Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ВЕРХОВОЙ ЧАСТИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ

Хапчаева Е.В. 1
1 ФГАОУ ВПО Волгоградский государственный университет
Проведен анализ развития населенных пунктов на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Выявлена динамика увеличения площадей населенных пунктов на основании изученного архивного материала Управления Росреестра по Волгоградской области и документов территориального планирования. Общая площадь населенных пунктов увеличилась в 2,2 раза. Проведена обработка полученных статистических данных и представлена структура земель, за счет которых происходит расширение населенных пунктов. 81% включаемых земель — это земли сельскохозяйственного назначения, 12% — земли государственного лесного фонда, 4% — земли промышленности, 1% — земли особо охраняемых территорий и объектов, 1% — земли водного фонда и 1% составляют земельные участки, которым присвоена категория земли населенных пунктов, но которые в границы населенных пунктов не входили. Выявлено несоответствие генеральных планов сельских поселений нормам действующего природоохранного, земельного и градостроительного законодательства, а также ранее разработанным схемам территориального планирования соответствующих муниципальных районов. Сделан вывод о необходимости корректировки генеральных планов и приведения их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к документам территориального планирования муниципальных образований, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения.
законодательство
категория земель
населенный пункт
генеральный план поселения
особо охраняемая природная территория
Волго-Ахтубинская пойма
1. Генеральный план Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района. Положения о территориальном планировании. Пояснительная записка. 14/01-ПЗ.П. Том 1. [Текст]/ ООО «Проектстрой». Волжский, 2011. URL://http:fgis.economy.gov.ru/fgis/ (дата обращения 05.03.2015).
2. Генеральный план Каршевитского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области. Материалы по обоснованию проекта генерального плана. 9.535-13-ГП.МО.ПЗ. Том 2. Книга 1. [Текст]/ КПВО «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро». Волгоград, 2013. URL://http:fgis.economy.gov.ru/fgis/ (дата обращения 15.03.2015).
3. Генеральный план Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. Материалы по обоснованию проекта генерального плана. Пояснительная записка. 0129300008012000115-005726-1-ГП.МО.ПЗ. Том 1. [Текст]/ ООО «Город». 2012. URL://http:fgis.economy.gov.ru/fgis/ (дата обращения 07.03.2015).
4. Генеральный план Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. Материалы по обоснованию проекта генерального плана. Пояснительная записка. 0129300008012000113-005726-1-ГП.МО.ПЗ. Том 1. [Текст]/ ООО «Город». 2012. URL://http:fgis.economy.gov.ru/fgis/ (дата обращения 05.03.2015).
5. Генеральный план Покровского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области. Материалы по обоснованию проекта генерального плана. 981-13-ГП.МО.ПЗ. Том 2. Книга 1. [Текст]/ КПВО «Волгоградское областное архитектурно-планировочное бюро». Волгоград, 2013. URL://http:fgis.economy.gov.ru/fgis/ (дата обращения 15.03.2015).
6. Материалы по обоснованию генерального плана Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области применительно к п. Маслово и х. Закутский Том 1 [Текст]/ Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Волгоград, 2012. URL://http:fgis.economy.gov.ru/fgis/ (дата обращения 03.03.2015).
7. Материалы по обоснованию генерального плана Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. Том 1 [Текст]/ Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Волгоград, 2013. URL://http:fgis.economy.gov.ru/fgis/ (дата обращения 03.03.2015).
8. Сводные материалы по мониторингу земель Ленского района Волгоградской области. [Текст]/ ОАО «ВолгградНИИгипрозем», Волгоград, 2004. — С. 41.
9. Сводные материалы по мониторингу земель Среднеахтубинского района Волгоградской области. [Текст]/ ОАО «ВолгградНИИгипрозем», Волгоград, 2004. — С. 42.
10. Схема землеустройства ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». [Текст]/ ОАО «Волгоград НИИгипрозем». Волгоград, 2003. – С.172.
Волго-Ахтубинская пойма является уникальным природным образованием, выгодно отличающимся от прилегающих степных территорий.

