Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВОЛОНТЕРСТВО В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Кисиленко А.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
На современном этапе развития научно-технического прогресса техническая подсистема из элемента социокультурной подсистемы становится самостоятельной иерархически значимой единицей в среде обитания человека. Взаимопроникновение техносферы и антропосферы, все возрастающее влияние техники и технологий на общественную жизнь неизбежно приводит к появлению новых социальных практик, среди которых научно-техническое волонтерство. В статье предпринята попытка рассмотреть особенности волонтерской деятельности молодежи в научно-технической сфере. Использование методологии системного подхода позволило определить и изучить следующие взаимосвязанные элементы волонтерской деятельности: характеристики взаимодействия субъекта и объекта волонтерской деятельности, нормативные регуляторы поведения волонтеров, их ценности и мотивы, операциональную и управленческую подсистемы. Научно-техническая сфера как сложное образование накладывает определенную специфику на содержание указанных элементов.
техносфера.
молодежь
волонтерская деятельность
1. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. – 2005. – № 6. – С. 110-111.
2. Белов С.В., Симакова Е.Н. Ноксология / Приложение к журналу «Безопасность жизнедеятельности». – 2010. – № 5. – С. 5.
3. Техническое творчество: теория, методология, практика: энциклопедический словарь – справочник / под ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. – М.: НПО «Информ-система», 1995. – С. 208.
4. Половинкин А.И. Законы строения и развития техники. – Волгоград: Изд-во Волгоградская правда, 1985. – С. 21.
5. Дегтярев Е.В. Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 78-105.
6. Косова У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2011. – № 2. – С. 50.
7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово, 2000. – С. 194.

Использование понятийного конструкта «волонтерская деятельность молодежи» прослеживается в современных научных исследованиях практически любой социально-гуманитарной направленности, начиная от традиционно включающих его в свой категориальный аппарат педагогики, психологии, социологии и других областей научного знания, до экономики, политологии и права, наполняющих его специфическим, соответственно своему отраслевому предмету, содержанием.

Разнообразие научных подходов в отношении рассматриваемого понятия, с одной стороны, существенно затрудняет выбор концептуального основания для построения системы исследования феномена молодежного волонтерства. Но, с другой стороны, систематизация и сравнительный анализ существующих дисциплинарных и методологических подходов позволяют увеличить исследовательское поле, рассмотреть волонтерскую деятельность с разных точек зрения.

Мы полагаем целесообразным использование системного подхода в изучении молодежного волонтерства, поскольку он позволяет учесть взаимодействие множества элементов различного характера, обуславливающих как социокультурные, так и экономические эффекты волонтерской деятельности. Данный подход дает возможность определить в исследуемом явлении взаимосвязанные подсистемы, изучение которых, на наш взгляд, носит принципиальный характер, так как позволяет диагностировать проблемные зоны функционирования системы молодежного волонтерства и, как следствие, возможные точки ее обновления. К таким подсистемам в первую очередь следует отнести субъектно-объектную, мотивационную, ценностно-нормативную, операциональную и управленческую.

Переходя к рассмотрению специфики молодежного волонтерства в различных сферах общественной жизни, необходимо отметить, что традиционно внимание исследователей-теоретиков и практиков, занимающихся изучением данного социального феномена, привлекает деятельность волонтеров в области социального обслуживания, культуры, образования, здравоохранения, спорта, экологии, в то время как научно-техническая сфера, напротив, остается практически вне поля зрения ученых. Однако интенсивное развитие техносферы, в частности тех ее секторов (производство, вооружение, информационные технологии, космическая индустрия и др.), которые требуют массовой концентрации человеческих ресурсов, зачастую связано с использованием добровольческого труда.

Цель исследования. Данное обстоятельство актуализирует задачу изучения специфики волонтерской деятельности в научно-технической сфере, осмысление которой в рамках социологического знания отсутствует.

