Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЛОНТЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Казакова Т.В. 1 Басалаева Н.В. 1 Захарова Т.В. 1 Яковлева Е.Н. 1 Осяк С.А. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", Лесосибирск, Россия
В статье рассматривается понятие «волонтерство», показана его социокультурная значимость для современного общества. Авторами отмечается, что волонтерство вполне можно отнести к одному из проявлений современной молодежной субкультуры, что предполагает наличие и формирование собственной гражданской позиции молодого человека. Описан опыт волонтерской деятельности в ЛПИ – филиале СФУ (Лесосибирск) на примере деятельности двух волонтерских отрядов - «Твои горизонты», осуществляющий профориентационную деятельность на территории г.Лесосибирска и населенных пунктов Енисейского района; «Школьная служба примирения», содействующая профилактике конфликтов и правонарушений. Показано, что процесс включения студентов в деятельность волонтерских отрядов позволяет не только существенно повысить уровень их профессиональной направленности, дает им возможность апробировать себя в профессиональной роли, развивает профессиональные компетенции и учит ориентироваться в существующих методических подходах к решению проблемы, но дает возможность самовоспитания и формирования собственной личности.
волонтерство
волонтер
типы волонтерства
функции волонтерства
1. Воронцова А.В. Развитие волонтерства в молодежной среде // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 113–121
2. Киселев И.Ю. Волонтерство как социальный капитал // Вестник социально-политических наук. – 2013. — № 12. – С. 53–61
3. Козубовский Р.В. Волонтерство как важная составляющая профессиональной подготовки будущих социальных работников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 7-2. – С. 157–160
4. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под ред. Карнозовой Л.М. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
5. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1997
6. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. – 2011. — № 8. – С. 71–73

В современной России ни одно крупное мероприятие международного или федерального уровней не обходится без участия волонтерских команд будь то Евровидение-2009, Универсиада-2014 в Казани, Олимпиада в Сочи и иные, где в обязанности волонтеров входит сопровождение и оказание помощи гостям и участникам. Однако исторически сложилось, что волонтерская деятельность связана прежде всего с благотворительной помощью, которую оказывали добровольцы. Исследователи отмечают, что развитие понятия «волонтерство» связано с деятельностью христианских организаций конца ХIХ в., а точнее — с именем Анри Дюрана и созданной им в 1859 г.  организацией «Красный Крест».

Сегодня волонтерство приобрело многоаспектный характер. По определению А.В. Воронцовой, волонтерство – деятельность просоциальная и характеризуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [1]. И.Ю. Киселев отмечает, что волонтерство – это активное участие человека в жизни общества, что способствует не только реализации основных человеческих потребностей ради справедливости, но и улучшению качества жизни и углублению чувства солидарности [2].

В Общей декларации волонтеров указывается, что волонтерство – это добровольный выбор, который выражает личностные взгляды и позицию; предполагает активное участие гражданина в общественной  жизни;  содействует  улучшению  качества  жизни,  углублению  солидарности  между людьми;  предопределяет  реализацию  основных  человеческих  нужд  на  пути  построения  более справедливого  общества;  содействует  более  сбалансированному  экономическому  и  социальному развитию; выражается по обыкновению в общей деятельности в рамках разных ассоциаций [3].

Волонтеры, по мнению Е.И. Холостовой, — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова  –  это члены общественного объединения  социальной  направленности  [5]. 

В большинстве случаев волонтеры — это представители молодежи, которая считается наиболее социально активной демографической группой, обладающей собственной специфической культурой. Как отмечает О.И. Холина, волонтерство вполне можно отнести к одному из проявлений современной молодежной субкультуры, что предполагает наличие и формирование собственной гражданской позиции молодого человека (например, движение по поиску пропавших детей и стариков «LizaAlert»), а также личностное самовыражение («Клуб волонтеров», «Кнопка жизни» и др.) [6].

