Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Омельченко Е.А. 1 Зверкова А.Ю. 2
1 ООО «Центр содействия развитию научных исследований»
2 ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Представлен авторский взгляд на здоровьеориентированное образование, проанализирован один из вариантов подготовки студентов педагогического вуза к его реализации на предмет выяснения характеристик, которые складываются при этом в культуре самовыражения будущих педагогов. На уровне бакалавриата внимание акцентировано на следующей последовательности действий, позволяющих студентам обрести необходимые профессиональное компетенции: знакомство с возникновением здоровьеориентированного образования, открывающее способы социально приемлемого самовыражения; «погружение» в содержание педагогики здоровья, сопровождающееся активной самоорганизуемой деятельностью студентов по осмыслению сути феномена «здоровье», что создает основу для грамотного выстраивания как своего собственного самовыражения, так и содействия самовыражению детей; формирование у бакалавров базовых практических умений и навыков в области реализации здоровьеориентированного образования с активным вовлечением в самоорганизуемую деятельность – источник становления характеристик культуры самовыражения; рефлексивная деятельность, ведущая к оцениванию приемлемости имеющегося у педагога уровня культуры самовыражения или к изменению ее характеристик. На уровне магистратуры содержание названных действий углубляется и расширяется, дополняясь обеспечением реализации и координации действий субъектов педагогического процесса по созданию условий для осуществления здоровьеориентированного образования, что позволяет имеющиеся характеристики культуры самовыражения дополнить теми, которые свойственны более высокому уровню педагогической деятельности – управленческому. Материал статьи может быть использован для дальнейшего изучения вопросов культуры самовыражения педагогов и реализации ими здоровьеориентированного образования.
характеристики культуры самовыражения
культура самовыражения
здоровьеориентированное образование
здоровье
студенты педагогического вуза
1. Абаскалова Н. П., Ирхин В. Н., Маджуга А. Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. – Стерлитамак: Фобос, 2014. – 242 с.
2. Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – Л.: Наука, 1987. – 125 с.
3. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
4. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 25-29.
5. Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов вуза в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126-128.
Современное образование характеризуется повышенным вниманием к вопросам сохранения здоровья человека, требуя от педагогов умения соответствующим образом выстраивать свою профессиональную деятельность, т. е. наличия готовности на практике осуществлять здоровьеориентированное образование. В рамках изложения материала статьи под здоровьеориентированным образованием мы понимаем таким образом организованную педагогическую систему внутри образовательной организации, которая позволяет обеспечить участников образовательного взаимодействия средой, укрепляющей и поддерживающей имеющийся потенциал здоровья, наряду с этим, помогая приобрести опыт разнопланового освоения культуры здоровья, создавая условия для демонстрации элементов ведения здорового образа жизни как в учебной деятельности, так и в системе дополнительного образования.

Следовательно, обучение в вузе необходимо ориентировать на приобретение будущими педагогами компетенций, позволяющих успешно осуществлять поддержку и укрепление здоровья детей, приобщая их к ведению здорового образа жизни и освоению доступных им по возрасту элементов культуры здоровья. Если придерживаться взгляда на компетенции как результат обучения, то обращает на себя внимание их зависимость от внутренних особенностей субъектов педагогического процесса в вузе - студентов и преподавателей. Одно из ведущих мест среди этих особенностей занимает стремление к самовыражению, состоящее в желании человека продемонстрировать другим людям значимые для него индивидуально-личностные характеристики с тем, чтобы создать определенное представление о себе, реализовать, познать себя. Основной целью самовыражения является представление другим людям того, что ценно, важно, значимо для личности.

Сказанное подчеркивает актуальность обращения в педагогике к проблематике самовыражения, создания для этого условий и содействия соответствию самовыражения как внутренней сущности личности, так и требованиям культуры, т. е., чтобы обучающийся, получая образование того или иного уровня, формировал у себя необходимый для полноценной жизни в социуме уровень культуры самовыражения. В нем найдут свое отражение и воплощение особенности, способы, результаты деятельности, которую самостоятельно организует и выполняет субъект самовыражения (самоорганизуемая деятельность), придерживаясь своих индивидуально-личностных характеристик и ориентируясь на культуру общества.

