Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Курбатова А.С. 1 Лабутина М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
В статье рассматриваются требования к подготовке социальных педагогов в условиях педагогического ВУЗа и связанные с этим трудности. При этом выделяются четыре взаимосвязанных блока: психофизиологические и психологические качества, научно-теоретические знания и практические умения. Психофизиологические качества представляют индивидуальные характеристики личности, ее нервно-психическую подвижность и физическую активность, обусловленную большой работоспособностью и саморегуляцией. Психологические качества связаны с ценностным отношением к профессии и детям, с развитием когнитивных процессов, умением и желанием общаться, быть социально активным. Научно-теоретические знания связанны с освоением теоретических концептуальных положений базовых дисциплин, а также методик и технологий социально-педагогической деятельности, которые дают возможность с экономией сил, средств и времени эффективно решать широкий спектр социально-педагогических задач. Деятельностная составляющая компетентности, проявляет практические умения специалиста (гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные). Авторы статьи подчеркивают, что существуют противоречия между требованиями, предъявляемыми к развитию компетенций, и их реальным уровнем. Например, особые затруднения возникают при организации социально-педагогической деятельности в поликультурной среде. В этой связи подчеркивается, что при подготовке социальных педагогов следует отойти от репродуктивных методов обучения и акцентировать отбор содержания на учебных дисциплинах, формирующих социокультурную компетентность. Особое внимание в статье уделяется поликультурному образованию, которое выступает важнейшей составляющей педагогического профессионализма, помогает формированию компетентного специалиста, т.е. достижению основной цели деятельности ВУЗа.
социокультурная компетентность.
коммуникативная компетентность
поликультурное образование
компетентный специалист
компоненты социально-педагогической компетентности
социальный педагог
1. Волков В.С., Лукин А.П. Формирование личности студента в процессе изучения дисциплин специализации автотранспортного профиля // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: www.science-education.ru/117-12731 (дата обращения: 30.06.2015).
2. Караман Е. Л. Профессиональный портрет социального педагога пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних // Нижегородское образование. – 2014. – №4. – С.75–80.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2007. – С. 26.
4. Литвинова Г.Г. Поликультурное образование в системе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4;
URL: www.science-education.ru/104-6883 (дата обращения: 04.07.2015).
5. Макова С. М., Горлова В. Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. - 2014. – №1;
URL: http:// www.mininuniver.ru (дата обращения: 19.05.2015).
6. Николаева Т. П., Бичева И. Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в ВУЗе // Вестник Мининского университета. - 2015. – №1; URL: http:// www.mininuniver.ru (дата обращения: 27.04.2015).
7. Рубцова Н. В. К вопросу о становлении индивида: образование и педагог как «медиаторы» в процессе социализации личности // Вестник Мининского университета. - 2014. – №2;
URL: http:// www.mininuniver.ru (дата обращения: 12.05.2015).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc.
9. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998. - С.7-9.
В основу образовательной программы подготовки социального педагога легли работы Т. Васильковой, Ю. Васильковой, О. Беспаленко, М. Галагузовой, Э. Исламгалиева, Е. Кузнецовой, Л. Мардахаева, Ф. Мустаевой, Г. Першко, А. Реана, Я. Коломинского, Н. Шевандрина, П. Шептенко, Т. Шишковец и др., посвященные исследованиям содержания  профессиональной компетентности. В этой связи все основные биологически заложенные профессиональные компетентности и специально сформированные личностные качества социального педагога, целесообразно сгруппировать в четыре блока[2]: психофизиологические, психологические качества, научно-теоретические знания и практические умения.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие компонентов социально-педагогической компетентности

Важным компонентом профессионального портрета социального педагога являются его психофизиологические качества, представляющие собой индивидуальные характеристики личности. Его психофизиологический портрет должен содержать набор тех средств, к которым он сознательно или стихийно прибегает. В итоге социального педагога отличает, с одной стороны, сформированность основных психических процессов, уравновешенность и высокая способность к саморегуляции, а с другой – подвижность физической и нервной системы. Это обуславливает оптимальный уровень интеллектуального развития, гибкость и конвергентность мышления, требовательность к себе и окружающим, а также терпение и собранность, низкий уровень тревожности и агрессивности, контроль собственных эмоций. Важность формирования нервно-психической подвижности и физической активности обусловлено большой работоспособностью, противодействием нервно-психическим нагрузкам, высоким общим эмоциональным тонусом, способностью восстанавливать силы и т.п.

