Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Жамолетдинова Л.М. 1
1 Московский городской университет управления Правительства Москвы
Государственно-частное партнерство в настоящее время широко распространено в экономически развитых странах, начинает развиваться и в России. ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности, развитие которых необходимо интенсифицировать. Кроме того, происходит консолидация ресурсов и усилий государства и бизнеса в решении общественных задач. Развитие конкурентных отношений в сфере государственно-частного партнерства является основой повышения эффективности проектов в данной сфере, позволяет сбалансировать интересы государства и частного партнера. Однако на практике реализация данного принципа встречает ряд препятствий и противоречий. В статье обосновываются первоочередные задачи в сфере развития ГЧП, направленные на решение данных проблем.
развитие.
конкуренция
государственно-частное партнерство
1. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. – 2004. – №6. Электронный ресурс: http://www.strana-oz.ru/
2. Гагарин П. Государственно-частное партнерство: проблемы и перспективы развития. // Финансовая газета. – 11.04.2013г.
3. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопр. экономики. – 2008. – № 8. – С. 68–69.
4. Коновалова М.Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России // Проблемы современной экономики. – 2010.– № 2 (34).
5. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Электронный ресурс: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/
6. Шмелева Е. Связующее звено (интервью с начальником отдела развития частно-государственного партнерства Департамента инвестиционной политики и развития МЭР РФ Марией Ярмальчук) //Российская газета. – 9 октября 2012г.

Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) в настоящее время широко распространенов экономически развитых странах, начинает развиваться и в России. Несмотря на это, данное явление не имеет однозначного общепринятого определения - существуют различные мнения относительно того, какие формы взаимодействия власти и бизнеса оно охватывает. Вместе с тем в экономической практике развитых стран существует единство в понимании сфер применения, инструментов ГЧП, сформировалась типология контрактов (Табл.1).


Таблица1

Типы ГЧП в зарубежной практике

Тип соглашения ГЧП

Сфера ответственности и прав частного партнера

 

Проектирование объекта

Финансирование строительства

Строительство (создание) объекта

Эксплуатация объекта

Обслуживание объекта

Право собственности на построенный объект в период действия соглашения

Право собственности на построенный объект по окончании действия соглашения

Передача права пользования  объектом государству

BOT

(Построй-Управляй-Передай)

 

 

Х

Х

 

 

 

по окончании срока соглашения

BOOT

(Построй-Владей-Управляй-Передай)

 

 

Х

Х

 

Х

 

по окончании срока соглашения

BTO

(Построй-Передай-Управляй)

 

 

Х

 

Х

 

 

передача объекта государству по окончании строительства

BOO

(Построй-Владей-Управляй)

 

 

Х

Х

 

Х

Х

не передается

BOMT

(Построй-Управляй-Поддерживай-Передай)

 

 

Х

Х

Х

 

 

передача объекта государству по окончании строительства

DBOOT

(Спроектируй-Построй-Владей-Управляй-Передай)

Х

 

Х

Х

 

Х

 

по окончании срока соглашения

DBFO

(Спроектируй-Построй-Финансируй-Управляй)

Х

Х

Х

Х

 

возможны различные варианты

Составлено автором по [3].

ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.

При реализации проектов ГЧП правительства передают во временное долго- и среднесрочное пользование бизнесу определенные объекты, как правило - общественно значимые и/или инфраструктурные, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью.

С одной стороны, объекты общественной инфраструктуры часто не могут быть приватизированы ввиду их стратегической, экономической и социально-политической значимости. Но, с другой стороны, финансовых ресурсов государства часто не достаточно в силу бюджетных ограничений для обновления и обслуживания данных объектов. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности, развитие которых необходимо интенсифицировать. Кроме того, происходит консолидация ресурсов и усилий государства и бизнеса в решении общественных задач.

Бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, быстротой принятия решений, способностью к нововведениям, использованию технических и технологических новаций [4]. Благодаря этому повышается качество предоставления общественных услуг, закрепленных за государством.

Бизнесу участие в проектах ГЧП может быть интересно тем, что, как правило, отношения носят долгосрочный характер, позволяют осуществлять стратегическое планирование деятельности (доходы, расходы, инвестиции, кадровая политика и т.д.).

Необходимо отметить, что в России возможности и эффекты использования ГЧП до настоящего времени не осознаны в полной мере как представителями органов власти, так и бизнесом, что препятствует развитию российского рынка проектов ГЧП, не позволяет использовать потенциал данного механизма для развития общественной инфраструктуры во всероссийском масштабе.

Широкая трактовка подразумевает под ГЧП взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д. В узкой (экономической) трактовке ГЧП охватывает следующие основные сферы:

  • государственные контракты и закупки;
  • арендные отношения;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;
  • соглашения о разделе продукции (СРП);
  • концессионные соглашения.

В экономическом понимании ГЧП - это институциональное и организационноепартнерство между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг [1].

В понимании государства в лице Министерства экономического развития РФ Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления [5].

При этом государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение общества этими товарами, работами, услугами. Суть ГЧП проявляется в том, что бизнес привлекается с его ресурсами и компетенциями (софинансирование, менеджмент, ноу-хау, производственные и другие активы) к их созданию и получает за это вознаграждение в той или иной форме (в форме платежей от государства или потребителей данных благ).

Отсутствие единого понимания ГЧП (единой концептуальной основы) ведет к недоработанности нормативно-правовой базы - затруднению в определении сфер регулирования разрабатываемого федерального закона.

