Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ)

Русакова Т.Г. 1 Цаплин А.О. 2
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
2 МОАУ «Лицей №1», творческое объединение «Юный дизайнер»
Проведен теоретический анализ понятий «педагогические условия» и «занятия дизайн-проектированием с младшими школьниками». Показана роль данного явления в области проектной культуры и в развитии культуры человека. Отражена специфика организации занятий дизайн-проетированием с детьми младшего школьного возраста. Проведен анализ общеобразовательных и дополнительных образовательных программ по дизайну ведущих авторов в этой области. Анализ показал, что программы под ред. В.С. Кузина «Основы дизайна», Ю.Ф. Катхановой «Техническая графика и основы дизайна» и Р.В. Игнатьева «Детская студия дизайна» ориентированы на детей среднего и старшего школьного возраста, содержат сложные задания и ориентированы на классическую художественную школу. Программа Е.Г. Вершинниковой «Школа дизайна» содержит интересные темы, но ограничивается 17 часами, а программа «Изобразительное искусство с основами эскизного проектирования» С.А. Полищук, рассчитанная на учащихся начальных классов, носит фрагментарный характер и не имеет комплексного подхода в изучении дизайна. Помимо этого, данные программы разрабатывались до принятия Федеральных образовательных стандартов второго поколения и не учитывают их требований. Анализ программ показал необходимость разработки и научного обоснования программы по дизайн-проектированию для младшего школьного возраста. Также была выявлена общая цель дизайн-образования – формирование активной личности, способной преобразовывать окружающий мир по законам пользы, удобства и красоты. В статье раскрыты педагогические условия, учитывающие психолого-возрастные особенности развития младшего школьника и социокультурные условия окружающей среды: выстраивание учебного процесса с опорой на практикоориенированный подход, смена видов деятельности и их вариативность, быстрый результат и конечное видение продукта, использование современных художественно-творческих техник и приемов в проектировании объектов (граттаж, гриффонаж, декупаж, квиллинг, фелтинг, скрапбукинг, пэчворк, пейпарт и др.), система творческих заданий на развитие креативного мышления и поиск оригинальных идей (синектика, инверсия, метод фокальных объектов, морфологический ящик, исследовательские методы, мозговая атака, метод проектов и другие).
федеральный образовательный стандарт второго поколения.
образовательная программа по дизайну
младший школьник
педагогические условия
дизайн-проектирование
1. Вершинникова Е.Г., Игнатьев Р.В. Дополнительные образовательные программы «Школа дизайна» и «Детская студия дизайна»/ авторы-составители: Е.Г. Вершинникова, Р. В. Игнатьев — Волгоград: Учитель, 2010 г. – 106 с.
2. Жданова Н.С. Обучение основам дизайна / Н.С. Жданова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 246 с. ил.
3. Изобразительное искусство и основы эскизного проектирования. Программа и методические материалы для начальной и средней школы / С.А. Полищук. – М.: МИРОС. 1996. – 82 с.
4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горячева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с.
5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 434 с.
6. Катханова Ю.Ф. Техническая графика и основы дизайна 8-11 классы. Программа средней общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1993. – 86 с.
7. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н.А. Ковешникова – М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 224 с. ил.
8. Основы дизайна. Программа для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев /Под ред. В.С. Кузина. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1999. – 94 с.
9. Русакова Т.Г. Метод коллажа в дизайн-образовании / Т.Г. Русакова, Е.А. Левина // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. – 2013. – №11,12(47) (Проблемы науки и образования). – 312с. – С. 9-20.
10. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография / В.Г. Рындак. – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012. – 284 с.
11. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: http://минобрнауки.рф/документы/543.
Согласно Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", утвержденной президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, у современного школьника «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [12, с.1]. Это говорит о потребности современного общества, государства, школы и образования в целом в развитии творчески активной и креативно мыслящей личности. Подтверждает эту идею и Федеральный образовательный стандарт начального образования, в метапредметных результатах которого говорится об освоении «способов решения проблем творческого и поискового характера».  А в стандарте общего  образования  описан «Портрет выпускника» школы, в котором он характеризуется,  как «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества»[12, с.5].

