Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ВОЛЕЙБОЛА

Казаковцева Т.С. 1 Михайлов С.Л. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Статья посвящена изучению научно-методической литературы, а также применению на практике методики спортивно-ориентированного физического воспитания со студентами вузов. В изученной литературе говорится о необходимости внедрения спортивно-ориентированных занятий с приоритетным использованием различных видов спорта. Нами предлагается в физическом воспитании использовать волейбол, это поможет раскрыть двигательный потенциал молодежи в студенческие годы, повысить спортивную и физическую подготовленность. Для этого следует разработать и экспериментально апробировать методику индивидуально-дифференцированного подхода к подбору средств по физическому воспитанию с приоритетным использованием волейбола, на основе учета индивидуальных трудностей у студентов при выполнении упражнений экспериментальной программы. В педагогическом эксперименте нами проверяется эффективность средств волейбола и их влияние на функциональное состояние, и уровень спортивной и физической подготовленности студентов гуманитарного вуза.
индивидуальные трудности.
средства волейбола
экспериментальная программа
физическое воспитание
1. Андрющенко Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения по предмету «Физическая культура» // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №2. – С. 47-54.
2. Бальсевич В.К., Лубышева. Л.И. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 5. – С. 50-53.
3. Будяченко, А. Ю., Бусловская, JI. К. Физическое развитие и здоровье студентов первокурсников // Физиология человека. – 2004. – № 53. – С. 34-36.
4. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 27-32.
5. Гаврилов, Д.Н., Григорьев В.И., Комков А.Г. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 3. – С. 27-30.
6. Егорычев, А.О. Бенцик, Б.Н. Бондаренко, К.А. Смирнова Ю.А. Здоровье студентов с позиции профессионализма // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. – С. 53-56.
7. Ивойлов А. В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 152 с.
8. Ивойлов, А. В. Соревнования и тренировка спортсмена. – Минск: Высш. школа, 1982. – 144 с.
9. Ивойлов А.В. Железняк. Ю.Д. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 230 с.
10. Козлов А.В. Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: дисс. … канд. пед. наук. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 178 с.
11. Кузнецов М. Е. Личностно ориентированное обучение школьников / под ред. В. Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во Брянского госпедун-та им. акад. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2009. – 94 с.
12. Лебедев Н.И. Коэффициент индивидуальной трудности – метод самоконтроля гимнастов // Вестник (для служебного пользования). – 1981. – № 4. – С.24-31.
13. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязь и диссоциация // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С.11-14.
14. Никитушкин В.Г. Губа. В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. – М.: ИКА, 1999. – 290 с.
15. Радаева С.В. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2008. – 24 с.
16. Рыцарев, В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса
подготовки волейболистов / В. В. Рыцарев. – М., 2005. – 384 с
17. Шилько, В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – Томск, 2003. – 46 с.

Изменения, происходящие в современном обществе, повлияли на мировоззрение, идеологию, культуру и образование студенческой молодежи. В настоящее время во всех формах образования в качестве приоритетного направления признается развитие человека, способного к жизненной и профессиональной саморегуляции, активно осуществляющего осознанный выбор в многообразных ситуациях.

Процесс обучения в вузе характеризуется большим интеллектуальным и психологическим напряжением, это предъявляет повышенные требования к   организму студентов. Недостаточность двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии, деятельности органов, систем организма и физической подготовленности студентов [3]. Однако традиционное построение учебного процесса по физическому воспитанию в вузе не решает в полной мере проблем подготовки молодого поколения к будущей трудовой деятельности [6]. Продолжает существовать установка на физическую подготовку и сдачу нормативов, оценивающих ее. Признаваемое   право на выбор средств и форм занятий физической культурой с учетом желания студентов не позволяет выбрать им вид физических упражнений в качестве приоритетных [5].  

Образовательный процесс по физическому воспитанию в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах: академические занятия в учебное время, самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом во внеучебное время, физические упражнения в режиме учебного дня, массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия. Эти формы занятий физическими упражнениями взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования. Анализ научно-методической литературы показал, что для повышения эффективности процесса физического воспитания студентов необходимо придерживаться   следующих методических требований:

- соблюдать адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию человека;

- обеспечить гармонизацию и оптимизацию физической подготовки за счет использования новых нетрадиционных видов физической активности;

- предоставить свободу выбора форм физической активности, сочетая с желаниями и способностями каждого человека;

- усилить образовательный аспект в содержании учебного материала с целью углубленного освоения студентами системы знаний, умений и навыков физического самосовершенствования и формирования на этой основе интереса к здоровому образу жизни;

- целенаправленно формировать у студентов осознанную необходимость и устойчивую привычку заботиться о своем здоровье и физическом самосовершенствовании.

