Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Иванова М.Н. 1
1 Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Исследованы теоретические основы функционирования субъектов предпринимательства в условиях изменяющейся внешней среды, сделан вывод, что под внешней средой можно понимать все условия и факторы, находящиеся за пределами самой организации, но способные оказать влияние на ее деятельность и на принимаемые руководством организации управленческие решения, внешняя среда организации характеризуется сложностью, динамизмом, неопределенностью, объемностью и коммуникабельностью, что порождает риски в предпринимательской деятельности и вызывает необходимость разработки механизма адаптации бизнеса к постоянным изменениям, формирования соответствующей информационной базы о развитии внешней среды, выделены по характеру воздействия на деятельность организации факторы внешней среды косвенного (макроокружение организации: общая экономическая ситуация, государственная политика, законодательство, технологии, природно-климатические условия, социальные показатели) и прямого воздействия (микроокружение или деловую среду: покупатели, поставщики, конкуренты, государственные органы, инфраструктуру).
деловая среда.
микроокружение
макроокружение организации
изменения
неопределенность
внешняя среда
субъект предпринимательства
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: федер. закон от 21.10.1994 (с изм. и доп., в ред. от 27.07.2014). – Консультант плюс.
2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. 31.12.2014 г.). [Электронный ресурс] - http: //www.consultant.ru.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент: пер. с англ. / И. Ансофф.- Классическое издание.- СПб и др.: Питер, 2011.- 343 с.
4. Ицхак К. Адизес Управление жизненным циклом корпорации. / Пер. с англ., под науч. ред. А.Г. Саферяна. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с. Сс. илл. - («Серия теория менеджмента»).
5. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер.- М.: Инфра-М, 2012.- 848 с.
6. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов.- М.: НИЦ Инфра-М, 2013.- 253 с.

По своей сути субъект бизнеса - организация представляет собой социальное образование, состоящее из людей, координация деятельности которых реализуется через управляющее воздействие для достижения совместных целей.

Как объединение людей организация имеет некоторые общие признаки, к которым можно отнести: общность целей, наличие единых правил поведения, координирующего органа.

В современной науке организацию как субъект хозяйственной деятельности часто отождествляют с понятием «предприятие». Однако Гражданский кодекс РФ дает иную трактовку данной категории. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Предприятие как имущественный комплекс признается недвижимостью [1, ст. 132].

Кроме того, Гражданский кодекс оперирует понятием «юридическое лицо» - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1, ст. 48]. Обязательным требованием закона к юридическим лицам является их государственная регистрация в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм. Порядок государственной регистрации юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, регулируется федеральным законом 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [2]. 

В зависимости от целей деятельности Гражданский кодекс разделяет организации на коммерческие (преследующие цель получение прибыли) и некоммерческие (не имеющие в качестве цели извлечение прибыли и не распределяющие прибыль между участниками) [1, ст. 50]. Однако здесь следует оговориться, что несмотря на коммерческий характер деятельности в современных условиях субъекты бизнеса достаточно часто во главу деятельности ставят не столько коммерческие, сколько социальные цели. К первым можно отнести: увеличение прибыли, дохода, рентабельности деятельности, доли рынка, рыночной стоимости компании и т.п., ко вторым - удовлетворение потребностей покупателей (клиентов) в товарах, работах, услугах, создание новых рабочих мест, благоприятное влияние на общество и др.

Для юридических лиц, которые являются коммерческим организациями, Гражданский кодекс определяет следующие организационно-правовые формы: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия [1, параграф 2].

Как субъект экономических отношений организация в своей деятельности должна учитывать общие экономические законы развития и базовые принципы эффективности хозяйствования: закон спроса и предложения, законы конкуренции, закон убывающей производительности, эффект масштаба, разделения труда, альтернативности использования ресурсов, максимизации прибыли и минимизации убытков и т.п. Все указанные законы лежат в основе формирования экономической базы функционирования организации как хозяйствующего субъекта. К элементам экономического механизма организации можно отнести: коммерческий расчет, учет рисков, имущественная и финансовая ответственность, планирование, анализ и контроль, ценообразование, стимулирование и мотивация работников, финансовые рычаги и стимулы (налоги, процент, штрафы и т.п.).