Кроме того, вопросы, связанные со здоровьем и его сохранением, должны постепенно становиться актуальными как для повседневной жизни будущих педагогов, так и для осуществления профессиональной деятельности. Создающиеся в последние годы в России большие по числу воспитанников, обучающихся, педагогов, по структуре управления, по системе взаимодействия между субъектами педагогического процесса образовательные холдинги требуют особого внимания в плане разработки подходов, способов, форм, методов и создания условий для организации в них и с их помощью здоровьесбережения. Увеличение контингента детей, педагогов и обслуживающего персонала в образовательной организации приводит к укрупнению ресурсов, позволяя коллективу и каждому педагогу реализовывать определенные свои возможности, использовать новые формы работы и способы взаимодействия. Вместе с тем такое положение вещей ухудшает внутреннюю координацию в образовательной организации, в частности, управление таким традиционным инструментом, как, например, «Программа "Здоровье"», реализуемая во многих детских садах, школах, ССУЗах и вузах нашей страны.

Кроме того, педагогам сложнее в больших коллективах выразить себя, найти признание среди коллег из-за возросшей конкуренции и большого количества путей, по которым можно в этих условиях двигаться. Все это способно привести к дезориентации, возникновению непонимания специфики самовыражения в этих условиях. Следствием описанного положения вещей может быть дискомфорт при выполнении профессиональных обязанностей, полное нежелание их исполнять и даже уход из профессии. Чтобы избежать такого негативного разворачивания событий, будущих педагогов нужно в вузах готовить к преодолению данной трудности. Опишем один из таких вариантов на примере подготовки к реализации здоровьеориентированного образования. Учтем при этом показанный нами ранее факт о том, что в предоставляемых студентам вуза возможностях для самовыражения должны быть условия для получения ими личностно значимых результатов, в которых и с помощью которых они могли бы быть поняты, услышаны, приняты, по достоинству оценены [5].

Отметим, что, в первую очередь, студентов-бакалавров стоит ознакомить с историей, предпосылками появления такого образования, указав на его «вырастание» из педагогики здоровья, возникшей из межпредметной научной области «Валеология». Затем стоит охарактеризовать современное состояние названных наук, обратив внимание на возможности использования полученных ими сведений о здоровье для работы с детьми, например, в детском саду. На этом шаге положительно влияют на студентов примеры самовыражения ученых, внесших вклад в развитие здоровьеориентированного образования. Это создает условия для постепенного формирования в поведении обучающихся профессионально и личностно приемлемых способов, средств, форм самовыражения.

С традиционной точки зрения, валеология (от лат. valeo - здравствовать, греч. logos - учение) - наука о здоровье [2]. Объектом ее изучения является здоровый человек, предметом - индивидуальное здоровье, резервы здоровья человека, здоровый образ жизни. Ядром исследований валеологии стало отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности. Исходя из того, что педагогика здоровья и педагогическая валеология синонимичные понятия, представляющие собой часть общей педагогики, первую можно считать отраслью педагогики [1], изучение содержательных основ которой является следующим шагом в рассматриваемой нами подготовке.

На этом этапе считаем важным организовать самостоятельную работу студентов по освоению профессиональной деятельности в области реализации здоровьесберегающего образования, предполагающую осознание ими различных аспектов понимания категории «здоровье». Например, если здоровье рассматривать как нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, то студенту нужно включиться в освоение знаний о физиологических особенностях детского организма и умений по различению соответствующих возрастных норм, что позволяет педагогу выстраивать грамотно свое самовыражение и содействовать самовыражению детей, максимально следуя за особенностями их развития.

Второй возможный взгляд на здоровье как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой требует от будущих педагогов освоения умений обеспечивать комфортную для здоровья среду в группе или классе. Формирование этого умения в вузе благоприятно скажется на приобретении студентами положительных характеристик культуры самовыражения. Ведь для педагога важно уметь в самовыражении ориентироваться не только на свои желания и стремления, но и на окружающий мир, на других субъектов педагогического процесса. Такое внимание к внешнему миру будет воспринято представителями подрастающего поколения, как минимум, в качестве одного из вариантов самовыражения, а как максимум - в качестве образца для подражания.

