Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

Люст Е.Н. 1 Дворская О.Н. 1 Петухова Н.Н. 1 Тумилович Е.Ю. 1 Мащенко П.С. 1 Карпенко Ю.Н. 1 Малкова Т.Л. 1
1 ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Минздрава России»
В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов по направлению «Фармация» в высших учебных заведениях, связанных с формированием навыков самостоятельного решения научно-исследовательских задач. В работе описаны возможные способы участия обучающихся в научно-исследовательской работе, такие как подготовка и проведение научно-практических конференций, работа в кружках студенческого научного общества, защита реферативных и дипломных работ. Данные виды деятельности позволяют подготовить специалиста, способного к логическому и аргументированному анализу научной и профессиональной информации, ведению дискуссии и полемики, критическому отношению к своей научной и профессиональной деятельности. В статье также приведены примеры организации научно-практических конференций кафедры токсикологической химии по актуальным в настоящее время тематикам.
научно-практическая конференция
исследовательская работа
кафедра токсикологической химии
1. Карпова Л.Н. Безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств: монография. – Пермь: ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, 2010. – 81 с.
2. Малкова Т.Л., Дворская О.Н., Люст Е.Н., Петухова Н.Н., Тумилович Е.Ю., Карпова Л.Н., Мащенко П.С. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценки качества успеваемости студентов на кафедре токсикологической химии ПГФА // Современная фармация: образование, наука, бизнес: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – Тюмень: РИЦ Айвекс, 2014.
3. Проблемы злоупотребления лекарственными препаратами и новыми психоактивными веществами: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15–17 мая 2014 года). – Пермь, ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, 2014. – 108 с.
4. Технический Регламент Таможенного Союза 021/2011 О безопасности пищевой продукции. – Утвержден 09.12.2011 г. № 880.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация / ФГОС ВПО-12. – Утв. приказом Министерства.
Сфера подготовки специалиста в высшем учебном заведении по профилю «060301 Фармация» включает в себя не только направление, связанное с получением специальных знаний по фармацевтическим дисциплинам и овладение необходимыми практическими навыками и умениями для реализации основной фармацевтической деятельности, но и направление в области научно-исследовательской деятельности.

Данный вид деятельности включает в себя самостоятельную аналитическую, научно-исследовательскую работу; сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования; участие в решении отдельных научно-исследовательских проблем; выбор методик и средств решения задач [5].

Подготовка выпускника, реализующаяся через научно-исследовательскую деятельность, позволяет ему овладеть рядом общекультурных и профессиональных компетенций, включающих:

-          способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания (ОК-5);

-          способность получать, хранить, перерабатывать научную и профессиональную информацию; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

-          способность и готовность к работе с научной литературой, анализу информации, ведению поиска, превращению прочитанного в средства для решения профессиональных задач (способность выделять основные положения, следствия из них и формулировать предложения) (ПК-48);

-          способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49) [5].

Для реализации такого направления подготовки на протяжении всего времени обучения студентам предлагается выполнять как работы, связанные с просмотром и анализом научной литературы, так и связанные с экспериментальным решением практических задач. Приобретение обучающимися навыков и умений в данной сфере позволяет подготовить их, в том числе к выполнению и защите выпускной дипломной работы.

На кафедре токсикологической химии Пермской государственной фармацевтической академии студентам предлагаются различные виды научно-исследовательской работы. При изучении дисциплины предусмотрено выполнение обучающимися реферативной работы по основным разделам дисциплины, содержание реферата выбирается студентом самостоятельно или формулируется преподавателем. Кафедрой подготовлены рекомендации по оформлению и защите работы, критерии оценивания. При защите реферата оцениваются, в том числе, подготовка и оформление мультимедиа-презентации, представление доклада, ответы на вопросы. В балльно-рейтинговой системе кафедры предусмотрены поощрительные баллы за данный вид деятельности. Помимо прочего, это способствует формированию у обучающегося навыка публичных выступлений. Что особенно важно при повсеместном переходе от устных ответов студентов на семинарах и коллоквиумах к написанию тестов [2].

