Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ МОНГОЛИИ

Улзийхуяг Б. 1
1 ФГКВОУ ВПО «Военный университет»
В статье рассматриваются проблемы построения структуры системы военно-профессионального образования офицеров Вооружённых Сил, а также раскрыты обоснования сущности и понятия образовательного процесса в Университете обороны Монголии.Системный подход дает возможность забраться в механизм функционирования военно-профессионального образования как объекта и предмета научного исследования, составить широкий спектр взаимодействия его компонентов.Анализ системного подхода позволяет рассматривать, различающиеся по объектам и предметам, подразумевая реализацию социальной функции: создание и развитие системы военно-профессионального образования офицерских кадров.Результаты проведенного исследования нацелены на современные научные представления о сущности, содержании, организации и методике военно-профессионального образования и образовательного процесса в Университете обороны.Из этих следуют, что если рассматривать военно-профессиональное образование офицерских кадров Вооружённых Сил Монголии с точки зрения системного подхода, то она представляет собой образовательную деятельность.
военно-профессиональное образование
системный подход система образования
структурные элементы
образовательный процесс
Университет обороны.
1.Военная педагогика. Учебное пособие / под общ.ред. И.А.Алёхина. - М.: ВУ, 2007. – С. 60.
2.Герасимов В.Н, Улзийхуяг Б. Обоснование сущности и структуры образовательного процесса в Университете обороны Монголии // Мир образования - образование в мире. - 2014. №1(53). - С.100-106.
3.Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. –С. 311.
4.Сетров М.А. Ориентация биосистем. - М., Наук. 1971. –С. 137.
5.Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. - М.: Педагогика, 1989. –С.185.
Концептуальные положения совершенствования системы военно-профессионального образования содержат главных задач, от решения которых зависит будущее Университета обороны Монголии. Для разработки концепции военно-профессионального образования необходим системный подход на вузовском уровне. Концепция соориентирована на переосмысление традиционных педагогических положений и научных подходов к системе военно-профессионального образования с учетом особенностей реформирования образования в Вооружённых Силах Монголии.Качественно более высокий уровень понимания системы  – взгляд на нее с точки зрения ее внутренних и внешних отношений и связей. Многие известные ученые прошлого, занимавшиеся вопросами образования, достигла понимания системы образовния как органического целого, тесно связанного с системами высшего порядка – с обществом. 

К числу системных признаков относится интегративность. В интегративном аспекте рассмотрения системы подчеркивается решающее значение тех элементов и отношений, которые сохраняют общность системы, интегрируют ее элементы и способствуют ее сохранению и функционированию. Военно-учебное заведение как система представляет собой интегрированное единство учебно-воспитательных целей и содержания образования, человеческого фактора и главных материальных факторов (здание школы, оборудование, учебные средства, пособия и т.д). Однако главным в ней является объединение преподавателей и обучающихся для выполнения целей и задач, средством чего является организация и управление учебно-воспитательным процессом.

В противоположность стихийности, субъективизму, интуитивности системный подход обеспечивает относительно стабилыную последовательность хода исследования, вносит определенный порядок в нашу деятельность, исследование и мышление.

Понятийный аппарат и методы системного подхода дают возможность: 1) проанализировать структуру системы и оптимизировать ее; 2) анализировать, моделировать и оптимизировать функционирования системы [5].

Системный подход в современной науке рассматривается как универсальный метод исследования объектов: систем, структур, процессов [3]. В военной педагогике считаются следующие возможности системного подхода:

- рассмотрение объекта изучения и управления военного образования - как определенной целостности, как системы; 

- выявление в системе военно-профессионального образования  определенного множества составляющих ее компонентов;

- рассмотрение компонентов: системоопределяющий, системообразующий и  структурообразующий компонент, а его самого - как подсистемы;

- установление способа связей между структурными элементами (различные модели системных образований, процессы в системе образования, многоуровневое образовательное пространство ввуза, субъекты рассматриваемой системы, функционирование и развитие системы, органы управления системой);

- изучение оценку и анализ свойств элементов системы военно-профессионального образования;

- выявление внешних связей и зависимости военно-профессионального образования.

Системный подход дает возможность забраться в механизм функционирования военно-профессионального образования как объекта и предмета научного исследования, составить широкий спектр взаимодействия его компонентов. Сообразно к военной педагогике системный подход необходимо согласованно применять с рассмотрением многообразных видов военно-профессиональной деятельности, осуществляемых субъектами системы военно-профессионального образования офицерских кадров.

