Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Асташина А.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В статье рассмотрены перспективы формирования общекультурной компетентности средствами дополнительного географического образования при изучении водных объектов своей местности. Выделены подходы к определению понятий «культура», «компетентность», «общекультурная компетентность», «ключевые компетенции». Проведен анализ содержания ключевых компетенций с позиций нескольких исследователей, представлена подробная характеристика общекультурной компетции, как одного из компонентов ключевых компетенций.Формирование общекультурной компетентности происходит на базе общекультурного содержания образования, большими возможностями для её формирования обладает дополнительное образование. Автором разработан элективный курс «Водное ожерелье моей малой Родины», реализация которого позволяет формировать общекультурную компетентность школьников при изучении родников и других водных объектов своего края. В статье выделены элементы общекультурной компетентности, приведены примеры методических приемов их формирования в процессе реализации элективного курса.
общекультурная компетентность.
ключевые компетенции
компетентность
культура
1. Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном экологическом образовании как средство формирования творческой активности школьников // География в школе. – 2010. – №5. – С.45-47.
2. Асташина Н.И. Эколого-биологический проект «Малым рекам родного края – наши заботу и защиту!»// Биология. Всё для учителя. – 2014. – №3.
3. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С. 30.
4. Бадьин М.М. Методика использования информационно-коммуникативных технологий в школьном географическом краеведении : автореф. … к.п.н. - Н.Новгород, 2013.
5. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Нестерова Е.Н. Биогеографический аспект изучения экологического краеведения в старших классах // Биология в школе. – 2013. – №1. – С.42-47.
6. Исайков О.И. Нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России» : автореф. … к.п.н. - Н.Новгород, 2010.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
8. Концепция формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании: коллективная монография / под ред. Н.Ф. Винокуровой. – Н.Новгород: Деловая полиграфия, 2007. – 79 с.
9. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология.– 2008. - №2. – C. 19-23.
10. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 12-20.

Стратегической основой современного образования, ориентированного на развитие личности учащихся, является компетентностный подход. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве задачи системы образования определяет формированиеу учащихся ценностной системы универсальных умений, способности к самостоятельной деятельности и ответственности, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество образования [7].

Цель исследования: определить перспективы формирования общекультурной компетентности учащихся средствами дополнительного географического образования на примере элективного курса «Водное ожерелье моей малой Родины».

Материал и методы исследования: анализ научно-методической литературы, практический опыт педагогической деятельности.

Результаты исследования. Концептуальные основы компетентностного подхода  изложены в  исследованиях В.И. Байденко, Э.Ф. Зеера,  И.А. Зимней, Д. Равена,  А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и других.

Среди множества компетенций важно выделить основные, или так называемые ключевые компетенции. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества, и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях, т.е. они являются универсальными.

Вопрос о ключевых компетенциях активно обсуждается  в научной литературе (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, С.Л. Троянская, Г.Халаж, В. Хутмахер, А.В. Хуторской и другие). Так, В.И. Байденко указывает, что «ключевые компетенции -  это необходимое условие повышения качества образования»[3].

А.В. Хуторской выделяет среди ключевых общекультурную  компетенцию, которую определяет как «круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека... сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира» [10].

Троянская  С.Л.  определяет общекультурную компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленную опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированную на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера [9].

Общекультурная компетентностьопределяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с окружающим миром, формирует способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем.

При рассмотрении методологических ориентиров формирования общекультурной компетентности мы опираемся на позицию Н.Ф. Винокуровой, что понятие «компетентность» находится в отношении дополнительности к категории «культура». «Образование является носителем и транслятором инвариантов культуры. Через пространство культуры реализуется процесс обучения, воспитания и развития в образовательной системе»[8].Культура  рассматривается как способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире, она предполагает развитие всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной и волевой.

Процесс формирования культуры личности, а значит и её компонентов - общекультурных компетенций, продолжается в течение всей жизни человека. Важный период её формирования - школьные годы.Формирование общекультурной компетентности происходит на базе общекультурного содержания образования, включающего в себя «основы изучаемых наук, искусств, отечественных и мировых традиций, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях, и выражается в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, обрядовых действий, текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества»[8].

Содержание школьного географического образования, включающее систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, ценностные установки порешению проблем взаимодействия общества и природы, а также теории, законы, понятия, быт и культурные традиции, объекты культуры, географические подходы к устойчивому развитию территорий и пр., может рассматриваться как «фундамент» формирования общекультурной компетентности.

