Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Никитина Э.К. 1 Любченко О.А. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», Институт педагогики и психологии образования
Разработана и обоснована теоретическая модель внедрения инициатив студентов и молодых учителей, которая позволяет решить задачи обновления образовательных практик и создать условия для продвижения креативных молодых учителей в профессиональном сообществе. В качестве системообразующего элемента модели используется идея актуализации креативного потенциала студентов и молодых учителей в рамках деятельности деловой презентационной площадки. Использование процессного подхода позволяет представить молодежную инициативу от момента проявления до этапа внедрения проекта, выполненного на основе этой инициативы. Работа деловой презентационной площадки представлена как последовательность действий: поиск и концептуализация молодежных инициатив, проектирование молодежных инициатив, конструктивизация и создание опытных образцов, подготовленных к внедрению, экспериментирование и внедрение новых образовательных практик. Результаты организованной в соответствии с разработанной моделью деятельности важны как для молодых учителей и студентов, так и для образовательных организаций.
профессиональные и коммерчески-значимые инициативы студентов и молодых учителей
презентационная площадка
креативный потенциал личности
1. Михайлова Е.В., Никитина Э.К., Подгорная А.К. Компетенции выпускника вуза (профиль «Начальное образование») в области организации педагогического процесса// Успехи современного естествознания. – Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза), 2013. – С.73-75.
2. Национальная система независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической сфере деятельности / Московский городской педагогический университет [под ред. А.И. Савенкова]. – М.: Перо, 2015. – С.161.
3. Савенков А.И. Особенности двухуровневой подготовки педагогов в современных университетах // Вестник московского городского педагогического университета: серия Педагогика и психология. – 2014. – № 2. – С. 21 – 30.
4. Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – С. 197–206.
5. Gakova Y.V, Nikitina E.K. Competency-based approach to effective performance of future competent and creative translators of professionally oriented texts //European Scientific Journal. – 2014. – vol.10, № 8. – P. 259-264.
Инициатива студентов и молодых учителей становится первым шагом к признанию в профессиональном сообществе, улучшении образовательной среды, развитии новых образовательных практик. Новые возможности российского образования, обусловленные становлением информационного общества и закрепленные в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализуются в гражданских инициативах, и в частности в молодежных инициативах. 

Осознание молодежью собственной миссии в построении открытого, ориентированного на интересы людей,  информационного общества позволяет найти социально значимые пути реализации креативного потенциала.  В настоящее время важно, чтобы в ходе обучения, вступления на путь самостоятельной профессиональной деятельности молодые люди имели возможность презентовать свои идеи профессиональному сообществу, обмениваться информацией и знаниями, устанавливать деловые взаимоотношения, реализовывать свои идеи, для этого необходима поддержка молодежных инициатив. Одной из форм организации инновационной деятельности профессионального педагогического сообщества по представлению, обсуждению инициатив студентов и молодых учителей для продвижения и внедрения в практику столичного образования является деловая презентационная площадка.

Важнейшим качеством, позволяющим генерировать идеи, презентовать их, продвигать в профессиональном сообществе, является креативность. Определяющее влияние на развитие этого качества оказывает социальная, профессиональная среда. В отношении педагогической деятельности креативность определяет специфическую особенность современного образования,  которая заключается  в  актуализации у педагога творческого потенциала. В настоящее время при подготовке и вступлении в профессиональную деятельность учителя необходимо, как указывают исследования А.И. Савенкова [3], учитывать потребности работодателя, намерения и цели обучающихся, возможности современных образовательных организаций, которые нацелены на поиск и продвижение студентов и молодых учителей, обладающих такими качествами, как: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность педагогической профессией и склонности проявлять надситуативную активность. Для студентов и молодых учителей эти качества обеспечивают вхождение в профессиональное сообщество и высокое качество результатов педагогической работы [1]. Однако проблема заключается в том, что без специально созданных условий данные качества молодых учителей часто затрудняют адаптацию в педагогических коллективах, а инициативы и предложения молодых учителей остаются без внимания. Переход  к самостоятельной профессиональной деятельности для студентов-выпускников сопряжен с трудностями, которые, порой не позволяют молодому учителю закрепиться в профессии. Таким «мостом» между высшим образованием и самостоятельной профессиональной педагогической деятельностью становится деловая презентационная площадка, позволяющая студентам и молодым учителям  проявить инициативу, реализовать свои проекты, получить одобрение и поддержку от профессионального сообщества, обеспечить себе успешное трудоустройство [2] .

