Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КАК УПРАВЛЯТЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ?

Горновская А.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Актуальность предлагаемого вниманию читателей вопроса обусловлена объективными изменениями, происходящими в системе высшего образования под влиянием глобализации мировой экономики. В статье обосновывается значимость решения задач интернационализации применительно к инженерному образованию, а также необходимость дальнейшего поиска эффективных путей развития интернационализации инженерного образования и управления ее развитием, модернизации используемых способов управления. Автором выявляется противоречие между востребованностью в управлении интернационализацией с помощью локальных норм и отсутствием правового механизма такого управления. На основе опыта ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в статье предлагается опытно-экспериментальная модель, позволяющая эффективно управлять процессом интернационализации. Опыт ФГБОУ ВПО «КНИТУ» свидетельствует о том, что при соблюдении соответствующих условий использование механизма локального нормативного регулирования может стать одним из наиболее эффективных способов управления процессом интернационализации в инженерном ВУЗе.
Интернационализация высшего образования
инженерное образование
управление интернационализацией
локальное нормативное регулирование
1. Высшее профессиональное образование – синтез теории и практики. Сб. статей (ч.1). Под ред. М.Б. Сапунова и И.Б. Федорова. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 180 с.
2. Дьяконов Г.С., Российский научно-образовательный центр в сфере химической технологии / Г.С. Дьяконов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев // Высшее образование в России. – 2012. –№11. – с.48-58
3. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.
4. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М.Л. Агранович [и др.]. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Логос, 2010. 280 с.
5. Осипов П.Н. По пути интернационализации инженерного образования (опыт КНИТУ) / П.Н. Осипов, В.Г. Иванов, Ю.Н. Зиятдинова // Высшее образование в России. – 2014. – №3. –с.117-123
О глобализации и интернационализации сейчас принято говорить практически во всех отраслях человеческой деятельности. Характерна эта тенденция и для сферы высшего образования. Происходящие на современном этапе развития мирового сообщества процессы глобализации, интеграции и иные смежные процессы оказывают прямое влияние на изменения, происходящие в системе образования.

«Избежать интернационализации российским университетам невозможно, - считает один из ведущих экспертов в области мировых политических процессов, профессор МГИМО(У) М. Лебедева. - В современных условиях это приведет к быстрому и резкому отставанию не только образования и науки, но и страны в целом» [3, с.259].

Интернационализация высшего образования предполагает, что международный компонент будет внедрен в основные сферы жизнедеятельности ВУЗа - учебную, научно-исследовательскую, административную, в результате чего будет сформирована новая международная глубоко интернациональная по своей сути образовательная среда.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики перед высшим образованием встают цели, связанные с подготовкой профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившейся среде глобального рынка.

Очевидно, что для государства с точки зрения решения задач интернационализации интересны не все ВУЗы, а только те, которые способны удовлетворить его ожидания и стать глобальным лидером в этой области. Это ВУЗы, которые способны развиваться в парадигме «университет - исследователь» [3, с.237], - прежде всего, инженерные ВУЗы.

В настоящее время ценность элитного инженерного образования неуклонно возрастает, что обусловлено многими факторами. Среди важнейших из них можно назвать увеличение роли инноваций в экономике и быстрая смена технологий, которые влекут за собой ужесточение требований к фундаментальному образованию инженеров, их интеллектуальным, волевым и организационным качествам; резкое возрастание роли малых и средних инновационных компаний в современной высокотехнологичной экономике, что повышает требования к целостности, универсальности и широте подготовки инженера, расширяя тем самым зону его ответственности.

Технические специалисты и научно-технические кадры всегда и во всех странах являются неотъемлемой и важнейшей движущей силой экономических преобразований, поэтому очевидно, что их подготовке, соответствующей международным стандартам качества, необходимо уделять первостепенное внимание. Подготовка кадров с высоким уровнем профессиональной компетенции, социальной и личной ответственности за настоящее и будущее страны требует формирования инновационного образовательного пространства, основанного на лучших образцах образовательной практики советского и российского инженерного образования, соответствующего или превосходящего по ряду позиций требования мировых стандартов качества образования [2, с.49].

В 2009 году А.А. Фурсенко, занимавший на тот момент пост министра образования и науки России, высказал мысль о том, что российское инженерное образование относится к российским брендам, конкурентоспособным, имеющим мировое признание, с которыми страна может выйти на мировой рынок [1, с.7].

В связи с вышеизложенным, решение задач интернационализации в отношении инженерного образования представляется нам особенно важным.

Однако, интернационализация может стать важнейшим ресурсом развития университета, если он способен управлять и контролировать этот процесс. Это побуждает нас к дальнейшему поиску эффективных путей развития интернационализации инженерного образования  и управления ее развитием, а также к модернизации используемых способов управления.  Своевременным и интересным эту проблематику делает и то, что на смену традиционному пониманию управления педагогическими системами как целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую приходит понимание «управления» как «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного взаимодействия».