Выделяют следующие типы волонтерства:

1) по степени организованности:

а) организованное, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторах;

б) неорганизованное – спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям;

2) по целевой ориентированности:

а) взаимопомощь (или самопомощь) – осуществление волонтерской деятельности другим членам своей социальной группы или сообщества;

б) благотворительность – объектом помощи является участник группы, в которую входит сам волонтер;

в) участие в местном самоуправлении – волонтер на добровольных основаниях включается в деятельность по управлению волонтерским движением, волонтерской группой и т.д.;

г) просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся волонтерской деятельности.

Сегодня волонтерство – это мощное добровольческое общественное движение, участниками которого преимущественно являются молодые люди, в том числе студенчество. Притом что многие авторы говорят о наличии у волонтеров некоторых личностных особенностей, в частности стремления к самореализации; установки на преодоление; самоидентификации; стремления быть социально полезным; энтузиазма, доброты и подвижничества; неравнодушия и гражданской активности, также отмечают  приоритизацию индивидуальных и профессиональных интересов.

Волонтерство как направление воспитательной работы  в вузе выполняет ряд важных функций:

1)             овладение социально-профессиональными умениями и навыками за счет расширения социальных связей;

2)             появление новых карьерных возможностей;

3)             обогащение собственного социального капитала;

4)             реализация личного потенциала.

Студенты, активно участвующие в волонтерской деятельности, более активно формируют свой профессиональный менталитет, присоединяются к профессиональной среде. Так, в Лесосибирском педагогическом институте – филиале ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (далее ЛПИ – филиал СФУ) на протяжении 10  лет существуют и активно развиваются волонтерские отряды – «Твои горизонты», осуществляющий  профориентационную деятельность на территории г. Лесосибирска и населенных пунктов Енисейского района; «Старший друг», оказывающий психолого-педагогическую поддержку подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; «Школьная служба примирения», содействующая профилактике конфликтов и правонарушений, и др. Расскажем более подробно о содержании деятельности некоторых отрядов.   

Так, отряд «Твои горизонты» в период с 2012 по 2014 гг. работал в рамках  исследования проблемы профессиональной направленности студентов, а также выявления детерминирующих ее факторов, что позволило  психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение в вузе, расстановку кадров, а также планировать профессиональную карьеру.

Целью отряда в данный период являлась разработка и реализация программы психологического сопровождения студентов педагогического вуза с целью формирования их профессиональной направленности. Работа была направлена на целевую группу, представляющую собой студентов  ЛПИ – филиала СФУ (Лесосибирск) и учащихся Енисейского педагогического колледжа (Енисейск). В подготовке и реализации приняли участие студенты факультета педагогики и психологии и физико-математического факультета ЛПИ – филиала СФУ (около 30 человек). В ходе реализации проекта (подготовка и участие в тренинговых занятиях) количество студентов составило от 80 до 100 человек. Основным результатом деятельности отряда стало повышение уровня профессиональной направленности, доказанное эмпирически; созданная программа может быть адаптирована для других учебных заведений.

Предлагаемый проект ориентирован на формирование профессиональной направленности в рамках педагогической профессии, основными участниками которого станут студенты вуза, что будет способствовать успешному вхождению в профессию на ранних этапах профессионализации.

Стоит отметить, что, говоря о профессиональной направленности как самостоятельной единице, отдельной категории, мы говорим и о собственной динамике ее становления, о процессах, являющихся содержанием этапов этой динамики. В первую очередь эти процессы связаны с развитием и активацией системы интересов к определенной области профессионального знания, мотивов к занятию профессиональной деятельностью, проявлением определенных личностных качеств и характеристик. Речь, по сути, идет об образовательной программе, включающей в себя средовой, субъектно-личностный и технолого-мотивационный компоненты.