С целью сохранения, восстановления природных комплексов и биоразнообразия экосистем поймы в 1998 г. Волгоградской областной Думой принят закон «Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы» за № 167-ОД, в соответствии с которым в 2000 г. создан природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», ставший первой особо охраняемой территорией регионального значения Волгоградской области. В 2011 г. природному парку «Волго-Ахтубинская пойма» присвоен статус биосферного резервата.

Несмотря на значимость, природоохранный статус и особый правовой режим территории, Волго-Ахтубинская пойма испытывает значительную антропогенную нагрузку. Наиболее острой геоэкологической проблемой на сегодняшний день для данной территории является расширение населенных пунктов.

Цель исследования – анализ развития населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения «Природный парк “Волго-Ахтубинская пойма”».

Материалы и методы исследования

Материалами послужили документы территориального планирования муниципальных образований, расположенных на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»:

1)             схема территориального планирования Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области;

2)             схема территориального планирования Ленинского муниципального района Волгоградской области;

3)             проекты генеральных планов сельских поселений, расположенных в границах  природного парка, размещенные на сайте Министерства экономического развития в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

Использованы Сводные материалы по мониторингу земель Ленинского и Среднеахтубинского районов Волгоградской области, Схема землеустройства ГУ «Природный парк “Волго-Ахтубинская пойма”», находящиеся на хранении в архиве Управления Росреестра по Волгоградской области. Проведен анализ архивных документов и картографических материалов, полученные данные статистически обработаны. Также проведен анализ документов территориального планирования муниципальных образований на соответствие действующему природоохранному и земельному законодательству.

Результаты и обсуждения

Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» расположен на пойменной территории Среднеахтубинского, Ленинского и Светлоярского муниципальных районов Волгоградской области, на землях различного целевого назначения, в том числе на землях населенных пунктов. В Среднеахтубинском муниципальном районе в границах природного парка расположено 45 населенных пунктов (1 из них входит в границы парка частично), относящихся к 7 сельским поселениям: Ахтубинскому, Кировскому, Клетскому, Красному, Куйбышевскому, Суходольскому, Фрунзенскому. До 2011 г. в границы природного парка входили еще 4 населенных пункта городского поселения г. Краснослободск, исключенные из состава особо охраняемой природной территории постановлением Главы Администрации Волгоградской области № 672 от 29 июня 2011 г.

В Ленинском муниципальном районе в границах природного парка расположены 18 населенных пунктов (1 населенный пункт входит частично), относящихся к 6 сельским поселениям: Заплавинскому, Каршевитскому, Колобовскому, Маляевскому, Покровскому, Царевскому.

В Светлоярском муниципальном районе на территории парка расположено 2 населенных пункта Светлоярского сельского поселения.

В период с 2012–2014 гг. разработаны и утверждены генеральные планы сельских поселений Среднеахтубинского муниципального района применительно к 27 населенным пунктам и Ленинского муниципального района применительно к 6 населенным пунктам. При этом были проигнорированы требования действующего законодательства, предъявляемые к документам территориального планирования муниципальных образований, в границах которых расположены особо охраняемые природные территории.

В соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 г. № 244, подготовку проекта генерального плана следует осуществлять с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, в том числе муниципальных образований. Должна учитываться информация об ограничениях использования территории, объектах регионального значения, о зонах с особыми условиями использования, об особо охраняемых природных территориях и другая значимая информация для разработки проектов генеральных планов.

Схемой территориального планирования Ленинского муниципального района Волгоградской области, утвержденной решением Ленинской районной думы от 24.11.2009 г. № 3/9, учитываются границы и особенности правового режима использования земель природного парка как особо охраняемой природной территории регионального значения. В соответствии со Схемой территориального планирования на территории Ленинского муниципального района в границах парка предусмотрены строительство и реконструкция социально значимых объектов: реконструкция и асфальтирование существующих автомобильных дорог, восстановление систем водозаборов, очистных станций, строительство сооружений биологической очистки в селах, развитие газовой сети, реконструкция существующих общеобразовательных школ, больниц, библиотек и других объектов. Предусмотрены мероприятия по развитию рекреационно-туристической деятельности: создание туристических палаточных городков, расширение сети баз отдыха, строительство мотелей, кафе, организация рыболовно-охотничьих баз. В Схеме отражено, что ожидается увеличение жилищного фонда сельских поселений, при этом увеличения площади населенных пунктов не предусмотрено.