Философские и педагогические основы природы творчества, особенности развития творческих способностей обучающихся в разное время исследовали В.И. Андреев, Н.А. Бердяев, И.П. Волков, А.Ю. Козырева, П.Ф. Кравчук, А.Н. Лук и др. Исследованиями в области проектной культуры, связанными с развитием культуры человека, занимались  М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, B.C. Библер, И.Е. Видт, О.С. Газман, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.Б. Крылова [2, с.35]. Научно-методологическая основа креативности как психологического свойства человека охарактеризована в исследованиях А.Я. Пономарева, А.В. Петровского, Е.В. Бондаревской, М.Г. Ярошевского, В.Д. Дружинина, а также в трудах зарубежных исследователей (Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, Е. Торренс, К. Симпсон, С. Медник  и др.) [5, с. 318].

В этой связи необходимо уточнение педагогической сущности понятия «креативность» и «креативное мышление» (от англ. creativiti - «способность к творчеству, сотворение, создание, творческость»), которое в зарубежной науке укоренилось в 30-е гг. XIX века, а в отечественной педагогике и психологии творчества - с начала 60-х годов XX века. Отношение к понятию «креативное мышление» в психологической литературе не однозначно. Ряд  ранних исследователей (Дж. Гилфорд, Е.Е.Туник, В.Н. Дружинин и др.) отождествляют его с понятием «творческого» или «дивергентного мышления». Современные исследователи (К.Роджерс, М.А.Холодная, О.В. Буторина, Л.А. Зацепилова) выделяют креативность в особую, более широкую категорию, понимая под ней общую способность к творчеству в широком смысле слова, проявляющуюся в различных видах  деятельности [5, с.247]. То есть «креативным мышлением» называют универсальный оригинальный вид мышления, связанный с отказом от стереотипных и стандартных схем поведения и продуцированием оригинальных идей.  Развитие предполагает процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием различных факторов. Таким образом, под «развитием креативного мышления», мы будем понимать процесс повышения уровня продуцирования нетривиальных идей, в результате переработки информации в когнитивной системе человека.

В качестве активного средства развития креативного мышления ребенка младшего школьного возраста может выступать дизайн-проектирование. В современной культуре слово дизайн  (от англ. «design» - замысел, проект, чертеж, рисунок) служит международным термином, который обозначает весь спектр деятельности по созданию нового изделия или даже программы, либо сам объект проектирования. Под дизайн-проектированием принято понимать деятельность, направленную на создание новых, не существующих ранее объектов, образов или процессов. По мнению О.И. Генисаретского, дизайн является видом проектной деятельности, участвующей в преобразовании предметного мира в соответствии с гуманистическими идеалами общества и прогрессивными целями развития общественного производства, материальной и духовной культуры [8, с.247].

Исследования в области теории дизайна привлекали многих ученых, художников, искусствоведов, которые рассматривали значимость данного понятия с различных точек зрения. Так искусствовед Герберт Рид в своей  книге «Искусство и промышленность» (1934 г.), ставшей первой серьезной работой по теории дизайна, рассматривает это явление как высшую форму искусства. Известнейший итальянский дизайнер Джио Понти, редактор журнала «Домус», изучает дизайн с точки зрения профессиональных художественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм, вещей, которые раскрыли бы истинный характер нашей цивилизации. Один из крупнейших отечественных исследователей В.Л. Глазычев в своей книге «О дизайне» представляет дизайн как форму «организованности художественно-проектной деятельности, производящую потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления», что говорит о расширении сферы дизайна [7, с.4]. Сегодня его влиянию подвержено производство продуктов не только материального, но и духовного потребления.

В Российском образовании проблему обучения детей основам дизайна пытались решить многие коллективы авторов. Одними из первых, кто обратился к возможностям художественного конструирования, был коллектив авторов, создавших программу «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского [4, с.4]. Несмотря на то что коллектив разработал целостную систему художественного образования школьников с 1 по 11 класс, реализованы были в основном программы первых восьми лет  обучения. Следовательно, школьники получали только начальные знания и умения по художественному конструированию. 