Креативность во всех ее проявлениях присутствует в жизни современного человека и общества, которое характеризуется как инновационное, в нем востребовано все то, что отличается новизной - новые формы организации жизнедеятельности, техника и технологии, новые виды творчества [5]. Необходимость соответствия требованиям времени является важной характеристикой бытия человека в современном обществе вообще, а в условиях  столичного мегаполиса, в особенности. Москва - столица, чувствительная  и открытая к новым инновационным идеям, преобразованию окружающего мира, политическим взаимоотношениям, динамичная в поиске и принятии новых решений жизненных и профессиональных проблем. Поэтому важной задачей московского образования является подготовка  молодого учителя  со сформировавшейся креативной культурой   как ценностно-личностной созидательной категории, способного  проявлять социально значимую креативную  активность, совершенствовать образовательные практики.

В основе деятельности деловой презентационной площадки - идея о том, что инициатива студентов и молодых учителей, поддержанная профессиональным сообществом, становится движущей силой инновационного развития как самого профессионального сообщества, так и  развития образовательных практик, обеспечивающих культурные и образовательные потребности людей. Для реализации этой идеи необходимо управляемое развитие профессиональных компетенций студентов в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями и совершенствование трудовых функций молодых учителей.

Новизна предлагаемых решений связана с тем, что инициатива студентов и молодых учителей реализуется в их креативных продуктах, презентуется и внедряется для обновления образовательных практик, и в то же время позволяет молодому учителю или студенту, получающему высшее педагогическое образование, заявить о себе в профессиональном сообществе, презентовать себя будущему работодателю. Для этого необходимы следующие условия: организация сетевого взаимодействия образовательных организаций, создание единого творческого пространства студентов и молодых учителей; организация постоянно действующих процедур отбора и внедрения молодежных инициатив, соответствующих определенным критериям оценки молодежных инициатив на основе проявления креативности (оригинальности, продуктивности, гибкости, полезности), эта деятельность организуется в формате деловой презентационной площадки [4].  Результатами работы презентационной площадки являются образцы (модели) социальной, образовательной и культурной креативности студентов и молодых учителей, подготовленные к внедрению в деятельность образовательных организаций, а также складывающаяся система профессионального роста и продвижения молодых талантливых учителей.

Практическая значимость планируемых результатов определяется тем, что  инициативы, представленные и разработанные как научно-методические материалы (критериально-диагностические методики, методическое пособие, рекомендации по реализации лучших образцов социальной, образовательной и культурной креативности) позволяют  значительно повысить эффективность  образовательных практик и помочь в профессиональном продвижении выпускникам и молодым учителям. Результаты могут быть использованы при разработке и реализации инновационных образовательных программ образовательных организаций, учебных и методических пособий, при разработке учебных занятий со студентами и молодыми учителями.

Краткое описание существа предлагаемой разработки и отличия от аналога представлено в теоретической модели. В деятельности презентационной площадки представлены: образцы социальной, образовательной и культурной креативности, разработанные на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, организаций социальной и культурной сфер города Москвы, чей опыт и результаты деятельности позволяют рассматривать их в качестве (модели) эталонов,  а также определены организационно-педагогические условия их использования в московской системе образования.

Цель деятельности  презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей: выявление и поддержка инициатив (инноваций) молодых специалистов, направленных на обновление в сфере столичного образования, выявление и продвижение лучших студентов и молодых  учителей,  реализующих социально значимые инициативы и проекты, направленные на улучшение образовательной системы и достижение высоких образовательных результатов.