Из-за отсутствия полноценной нормативной базы (так называемого правового вакуума) в настоящее время проекты ГЧП реализуются в режиме «ручного управления», что создает определенные риски: правовые (возможность признания проекта нелегитимным) и коррупционные (сговор чиновников с представителями бизнеса при распределении объектов, выборе частного партнера). По состоянию на начало 2015г. сферу ГЧП частично регламентируют:

  • Федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005г.;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013;
  • Постановление Правительства Российской Федерации №1017-ПП «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» от 14.12.2010;
  • Постановление правительства Российской Федерации №134-ПП «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 01.03.2008;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. №1044 «06 утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования»;
  • Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

Данные нормативно-правовые акты охватывают далеко не все правовые и экономические отношения, возникающие в процессе реализации проектов ГЧП, а ряд возможных форм ГЧП вообще остался вне правового поля. При этом два последних документа можно отнести к регулированию ГЧП с определенной натяжкой - в широком понимании ГЧП охватывает и предоставление бизнесу льгот на определенной территории или в определенных видах деятельности.

Региональные законы о ГЧП приняты в 68 субъектах РФ. Однако часто они носят декларативный характер, кроме того могут регулировать лишь проекты ГЧП регионального уровня.

Правовой вакуум в сфере ГЧП является в том числе одним из факторов, препятствующих привлечению иностранных партнеров в данную сферу.

Другими важными причинами низкого уровня развития ГЧП в России выступают [1]:

-        недостаток бюджетных средств (в проектах, где финансирование остается сферой ответственности государства);

-        институциональная неготовность государства в лице федеральных, региональных, муниципальных органов власти к передаче прав на пользование госсобственностью частному бизнесу по причинам: недостатка правового регулирования процессов инициации и осуществления проектов ГЧП, недоработанность методических вопросов (составление договоров ГЧП, мониторинг проектов и т.п.); низкого уровня квалификации госчиновников, депутатов законодательных органов в данной сфере; неверное представление общества, власти и бизнесао сути, областях применения и возможностях ГЧП;

-        низкая инвестиционная привлекательность проектов ГЧП из-за высоких рисков инвестирования в объекты госсобственности в долгосрочной перспективе в условиях нестабильной российской бизнес-среды при отсутствии правовых гарантий возврата вложенных средств частному партнеру.

Конкуренция в сфере ГЧП

Эксперты в области ГЧП сходятся во мнении, что выбор частного партнера для проектов должен происходить на основе конкурса, на основе конкуренции, что позволит соблюсти баланс интересов государства (оптимальный выбор по критериям: качество исполнения проекта,стоимость) и частного партнера (получение приемлемого уровня доходности). В конкурсном принципе отбора участников заложен значительный потенциал повышения эффективности проектов ГЧП.

В соответствии с данным принципом процесс выбора частного партнера должен регулироваться Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. Однако на практике применение данного закона встречает ряд препятствий и противоречий.

Основная проблема применения данного закона в сфере ГЧП в России в настоящее время в том, что подготовка проекта ГЧП кардинально отличается от госзаказа и госзакупок- такой проект намного сложнее [6]. Необходимо не только провести конкурсные процедуры, но и выстроить систему оценки, экономического анализа, дальнейшего мониторинга и управления ГЧП, включить их в стратегию развития региона, структурировать, правильно подготовить закупочную и конкурсную документацию (Табл.2). При этом чиновник, ответственный за подготовку проекта ГЧП, должен знать и специфику отрасли, в которой проект будет осуществляться.

Таблица 2

Различия закупок для государственных нужд и контрактов ГЧП

Признак

Госзакупки

ГЧП

Длительность исполнения контракта, характер контракта

Разовый или краткосрочный (макс. до 3-5 лет)

Долговременный, повторяющийся или непрерывный (до 20-50 лет)

Потребитель продукции контракта

Органы власти, бюджетные учреждения

Общество, широкие слои населения, отрасли экономики

Критерий выбора поставщика/партнера

Цена при удовлетворительном качестве

Многокритериальный подход

Составлено автором.

В условиях низкой квалификации и уровня знаний госчиновников, отсутствия методологических материалов в сфере ГЧП госорганы часто поручают подготовку документации одному из возможных партнеров, в том числе неформально, что создает предпосылки нечестной конкуренции: формирование непреодолимых для других претендентов условий отбора частного партнера, получение этим претендентом преимущества в подготовке предложения для участия в конкурсе и т.п.

В данной ситуации для проведения подготовительных и оценочных работ целесообразно привлечение внешних экспертов и/ или консультантов. Однако их выбор, в свою очередь, также должен осуществляться в соответствии Федеральным законом № 44, также требует высокого уровня компетенции представителей органов власти.

Возможна также ситуация, когда инициатором проекта ГЧП выступает субъект бизнеса. При этом он проводит достаточно сложную и длительную подготовительную работу, требующую задействования человеческих и финансовых ресурсов компании. Когда же проект выносится на конкурс в соответствии с Федеральным законом № 44 для выбора частного партнера, для данного бизнес-субъекта возникает риск того, что будет выбран другой претендент. На данном примере мы также видим ограниченность применения данного закона для сферы ГЧП.

Исходя из изложенного, первоочередными задачами в сфере развития ГЧП, а также конкурентных отношений в данной сфере, можно назвать:

- принятие федерального закона о ГЧП и подзаконных актов, разработка методических материалов, в которых в том числе будут решены вопросы выбора частного партнера в различных исходных условиях;

- повышение уровня квалификации госслужащих, в том числе путем создания специализированных образовательных программ в области ГЧП в вузах;

-  проведение просветительской работы в бизнес-сообществе, как в российском, так и зарубежном о возможностях и преимуществах ГЧП как сферы ведения бизнеса в России.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва;

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

 


Библиографическая ссылка

Жамолетдинова Л.М. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20403 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074