Разработанная структура системы военно-профессионального образования офицерских кадров, состоящая из нескольких компонентов: системоопределяющего, который базируется на основополагающей мировоззренческой идее об осуществлении образования офицерских кадров в рамках личностно-социально-деятельностного подхода; системообразующего, который связывает и систематизирует всей структурные элементы; структурообразующего, определяющего связи и отношения, объективно возникающие и субъективно формируемые участниками военно-профессионального образования между компонентами данной системы;  структурных элементов, включающих различные модели педагогических процессов в системе образования, многоуровневое образовательное пространство военного вуза, субъекты рассматриваемой системы, органы управления системой.Последнее позволило разработать модель структурысистемы военно-профессионального образования офицерских кадров Монголии (рисунок).

Анализ системного подхода позволяет рассматривать, различающиеся по объектам и предметам, подразумевая реализацию социальной функции:создание и развитие системы военно-профессионального образования офицерских кадров. Результаты проведенного исследования нацелены на современные научные представления о сущности, содержании, организации и методике военно-профессионального образования и образовательного процесса в Университете обороны Монголии.

Системный подход представляет собой совокупность методологических принципов и понятий, обеспечивает интеграцию знаний, при которой специальные науки сохраняют свою самостоятельность и специфичность, а их фактические данные и теория объединяются вокруг общего основания – системных методов исследования [4]. Не обычно системный подход к высшему образованию, но учет динамики и механизмов самоорганизации субъектов образовательных учреждений, единство содержания образования и воспитания целостной креативной личности.

Разработка концепции потребовала использования категорий и понятий военной педагогики, объективно отражающих общие и существенные свойства, отношения теория и практики профессионального образования. Концепция развития системы военно-профессионального образования офицерских кадров, апробированная в Университете обороны Монголии, представляла собой научно-обоснованную систему нынешних взглядов, идей, целенаправленных установок и основных направлений, единых концептуальных теоретико-методологических подходов, связанных с определением организации, содержания системы военно-профессионального образования офицерских кадров [1].

Структурная схема системы военно-профессионального образования

 

Обучение монгольских офицерских кадров по своей сущности –образовательный процесс, обусловленный потребностями Вооружённых Сил в хорошо подготовленных специалистах, способных успешно выполнять боевые и служебные задачи. Данный процесс реализует четыре основные функции: образовательную; военно-психологической подготовки; развивающую; воспитательную. Базовой из них является образовательная функция и все эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Образовательный процесс занимает центральное место как основополагающая категория военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в Университете обороны Монголии. Его результатом является военно-профессиональная подготовленность выпускников Университета обороны как единство усвоенных знаний, сформированных и развитых навыков и умений, личностных качеств, а также способности к профессиональной деятельности в войсках [2].

Проведенный анализ имеющихся определений понятия «образовательный процесс» и «военно-профессиональное образование офицерских кадров»   позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, образовательный процесс - это совокупность научно обоснованных организационно-педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у слушателей и курсантов знаний, навыков, умений и психологической готовности к военно-профессиональной деятельности. Во-вторых, образовательный процесс - это научно обоснованная система знаний, навыков и умений, которой должна обладать личность для решения задач, обусловленных определенной военной профессией и уровнем военного мастерства. В-третьих, образовательный процесс - это целенаправленная  подготовка, повышение квалификации и переподготовка офицерских кадров,   сопровождающиеся констатацией достижения ими установленных уровней профессиональной подготовленности военнослужащих. В-четвертых, военно-профессиональное образование офицерских кадров - это высшее профессиональное образование и образовательный процесс формирования знаний, навыков и умений, личностных качеств, необходимых различным категориям военных специалистов для выполнения служебных обязанностей.

Исходя из данных положений, сущность образовательного процесса можно определить как совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых элементов (компонентов), взаимодействие которых создает (проектирует) оптимальные условия для развития личности слушателя и курсанта во всех сферах военно-профессионального образования; как целостное образование, которое позволяет достичь новых качественных характеристик, не содержащихся в образующих его компонентах.

Таким образом, результаты теоретического анализа показали, что под основами военно-профессионального образования офицерских кадров правомерно понимать совокупность методов управления, проектирования, реализации, проверки и коррекции процесса обучения и воспитания слушателей и курсантов военного вуза. Из этих следуют, что если рассматривать военно-профессиональное образование офицерских кадров Вооружённых Сил Монголии с точки зрения системного подхода, то она представляет собой образовательную деятельность.

Рецензенты:

Ленёв Ю.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ, г.Москва;

Сливин Т.С., д.п.н., профессор,полковник, преподаватель кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный   университет» МО РФ, г. Москва.



Библиографическая ссылка

Улзийхуяг Б. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОФИЦЕРОВ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ МОНГОЛИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20581 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674