Задачи презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей: апробировать  и внедрить технологии создания моделей (образцов) социальной, образовательной и культурной креативности в образовательной среде города Москвы; разработать научно-методические условия по обеспечению эффективности реализации моделей социальной, образовательной и культурной креативности в целях обновления образовательных практик; создать механизмы использования интеллектуальных и социокультурных ресурсов столицы в образовании, реализации потенциала образования в развитии города Москвы путем внедрения образовательных технологий включения студентов и молодых учителей  в создание креативной среды города и проектирование инфраструктуры ее поддержки; обеспечить поддержку талантливой, педагогически одаренной молодежи и закрепления в образовательных организациях Москвы; организовать сетевое взаимодействия педагогических, социальных, творческих и родительских сообществ в интересах создания оптимальных условий для развития творческой личности ребенка; создание образцов (вариативных моделей) креативных образований, в которых, при определенным образом организованной социальной, образовательной и культурной деятельности, реализуются принципиально новые идеи.

Кластеры образовательных практик, представленных в деятельности презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей, следующие: развитие информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций; развитие института общественной экспертизы и контроля образовательной деятельности; защита экологии и окружающей среды; развитие добровольчества и волонтерства; гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений; популяризация здорового образа жизни, охрана здоровья и развитие физической культуры как современного тренда; создание комфортной городской среды, социальной инфраструктуры, улучшение качества жизни и социальной поддержки граждан; поддержка молодежи, а также защита прав молодежи; развитие неформальных институтов образования, активизация  научной деятельности студентов и молодых учителей; интеграция будущих педагогов (студентов) и молодых учителей в профессиональное сообщество, способствующее повышению их конкурентоспособности

Раскроем некоторые принципы деятельности презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей.

Принцип дифференциации - постоянный поиск путей, направленных на развитие новых направлений в образовательной практике, которые способны расширить ассортимент образовательных услуг и обеспечить высокое качество образовательной деятельности. На основе аналитических данных участники образовательных отношений стремятся улучшить образовательную среду,  технологии, средства.

Принцип минимизации издержек - использование технологий, обеспечивающих высокое качество образовательной деятельности при снижении издержек путем оптимизации образовательного процесса, систем и структур его сопровождающих.

Принцип фокусирования - целевой учет запросов и потребностей профессионального педагогического сообщества и, конкретно, молодых учителей и студентов, получающих педагогическую профессию. Данный принцип предполагает: добровольность внедрения инициатив студентов и молодых учителей в теорию и практику столичного образования; независимость оценочных процедур профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей; открытость и доступность процедур и результатов оценки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив молодых педагогов; исключение дискриминации профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей и принятия пристрастных решений по их внедрению; компетентность системы оценки и поддержки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей, достигаемой через компетентность персонала и экспертов, участвующих в процедурах оценки и внедрения; повышение конкурентной устойчивости молодых педагогов и их адаптации к меняющимся потребностям общества; выявление перспектив использования потенциальных возможностей молодых педагогов.

Структура деятельности деловой презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей выстраивается в контексте процессного подхода как последовательность непрерывных действий по достижению поставленных целей, процессный подход акцентирует возникновение новой ценности в диапазоне «Вход - выход». Для того, чтобы инициативы студентов и молодых учителей имели социально-педагогический эффект необходима определенная последовательность действий: поиск и концептуализация инициатив, их проектирование, конструктивизация и создание опытных образцов, технологизация, после чего происходит внедрение новых образовательных продуктов и практик.

Поиск и концептуализация молодежных инициатив.  Данное действие предполагает, прежде всего, организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций города Москвы, т.к. именно сеть создает возможность системного поиска инициатив. Деятельность организаций сетевого взаимодействия отражается в информационном портале. Для этого запускаются конкурсные презентационные процедуры, предусматривающие участие отдельных педагогов, а также команд от образовательных организаций по актуальным проблемам в развитии московского образования. Происходит обмен информацией между единицами сети, важным становится не просто коммуникация, а создание новой информации, нового понимания образовательной проблемы. Показателем успешного завершения этого действия является создание информации, обладающей новизной. Обмен информацией, ее обсуждение происходит на сайте Центра поддержки инициатив студентов и молодых учителей. На сайте представлено Положение о постоянно действующем конкурсе молодежных инициатив, по номинациям которого формируется банк молодежных инициатив. Создается основа успешного рекрутинга студентов и молодых учителей.

