Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И НОВЫХ ПРИЕМОВ В КУЛЬТУРУ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ

Макаров Д.В. 1 Шутова О.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
В проведенном исследовании предпринята попытка изучить технологии и новые приемы в современном музее. Путем анализа изменения музейной среды XX–XXI века. Такой анализ позволяет проследить, насколько изменилась внутренняя культура музея, и как она способна влиять на экспонаты и работу музея. Музеи, которые проводят работу с использованием новых технологий, способствуют повышению эмоционального восприятия у посетителей и развивают внутреннюю культуру личности. Также музейные технологии позволяют создавать неповторимую среду полного погружения в историю и культуру. Новые технологии дают возможность музейным сотрудникам находить новые подходы для подачи информации и построения экспозиции. Хорошо известно, что культура современного музея содержит большой потенциал для саморазвития, самовыражения и познания мира. Реализация технологий в культуре современного музея будет способствовать развитию музейной среды и привлечению новых посетителей.
музей
технологии
культура музея
новые приемы
1. «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 18.07.15).
2. «Зоологический музей Российской Академии наук» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zin.ru/museum/ (дата обращения 19.07.15).
3. Ильбейкина М. И. Современные музейные практики: 2000-2012 гг. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/107-8403 (дата обращения 20.07.15).
4. Мемориальный музей «Разночинный Петербург». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spbmmrp.ru/index.php?v=o_muzee (дата обращения 19.07.15).
5. Музей «Вселенная воды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vodokanal.spb.ru/shpalernaya_56/vselennaya_vody/ (дата обращения 17.07.15).
6. Музей занимательной науки «Лабиринтум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.labirint-um.ru/ (дата обращения 17.07.15).
7. Музей «Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uokm.ru/ (дата обращения 17.07.15).
8. Сундиева А. А. Музеи // Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. – М., 2001. – С. 564–628.
9. Шулепова Э. А. Основы музееведения: учебное пособие. – М.: Изд-во «Едиториал УРСС», 2005. – 504 с.
10. Юхневич М. Ю. Музейное педагогика за рубежом: учебное пособие. – М.: Изд-во «MUSEUM PRO», 1997. – 73 с.
Цель исследования: выявить новые технологии и приемы в культуре современного музея и узнать, как они влияют на восприятие посетителя.

Материалы и методы исследования: практический анализ музейной деятельности на базе нескольких музеев.

Вторая половина XX века - это непростое время для развития краеведческих музеев. В этот период возникают музееведческие идеи и проекты: «В 1960-1980-е гг. музеи начали открываться лишь при наличии подлинных материалов и помещений для экскурсий» [8, с. 192]. «Было выработано законодательство по музейному делу и охране памятников, направленное на превращение культурных ценностей во всенародное достояние» [9, с. 176-177]. Это позволило сделать культуру музея доступной для любого посетителя. «Понимание музея как выставочного пространства музейных предметов отходит в прошлое. Все чаще музеи ориентируются не на создание экспозиций для абстрактного посетителя, а развивают комплексные программы для разных» [3] посетителей. Практически во всех регионах России появляется особый тип местного музея с комплексом отделов, посвященных природе, истории и экономике края. Например, Ульяновский областной краеведческий музей им. И. А. Гончарова, Государственный краеведческий музей «Нарвская застава» (г. Санкт-Петербург), СПБ ГБУ «Музей «Невская застава», Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

В этот период делается акцент на научно-исследовательскую работу, которая направлена на изучение истории края. Ведущим методом экспозиционной работы на долгое время становится тематическая экспозиция, главной задачей которой является сохранение культурных и исторических ценностей. Преодолевая все музейные трудности, культура музея выходит на новый уровень показа экспонатов уже в XXI веке.

Музеи, по-прежнему, остаются хранилищами свидетельств самобытности региона. Но социальная роль музеев в обществе значительно возросла, что подтверждается как увеличением количества музеев во всем мире, так и повышением к ним интереса со стороны общества. Музей становится активным участником современных культурных, национальных, политических процессов. А также сам становится важнейшим фактором культурогенеза своего региона.

Такой интерес к музейной среде и экспозиции со стороны посетителей, благодаря внедрению технологий и новых приемов подачи материала, которые позволяют сделать экскурсию и экспозицию интересной, становятся эмоционально насыщенной и вполне доступной для любого гостя музея. Посетитель становится не только слушателем, но и участником, может совершать путешествие по залам музея и разгадывать ребусы, которые ему приготовили музейные сотрудники Ульяновского областного краеведческого музея им. И. А. Гончарова, Эрмитажа, Зоологического музея и других музеев.