Интернационализация в целом, а интернационализация инженерного образования как элитного технического образования тем более - это объективный, комплексный, многоуровневый, поэтапный, динамичный и противоречивый процесс. Следовательно, управление процессом интернационализации - процесс еще более сложный по своему содержанию и трудоемкости.  Сегодня в академической среде есть понимание того, что «интернационализацией и глобализацией можно и нужно управлять», причем, если делать это «компетентно, со знанием дела», то «можно не только  предупредить  их отрицательные последствия, но и, напротив, получить существенные позитивные результаты» [4, с.14]. Возникает закономерный вопрос: как «компетентно, со знанием дела» управлять интернационализацией в инженерном ВУЗе?

Очевидно, что эффективно управлять интернационализацией возможно лишь при наличии ряда организационно-педагогических условий. По мнению некоторых ученых, к таковым относятся формирование единой политики интернационализации университета, реализуемой через ряд принятых в университете программ, проектов и концепций;  внедрение единой интегрированной системы управления процессами интернационализации; создание мультикультурной и мультиязыковой среды университета; разработка нормативно-методического обеспечения опережающего образовательного процесса и некоторые иные условия, обеспечение которых  позволяет на практике проводить политику интернационализации инженерного образования.[5, с.121].

В связи с нашим исследованием важнейшим из организационно-педагогических условий нам представляется условие о наличии единой интегрированной системы и нормативно-методического обеспечения управления интернационализацией. Важно реализовать все лучшее, что заложено в стратегических документах, принятых на международном и федеральном уровнях. Однако при том, что законодателем предоставлено ВУЗам право управлять процессом интернационализации и заниматься нормотворчеством, оказалось, что ВУЗы по различным причинам недостаточно широко используют сферу своей самостоятельности, да и степень ее далеко не однозначна. Кроме того, несмотря на продекларированную необходимость вхождения в международное образовательное пространство, в системе управления ВУЗом часто отсутствует или недостаточно эффективно функционирует инфраструктура поддержки интернационализации.

В ходе исследования нами было выявлено важнейшее противоречие между востребованностью в управлении интернационализацией с помощью локальных норм и  отсутствием правового механизма такого управления.

В связи с этим нами предлагается и обосновывается на опыте ФГБОУ ВПО «КНИТУ» опытно-экспериментальная модель управления интернационализацией инженерного ВУЗа, включающая в себя следующие элементы:

а) Создание новых организационно-управленческих структур с наделениями их новыми функциями, создание правовых механизмов их функционирования и взаимодействия со смежными структурами. С 1 октября 2014 года в структуре Управления международной деятельности ФГБОУ ВПО «КНИТУ» был создан отдел правового сопровождения, на который были возложены такие задачи, как осуществление правовой поддержки взаимодействия университета с международными образовательными и научными организациями; разработка механизмов локального нормативного регулирования международной деятельности ФГБОУ ВПО «КНИТУ»; повышение эффективности управления академической мобильности; мониторинг, анализ и подготовка отчетности о международной деятельности университета; осуществление защиты правовых интересов ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в рамках осуществления международной деятельности.

б) Разработка и внедрение новых локальных нормативные актов, с помощью которых осуществляется прямое управление интернационализацией, и требований к их формированию. Речь идет о таких документах, как Положение об академической мобильности, Положение о долгосрочных совместных международных образовательных программах, Положение о краткосрочных совместных международных программах, Положение о порядке приема иностранных делегаций, Положение о порядке выдачи двойных дипломов и т.д.

в) Принципы, которым должна отвечать система управления интернационализацией: соблюдение рационального числа элементов в структуре управления, гибкость, четкое разграничение полномочий между субъектами управления, специализация, единство прав и ответственности, активность и вовлеченность субъектов в процесс нормотворчества и иные.

г) Организационно-педагогические условия реализации модели и показатели качества управления интернационализацией: мониторинг состояния интернационализации, стимулирование академической мобильности, включенность субъектов образовательного процесса в нормотворческую деятельность и формирование у них навыков нормотворчества и другие условия.

Очевидно, что продвижение российской высшей школы на международном рынке образовательных услуг будет во многом определяться адекватностью государственных мер, но и сами ВУЗы могут и должны предпринять всевозможные меры, способствующие своей интернационализации.

Нам представляется, что при соблюдении соответствующих условий использование механизма локального нормативного регулирования может стать одним из наиболее эффективных способов управления процессом интернационализации в инженерном ВУЗе.

Рецензенты:

Кондратьев В.В., д.п.н., заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности ИДПО ФГБОУ ВПО «КНИТУ», директор Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей ИДПО ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань;

Осипов П.Н., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «КНИТУ», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Горновская А.В. КАК УПРАВЛЯТЬ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ? // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20321 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674