 Одним из подходов к реализации физического воспитания в высшей школе выступает теория личностно-ориентированного образования. В общей педагогике она нашла свое отражение в работе М. Е. Кузнецова, (2009) [11], в сфере физической культуры в трудах  М. Я. Виленского (1996) [4], Л. И. Лубышевой (2002) [13]. В этих работах рассматривается  дифференцированный  подход к физическому воспитанию в вузе на основе субъективного опыта студентов.

Сегодня речь идет и о спортивно-ориентированном физическом воспитании  студентов, которое в настоящее время  привлекает внимание многих ученых.  Это тот педагогический подход, который способен удовлетворить  физкультурные интересы и потребности   молодежи в процессе освоения ими ценностей физической культуры. Для эффективного развертывания в вузах работы по спортивно-ориентированному физическому воспитанию необходимы комплексные научные исследования, которые позволили бы уточнить содержание, цели, задачи и основные направления его реализации. В высшей школе проблемой внедрения спортивно-ориентированного подхода в образовательный процесс занимаются Л. Б. Андрющенко (2002) [1], В. К. Бальсевич (2005)[2],  А.В. Козлов (2006) [10],  С.В. Радаева (2008) [15], В. Г.Шилько (2003) [17] и др. В работе Л. Б. Андрюшенко (2002) спортивно-ориентированное обучение по предмету «Физическая культура» представлено на основе удовлетворения потребностей студентов в спортивной деятельности. Это предлагается осуществлять посредством модульной технологии через освоение тринадцати видов спорта на выбор занимающихся. Согласно описанию автора, разработанный сквозной модуль программы по дисциплине «физическая культура» содержит следующие блоки: входные данные об уровне готовности к обучению; уровень теоретических знаний и практических умений; информационный блок.

Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов, разработанная А.В. Козловым (2006), основана на свободном выборе приоритетности вида спортивных игр. В данной работе сформулированы основные принципы спортивно-ориентированного физического воспитания студентов на основе применения приоритетности спортивных игр, раскрывающие теоретическую и практическую направленность инновационной методики:

- принцип взаимосвязи мотивации и свободного выбора спортивно игровой деятельности и учета содержания спортивного опыта и его совершенствование в процессе образовательно-тренировочной деятельности;

- принцип последовательного соотношения воспитания физических качеств у  студентов в течение годичного цикла тренировки;

- принцип систематичности волнообразности нагрузки при частоте занятий не менее трех раз в неделю по 120 минут каждое;

- принцип специфичности средств и нагрузок по  их воздействию на важнейшие системы организма и на освоение техники двигательных действий в избранном виде спортивных игр.

В работе В. Г. Шилько (2003) «Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности» разработана трехкомпонентная модель проведения занятий по физической культуре студентов, которая включает:

- спортивно-видовые технологии учебно-тренировочных программ по наиболее популярным видам спорта у студентов (баскетбол, бодибилдинг, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы);

- общеразвивающие технологии, предполагающие использование элементов спортивно-видовых технологий и учебно-тренировочных программ на занятиях ОФП, легкой атлетикой и лыжами;

- оздоровительные технологии,  разработанные с учетом распространенных в студенческой среде заболеваний.

С.В. Радаевой (2008) разработаны спортивно-ориентированные технологии по аэробике, шейпингу, бодибилдингу и плаванию, которые применялись во внеучебное время.