Поскольку организация, прежде всего, является социальным образованием, то формирование научных взглядов на природу и механизм функционирования организации происходило в рамках различных социальных наук: менеджмента, социологии, психологии, юриспруденции и др. под влиянием изменения объективных условий функционирования организаций (таблица 1).

Таблица 1

Факторы и научные подходы к определению сущности организаций

Факторы

Научные школы

Внутренние аспекты организаций

- отделение управления от собственности;

- рост масштабов производства, размеров компаний

Классическая научная школа (Ф. Тейлор, Ф. Гилберт, Г. Гант, Х. Эмерсон, Х. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер)

Закономерности и принципы построения организаций, систем управления, разделение труда и функций, введение НОТ, процессный подход

- развитие наук о человеке;

- развитие точных наук;

- становление рыночных отношений

Гуманистический менеджмент (Г. Мюнстерберг, Э. Мейо, А. Маслоу, М. Фоллет, Ф. Герцберг)

Человеческие отношения (поведение работников), мотивация и стимулы, управление социальными системами

- ускорение НТП;

- повышение наукоемкости производства;

- насыщение рынков;

- глобализация и формирование ТНК;

- рост неопределенности и рисков

Управленческая школа

(Р. Акофф, С. Бир и др.), системный подход (П. Друкер, М. Портер, И. Ансофф и др.), ситуационный подход

Стратегический менеджмент, маркетинг, системы качества, реинжиниринг, формирование организационной культуры

С самого зарождения организаций и менеджмента как науки управления ученых и практиков интересовал вопрос, при каких условиях или сочетание каких элементов позволяют организации быть наиболее эффективной и получать наибольшие результаты.

  В классической теории управления таким условием выступает научная организация труда и максимальное использование эффекта от масштаба, в школах гуманистического направления - мотивация работников и правильно сформированная система стимулов, а также уважение к сотрудникам и доверие. Так, по мнению Ф. Тейлора, объективный анализ факторов и данных, собранных на рабочем месте, может служить основой для определения наилучшего способа организации работы, для этого менеджеру необходимо [6]:

  - вместо волевых решений научно обосновать каждый элемент работы;

  - с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучить и развивать рабочую силу;

  - тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными научными принципами;

  - использовать выгоды от разделения труда и ответственности между руководителем и работниками.

  Значительный вклад в определении принципов функционирования организаций внес Г. Файоль, которым выделено 14 таких принципов, разделенных на три группы:

  1) структурные: разделение труда, единство цели и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власть и ответственность, цепь;

  2) процессные: справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, единство команд, подчинение главному интересу;

  3) принципы конечного результата: порядок, стабильность, инициатива.

  Однако, по мнению Р. Лайкерта, классическая организация менее эффективна, чем организация, созданная по «системе-4», в рамках которой организация строится через развитие мотивации по четырем направлениям: выдвижение целей, принятие решений, контроль, децентрализация. Чтобы способствовать реализации этих процессов план развития организации должен включать три подхода [5]:

1)          принцип взаимоотношений поддержки;

2)          групповое принятие решений и групповые методы руководства;

3)          постановку высоких производственных целей.

Также подход Лайкера изменяет саму бюрократическую организационную структуру организации на матричную или проектную, что повышает гибкость организации, ее адаптивность к изменению внешней среды. Таким образом, в науке управления во второй половине ХХ века формируется новый современный подход к формированию организаций - системный.