Средовой компонент – комплекс психолого-педагогических условий, формирующих не столько прямо профессиональное сознание, сколько личностное отношение к определенным проблемам, в нашем случае – к педагогической проблематике. Субъектно-личностный компонент складывается, с одной стороны, из непосредственного субъективного интереса к конкретному профессиональному полю, наличия черт характера и личностных особенностей, позволяющих говорить не только о возможностях самореализации в выбранной профессиональной области, но и о динамическом потенциале, прогностической характеристике, указывающей на возможность карьерного роста, активного движения в поле избранной профессии; с другой – из системы представлений об интересующей профессии, образе специалиста, специфике деятельности, проблемных зонах профессии и путях их преодоления. Технолого-мотивационный компонент – система психолого-педагогических действий, связанная, во-первых, с поддержанием и активизацией интереса студентов к выбираемой специальности,  получению необходимых знаний и приобретению доступных умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности на начальном этапе; во-вторых, с коррекцией образа специалиста — представителя профессиональной области с целью его приближения к реальному; развитие качеств характера, личностных компетенций в контексте выбираемого профессионального направления, чем  определяется личностный ресурс – потенциал, в дальнейшем непосредственно реализуемый в профессиональном поле.

Целью деятельности «Школьной службы примирения» является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Психологами отмечено, что в межличностном взаимодействии обучающихся часто возникают противоречия, неразрешенность которых становится фактором девиантного поведения и фрустрационных состояний. В этой ситуации особую значимость приобретает изучение психолого-педагогического сопровождения учащихся в конфликтных ситуациях со сверстниками, главная миссия которого заключается в формировании у них позитивного опыта понимания себя и позиции оппонентов, осознании силы собственного влияния на ситуацию и перспектив ее развития, выборе такой стратегии поведения, которая основывалась бы на обоюдовыгодном, реалистичном решении, сохраняющем человеческое достоинство. Поэтому работа данного волонтерского отряда достаточно актуальна и направлена на формирование и развитие конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры учащихся, повышение ее уровня, что позволит  психологически обоснованно решать конфликтные ситуации в условиях образовательного учреждения.

Основная идея заключается в разработке программы подготовки учащихся к конструктивному поведению в ситуациях разногласий, направленной на развитие рефлексивных и прогностических способностей, при реализации которой предполагается взаимодействие различных специалистов образовательного учреждения; формирование и обучение ученического актива под руководством социального педагога и/или педагога-психолога навыкам медиации в ситуации конфликта.

Исследуя аналоги подобных служб, мы отметили, что в целом служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. На сегодняшний день действует около 1000 служб примирения в разных регионах страны, однако в Красноярском крае только 6.  При этом в образовательных учреждениях 
г. Лесосибирска  система восстановительной медиации (служба примирения) пока слабо развита, что мы и пытались компенсировать деятельностью волонтеров на базе МБОУ СОШ № 1 г. Лесосибирска.

Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.

1.                  Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

2.                  Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.                  Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

В состав Школьной службы примирения входят педагог-психолог, социальный педагог, педагоги школы, школьники 6–9-х классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ, волонтеры.

Школьная служба примирения получает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения и принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел [4].

Волонтеры осуществляют контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несут ответственности за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и определить пути их преодоления.

Заключение

Процесс включения студентов в деятельность волонтерских отрядов не только позволяет существенно повысить уровень их профессиональной направленности, дает им возможность апробировать себя в профессиональной роли, развивает профессиональные компетенции и учит ориентироваться в существующих методических подходах к решению проблемы, но и дает возможность самовоспитания и формирования собственной личности. В этом случае происходят трансформация ценностно-смысловых координат личности студента, определение собственной гражданской позиции и инициативы. Поэтому считаем волонтерскую деятельность одним из необходимых и эффективных направлений воспитательной работы вуза.


Рецензенты:

Логинова И.О., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой  психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО, ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск;                             

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального обучения Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Казакова Т.В., Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Осяк С.А. ВОЛОНТЕРСТВО КАК НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20442 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674