На сегодняшний день в музеях активно используются мультимедиа-технологии. Мультимедиа - это система человеко-машинного общения. Каждая такая система состоит из двух частей: человека (оператора или пользователя) и машины мультимедиа - это компьютерная информационная технология, позволяющая объединять в компьютерной системе текст, звук, графические изображения и анимацию. Технология мультимедиа позволяет сотрудникам музея создавать мультимедийные презентации, викторины, ребусы, вопросники. Возьмём, к примеру, мультимедийную экспозицию «Вселенная воды» [5]. Мультимедиа-технологии, которые составляют основу экспозиции, сочетаются с оформлением интерьера, с подсветкой, звуком сопровождения, что позволяет погрузить посетителя в настоящий мир воды.

Это позволяет сделать экскурсию и посещение музея ярким и запоминающимся. Такая технология позволяет показать посетителям не только подлинный предмет, но и как он применялся много лет назад. Например, экскурсовод показывает в витрине экспонат, а на мультимедийной установке воспроизводится небольшой фрагмент с звуковым или зрительном рядом, чтобы посетитель смог еще глубже проникнуться в историю.

Использование мультимедиа в современном музее не только целесообразно, но и актуально, оно позволяет достичь одну из целей, которую ставят перед собой музейные педагоги - подготовка разносторонне развитой личности. Также мультимедиа позволяет восстанавливать экспонаты. Например, в экспозиции музея находится фрагмент сосуда, и чтобы показать его в полном виде на помощь музейным сотрудникам приходит мультимедиа, что позволяет показать цельный сосуд, а не только его фрагмент. Таким образом, посетитель музея может получить не фрагментарное представление, а цельную картину. Такой подход в построении экспозиции не только обогащает ее, но и позволяет экономить на реконструкции. Особенно это актуально для школьных или сельских музеев, где недостаточно средств для проведения реальных реконструкций всевозможных культурных артефактов.

Меняется мир, меняется и восприятие человека, поэтому музейные сотрудники каждый раз вносят большие изменения в свою работу. Они делают экскурсию не просто интересной, а ещё и интерактивной. Новые технологии, которые внедряются в жизнь музея, становятся, таким образом, интересными и для детско-юношеского мировоззрения. Музейные сотрудники стараются больше пополнить экспозицию сенсорными предметами, которые можно трогать детям, так как детское восприятие лучше воспринимает информацию через сенсорные и тактильные ощущения.

Интересным музейным приемом подачи экспозиции является - создание интерактивной музейной среды. Здесь следует выделить деятельность Михаэла Спока [10, с. 23], директора Бостанского детского музея, которому в ХХ веке в США удалось активно изменить музейное пространство. В созданных детских музеях посетителям предоставлялась возможность непосредственного контакта с экспонатами. Такие музеи давали возможность для воплощения новых психолого-педагогических идей и подходов. Познания многообразия миры и культуры через игру, творчество, ориентация на возраст посетителя.

Интерактивность предлагает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Она требует создания среды, для характеристики которой ключевыми являются слова «я сам» - действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный педагог обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом.

Сам музейный педагог в этой ситуации «уходит в тень», становясь лишь помощником. Музей начинает восприниматься, как другая особенность - это игровое, интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору: входить в состав актива или совета музея, быть просто посетителем, участвовать в творческой группе или просто помогать музею.

Для детей создаются необычные экспозиции, где они могут все трогать руками и экспериментировать, проводить собственные опыты, и в игровой форме узнавать сложные законы науки [6]. Таким образом, дети не только слушатели, но и участники процесса. Знания, полученные таким образом, благоприятно влияют на развитие детей. Учат анализировать, принимать решения, добывать новые знания, а не только получать их. Научные сотрудники проводят экскурсии в виде игр. Например, «В поисках затерянных сокровищ» [7], где дети путешествуют по залам музея, будто по островам. Ищут спрятанные буквы, отгадывают загадки, ребусы. Музейные сотрудники погружают ребят в историю Ульяновского края благодаря интерактивным приемам, которые позволяют проводить экскурсию ярко и интересно. Ребята ведут раскопки в интерактивной песочнице музея и находят скелет ихтиозавра, а также находят спрятанный ключ от сундука с сокровищами. «За порогом старой квартиры» [4]. Получив в музее интерактивный путеводитель посетитель может изучить обстановку старой квартиры, разгадывая загадки. «Животные в сказках» [2], экскурсовод знакомит дошкольников с животными в экспозиции и на примере сказок рассказывает о их характере и поведении.