Данный подход не является однородным, а содержит множество эволюционных моделей, отражающих природу и механизм функционирования организации. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Достаточно классической для системного подхода является модель «организационного потенциала» И. Ансоффа [3]. Организация в его понимании - это некоторая система, осуществляющая взаимосвязи с источниками ресурсов и внешней средой. При этом функционирование организации рассматривается в двух аспектах как статичной системы (когда параметры внешней среды стабильны) и динамичной системы (когда характеристики внешней среды изменяются, и эти изменения оказывают положительное или отрицательное влияние на положение организации). Начиная с 1970-ых годов динамизм внешней среды значительно усилился, и как указывает А. Чандлер, изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии организации, что в свою очередь влечет изменение ее организационных характеристики и в конечном счете к преобразованию организационной структуры. По мнению И. Ансоффа, можно выделить три стратегии как ответные реакции организаций на внешние изменения: достижение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика нововведений. Данные стратегии затрагивают три базовых элемента деловой организации: продукт, функции, рынки сбыта, моделируя и сочетая которые можно создать разные организационные структуры организации. Анализируя различные организационные структуры, Ансофф приходит к выводу, что современная организация - это не просто набор элементов, а достаточно сложная система, элементы которой имеют взаимосвязи и взаимное влияние, а также связи с внешней средой. Совокупность всех взаимосвязанных элементов образует организационный потенциал (система управления, структуры, информация, системы и процедуры, технологические процессы, системы ценностной ориентации). Чтобы изменить механизм функционирования организации в целом и выйти на более высокий уровень эффективности недостаточно поменять один из элементов, требуется взаимная подстройка всех элементов системы с учетом причинно-следственных связей [3].

В конце 1980-ых начале 1990-ых годов появляется новое направление в исследовании организаций - институциональное. Представители данного направления (Д. Норт) определяют организацию как альтернативу рынку, в рамках которой создаются необходимые институты для снижения трансакционных издержек. Институты - это набор правил, процедур согласования, моральные и этические принципы поведения индивидуумов для достижения большего дохода. Формирование и развитие институтов зависит от степени зрелости организационной структуры, т.е. чем больше развиты организационные структуры, тем эффективнее функционируют организации.

Неоднозначность влияния различных факторов внешней среды на положение и параметры деятельности организации являются поводом для продолжающейся в научной среде дискуссии о том, что представляется собой эффективная организация, развивая модели организаций и управления в рамках ситуационного подхода.

В последние годы широкое распространение получили такие модели как: реинжиниринг бизнес-процессов, организационных рынков, теория альянсов, управления изменениями, а также инструментальные модели менеджмента качества, инновационного менеджмента, интегрированного менеджмента и др.

С точки зрения эволюционной теории, организация - это живой организм и подобно всем биологическим существам они имеют определенный жизненный цикл. Немногие из них живут достаточно долго, ни одна из них не живет без изменений. Процесс рождения и умирания организаций происходит всегда. Вместе с тем, если организации гибкие и адаптивные, то их жизненный цикл продлевается, если они консервативны и заморожены, то приходят быстро в упадок и погибают.

Жизненный цикл организации - это временной интервал, включающий в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменений, связанных с функционированием организации. Можно выделить следующие этапы [4]:

1) этап предпринимательства (создание), когда организация находится в стадии становления, определяет свои цели и планы развития, формулирует миссию. Для данного этапа характерны: высокая активность и творческий подход, энтузиазм, слабые структуры;

2) этап коллективности (рост): формируются базовые элементы организации, однако отношения носят больше неформальный характер, отсутствуют организационные институты; организации закрепляются на рынке, движение и изменения в организации в виде рывков, возрастает роль управленческого центра в принятии решений и координации;

3) этап формализации и управления (зрелость): формируется формальная структура и правила, используются выгоды специализации и разделения труда, функций и ответственности; расширение деятельности за счет масштаба, диверсификации, акцент на стабильность, развитие персонала, обновление техники и технологий;

4) этап выработки структуры (зрелость): совершенствуется структура (формируется бюрократия) и производство, поиск новых рыночных возможностей, укрепление внутреннего потенциала, цель - сбалансированное развитие, укрепление внешних связей;

5) этап упадка: проблемы расширения деятельности и рынка сбыта, акцент на удержание позиций; проявляются внутренние проблемы - конфликты интересов, несоответствие организационной структуры и т.п.