Еще один подход к осмыслению сути феномена «здоровье» состоит в его понимании как способности к адаптации. Это выводит на необходимость соприкосновения в сознании студентов знаний о факторах, вызывающих стресс, и способах адекватного преодоления нарушений адаптации личности, в частности, детей к условиям детского сада, первоклассников - к школьному обучению, учеников пятого класса - к системе среднего общего образования, студентов - к условиям и требованиям, например, профессиональной подготовки. Успешное осмысление названного аспекта здоровья позволяет будущим педагогам лучше ориентироваться в потребностях детей и своих собственных при адаптации к новым условиям, а, следовательно, приспосабливаться к ним, выражая себя соответствующим, адекватным ситуации способом.

На описанной основе можно переходить к следующему шагу в подготовке будущих педагогов к реализации здоровьеориентированного образования. Он состоит в создании условий для формирования у обучающихся ключевой компетенции «быть здоровым» [4], подразумевая их включение в самоорганизуемую деятельность. Следствием этого станет обретение студентами положительных характеристик соответствующей культуры во время обучения в педагогическом вузе. Здесь формируется базовый уровень названной компетенции, который обеспечивает применение бакалавром необходимых в ежедневной педагогической деятельности средств, способов, форм поддержки и укрепления здоровья детей с учетом как самовыражения педагога, так и предоставления им возможностей самовыражения детям.

Этот шаг в подготовке педагогов является основным, наиболее продолжительным по времени. При его реализации студенты «погружаются» в атмосферу педагогической деятельности, постепенно приобретая необходимые им профессиональные умения и навыки, способы самовыражения.

Следующий шаг в рассматриваемой подготовке может сопровождать каждый из уже описанных ранее. Он состоит в применении на практике того, что студенты освоили в стенах вуза. Здесь самое большое число возможностей для самовыражения и становления культуры самовыражения. На этом шаге  в целом происходит ориентирование бакалавров в области педагогики здоровья применительно к выбранному профилю высшего образования (например, «дошкольное образование»), обеспечивая их базовым набором умений реализовывать здоровьеориентированное образование в детском саду.

Завершающим шагом в описываемом нами процессе подготовки бакалавров к реализации ими здоровьеориентированного образования, является рефлексивно-оценочная деятельность, направленная на осмысление самовыражения в процессе реализации здоровьеориентированного образования, форм, методов, способов самоорганизуемой деятельности, которые при этом применяли, реакций других субъектов педагогического процесса на особенности их действий. Следствием этого станет основа для коррекции самовыражения, являющаяся предпосылкой становления характеристик культуры самовыражения педагога более высокого уровня.

После этого, при необходимости, самоорганизуемая деятельность бакалавров может быть направлена (на более высоком уровне) на любой из перечисленных шагов подготовки с тем, чтобы максимально полно соответствовать требованиям стандартов высшего образования и отвечать реализации потребности в самовыражении.

Затем подготовка будущих педагогов к реализации здоровьеориентированного образования переходит на второй уровень высшего образования - в магистратуру. В этом случае речь идет о повышенном уровне освоения ключевой компетенции «быть здоровым» как профессионального умения педагога/воспитателя обеспечивать реализацию элективных курсов, дополнительных образовательных программ для воспитанников детских садов или школьников. Магистратура, например, профиль «Здоровьесберегающее образование» (ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», с 2011 года) предлагает глубокое изучение вопросов педагогики здоровья, реализации образовательного взаимодействия субъектов в области освоения культуры здоровья и здорового образа жизни.

Все эти вопросы позволяют магистрантам сформировать элемент мировоззрения, который будет оказывать влияние на их самовыражение в ситуациях, связанных со здоровьесбережением, внося свой вклад в набор характеристик культуры самовыражения педагогов. Квалификация «магистр» обеспечивает умениями конструирования и управления здоровьеориентированным образованием в разных плоскостях, позволяя эффективно реализовывать программу «Здоровье» в образовательной организации или координировать соответствующую деятельность через созданный ресурсный центр содействия укреплению здоровья. В данном случае можно говорить о появлении в культуре самовыражения магистров характеристик, отражающих их самовыражение в управленческой деятельности. К ним можно отнести, например, самовыражение с ориентацией на предоставление в деятельности других педагогов-исполнителей (реализаторов) возможностей для самовыражения.