Результаты исследования. Предваряя дальнейшее изучение молодежного волонтерства в научно-технической сфере, проведем анализ понятия «техносферы». В науковедческой литературе, посвященной вопросам техники, технологии, техносферы и связанной с ней проблематики, нет общепринятого, «устоявшегося» определения данного термина. Так, Р.К. Баландин определяет техносферу как «область технической деятельности человека на Земле и в космосе. Ее создание определяли эволюция биосферы и живых организмов, появление человека разумного (благодаря мало изученному процессу цефализации), осуществляемый им труд физический и интеллектуальный, общественные организации... По своему происхождению, развитию, главному геологическому агенту техносфера принципиально отличается от других планетных оболочек. Ее название (от греческого «техне» - ремесло, искусство, умение) указывает на рукотворный, искусственный характер сферы...» [1]. Что позволяет рассматривать человека в качестве ядра и условия существования и развития техносферы.

Во многом аналогичное определение техносферы дают С.В. Белов и Е.Н. Симакова. Авторы рассматривают техносферу как «среду обитания, возникшую с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду (биосферу) с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека. По определению, к техносфере относится всё, что создано человеком - производственная, городская, бытовая среды, лечебно-профилактическая, культурно-просветительская зоны и т.п.» [2].

По мнению В.П. Каширина, «техносфера - пространственно-временная система социально-организованной технической формы материи - техники и управляемой ею технологической формы движения материи» [3].

А.И. Половинкин рассматривает техносферу как «совокупность всех действующих, бездействующих и утилизованных технических объектов, всех материальных результатов и последствий (в смысле изменений естественной природы) их деятельности» [4].

Е.В. Дегтярев характеризует техносферу как «сферу бытия технического; она включает в себя технические артефакты, технические операции, технические умения и навыки, а также техническое знание и познание» [5]. Данное определение дает возможность выделить структурные элементы техносферы.

Таким образом, техносфера рассматривается авторами как сложная, внутренне дифференцированная система. Ее интенсивное развитие сегодня во многом определяет состояние других подсистем среды обитания человека и их элементов. В этой связи Е.В. Дегтярев отмечает: «Техника «пронизывает» бытие человека, становится средой его обитания. Биосферные факторы замещаются техносферными (гужевой транспорт, вьючные и сельскохозяйственные животные - автомобилями, самолетами, кораблями, тракторами, комбайнами и т.д.); сугубо антропосферные факторы - такие как общение, любовь, традиции, фамильные реликвии и проч. - телефоном, телевидением, общением в интернете и т.д.; такие утилитарные и одновременно знаково-символические компоненты быта человека, как выстроенный своими руками дом, очаг, собранный урожай, хранилище продуктов и проч., трансформировались в типовую квартиру, технически оснащенную газом, электричеством, теплом, водой, канализацией, кабельной связью и т.д.; в микроволновую печь, кухонный комбайн, набор полуфабрикатов, готовых завтраков, холодильников... Среда нашего обитания все более технизируется, а мы - трансформируемся в «технического человека», не мыслящего своей жизни без техники, вне техники, без ее «вплетенности» в быт социума и индивида» [5].

Таким образом, мы наблюдаем проникновение техносферы в новые социальные практики, в том числе и волонтерскую деятельность, акторами которой все чаще выступает молодежь. Именно она является носителем особых, специфических связей и отношений, возникающих в научно-технической сфере.

Технологии рекрутирования молодежи в волонтерскую деятельность в научно-технической сфере основаны преимущественно на использовании методов «целевого отбора». В этом случае в добровольческую деятельность вовлекают людей, соответствующих определенным требованиям. Так, например, в условиях клинических исследований в отношении потенциальных волонтеров может выдвигаться требование соответствия определенным антропометрическим, физиологическим и биохимическим показателям.