По мнению специалистов, причинами упадка организации могут быть:

а) внешние: снижение спроса на продукцию вследствие ужесточения конкуренции, появления товаров заменителей, влияние поставщиков (монополизм), изменение предпочтений покупателей вследствие моды, образа или стандартов жизни;

б) внутренние: снижение качества при росте цены, усложнение внутренних связей и низкий контроль, неэффективные коммуникации, низкая инновационность или отсутствие инноваций, появление неформальных лидеров, внутренняя неудовлетворенность работников и др.

Результатом нерешенных проблем может стать банкротство коммерческой организации или ее реорганизация в форме слияний, поглощений, в результате которых организация теряет статус юридического лица. Для того, чтобы избежать упадка и продлить стадию зрелости специалисты рекомендуют внедрить механизмы непрерывного обновления или улучшения, этой же цели подчинены инструментальные модели управления. Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы, и перестраиваются, когда перестают отвечать поставленным целям. Большая роль в этом отводится стратегическому менеджменту, в т.ч.:

- ориентация на предвидение, умение выявить новые тенденции, ставить долгосрочные цели с учетом перспективных общественных изменений;

- интеграция и перекрещивание функций, т.е. создание новых организационных структур, построенных по матричному типу, или введение проектных групп для системного решения возникающих проблем;

- использование современных информационных технологий для повышения объективности и оперативности принимаемых управленческих решений;

- учет интересов заинтересованных сторон: собственников, инвесторов, покупателей, поставщиков, государства и т.п. для корректировки направлений и перспектив развития организации, совершенствования ее процессов, поиска новых конкурентных преимуществ, новых рыночных возможностей, форм развития;

- гибкость и адаптивность, основанные на инновациях и повышении предпринимательской активности бизнеса, как условия успеха в конкурентной борьбе, в основе которых лежит принцип саморазвития и самообучения организаций;

- повышение ценности для потребителя, т.е. управление цепочкой добавленной стоимости по критериям качества, экономии ресурсов и времени, что будет способствовать повышению экономической эффективности деятельности организации и оптимизации соотношения «цена-качество», а, как следствие, выгод для клиентов;

- ускорение выхода продукции на рынок на основе управления ЖЦП;

- социальная ориентация бизнеса как форма ответственности организации за настоящее и будущее общества.

Итак, под внешней средой можно понимать все условия и факторы, находящиеся за пределами самой организации, но способные оказать влияние на ее деятельность и на принимаемые руководством организации управленческие решения. Внешняя среда организации характеризуется сложностью, динамизмом, неопределенностью, объемностью и коммуникабельностью, что порождает риски в предпринимательской деятельности и вызывает необходимость разработки механизма адаптации бизнеса к постоянным изменениям, формирования соответствующей информационной базы о развитии внешней среды и т.п. По характеру воздействия на деятельность организации факторы внешней среды условно делят на факторы косвенного и прямого воздействия. К факторам косвенного воздействия относят макроокружение организации: общая экономическая ситуация, государственная политика, законодательство, технологии, природно-климатические условия, социальные показатели. К факторам прямого воздействия - микроокружение или деловую среду: покупатели, поставщики, конкуренты, государственные органы, инфраструктуру. Таковы факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность субъектов бизнеса в современных условиях, а также методы их анализа, которые следует учитывать в предпринимательстве.

Рецензенты:

Федоров В.Г., д.с.-х.н., профессор кафедры экономики, менеджмента и агроконсалтинга, ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары;

Федорова Л.П., д.э.н., зав. кафедрой экономики, управления и кооперации, профессор Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Иванова М.Н. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20439 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074