, так и индивидуальные консультации, проведение специальной работы по обучению основным приемам психологической защиты и конструктивного общения. Как показал анализ 330 часов индивидуальных консультаций педагогов за 2000 год, в настоящее время достаточно острую психологическую проблему представляют различные проблемы, связанные с социально-экономической ситуацией в стране, различные страхи и тревога, порождаемые этой ситуацией, страх за будущее свое и своих близких, повышенная эмоциональная возбудимость и наличие симптомов хронической усталости.

Гибкость системы психодиагностики и методики, используемые в психологическом анализе личности, позволяют диагностировать те качества, которые должны обеспечить профессиональную направленность их деятельности.

Таким образом, среди основных путей развития профессионализма педагога, реализующего личностно ориентированный подход в образовании, педагога-фасилитатора продуктивными выступают как традиционная, так и специально проводимая работа по психолого-акмеологическому сопровождению развития личности педагога и его профессионализма в целом.

Организованное психолого-акмеологическое сопровождение деятельности педагогов-фасилитаторов представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа и коррекции их профессионального и личностного развития, включает в себя диагностику индивидуальных психических качеств, направленную на создание у учителя целостного представления о своих профессиональных и личностных качествах с целью необходимой коррекции своего поведения; психолого-педагогическое просвещение и консультирование по устранению имеющегося дефицита психологических знаний, умений, навыков, необходимых для успешной воспитательной деятельности, развития ее гностического компонента; развивающую и корректирующую работу, направленную на развитие коммуникативных, организационных, педагогических навыков, состоящих из индивидуальных (SELF-тренинг) и групповых тренингов конструктивного взаимодействаия и формирования индивидуальной «Я»-концепции педагога, направленных на приобретение компетентности, грамотности в общении, на лучшее понимание себя и других, на точную самооценку.

Перспектив в исследовании проблемы имиджа педагога-фасилитатора достаточно много. Имеется реальная возможность построить стратегию эмпирического и теоретического исследований по вышеуказанной проблеме.

Рецензенты:

Донина О.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск;

Бальскин М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры физической культуры ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Пазекова Г.Е., Митина Т.С. ОБРАЗ ПЕДАГОГА МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21124 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674