Основываясь на структуре личности, предложенной Н.И. Шевандриным [9], необходимо исследовать психологические качества социального педагога в связи с развитием потенциалов личности на всех ее структурных уровнях (сферах). Это, во-первых, мотивационная сфера, т.е. ценностное отношение к профессии и детям, наличие целей, связанных с профессиональной деятельностью, потребность в профессиональном совершенствовании. Во-вторых, когнитивно-познавательная сфера – эрудированность, самостоятельность мышления, сообразительность. В-третьих, межличностная сфера – умение и желание поддерживать общение на адекватном ситуации уровне. И, в-четвертых, практическая (творческая сфера) – стремление к самореализации, социальная активность.

Научно-теоретические знания предполагают изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияние факторов среды, анализ закономерностей социально-педагогических явлений. Сюда следует отнести теоретические концептуальные положения, которые вырабатываются такими науками, как: философия, история, право, педагогика, психология, социальная работа, антропология, социология, валеология, теория управления, медицина, этнография.  Кроме того, научно-теоретические знания предполагают изучение синтеза социальных и педагогических, то есть социально-педагогических методик и технологий, затрагивающие все составляющие социально-педагогического процесса. Технологии  позволяют эффективно решать объемный спектр задач социальной педагогики  –  диагностика, прогнозирование, профилактика, адаптация, реабилитация, коррекция, посредничество, защита, патронат и др. Технологии характеризуются рациональным отбором различных методов и средств, достижением качественных результатов с экономией сил и времени.

Однако подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности невозможна без выявления деятельностной составляющей, выражающейся в овладении практическими умениями. Детальный анализ задач и функций социального педагога позволяет выделить пять основных групп практических умений: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные. Гностические умения позволяют осмыслить цель деятельности, ее интегрированность в информационное пространство, что позволяет творчески ориентироваться в современных стратегиях в области воспитания и образования, осуществлять научно-исследовательскую деятельность. Проектировочные умения связаны с прогнозированием и планированием социально-педагогической работы, которые обуславливают выбор необходимых методов и форм деятельности, развивающих личность ребенка. Конструктивные умения проявляются в создании оригинальных конструктивных моделей собственной деятельности, регулировании взаимосвязи в системе «личность – социальная среда». Организаторские умения предполагают планирование жизнедеятельности детей, развитие их инициативы и самостоятельности в различных условиях, осуществление профилактики и разрешение конфликтов, четкое ведение документации. Коммуникативные умения способствуют формированию культуры вербального и невербального межличностного общения, созданию положительного имиджа на основе позитивной эмоциональной направленности, языковой грамотности, эрудиции, индивидуального стиля общения и т.д.

Вопросы, связанные с повышением качества подготовки выпускников ВУЗов, обсуждаются на страницах периодических изданий. Так, например, Т.П. Николаева и И.Б. Бичева в издаваемом Нижегородским государственным педагогическим университетом им. К. Минина Вестнике Мининского университета, решение этой проблемы видят в организации единого личностно-профессионального пространства. Они аргументированно доказывают необходимость современной организации образовательной деятельности, выделяют следующие ее компоненты: нравственно-ценностный, познавательно-содержательный, структурно-процессуальный (деятельностный) и личностный. Основываясь на этом, под личностно-профессиональным развитием они понимают «динамическое образование, которое сочетает в себе сущностные (базисные, определяющие) основания (свойства) личности и возможности их творческого преобразования в профессиональной деятельности» [6] Качество результатов обучения, по мнению С.М. Марковой и В.Г. Горловой, может обеспечить подход, сочетающий точность и дозированность целей, надежность и алгоритмичность образовательного процесса [5]. Многоаспектная программа подготовки социального педагога, ориентированная на освоение ряда сложных компетенций, должна учитывать эти рекомендации.