Нам представляется, что большими возможностями для формирования общекультурной компетентности школьников обладает дополнительное образование. Отдельные аспекты формирования общекультурной компетентности  рассматриваются в работах Н.И. Асташиной - формирование исследовательских компетенций в дополнительном экологическом образовании [1], Н.Н. Демидовой - развитие информационно-познавательной компетенции в курсе «экологическое краеведение»[5], О.И. Исайкова - формирование ценностно-нормативных компетенций при изучении курса «География России»[6], М.М. Бадьина -  формирование информационно-коммуникативной компетентности в школьном географическом краеведении[4].Однако в настоящее время вопрос формирования общекультурной компетентности в  рамках дополнительного географического образования  разработан недостаточно.

Нами разработан  элективный курс «Водное ожерелье моей малой Родины». Курс состоит из двух разделов: теоретический раздел «Тропинки знаний к родникам» и практический раздел «Мои первые шаги в исследованиях водных объектов». Реализация курса  позволяет формировать общекультурную компетентность школьников при изучении родников и других водных объектов своего края.

Исходя из комплексности понятия «культура» нам представляется, что и понятие «общекультурная компетентность» также является многоаспектным. Опираясь на выделенные подходы к определению понятий «культура», «компетентность», «общекультурная компетентность», «ключевые компетенции», выделим элементы общекультурной компетентности, которые формируются при изучении водных объектов своей местности.

Мотивационные компетенции  отражают уровень активности ученика. Формирование этих компетенций происходит в направлении от внешней мотивации  (побуждение к деятельности со стороны окружающих) к внутренней - инициатива деятельности исходит от самого ученика. Организация изучения родника, озера или других объектов своей местности под руководством учителя в дальнейшем перерастает в продолжение изучения других водных объектов по инициативе самого ученика. Важно пробудить интерес ученика к деятельности. Использование разнообразных форм и приемов, воздействующих на эмоционально-образную сферу сознания,позволяет успешно решать эту задачу. Например, виртуальная экскурсия с помощью демонстрации видеофильма «Голубые глаза Воротынского Заволжья» или презентации, созданных на основе краеведческого материала, организация познавательных игр с заданиями, посвященными местным водным объектам, и другие.

Ценностно-нормативные компетенции - это внутренние ориентиры деятельности, понимание «что такое хорошо» и «что такое плохо». Этот вид компетенции связан с развитием патриотизма и гражданственности, предполагает развитие моральной и социальной ответственности за экологическое состояние водных объектов своей местности. Для формирования этой группы компетенций  используются такие формы организации деятельности школьников, как экскурсии по экологическим тропам к родникам, решение ситуационных задач и другие.

Информационно-познавательные компетенции направлены на усвоение знаний о водных объектах своего края. Для их формирования используется система разнообразных форм и методов, например интерактивные игры, выполнение исследовательских и проектных  работ и другие.  Общее направление развития информационно-познавательных компетенций можно представить в виде последовательности этапов:  «знаю, что...», «знаю, как...», «знаю, почему...», «понимаю», «творю».Интересным примером организации деятельности школьников для формирования информационно-познавательных компетенций является экологический проект «Малым рекам родного края - наши заботу и защиту». На первом этапе проекта предлагается знакомство с краеведческой литературой, затем мозговой штурм для решения предложенных заданий и, наконец, выполнение творческих задач [2].

Коммуникативные компетенции отражают разнообразные взаимосвязи между учащимися и социоприродной средой своего края. Уровни коммуникативных взаимоотношений выстраиваются в логике: личностный -  межличностный -  мультидиалоговый.Эффективными приемами деятельности по этому направлению являются: организация социального партнерства по изучению и сохранению водных объектов родного края, представление результатов собственных исследовательских работ на школьных конференциях, конкурсах различного уровня, обсуждение полученных результатов. В рамках реализации нашего элективного курса ребятами были выполнены такие исследовательские работы, как «Родники с. Быковка Воротынского района», «Сравнительный анализ воды малых рек Гремячка, Чугунка и Сура» и другие.

Практико-созидательные компетенции проявляются в природо-сообразных поступках. Примерами организации деятельности учащихся по формированию этой группы общекультурных компетенций являются практико-ориентированные проекты «Живи, родник», «Чистый берег», «Живая вода». Важно отметить, что большим потенциалом в организации природоохранных проектов является социальное партнерство, позволяющее объединять усилия разных возрастных и социальных групп участников для достижения поставленной цели.

Заключение.Таким образом, изучение водных объектов своей местности в дополнительном географическом образовании обеспечивает формирование общекультурной компетентности школьников.

Рецензенты:

Демидова Н.Н.,д.п.н., профессор кафедры экологии и экологического образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г.Нижний Новгород;

Камерилова Г.С., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования  образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г.Нижний Новгород.

 


Библиографическая ссылка

Асташина А.Е. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20936 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674