Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Красикова А.И. 1
1 ФБГОУ «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова Минобрнауки России»
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания личности в современное время. Выявлен ряд факторов, представляющих собой негативное влияние на личность за счет доминирования материальных ценностей над духовными. В качестве педагогического средства решения этой проблемы рассмотрено участие молодежи в деятельности церковного хора. Рассмотрена роль христианского учения о нравственности, его содержания в нравственном богословии как одно из возможных направлений для достижения положительного результата в решении данной проблемы, которая дает возможность молодому поколению решить возникающие вопросы и проблемы в различных ситуациях опираясь на поступки и образ действий людей, соответствующих идеалам нравственных ценностей (на примерах богослужебных текстов). Участие в молодежном церковном хоре способствует формированию представлений о духовных ценностях, об оригинальности христианского богослужебного музыкального искусства; формированию культуры и коммуникативных способностей детей и подростков.
нравственное воспитание
христианская культура
богослужебный хор
церковное пение
духовная музыкальная культура
1. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев: Путь к истине, 1991. – 406 с.
2. Стеллецкий Н., протоиерей. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. − Т.1. − М.: ФИВ, 2009. – 416 с.
3. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России [Текст] / Металлов Василий, протоиерей. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Репринтное издание.
4. Снегирев В.А. Психология: Систематический курс чтений по психологии. − СПб.: Русская симфония, 2008. − 768 с.
5. Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000–2001: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. – М.: Московская регентско-певческая семинария, 2002. – 496 с.
6. Флоровский Георгий. Век патристики и эсхатология // Флоровский Георгий, протоиерей. Избранные богословские статьи. [Электронный ресурс] – URL: http://mreadz.com/new/index.php?id=10566&pages=1 (дата обращения 10.06.2015).
Современный период в истории России и образовании представляет собой смену ценностных ориентиров. Эти перемены представляют собой как позитивное, так и негативное явление в жизни общества в целом. В настоящее время это привело к деформации традиционных моральных норм, основополагающих для нашей культуры, и нравственных установок. Самая большая опасность в данной ситуации представляет собой разрушение личности за счет доминирования материальных ценностей над духовными.

Важнейшая цель современного образования и одна из задач государства и общества в целом является нравственное воспитание личности, как компетентного развитого человека, способного влиться в общество и быть полезным для своей страны.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с национальными ценностями. Содержание приобретает определённое направление в зависимости от того, какие ценности общество считает для себя важными в тот или иной исторический период.

Наблюдения и исследования нравственной природы и жизни человека начались в глубокой древности. Великие религиозные и религиозно-философские системы древнего востока уже содержат в себе обширные сведения, глубоко продуманные мысли и обобщения относительно доброго и злого в действиях человека, относительно обязанностей человека (таковы системы брамизма, буддизма, система Конфуция и др.).

Новозаветная религия имеет своей основой факт возрождения нравственного человека искупительной жертвой Сына Божия и описывает условия этого возрождения (заповеди). На западе результатом исследований явилось несколько систем нравственной философии, в которых нравственная природа человека освещается с разных сторон и дается несколько теорий происхождения идей добра и зла, чувства долга, свободы и т.д., – теории Сократа, Платона, затем Аристотель, перипатетики, стоики и эпикурейцы [4].

Наша история неразрывно связана с многовековой христианской культурой.  Под двойным влиянием – христианства и греко-римской философии – исследования нравственной природы человека продолжались отцами церкви, затем философами схоластического периода. Все это ложится в основу системы нравственной теологии, представляющей собой систематически обработанные положения о нравственной жизни и деятельности человека и что есть лучшего у древних философов.

 Богословие и церковная жизнь предполагают определенные представления о человеке, вопросы о его личной и общественной жизни (все эти вопросы входят в круг предметов науки нравственного богословия). «…Идея личности была, по-видимому, величайшим вкладом христианства в философию», – пишет протоиерей Георгий Флоровский [6].

Центральное положение христианского нравоучения в преподавании богословия – это сообщить молодым людям более духовное, идеальное направление жизни. Нравственное богословие как наука понимается как систематическое изложение православно-христианского учения о нравственности, или о нравственной жизни человека [2].

 В дальнейшем проходит время уяснения (углубления) методов исследования и расширения наблюдений, обработка данных.

Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям – вот новая область чувств, открытая христианством и поставленная им в основу построения своей культуры [1]. Нравственный закон определяет отношение человека к другим людям, к себе самому и к окружающей природе. А обрядово-религиозный закон мыслится как воля Божества, обязательного для всех членов данного общества (у каждого общества или нации существуют определенные моральные устои и традиции, по которым они живут).

Что такое добро и зло, какими правилами следует руководствоваться в своем поведении в конфликтных ситуациях, в какой степени позволительны те или иные удовольствия, в какой мере давать свободу действий себе, как нужно относиться к близким различных положений, каковы должны быть социальные отношения людей с христианской точки зрения.