Следующую попытку предприняли гораздо позже В.С. Кузин, А.С.Близнюк, В.В.Сидоренко. Их программа «Основы дизайна» вышла  под редакцией В.С. Кузина [8, с.3]. Программа ориентирована на учащихся 5-9 классов и рассчитана на 2-3 часа в неделю. Поэтому полностью программа может реализовываться только в кружках и дизайн-студиях.

В программе Ю.Ф. Катхановой «Техническая графика и основы дизайна» [6 с.4] осуществляется идея интеграции графической и дизайнерской деятельности.  Она состоит из двух частей: первая - типовая, предназначена для учащихся 8-9 классов. Вторая - для учащихся 10-11 классов с углубленным изучением технической графики и основ дизайна. Теоретический материал подан в компактном виде, разбит по разделам, что значительно упрощает его восприятие.

На данный момент существует множество программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования детей в области дизайна. Нами были рассмотрены программы ведущих в этой области авторов: Н.М. Сокольниковой, Т.А. Копцевой, Е.В. Шорохова, Е.Г. Вершинниковой, Р.В. Игнатьева, Н.С. Ждановой [2, с.3]. Анализ данных программ показал, что дизайн-проектированию как одному из направлений художественной подготовки учащихся общеобразовательной школы в  последние годы уделяется большое внимание. Тем не менее, все эти программы в основном ориентированы на классическую начальную художественную подготовку: рисунок, живопись, композиция. Дизайну, как предмету уделяется не основное, а дополнительное значение. Например, дополнительная программа «Школа дизайна» Вершинниковой Е.Г. [1, с.2] содержит интересный материал, включая моделирование предметной среды, стили оформления интерьера, дизайн костюма и т.д., но ограничивается 17 часами.  Эта программа может быть использована как дополнение к программам по изобразительному искусству.

Дополнительная образовательная программа Р.В. Игнатьева «Детская студия дизайна» [1, с.34] включает в разделе дизайн  серию упражнений по макетированию, проекты, требующие длительного времени исполнения и определенных знаний (например: проект автобусной остановки). Как и программа Вершинниковой  Е.Г., она рассчитана  на детей среднего и старшего школьного возраста. Педагог С.А. Полищук предлагает программу «Изобразительное искусство с основами эскизного проектирования» для учащихся начальной и средней школы [3, с.7]. Структура программы носит фрагментарный характер и охватывает лишь некоторые отрасли дизайна. Помимо этого, данные программы разрабатывались до принятия ФГОС второго поколения и не учитывают его требований.  Элементы дизайна так же содержат многие программы для общеобразовательных школ по предметной линии  «Технология».

При всем разнообразии программ  и мнений авторов можно выделить  общую цель дизайн-образования - формирование активной личности, способной преобразовывать окружающий мир по законам пользы, удобства и  красоты. Занятия дизайн-проектированием позволяют сместить акцент с отработки практических навыков и умений в сторону развития творческого  мышления, где главным является креативная идея, а не ее внешнее техническое воплощение, способ подачи, возможности  материала.

Занятия дизайн деятельностью с детьми младшего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования должны учитывать психолого-возрастные особенности их развития, социокультурные условия окружающей среды и ряда других условий. Рассмотрим подробнее педагогические условия творческого развития детей младшего школьного возраста в процессе освоения основ дизайн-проектирования в условиях студии: выстраивание учебного процесса с опорой на практикоориенированный подход, смена видов деятельности, направленность на конечное видение продукта, использование современных  художественно-творческих техник и приемов в  проектировании объектов, система творческих заданий для развития креативного мышления, воображения и  поиск оригинальных идей.

 Выстраивание учебного процесса с опорой на практикоориенированный подход. Информация, предлагаемая педагогом на занятиях дизайн-проектированием должна быть максимально доступной основной массе учащихся, содержать оптимальный набор специальных понятий и опираться на практическую составляющую   занятий. Практикоориентированный подход может реализовываться через иллюстрирование  излагаемого материала конкретными примерами из жизни и опыта ведущих и общепризнанных мировых дизайнеров.  Также в качестве первых объектов проектирования  ребенку необходимо предлагать наиболее близкие ему предметы, которые хорошо знакомы ему и окружают его  в повседневной жизни.

