Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ В РАМКАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ"

Зиамбетов В.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В настоящей статье рассмотрены способы повышения эффективности выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Исследование показало, что систематическая подготовка студентов с помощью физических упражнений по пулевой стрельбе в рамках занятий по физической культуре позволяет повысить уровень готовности юношей к сдаче норм комплекса, повысить степень познавательной активности, гражданского и военно-патриотического сознания. Данные упражнения являются непосредственной военно-прикладной физической подготовкой студентов к прохождению военной службы, формируют умение точно производить выстрел, а это одно из основных качеств солдата. Знание военной истории, различные виды стрельбы повышают мотивацию и интерес к занятиям физической культурой, позволяют совместно заниматься студентам основной медицинской группы и студентам с ограничениями по здоровью.
физическая подготовка
патриотическое воспитание
подготовка к военной службе
пулевая стрельба
1. Зиамбетов В.Ю. О необходимости применения военно-прикладных физический упражнений на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 62-64.
2. Зиамбетов В.Ю. Военно-спортивная игра пейнтбол как эффективное средство военно-прикладной физической подготовки молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 399-400.
3. Зиамбетов В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе студенческой молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 2 – С. 90-95.
4. Зиамбетов В.В. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов: методические рекомендации / Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 54 с.
5. Зиамбетов В.В. Самооборона, ее правовые основы и методика применения: методические рекомендации / Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 52 с.

Введение. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) с момента его возникновения, становления, развития и на современном этапе имеет широкий спектр социально значимых целей и задач. Большое значение имеет его многоступенчатость и преемственность, и это наиболее ярко прослеживается в системе высшего профессионального образования. Выпускники высшего учебного заведения (вуза) должны быть готовы к профессиональной деятельности, а юноши – к военной службе. Военно-прикладной аспект комплекса ГТО наиболее ярко выражен в конкретных военно-прикладных упражнениях и в данном случае в выполнении нормативов комплекса по пулевой стрельбе. Умение точно производить выстрел не дается человеку от рождения и его формирование происходит постепенно, и нет приделов его совершенствования, а значимость для военной деятельности большая, потому что это один из основных навыков военнослужащего. Молодому человеку, который систематически не практикуется в стрельбе из оружия трудно показать хороший результат в стрельбе, поэтому при выполнении норм ГТО по пулевой стрельбе многие юноши имеют низкие результаты. Большое количество студентов испытывают трудности при выполнении данного упражнения, и это является проблемой.

В Оренбургском государственном университете решено провести работу по данной теме с целью формирования у юношей-студентов умения точно производить стрельбу из оружия, в рамках норм комплекса ГТО. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) формировать умения и навыки точной стрельбы из пневматического оружия;

2) осуществлять военно-патриотическое воспитание студентов; 3) популяризировать спортивное звание «Отличный стрелок» и обучение в «Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту» (ДОСААФ). В работе использовались различные методы исследования: наблюдение опрос, тестирование, а в обучении использовался весь комплекс методов: словесные, наглядные, практические.

Для подтверждения эффективности исследовательской работы и демонстрации ее результатов работа осуществлялась в двух группах студентов (контрольной и экспериментальной) по 50 человек. В контрольной группе никакой работы по совершенствованию умений студентов стрелять по мишеням не проводилось, студенты занимались в соответствии с рабочей программой по физической культуре. А в экспериментальной группе со студентами проводились тренировки по пулевой стрельбе с использованием пневматической винтовки в соответствии с положением комплекса ГТО. Результаты стрельб разных групп сравнивались на различных этапах работы, студенты выполняли контрольные стрельбы в октябре 2014 года, в феврале и мае 2015 года. Согласно требований Положения о физкультурно-спортивном комплексе ДОСААФ России «Готов к труду и обороне» стрельба ведется по мишени № 8, из положения стоя, расстояние 10 м, при этом участники выполняют 7 выстрелов, в зачет идут 5 лучших результатов. Необходимо отметить и то, что подобные упражнения выполнялись при строгом соблюдении требований безопасности.

Кроме работы по совершенствованию умений и навыков стрельбы со студентами проводилась работа по военно-патриотическому воспитанию. Проводились беседы и рассказы о значимости точной стрельбы при выполнении своего воинского долга, о примерах в военной истории, о снайперах Великой Отечественной войны Суркове М.И. (702 уничтоженных врага), Ахметьянове А.А. (502 уничтоженных врага), Сидоренко И.М. (более 500 уничтоженных врагов, 1 танк, 3 тягача), Зайцеве В.Г. (242 уничтоженных врага, из них 11 снайперов), о «Памятке снайперу» времен 1941-1945 годов. Так же кратко изучали материальную часть винтовки, принципы действия механизмов в оружии, устройство, патроны, основы баллистики. Кроме выполнения стрельб согласно условиям положения ГТО, для поддержания познавательной активности и интереса, стрельбы проводились из различных положений, расстояний, а так же с оптическим прицелом. Для расширения кругозора юношей в этой области студентам рассказывали о наличии стрелковых клубов в Оренбурге, а так же пейнтбольных и страйкбольных клубах, где можно проверить свои способности в деле, о возможности обучения в ДОСААФ, о возможности и особенностях получения спортивного звания «Отличный стрелок».

В конце экспериментальной работы мы получили и обобщили данные исследования, которые показаны в таблице. В таблице указана сумма очков, набранных группой по результатам стрельб на различных этапах контроля.

Результаты стрельб студентов

Группа

I этап

II этап

III этап

Контрольная группа

1263

1347

1409

Экспериментальная группа

1171

1535

2016

При выполнении последних контрольных стрельб разница в результатах стрельбы этих групп составила 607 очков, результат на лицо.

Динамика роста результатов наиболее наглядно изображена на диаграмме (рис. 1) и на графике (рис. 2).

Рис. 1. Показатели роста результатов стрельбы

Рис. 2. Динамика роста результатов стрельбы

С первого этапа по третий этап контрольных стрельб рост результатов экспериментальной группы составил 845 очков, а в контрольной группе – всего 156 очков, но и это объясняется тренировочным эффектом от самих контрольных стрельб. В экспериментальной группе в конце 1 юноша показал результат, соответствующий нормативам на «Золотой значок», и 3 юноши – на «Серебряный значок», а в контрольной группе никто не показал удовлетворительных результатов. Некоторые юноши из обеих групп выразили желание получить звание «Отличный стрелок», и заинтересовались получением военно-учетной специальности в рамках обучения в ДОСААФ.

Вывод. Таким образом, мы можем утверждать, что цель работы достигнута, у студентов, с которыми проводится целенаправленная работа по формированию умений точно производить стрельбу, уровень сформированности этого умения гораздо выше, чем у неподготовленных студентов, и мы уже можем говорить о навыке точной стрельбы из пневматической винтовки. Двигательное умение и навык подкрепляются осознанием необходимости и важности данных двигательных действий на основании военно-исторического опыта, и необходимостью данных умений в будущей деятельности студента, а именно при прохождении военной службы. Студенты получили полную информацию о возможностях военно-прикладной подготовки в ДОСААФ, как форме подготовки к военной службе. Пулевая стрельба наиболее точно соответствует целям и задачам комплекса ГТО и является яркой формой подготовки юношей к военной службе.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, профессор, г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Зиамбетов В.Ю. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ В РАМКАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20621 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674