Решение проблемы повышения качества образования связывается с реализацией компетентностного подхода, этот подход предполагает смещение акцентов с освоения знаний на возможность применять эти знания в активной профессиональной деятельности. В этой связи мы разделяем определение компетентного специалиста, данное В.С. Волковым и А.П. Лукиным, полагающими, что «компетентный специалист  –  это специалист особого класса, способный к достижению высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации своих индивидуальных психофизиологических врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми профессией» [1].

Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование позволяет судить об усилении поликультурной составляющей в подготовке социального педагога, о необходимости активного освоения им ситуаций применении алгоритмов действий в поликультурной среде. В мире, где не изжили себя конфронтации этнических, расовых и национальных групп, стандарт предписывает социальным педагогам такой перечень требований:

- способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, толерантности, социальной мобильности;

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социально-культурной ситуации развития.

Поликультурное образование в подготовке социального педагога сегодня выступает важнейшей составляющей его профессионализма.  Социальные педагоги должны уметь работать с представителями различных культур, учитывая влияние культуры на эмоциональную и когнитивную сферу человека (ребенка), на особенности поведения в конфликтных ситуациях. Проведенный Литвиновой Г.Г. анализ  состояния проблемы в практике российских учебных заведений показал, что межкультурное образование сегодня  –  необходимость «как на уровне педагога (недостаточное осознание важности специальных усилий по воспитанию терпимости культурных различий, формирования межкультурной компетентности и отсутствие необходимых методических умений), так и на уровне образовательного учреждения в плане методического оснащения, в том числе соответствующими по содержанию учебниками гуманитарного цикла»[4].

Можно согласиться тем, что «в отличие от социалистической эпохи, когда нормой был репродуктивный метод обучения, что приводило к определенной унификации воспитанников и часто «складыванию под сукно» креативных идей молодого поколения, сегодняшнему дню свойственно интегрирование различных парадигм образования. Поэтому, выстраивая технологию учебного процесса, педагоги используют более приемлемые для сегодняшнего дня методы и принципы обучения» [7].

Изучение социальными педагогами дисциплины «Поликультурное образование» помогает углубить и расширить представление о целях и задачах воспитания детей, ориентированных на общечеловеческие ценности, признание их приоритета в воспитательном процессе. Создание в учебных заведениях образовательной среды, в которой успешно преодолено культурное отчуждение учащихся, созданы условия для стабилизации и снижения межэтнической напряженности.

Вместе с тем нельзя в полной мере реализовать поликультурное образование лишь в рамках социального обучения, вне реального общения и взаимодействия, вынужденно ограничиваясь лишь моделированием ситуаций, не имея возможности организовать личные контакты с представителями других культур. В требованиях к результатам освоения дисциплины заложена тенденция к усложнению. Можно говорить об определенных уровнях поликультурного образования, начальный из которых – знакомство с чужой культурой, воспитание терпимости к ней, а самый сложный – анализ собственной системы ценностей, расширение идентичности и личных границ миропонимания в содержательном плане.

В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание, определяющееся как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств» [3], решает следующие задачи: адаптация человека к ценностям многонациональных культур, формирование понимания равноценности культур разных народов и наций, обучение взаимодействию между людьми с разными традициями; ориентация на конструктивный диалог культур. Понятно, что заниматься поликультурным воспитанием может только педагог с поликультурным мышлением. Акцент в подготовке таких педагогов делается на подготовку к поликультурному общению, в котором диалог или полилог культур – важнейшее требование формирования компетентного специалиста.

Рецензенты:

Сорокина Т.М., д. псх.н., профессор Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина, г. Нижний Новгород;

Пушкин С.Н., д. филос.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Курбатова А.С., Лабутина М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20904 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674