Смена видов деятельности в течение каждого занятия. Согласно результатам исследований возрастной психологии, младшие школьники могут сосредотачивать внимание на одном виде деятельности не более 15-20 минут. Затем концентрация внимания падает, и ребенок начинает отвлекаться или вообще забывает основную цель своей деятельности. Поэтому каждое занятие дизайн-проектированием должно включать в себя несколько разнообразных видов деятельности сменяющих друг друга и, обязательно, этап релаксации. Например, занятие может состоять из импровизации (гриффонаж - рисование каракуль, катание шариков с краской, смятие бумаги или  фольги), затем визуализации (созерцание полученного результата), поиска художественно-выразительного образа (активизируется ассоциативное мышление с целью найти в подсознании образ и соотнести с полученным результатом) и доработки визуального образа (выделение доминанты, проработка деталей, подчеркивание характерных черт выбранного объекта), физминутки и просмотра с целью самооценивания конечного результата, рефлексия деятельности.

Быстрый результат деятельности, конечное видение продукта. Для младшего школьника очень важно видеть конечный результат своей деятельности, так как способность к прогнозированию и мысленному предвосхищению у него окончательно еще не сформированы. Поэтому при планировании учебного процесса по дизайн-проектированию в первый год обучения необходимо  отказаться от длительных и сложных проектов в пользу краткосрочных.  Чтобы сохранить познавательный интерес и направленность на творчество желательно, чтобы ребенок с каждого занятия уходил с законченным мини-продуктом.

Использование современных художественно-творческих техник и приемов в  проектировании объектов.  Развитие индустрии товаров для хобби и творчества, позволяет сегодня попробовать практически любую технику и самостоятельно изготовить оригинальное и качественное изделие. А интернет-ресурсы постоянно пополняются новыми идеями и авторскими техниками создания стильных предметов и аксессуаров. В качестве примера можно привести пришедшие из зарубежной практики, и распространившиеся благодаря всемирной паутине граттаж (или воскография - выцарапывание по вощеным листочкам), гриффонаж (рисование каракулями), декупаж (декорирование поверхности предмета коллажем из салфеточных аппликаций), квиллинг (получение объемных композиций из скрученных полосок бумаги), фелтинг (валяние из шерсти), скрапбукинг (создание декоративных композиций с применением подручных материалов: кружева, пуговиц и т.д.), пэчворк (создание композиций из текстильных лоскутов), пейпарт (декорирование изделий бумажными жгутами) и многие другие [9, с.9].

Система творческих заданий, направленных на развитие креативного мышления, воображения и поиск оригинальных идей. Использование креативных методов генерации идей для решения творческих задач значительно улучшает качество и результат  проектируемых учащимися объектов. В качестве примера можно привести метод синектики (У. Гордон), инверсии, метод фокальных объектов (Ч. Вайтинг), морфологический ящик (Ф. Цвики), исследовательские методы (Дж. Брунер, Д. Дьюи, Л.С. Выгодский, А. Н.Леонтьев, Л.В.Занков, Д.Б. Богоявленская, З.И. Калмыкова  и др.), мозговая атака (А. Осборн), метод проектов (Д. Дьюи, У.Х. Хилпатрик, Э. Коллингс, Л.Э. Левин, Д. Питт, В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш) и другие [11, с.247]. 

Таким образом, общество и современная образовательная политика  России заинтересованы в развитии креативной личности ребенка, способного продуцировать  оригинальные идеи и самостоятельно воплощать их в жизнь. Анализ состояния теории и практики дизайн образования в нашей стране  позволил выделить  фрагментарную их представленность в прикладных программах. Отечественный опыт развития  креативного мышления младших школьников средствами дизайна значительно уступает уровню развития дизайн-образования за рубежом. Образовательная практика нуждается  в научно-методическом обеспечении процесса развития креативного  мышления младших школьников средствами дизайна. Для решения этой проблемы необходимо полное и комплексное использование потенциала занятий дизайн-проектированием во внеурочной деятельности начальной школы и создание определенных педагогических условий с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста.

Рецензенты:

Попова В.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики высшей школы, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

 


Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Цаплин А.О. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЮ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20838 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674