Управление здоровьеориентированным образованием в организации требует от магистров умений осуществлять воздействие на систему взаимосвязанных элементов, составляющих программу «Здоровье». Повышенный уровень владения ключевой компетенцией «быть здоровым» как профессиональным навыком представляет собой взаимосвязь знаний по образованию в области культуры здоровья, внедренную в программы воспитания и социализации, а также интеграцию в учебные дисциплины обязательного содержания, посвященного вопросам здоровьесбережения. Владение содержанием педагогики здоровья позволяет магистру успешно конструировать разноплановые программы элективных курсов или соответствующие модули дополнительного образования, что открывает возможность педагогам достаточно полно выразить себя, продолжая «наполнять» собственную культуру самовыражения «управленческими» характеристиками. В частности, это касается разработки программ с вариативными видами деятельности по ее освоению, создавая одно из условий, в которых субъекты педагогического процесса, занимающиеся по ней, смогут себя реализовать, выразить.

Важным аспектом повышенного уровня владения ключевой компетенцией «быть здоровым» является самоопределение магистра в пропорциональности сочетания в мероприятиях по реализации программы «Здоровье» физической, психической и духовной составляющей феномена здоровья. Через выбор содержания элементов такого содержания магистр также имеет возможность выразить себя.

Здоровьеориентированное образование, как и само понятие «здоровье», несет в себе совокупность переменных, делающих как его изучение, так и реализацию полезным для самовыражения личности. Профессиональное освоение повышенного уровня владения ключевой компетенцией «быть здоровым» предполагает рефлексию в пространстве альтернативных взглядов на сам феномен здоровья человека и, как следствие, на способы организации мероприятий по формированию здорового образа жизни. Это создает условия для самовыражения магистров, для закрепления в их поведении определенных устойчивых характеристик, которые будут присущи культуре самовыражения.

Сделать это можно, например, опираясь на сформулированные О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым, альтернативы [3]. Концепция устойчивых социокультурных представлений о здоровье подразумевает личностный выбор и самовыражение человека внутри взаимоисключающих эталонов: а) античный (здоровье как внутренняя согласованность). Такой взгляд позволит педагогу и другим субъектам образования выражать себя, исходя из своих внутренних особенностей, находясь в гармонии с внешним миром;  б) адаптационный (здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде); в) антропоцентрический (здоровье как всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности). В рамках нашего исследования культуры самовыражения именно такой эталон здоровья позволяет человеку максимально полно раскрыть свои способности и возможности, в том числе в профессиональной педагогической деятельности, способствуя становлению в культуре самовыражения устойчивых характеристик.

Самоидентификация с доминирующим у магистра эталоном здоровья позволяет осуществлять самовыражение на высоком уровне и избежать однобокости в разработке мероприятий здоровьеориентированного образования, т. к. большое количество их участников изначально требует наличия различных направлений ведения здорового образа жизни.

На основе всего сказанного можно сделать вывод о том, что в ходе подготовки будущих педагогов к реализации здоровьеориентированного образования в их культуре самовыражения постепенно складываются следующие характеристики: а) умение в собственном самовыражении исходить из знаний о физиологическом развитии детей, предоставляя им возможность выразить себя в наиболее приемлемых для уровня их развития формах; б) умение ориентироваться в процессе самовыражения на окружающий мир; в) самовыражение с использованием способов, адекватных ситуациям взаимодействия с субъектами педагогического процесса; г) умение осуществлять соответствующее самовыражение в ходе построения среды для сохранения здоровья детей; в выборе конкретных средств и форм здоровьесбережения; в особенностях их применения; д) рефлексивно-оценочная деятельность как заключительный этап самоорганизуемой деятельности и предпосылка для дальнейшего становления культуры самовыражения; е) умение разрабатывать программы курсов, ориентированных на здоровьесбережение, с опорой как на собственные предпочтения в этом вопросе, так и на создание условий для самовыражения другим субъектам педагогического процесса.

Рецензенты:

Абаскалова Н.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры анатомии, физиологии и гигиены, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск;

Силкина Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск.


Библиографическая ссылка

Омельченко Е.А., Зверкова А.Ю. ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21104 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674