 Проектирование молодежных инициатив предполагает оформление инициатив как инновационных проектов, которые направлены на развитие образовательных технологий, преобразование конкретных результатов научных исследований и достижений передового опыта в области подготовки кадров в новые образовательные продукты, товары и услуги, дающие дополнительный эффект (педагогический и экономический). В информационной системе заполняется карточка проекта. Это действие позволяет сгруппировать проекты в два кластера - социально-профессиональные инициативы  и коммерчески-значимые инициативы студентов и молодых учителей. Для экспертизы инициатив организуется экспертный совет, на сайте Центра оформляются карточки экспертов, что позволяет организовать профессиональную экспертизу и общественное обсуждение выдвинутых инициатив. По результатам экспертизы и обсуждения формируется портфель инициатив, рекомендуемых к внедрению.

Конструктивизация и создание опытных образцов,  подготовленных к внедрению.  Действие предполагает перевод проекта на специальные языки бизнес-проектирования, образования, а также тех областей социального проектирования, для которых продвигается инициатива, для этого оформляется презентационная версия инициативы-проекта в виде демо-версии, представленной на сайте Центра. Показателем успешности  данного действия является грантмэйкинг и сессии с потенциальными инвесторами. На портале Центра создается Реестр инвесторов (юридическое лицо).

Технологизация результатов. Данное действие  направлено на создание научно-практического, технологического, методического сопровождения инициативы, характеризующего требования к условиям (кадровым, материально-техническим, финансовым и др.)  получения заданных результатов. Показателем успешности данного действия являются информационные сообщения на портале Центра и публикации в печати о результатах молодежной инициативы, что позволяет найти потенциальных потребителей.

Экспериментирование и внедрение новых образовательных практик. Действие предполагает распространение инициативы; достижение практического использования новых идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций). Внедрение инноваций требует перестройки сложившихся образовательных практик, переподготовки работников, капитальных затрат и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки. Распространение инициативы происходит по организациям сетевого взаимодействия с установлением обратной связи, созданием экспериментальных площадок и проектных команд. В контексте инициативы разрабатываются программы повышения квалификации работников образования, организуются тренинги, организационно-деловые игры.

Социально-профессиональный эффект деятельности презентационной площадки профессиональных и коммерчески-значимых инициатив студентов и молодых учителей проявится в следующем: спроектирована и реализована  индивидуальная траектория профессионального роста  будущего педагога и молодого учителя,  отражающая логику, этапы и процедуры решения профессиональных педагогических задач; организовано научно-практическое сообщество студентов, учителей, преподавателей, ученых, заинтересованных в подготовке педагогических кадров новой формации; разработаны  новые учебники, учебно-методические и методические пособия  для учащихся, учителей, а также для студентов педагогических специальностей, на основе учета запросов и реалий образования; организованы  научно-практические  конференции, общественные дискуссии, круглые столы с участием учителей и учащихся, студентов, аспирантов и преподавателей по проблемам подготовки и рекрутинга молодых  педагогов; организован постоянно действующий конкурс молодежных инициатив.

Задачи, решаемые студентами и  молодыми учителями, участвующими в деятельности презентационной площадки, позволяют овладеть  основами инновационных технологий образования; повысить профессионально-педагогическую компетентность; развить компетенции  по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций; совершенствовать навыки педагогического общения и управления, межличностного взаимодействия и совместной деятельности; освоить конкретные методики; обмениваться информацией и опытом в области профессиональной деятельности. Таким образом, разработанная модель внедрения креативных профессиональных и коммерчески значимых инициатив студентов и молодых учителей значима для решения не только задач индивидуального профессионального становления и развития, но и социально-значимых проблем, разрешение которых обеспечивает развитие образовательных систем.

Рецензенты:

Воропаев М.В., д.п.н., профессор, профессор ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Недвецкая М.Н., д.п.н., доцент, профессор ГБОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Никитина Э.К., Любченко О.А. МОДЕЛЬ ВНЕДРЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И КОММЕРЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ИНИЦИАТИВ СТУДЕНТОВ И МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20979 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674