В соответствии с генеральными планами сельских поселений Ленинского муниципального района общая площадь населенных пунктов, расположенных на территории природного парка, увеличивается на 597,74 га.

 

Рис. 1. Динамика площадей населенных пунктов Ленинского муниципального района Волгоградской области в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»

Примечание. Составлено автором по: [2, 5, 8, 10].

 

Схемой территориального планирования Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, утвержденной решением Среднеахтубинской районной думы от 24.12.2009 г. № 6/31, также предусмотрено строительство социально важных объектов: строительство и реконструкция систем водоснабжения, газификации, завершение строительства второго, третьего и четвертого пускового комплекса моста через р. Волга, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог к населенным пунктам, строительство школ, дошкольных учреждений, учреждений торговли, спортивных комплексов, туристических баз с учетом функционирования природного парка «Волго-Ахтубинскя пойма».

Несмотря на то что Схема территориального планирования Среднеахтубинского муниципального района не предусматривает расширения населенных пунктов в пойменной части, в соответствии с генеральными планами сельских поселений площадь населенных пунктов увеличивается на 5392,026 га, или в 2,5 раза.

 

Рис. 2. Динамика площадей населенных пунктов Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»

Примечание. Составлено автором по: [1, 3, 4, 6, 7, 9].

 

Необходимо отметить, что прямой запрет на расширение населенных пунктов содержит Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденное постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 № 917.

Проведенный анализ проектов генеральных планов сельских поселений показал, что общая площадь населенных пунктов увеличилась на 5989,77 га, в основном за счет земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в границы населенных пунктов включены земли промышленности, земли особо охраняемых территорий и объектов, государственного лесного фонда, водного фонда, а также земельные участки, которые поставлены на кадастровый учет как земли населенных пунктов, но в действительности в состав населенного пункта не входили. В отдельную группу в проектах генеральных планов выделены земельные участки, в отношении которых не проведена процедура постановки на государственный кадастровый учет, как земельные участки неустановленной категории. Однако в соответствии с архивными данными это земли сельскохозяйственного назначения.

 

Рис. 3. Структура включаемых земель в границы населенных пунктов

Примечание. Составлено автором по: [1, 2, 3; 4, 5, 6, 7; 8; 9].

При включении в границы населенного пункта земель иных категорий эти земли становятся землями населенного пункта. Однако в Земельном кодексе Российской Федерации, а также в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» имеется прямой запрет на изменение целевого назначения земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий.

Цель планируемого использования большинства включаемых земельных участков – жилищное строительство. Стоить отметить, что Волго-Ахтубинская пойма является зоной возможного катастрофического затопления, и этот факт отражен в Схемах развития муниципальных районов. В зонах возможного катастрофического затопления строительство возможно в исключительных случаях, при этом необходимо проведение соответствующих инженерно-защитных мероприятий.

Генеральные планы поселений Среднеахтубинского и Ленинского муниципальных районов утверждены без положительного заключения государственной экологической экспертизы, что также является нарушением требований действующего законодательства.

Выводы

Генеральные планы сельских поселений, расположенных в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», разработаны и утверждены с грубыми нарушениями норм действующего законодательства, в связи с чем подлежат корректировке и приведению в соответствие с требованиями, предъявляемыми к документам территориального планирования муниципального образования, расположенного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения.

Если генеральные планы сельских поселений не будут пересмотрены, доля земель населенных пунктов в границах природного парка будет возрастать, так как генеральные планы утверждены применительно к 33 населенным пунктам из 65 расположенных на данной территории, что в свою очередь значительно увеличивает антропогенную нагрузку на экосистему Волго-Ахтубинской поймы.

Рецензенты:

Рулев А.С., д.с.-х.н., заместитель директора ФГБНУ «ВНИАЛМИ», г. Волгоград;

Иванцова Е.А., д.с.-х.н., заведующий кафедрой экологии и природопользования ФГАОУ ВПО «ВолГУ», г. Волгоград.

 


Библиографическая ссылка

Хапчаева Е.В. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ВЕРХОВОЙ ЧАСТИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20394 (дата обращения: 19.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074