Мы полагаем, что благодаря внедрению новых технологий и подходов в культуру современного музея, идет благоприятное влияние на его деятельность и привлечение посетителей.

Музеи оснащаются информативными сенсорными киосками, которые играют немаловажную роль в развитии культуры. Сенсорный киоск в Википедии определяется как программно-аппаратный комплекс, собранный на базе персонального компьютера и оснащённый сенсорным монитором, упрощающим взаимодействие человека с компьютером [1]. Киоск объединяет в себе текстовую, графическую, речевую, музыкальную, анимационную информацию. Таким образом, мы делаем вывод, что это особенно ярко воздействует на восприятие посетителей музея, которые одновременно могут стать зрителями, читателями и слушателями. Благодаря разной подаче материала, информация лучше запоминается, так как человек получает большой эмоциональный заряд, что позволяет погрузиться активно в мир культуры и искусства.

Сенсорный киоск показывает старинные предметы, демонстрирует архивные видеоматериалы, реконструкции исторических событий, 3D - модели экспонатов, которые в настоящее время не могут быть представлены в экспозиции и находятся в архиве. Киоск очень удобен для самостоятельного ознакомления, так как посетитель может знакомиться с музейными предметами в своем режиме. Иностранные гости также могут воспользоваться услугами киоска и выбрать удобный язык для знакомства с музеем.

Аудио-этикетка также готова прийти на помощь. Она позволяет получать информацию о музейном экспонате на слух. Как правило, расположена она рядом с предметом или витриной. Посетителю достаточно взять наушники и послушать информацию об интересующем его экспонате.

Особой популярностью у посетителей музея пользуется аудио-экскурсия. Аудио-экскурсия представляет фонограмму, которая воспроизводится с устройства - аудиогид, предназначена для самостоятельного прослушивания экскурсии во время посещения музея. Аудиогиды на базе специальных устройств чаще всего встречаются в крупных музеях, таких как: Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Кунскамера, музейный комплекс «Вселенная воды», Океанариум, так как требуют от музея существенных затрат на содержание оборудования. Более простые в содержании - мобильные аудиогиды, это приложения, которые могут быть установлены на смартфоны самих посетителей. Такие аудиогиды не требуют от музея закупки специального оборудования, но требуют разработки мобильного приложения. Мобильное приложение должно развиваться вместе с развитием техники. Аудиогиды очень удобны и легки в использовании, каждый человек может сделать их удобными для себя, настроить громкость, что очень важно в пожилом возрасте или выбрать родной язык, а также прослушать информацию только о интересующих экспонатов музея. В сезон экскурсий, когда поток туристов растет, а число экскурсоводов в музее не меняется, аудиогиды приходят на помощь в обслуживании посетителей.

Использование и внедрение технологий в культуру современного музея принадлежит к числу эффективных средств развития музейной среды, так как способствует активизации мышления посетителя, позволяет работать эффективно и активизирует процесс получения информации посетителем музея, делает его более удобным и управляемым. Мир меняется, меняется и мировоззрение человека, поэтому музейные сотрудники вносят каждый раз большие изменения в культуру музея. Они делают экскурсию не просто статичной, а интересной, интерактивной. Современные музеи используют новые технологии и приемы и для поддержки процесса обучения, насыщая экскурсию и экспозицию музея интерактивными приемами, позволяя лучше усваивать информацию.

Таким образом, необходимость использования технологий и новых приемов в работе музеев не вызывает сомнения. Перспективы новых технологий разнообразны, они будут расширяться и открывать новые возможности, совершенствуя наш мир, человека и его музейное восприятие. Современный музей становится значимым ресурсом образования, который активно влияет на процессы развития культурогенеза. Развитие музейной культуры служит толчком для изменения мировоззрения людей и, как следствие, влияет на формирование культурогенеза. Культурогенез можно рассматривать как хранение и трансляцию определенного социального опыта, а музей является хранилищем этого социального опыта.

С появлением новых технологий в культуре музея стало возможным сохранять больше подлинных вещей и передавать информацию о них новому поколению. Таким образом, технологии и приемы передачи информации развивают музей и влияют на культурогенез.

Рецензенты:

Тихонова А.Ю., д.культурологии, профессор, заведующая кафедрой культурологии и музееведения ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет» им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Чуканов И.А., д.и.н., профессор, декан исторического факультета ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет» им. И.Н.Ульянова, г. Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Макаров Д.В., Шутова О.В. ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И НОВЫХ ПРИЕМОВ В КУЛЬТУРУ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21052 (дата обращения: 27.05.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252