  Эффективными средствами реализации физической активности и физического воспитания для студентов являются игровые виды спорта, которые предъявляют специфические требования к развитию определенных физических качеств. В спортивных играх не существует избирательного воздействия для развития отдельного физического качества, тренировочные воздействия направлены на комплексное развитие и совершенствование всех сторон подготовленности.  Волейбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в вузах.  Современный волейбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью участников, требующая проявления больших усилий и высокого уровня развития двигательных качеств:

- игра, протекающая с переменной интенсивностью при быстром и непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, предъявляет высокие требования к выносливости - общей и специальной [9];

- прыгучесть - способность волейболиста максимально высоко прыгать для выполнения нападающих ударов и блока [9];

- гибкость - способность волейболиста выполнять технические приемы с большой амплитудой движения, основанной на высоком уровне подвижности суставов [8], [16];

- особое место среди физических качеств волейболиста занимает качество ловкости, имеющее многообразные связи с другими качествами [14];

- быстрота для волейболиста - это способность выполнять с большой скоростью технические приемы и отдельные действия [9], [16];

- силу человека определяют, как способность преодолевать внешнее сопротивление; специальная сила волейболиста это способность игрока мобилизовать силу мышц для выполнения технических приемов и отдельных игровых действий [8], [16].

Точность выполнения технических приемов и уровень технической подготовленности волейболистов связаны с развитием дозированной двигательной способности [7].   

На основе анализа литературных источников можно выявить следующие противоречия, возникающие между:

 - предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в вузах и результатами ее практического применения, что заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов; 

- возросшими требованиями к качеству высшего образования, повышающими требования к индивидуальности студента, и традиционными педагогическими подходами, направленными на передачу знаний, умений и навыков;

- необходимостью внедрения спортивно-ориентированных занятий с приоритетным использованием волейбола в физическом воспитании для раскрытия двигательного потенциала молодежи в студенческие годы, повышения спортивной и физической подготовленности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических подходов в физическом воспитании студентов вузов с приоритетным использованием волейбола.

Существующие противоречия обуславливают научную проблему исследования, суть которой можно сформулировать следующим образом: определение и разработка организационно-педагогических основ физического воспитания студентов с учетом индивидуальных трудностей освоения спортивно-ориентированной программы на основе волейбола, которые окажут положительное влияние на функциональное состояние и уровень физической подготовленности у студентов гуманитарного вуза.

Объектом проводимого исследования явился процесс физического воспитания студенток  в гуманитарном вузе.

Цель исследования: улучшение функционального состояния, уровня спортивной и физической подготовленности студенток гуманитарного вуза на занятиях по физическому воспитанию с использованием средств волейбола.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач исследования:

1. Выявить особенности содержания физического воспитания студенток в гуманитарном вузе на основе использования базового вида спорта и ее влияние на организм человека.

2. Изучить инновационные программы по физическому воспитанию  в гуманитарных вузах.

3. Определить уровень физической подготовленности и функционального состояния у студенток основного отделения.

4. Выявить современные средства и методы физического воспитания, используемые на основе индивидуально-дифференцированного подхода к определению содержания и организации физического воспитания с приоритетным использованием волейбола.

6. Определить   коэффициент индивидуальной трудности при освоении элементов игры в волейбол [12].

7. Разработать   и экспериментально апробировать методику индивидуально-дифференцированного подхода к подбору средств по физическому воспитанию с приоритетным использованием  волейбола, на основе учета индивидуальных трудностей у студенток при выполнении упражнений экспериментальной программы. В педагогическом эксперименте проверить эффективность средств волейбола и их влияния на функциональное состояние, и уровень спортивной и физической подготовленности студенток гуманитарного вуза.

Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование функционального состояния, уровня спортивной и физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы экспертной оценки; методы математической статистики.

Педагогический эксперимент проводится нами со студентками факультета социальных технологий I курса Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) в следующей последовательности:

1. Комплектование контрольной и экспериментальной группы.

2. Измерение  показателей функционального состояния, определение уровня спортивной и физической подготовленности, физического развития.

3. Определение коэффициента индивидуальной трудности при освоении  игры в волейбол, под которым понимается анализ объективных трудностей, возникающий у занимающихся при разучивании и выполнении им упражнений, выраженный в субъективных оценках [12].

Все полученные показатели будут обработаны с помощью математических   методов исследования на предмет выявления достоверности различий всех показателей и подтверждения эффективности разработанных экспериментальных материалов.

 

Рецензенты:

Бандаков М.П., д.п.н., профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет»,     г. Киров;

Оборин В.А., д.м.н., профессор кафедры медико-биологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Казаковцева Т.С., михайлов с.л. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ВОЛЕЙБОЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20765 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674