Обучающимся также предлагается участие в работе в кружке СНО, которая может предполагать последующее выполнение выпускной дипломной работы. На начальном этапе студенты ведут самостоятельный поиск и анализ научной литературы (в том числе периодической) по интересующей теме, а затем и экспериментальное решение поставленной задачи.

Кроме того, кафедрой проводится ежегодная научно-практическая конференция студентов и преподавателей «Вопросы экологической обстановки на территории Пермского края». На конференцию приглашаются студенты 1–5 курсов, преподаватели, молодые ученые (аспиранты, докторанты), интерны, слушатели ФДПО, представители Центра гигиены и эпидемиологии Пермского края. На конференции обсуждаются вопросы экологической обстановки на территории Пермского края, факторы негативного воздействия химического и биологического происхождения, влияющих на здоровье человека, пути поступления токсичных элементов и пестицидов в пищевую продукцию и продовольственное сырье, роль пищевых добавок, организация контроля качества и безопасности продукции в Пермском крае и т.д. Кроме того, были затронуты проблемы утилизации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, химических реагентов, тема суперэкотоксикантов, таких как диоксины и бифенилы, методам их обнаружения; вопросам токсичности, токсикокинетики и токсикодинамики тяжелых металлов, способам и методам определения токсичных элементов в пищевой продукции и продовольственном сырье, был выполнен и представлен на обсуждение ряд практических работ, связанных с исследованием мышьяка, свинца, кадмия, ртути различными физико-химическими методами (визуально-колориметрический, спектральный, электрохимический). Особый интерес вызвала тема безопасности детских игрушек, содержания в них различных токсичных веществ неорганической и органической природы, влияние на детский организм, наличие соответствующей документации, подтверждающей безопасность детских товаров [1,4].

В мае 2014 г. кафедрой была проведена Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы злоупотребления лекарственными препаратами и новыми психоактивными веществами». В рамках конференции были затронуты проблемы использования лекарственных средств в немедицинских целях, злоупотребления новыми психоактивными веществами, а также антинаркотической пропаганды и воспитательной работы в учебных заведениях и др.

На конференции было заслушано 24 доклада от представителей ПГФА и высших учебных заведений других регионов России (Архангельск, Екатеринбург, Красноярск, Хакассия, Ярославль и др.), а также Украины, Узбекистана Казахстана [3].

При подготовке докладов на конференцию студенты также овладевают навыками самостоятельной работы и научного мышления. Работа начинается с формулирования цели исследования и перечня задач, необходимых для достижения поставленной цели. Краткий обзор нормативной, справочной, научной литературы по выбранной проблематике позволяет проанализировать ситуацию, выделить актуальность, новизну и практическую значимость исследования. Выбор метода анализа позволяет сформировать верный ход эксперимента. Практическая часть работы может быть выполнена на базе испытательных лабораторий и центров, в которых студенты могут приобрести навыки подготовки объектов к анализу, выбора метода исследования с учетом поставленных задач, интерпретации полученных результатов, а также работы на современном аналитическом оборудовании, что может стать основой их дальнейшей профессиональной деятельности. Отдельные этапы эксперимента могут быть зафиксированы для подготовки иллюстрационных фото- и видеоматериалов, которые в дальнейшем могут использоваться и в работе кафедры, и при проведении производственной практики обучающихся.

Презентационный материал формируется по принципам, предъявляемым к научно-практическим работам (актуальность, практическая значимость, наглядность). Защита работы способствует развитию навыков публичных выступлений, повышению уверенности в себе, умению аргументировано отвечать на задаваемые вопросы.

Привлечение студентов к участию в подготовке и проведении научно-практических конференций, работа в кружках СНО позволяет подготовить специалиста, способного к логическому и аргументированному анализу научной и профессиональной информации, ведению дискуссии и полемики, критическому отношению к своей научной и профессиональной деятельности.


Рецензенты:

Михайловский А.Г., д.фарм.н., профессор кафедры общей и органической химии ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, г. Пермь;

Терехин Г.А., д.м.н., профессор кафедры экстремальной медицины и товароведения ГБОУ ВПО ПГФА Минздрава России, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Люст Е.Н., Дворская О.Н., Петухова Н.Н., Тумилович Е.Ю., Мащенко П.С., Карпенко Ю.Н., Малкова Т.Л. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20475 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674