Поскольку приращение техносферы напрямую зависит от уровня ресурсного (в том числе, интеллектуального) потенциала субъектов, обеспечивающих деятельность по ее развитию, можно констатировать, что в качестве основных требований к потенциальным волонтерам могут также предъявляться такие, как наличие образования в соответствии с профилем осуществления волонтерской деятельности; опыта работы или определенных практических навыков; материально-технической базы (приборы, оборудование, программы, установки и др.), которая потенциально может быть задействована в осуществлении добровольческих работ и т.д. Так, например, центр гражданской кибернауки в рамках года волонтерства в Европе инициировал программу, названную LHC@home, участники которой использовали собственные персональные компьютеры и ноутбуки для моделирования столкновений фундаментальных частиц, подобных тем, которые происходят внутри Большого андронного коллайдера (БАК), что значительно увеличило вычислительные возможности БАК. Реализация проекта распределенных вычислений Einstein@Home позволила обнаружить четыре гамма-пульсара за счет использования избытков вычислительной мощности на компьютерах волонтеров.

Традиционными каналами рекрутирования волонтеров в научно-техническую сферу остаются, во-первых, научно-исследовательские университеты, центры, лаборатории и другие учреждения, в которых обучаются и/или работают молодые люди; во-вторых, конференции, симпозиумы, форумы, разнообразные научные мероприятия, популяризирующие научно-техническое волонтерство; в-третьих, личные контакты, позволяющие привлекать новых участников из числа ближайшего окружения лиц, занятых в реализации проектов на профессиональной основе или в качестве добровольца.

Изучение мотивационной подсистемы волонтерской деятельности молодежи в научно-технической сфере предполагает выделение двух крупных групп мотивов участия. Первую группу составляют альтруистические мотивы, связанные, главным образом, с желанием принести пользу обществу и государству, а также реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Вторая группа включает прагматические мотивы, в основе которых лежит потребность в получении или развитии профессиональных компетенций, установлении социальных контактов, получении доступа к более высокому статусу.

Одним из важнейших конструктов в рамках изучения волонтерской деятельности в научно-технической сфере является ценностно-нормативная система личности волонтера, которая, по мнению У.П. Косовой, выступает «ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей» [6]. Согласно исследованиям М.С. Яницкого, ключевыми ценностями для волонтеров являются «уверенность в себе, понимаемая как внутренняя гармония и свобода от противоречий, духовная свобода, развитие и самосовершенствование, жизнерадостность и чувство юмора, широта знаний и взглядов. К явно отвергаемым относятся ценности материальной обеспеченности и общественного признания [7]. Мы полагаем, что эти ценности распространяются на все сферы волонтерской деятельности, поскольку, являясь высшим уровнем диспозиционной системы человека, полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность, в нашем случае речь идет о волонтерской общности независимо от сфер приложения добровольческого труда. Данное положение заслуживает дополнительного эмпирического исследования и пока может быть изложено в виде предположения.

Рассматривая операциональную и управленческую подсистемы волонтерской деятельности в техносфере, мы полагаем, что особенностью этих подсистем является достаточно высокий уровень регламентации выполняемых волонтером функций, координации и контроля его работ. Что предусматривает применение системы соглашений, определяющих формы и виды волонтерской деятельности в научно-технической сфере, условия допуска волонтеров к различной информации или объектам, критерии селекции добровольцев, а также устанавливающих гарантии для участников добровольческой деятельности.

Таким образом, развитие и усложнение науки и техники, увеличение масштабов ее влияния на различные компоненты человеческой жизнедеятельности, взаимопроникновение техносферы и антропосферы неизбежно приводит к появлению новых социальных практик, к числу которых относится и научно-техническое волонтерство. Волонтерство в научно-технической сфере представляется как сложная система, включающая в себя нормативные регуляторы и ценностно-мотивационные элементы, характеристики взаимодействия субъекта и объекта деятельности, а также операциональную и управленческую подсистемы.

 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект №14-38-00047 «Прогнозирование и управление социальными рисками развития техногенных человекомерных систем в динамике процессов трансформации среды обитания человека» при участии НИУ «БелГУ», ИСПИ РАН, ЮЗГУ.

Рецензенты:

Бабинцев В.П., д.филос.н., профессор кафедры социальных технологий, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Кисиленко А.В. ВОЛОНТЕРСТВО В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20579 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252