Душа, являясь бессмертной составляющей, зависит от духовной направленности жизни человека, в свою очередь она влияет на его социальное поведение, отношение к окружающему миру, на физическое и психологическое здоровье. Через молитву, участие в Таинствах и богослужениях человек соприкасается с действием благодати Святого Духа, через которое происходит одухотворение души посредством жизни в рамках духовных законов (заповеди блаженства, на которых построена основа миропонимания христианства). В свою очередь расширение опыта каждого народа отразилось на обычаях, верованиях и законах (появление идеи родства, равенства всех людей по природе, общность интересов). Эти идеи были обобщены и сформулированы в христианстве, получили наглядность, доступность.

Влияние музыки на духовно-нравственное воспитание ребенка велико. Высокое достоинство музыки, ее способности пробуждать высокие и добрые чувства используются в храме за счет просветительской деятельности хора. В исторически обширном музыкальном наследии духовная музыка является стержнем, во многом идейно-смысловым, отражая высокий художественный идеал, к которому стремились песнотворцы, композиторы разных эпох.

Цель духовно-нравственного воспитания в рамках деятельности церковного хора основывается на принципах христианского мировоззрения и стремится к сохранению духовно-нравственного здоровья детей и подростков, так как является одной из форм приходской жизни и рассматривается как традиционная воспитательная и образовательная среда. Оно должно включать в себя изучение церковных песнопений Русской Православной Церкви, а также овладение основами системы Осмогласия Русской Православной Церкви, которое позволит свободно ориентироваться в основных образцах определенных напевов и распевать по примеру этих образцов богослужебные тексты. Изучение и усвоение участниками церковного хора певческим материалом общеупотребительной части системы Осмогласия; изучение и усвоение участниками напевов неизменяемых песнопений вечерни, утрени, Божественной Литургии и богослужений пения Триоди Постной, Цветной и Праздничной; ознакомление с некоторыми образцами древних распевов: знаменного, греческого, киевского и других [3]. Конечно, это происходит постепенно, путем практики – посещения богослужений в качестве певца.

Неразрывная  связь слова и  богослужебного чина отличает церковное пение от общей музыки и, следовательно, теми художественными законами, которые в нем действуют. Необходимо для понимания дать младшим участникам церковного хора в их практической деятельности минимум богословских знаний на доступном языке, изложив духовное понимание тех явлений и проблем, поставленных в богослужебном тексте.

Осмысленное пение на Богослужении является одной из самых важных форм деятельности церковного хора, беря на себя функции миссионерские и богослужебные. Миссионерская функция включает в себя социально-диаконическую и просветительскую деятельность и включает  в себя две направленности: внутреннюю (воцерковление поющей молодежи); и внешнюю (воцерковление прихожан, молящихся на службе или слушающих хор). И в данном случае, понимание текста со стороны участника богослужения, ознакомление его с порядком, смыслом и значением христианского богослужения, уяснение смысла Священного Писания имеют огромное нравственно-воспитательное значение, также как и вся деятельность участника церковного хора становится значимой частью его внутреннего духовного опыта.

Можно еще несколько слов сказать и о преемственности поколений в процессе воспитания. Происходит эта преемственность как через богослужебные тексты (службы святым – пример тех, кто выбрал высшие духовные ценности приоритетными в своей жизни), так и через пример старшего поколения. Это дает возможность молодежи решить возникающие вопросы и проблемы в различных ситуациях, опираясь на образ действий и поступков из жизни великих людей, соответствующих идеалам нравственных ценностей.

Результаты участия в молодежном церковном хоре можно выявить следующее:

1. Участники соприкасаются с представлениями о духовных ценностях человеческой культуры; им предлагаются знания произведений музыкального искусства, отражающих ценности духовной культуры;

2. Формируется система духовных ценностей, толерантность, происходит признание ценностей других людей, даже иной веры, иных убеждений; появляется умение сочувствовать и сопереживать другим, чувство ответственности (за мир в целом, за семью);

3. Прививается навык самостоятельного использования и приобретения знаний, убеждений, идей в процессе музыкальной деятельности; стремление заниматься самостоятельной музыкально-творческой деятельностью; умение общаться с произведениями музыкального искусства.

Православие является культурно и государственно-образующим фактором. И в современной цивилизации это есть в целом несомненное благо, потому что осуществляется с целью обогащения культурно-нравственного потенциала подрастающего поколения и социума, как такового, вообще. В связи с последним представляется важным обеспечить сотрудничество представителей обеих образовательных традиций – православной и светской, дополняющих друг друга.

Церковный хор и его деятельность, являясь частью музыкального искусства, вносит свой полноценный вклад в духовно-просветительскую деятельность, направленную на нравственное воспитание детей и подростков. Дается мощный заряд духовно-нравственной культуры, связанный не только  с христианскими, но и с общечеловеческими ценностями [5].

Музыка Русской Православной Церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

Сегодня, когда воспитание духовности, возвращение к исконным традициям национальной культуры становятся важнейшими проблемами государственного строительства, приобщение детей к сокровищнице духовной музыкальной культуры, включающей элементы классической и народной культуры в музыкальной форме, и в исключительно возвышенном содержании представляется как нельзя более актуальным.


Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова», Минобрнауки России, г. Москва;

Козьменко О.П., д.культурологии, профессор кафедры музыкознания и музыкального образовании ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Красикова А.И. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20464 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674